|
Практикум для педагогов Петродворцового района в рамках творческой группы «Город и дети» «Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Практикум для педагогов
Петродворцового района
в рамках творческой группы «Город и дети»
«Интеграция образовательных областей
при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа»
Подготовили и провели педагоги
ГБДОУ детский сад №11 Петродворцового района Санкт-Петергбурга Старший воспитатель Дюжева Н.С.
Воспитатель Косихина Л.В.
Воспитатель Кукушкина И.В.
Музыкальный руководитель Жебенева Л.В.
Санкт-Петербург 2012
Петергоф 2012 Цель: распространение педагогического опыта среди педагогов района. Создание мотивации педагогов района к деятельности в направлении ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа. Задачи:
- познакомить педагогов района с опытом педагогов ГДОУ дс №11
- проанализировать теоретические и практические основы создания условий для реализации направления Петергофоведение
- представление новых форм работы с детьми при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа
Участники семинара:
педагоги творческой группы Петродворцового района «Город и дети» Программа практикума: Представление деятельности педагогов ГБДОУ дс №11 по ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа Подготовили и повели педагоги ГБДОУ дс №11: 1. «Я живу в Петергофе» - интеграция образовательных областей
при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа
старший воспитатель ГБДОУ дс №11 Дюжева Н.С. 2. «Я – исследователь» - познавательно-исследовательская деятельность в ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа»
Воспитатель ГБДОУ дс №11 Косихина Л.В. 3. «Я – поэт» - интегрированный подход к изучению истории и культуры Петергофа через музыку, поэзию и танец.
Музыкальный руководитель ГБДОУ дс №11 Жебенева Л.В. 4. «Я- творец» - знакомство с историей и культурой Петергофа через приобщение к художественному творчеству.
Воспитатель ГБДОУ дс №11 Кукушкина И.В.
1.Ведущая:
«Парадиз», «русская Версалия», «столица фонтанов», «жемчужина искусств» - так по сей день называют этот дворцово-парковый ансамбль на берегу Финского залива, созданный по замыслу Петра Великого во славу победы России в Северной войне и ее выхода к Балтийскому морю.
Искусство и талант выдающихся зодчих, скульпторов, мастеров фонтанного и садово-паркового дела разных эпох воплотились в достопримечательностях Петергофа. И мы, спустя века, имеем возможность любоваться его красотой.
Во все времена Петергоф вдохновлял поэтов, художников, композиторов.
Петергоф вдохновил и нас.
Мы хотим сегодня познакомить вас с нашей работой. Главной целью нашей работы является содействие становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия Петергофа.
Пусть Петергоф вдохновит и вас.
Наслаждайтесь, вдохновляйтесь, творите!
Работать мы сегодня будем для вас и вместе с вами творческой группой. Весь материал, представленный вам сегодня создан в тесном взаимодействии нашей творческой группы.
Представляю вам нашу творческую группу:
Старший воспитатель ГБДОУ дс №11 Дюжева Н.С.
Воспитатель ГБДОУ дс №11 Косихина Л.В.
Музыкальный руководитель ГБДОУ дс №11 Жебенева Л.В.
Воспитатель ГБДОУ дс №11 Кукушкина И.В.
Девиз нашего практикума:
Кто добр душой и мыслью ясен
Всегда поведать всем готов
О том, как сказочно прекрасен
Великолепный Петергоф! 2.Начнем мы с вами работу с небольшой разминки:
Разминка «Верите ли Вы, что….» - Верите ли Вы, что вода к фонтанам Петергофа поступает с Финского залива? (Нет)
- Верите ли Вы, что самый известный парк в Петергофе называется Нижним? (Да)
- Верите ли Вы, что Ольгин остров на одноименном пруду назван в честь дочери Николая 2?(Нет)
- Верите ли Вы, что фонтан Самсон был создан при Петре 1? (Нет)
- Верите ли Вы, что Герман Греф является почетным гражданином Петергофа? (Да)
- Верите ли Вы, что вода в фонтаны попадает самотеком? (Да)
- Верите ли вы, что Ольгино, Санино, Марьино названы в честь детей Николая 1? (да)
- Верите ли Вы, что Дворец Коттедж строился для императрицы Екатерины 2 (Нет) Немного вопросов на знание Петергофа с подтекстом)?
1.Какое сооружение носит название одной из древних настольных игр? (Шахматная гора)
2.Какой фонтан носит название геометрической фигуры?
(Пирамида)
3.Где можно специально заблудиться в Нижнем парке?
(Лабиринт)
4.Какая дорога в Нижнем парке все время мокрая
(Мокрая дорога) Ведущая:
Вот сколько загадок и тайн хранит в себе Петергоф. И мы сегодня попытаемся открыть некоторые из них. Условия Петергофа – города музея под открытым небом, города истории, уникального памятника подлинного искусства – позволяют ребенку погрузиться в атмосферу настоящего искусства, познать мир прекрасного, соприкоснуться с разными эпохами, стилями, историей, музыкой, поэзией и этикетом. И поэтому при написании образовательной программы нашего ГДОУ мы определили для себя региональный компонент образовательной деятельности – система работы по ознакомлению дошкольников с историй и культурой Петергофа «Петергофоведение». В целях приобщения дошкольников к истории и культуре Петергофа, историческим ценностям, воспитания нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности нами были выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления деятельности:
- создание целеполагающей, педагогически обоснованной, развивающей среды в группах, направленной на ознакомление дошкольников с основами истории Петергофа
- разработка и внедрение системы ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа
- приобщение дошкольников к различным видам искусства Петергофа – архитектура, живопись, фольклор, музыка, поэзия
- планомерное воспитание в детях патриотических, и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родному городу, историческому прошлому, мировому культурному наследию родного города
- воспитание культуры юного жителя Петергофа в условиях социума В ходе реализации поставленных целей проводятся следующие основные мероприятия:
- Экскурсии в ГМЗ «Петергоф»
- Петергофские ассамблеи
- Организация совместной деятельности детей и педагогов по ознакомлению с историей и культурой Петергофа
- разