Главная страница


Дюжева н. С



Скачать 139.25 Kb.
НазваниеДюжева н. С
Дата14.04.2016
Размер139.25 Kb.
ТипДокументы

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ПЕТЕРГОФА

ДЮЖЕВА Н.С.,

старший воспитатель

ГБДОУ детский сад №11 Петродворцового района

Кто добр душой и мыслью ясен

Всегда поведать всем готов

О том, как сказочно прекрасен

Великолепный Петергоф!

А.Ранцев

Петергоф - «Парадиз», «Столица фонтанов», «Жемчужина искусств» - так по сей день называют этот дворцово-парковый ансамбль на берегу Финского залива, созданный по замыслу Петра Великого. Искусство и талант выдающихся скульпторов, мастеров фонтанного и садово-паркового дела разных эпох воплотились в достопримечательностях Петергофа. И спустя века, мы имеем возможность любоваться его красотой. Условия Петергофа – города музея под открытым небом, города истории, уникального памятника искусства – позволяют ребенку погрузиться в атмосферу настоящего искусства, познать мир прекрасного, соприкоснуться с историей, музыкой, поэзией и этикетом.

В основной образовательной программе дошкольного образования определен региональный компонент образовательной деятельности, который реализуется через авторскую систему работы по ознакомлению дошкольников с историй и культурой Петергофа - «Петергофоведение». Главной целью данной работы является содействие становлению личности ребенка, развитию его познавательных, творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия Петергофа.

В целях приобщения дошкольников к истории и культуре Петергофа, воспитания нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности нами были выбраны следующие приоритетные направления деятельности:

-создание целеполагающей, педагогически обоснованной, развивающей среды в группах, направленной на ознакомление дошкольников с основами истории и культуры Петергофа;

-разработка и внедрение системы ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа;

-приобщение дошкольников к различным видам искусства Петергофа – архитектуре, живописи, музыке, поэзии;

-планомерное воспитание в детях патриотических, и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родному городу, историческому прошлому, мировому культурному наследию родного города;

-воспитание культуры юного жителя Петергофа.

В ходе реализации поставленных целей в детском саду проводятся следующие основные мероприятия: организация совместной деятельности детей и педагогов по ознакомлению с историей и культурой Петергофа, экскурсии в ГМЗ «Петергоф», Петровские ассамблеи, презентации действующей выставки творческих работ детей «Мой любимый Петергоф». Для обеспечения методического сопровождения данной работы подготовлены методические пособия и разработки, дидактические материалы, оформлена наглядность по ознакомлению с историей и культурой Петергофа

В детском саду разработана система ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа. Реализация данной системы осуществляется в непосредственной образовательной деятельности с детьми в течение учебного года 1 раз в неделю, в виде интегрированных занятий.

Воспитательно-образовательные задачи по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа решаются интегрировано в ходе освоения практически всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Под интеграцией понимается взаимопроникновение и взаимодействие образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса в данной системе. Связующим звеном служат тематические занятия они являются примером интеграции содержания образовательных областей, поскольку направлены на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального и художественно-эстетического развития детей, решение задач познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, приобщение к общепринятым нормам и правилам. Принцип интеграции обеспечивает целостность восприятия дошкольником окружающего мира.

1. Образовательная область «Коммуникация». Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Значимость ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа для развития речи заключается в том, что данная деятельность предоставляет детям возможность широкой наглядной и прикладной практической деятельности (ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы, экскурсии, поэзия), накопление жизненного опыта, развитие свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков. Формируется освоение значений слов и их уместное употребление. Развивается лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. В процессе ознакомления с Петергофом еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словообразования, воспитывается правильная речь, формируется выразительность и плавность речи, дикция, воспитывается культура речевого общения.

Основными формами образовательной деятельности являются: беседа, как метод обучения диалогической речи, обучение рассказыванию по предмету, по картине, из опыта, по воссоздающим наблюдениям, обучение творческому рассказыванию, формирование связных высказываний типа суждений, разучивание стихов, речевые игры, театрализованные, режиссерские, игры, тематические досуги, экскурсии.

2. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Основные формы образовательной деятельности: чтение художественной литературы; беседа; рассматривание книг и иллюстраций к произведениям; обсуждение произведений; работа с энциклопедиями, справочниками; занятия: рисование, лепка, аппликация, конструирование по мотивам прочитанных произведений; театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые игры; тематические досуги; выставки книг, создание детской библиотеки.

3. Образовательная область «Познание». Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей. Одной из наиболее эффективных форм развития познавательно-исследовательской деятельности у детей является экспериментирование. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное А.Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим механизмом творчества ребенка [6]. Петергоф - великолепный ансамбль парков, дворцов и фонтанов. Это единственный ансамбль в мире, фонтаны которого работают без насосов и сложных водонапорных сооружений. Для того, чтобы детям было легче понять принцип действия фонтанов педагогами разработана серия опытов для детей «Как работают фонтаны»

Основные формы образовательной деятельности: наблюдение; рассматривание предметов, объектов природы; проблемные ситуации; создание коллекций; экспериментирование; конструирование; дидактические, строительные, настольно-печатные, математические, логические игры; тематические досуги, КВН, викторины; выставки работ, сделанных своими руками.

4. Образовательная область «Физическая культура». Воспитательно-образовательная работа, направленная на реализацию данной области, решаются через использование здоровьесберегающих технологий.

Основные формы образовательной деятельности: пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, подвижные игры, достаточно широко используется технология «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной музыкальным руководителем [3].

5. Образовательная область «Социализация». Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Педагогическая работа, направленная на решение данных задач – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и общества. Основным средством нравственного воспитания дошкольников в данной системе является природа, архитектура, памятники и музеи Петергофа, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные чувства.

Основные формы образовательной деятельности : беседа, наблюдение, обсуждение художественных произведений, поступков главных героев, рассматривание иллюстраций и сюжетных картин с этическим содержанием, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, уроки этикета.

6. Образовательная область «Труд». Цель: формирование положительного отношения к труду. Между Петергофоведением и трудом возникают следующие отношения: иллюстрированные материалы, художественные произведения о Петергофе, участие в трудовых мероприятиях на участке детского сада имеют в своей основе моральное содержание. В них через художественные образы, знакомство с историей, воспитывается трудолюбие, гордость за достижение положительных трудовых результатов, к результатам труда.

Основные формы образовательной деятельности: наблюдение, поручения, ознакомление с трудом взрослых, беседа, экспериментирование, рассматривание объектов природы, быта, произведений искусства с целью обогащения опыта изготовления предметов, выставки коллективных работ и совместных поделок из бросового материала;

7. Образовательная область «Художественное творчество». Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и искусстве. Только через искусство, по мнению Б.М.Неменского, человек способен не только понять, но и «пережить опыт предшествующих поколений» [4]. Живопись, скульптура, архитектура ярко представлены в Петергофе. Чтобы искусство достигло своей цели, радовало нас, волновало, расширяло наши познания, надо уметь его видеть. Ознакомление с историей и культурой Петергофа способны решить эти задачи. Лучшей формой закрепления и осмысления впечатлений и знаний, полученных детьми при ознакомлении с историей и культурой Петергофа, выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации. Так возникает ситуация «знание через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе с дошкольниками [4].

Основные формы образовательной деятельности: рассматривание объектов искусства и природы; обсуждение произведений искусства; создание коллекций; рисование, аппликация, лепка; изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр; выставки детских работ «Мой любимый Петергоф»; прогулки; самостоятельная изобразительная деятельность.

8. Образовательная область «Музыка». Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Основные формы образовательной деятельности: слушание музыки, обсуждение музыкальных произведений искусства, занятия музыкальные, музыкальные досуги, создание коллекций музыкальных произведений, экскурсии;

Музыкальный руководитель детского сада работает по авторской разработке «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Петергофа, через знакомство с музыкой, поэзией, танцем и искусством».

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности педагогического процесса, специфики деятельности по ознакомлению детей с историей и культурой Петергофа, от опыта и творческого подхода педагога.

Закрепление знаний, полученных в повседневной работе в детском саду, происходит на экскурсиях в ГМЗ «Петергоф»

Принимая во внимание тот факт, что дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии личности человека, подчеркиваем значение приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, миру искусства, культуры и истории.

И у нас, живущих в прекрасном Петергофе, есть неиссякаемый культурный и исторический источник воспитания и образования. Ознакомление дошкольников с историей и культурой Петергофа позволяет погрузить ребенка в прекрасный мир искусства, архитектуры, живописи, литературы, истории.

Приложение

Тематическое планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа – Петергофоведение

месяц

Недели месяца

Тема совместной деятельности

Основная образовательная область

сентябрь

1 неделя

Петр Великий – император России.

Коммуникация

2 неделя

Постройки Петровской эпохи. Архитектура, кораблестроение и т.п.

Познание

3 неделя

Самый, самый….. человек.

Социализация

4 неделя

Портрет Петра Великого

Художественное творчество

октябрь

1 неделя

Мой родной город – Петергоф.

Символы Петергофа – герб, гимн.

Коммуникация

2 неделя

Полет над городом - макет и карта города

Познание

3 неделя

Я житель Петергофа. Правила поведения дома и на улице.

Социализация

4 неделя

Полет над городом - макет и карта города

Художественное творчество

ноябрь

1 неделя

Что было до… История возникновения Петергофа. Строительство фонтанов.

Коммуникация

2 неделя

Как работают фонтаны

Познание

3 неделя

Как вести себя в парке и музее

Социализация

4 неделя

Великолепные фонтаны

Художественное творчество

декабрь

1 неделя

Рождественские балы

Коммуникация

2 неделя

Рождественский бал во дворце

Познание

3 неделя

Давайте, говорить друг другу комплименты.

Социализация

4 неделя

Рождественские подарки.


Художественное творчество

январь

2 неделя

Придворные игры и забавы.

Коммуникация

3 неделя

Придворные игры и забавы.


Социализация

4 неделя

Зимние забавы.

Художественное творчество

февраль

1 неделя

Русская армия. Защитники Отечества.

Коммуникация

2 неделя

Военная техника различных эпох.

Познание

3 неделя

Мы гордимся защитниками Отечества.

Социализация

4 неделя

Русская армия сильна.

Художественное творчество

март

1 неделя

Императоры и императрицы России.

Коммуникация

2 неделя

Костюмы и прически.

Познание

3 неделя

Школа изящных манер.

Социализация

4 неделя

Прекрасные дамы и кавалеры. Костюмы и прически.

Художественное творчество

апрель

1 неделя

Ассамблеи, балы, маскарады.

Коммуникация

2 неделя

Как работают фонтаны

Познание

3 неделя

Придворный этикет. Современный этикет.

Социализация

4 неделя

Маски, украшения, наряды

Художественное творчество

май

1 неделя

Возрождение из пепла – Петергоф во время ВОВ. Восстановление Петергофа.

Современный Петергоф.

Коммуникация

2 неделя

Петергоф - наукоград. КВН – Знай и люби свой город.

Познание

3 неделя

Я житель Петергофа. Великие люди Петергофа – вчера и сегодня.

Социализация

4 неделя

Мой любимый Петергоф.

Художественное творчество


Литература

1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. Конспекты занятий. - М.:ТЦ Сфера, 1999. – 112с. - (Серия «Вместе с детьми»)

2. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей. От3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – СПб.: Паритет, 2005. – 288с.

3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е издание., испр. и доп. – СПб.: ЛОИГО, 200. – 220с.

4. Б.Н.Неменский, И.Б.Полякова, Т.Б.Сапожникова Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.Н.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. – 139с.

5. Музейная педагогика: из опыта методической работы. / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 416с. – (Программа развития)

6. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. //Вопросы психологии. 1991. - №4. – с.29-34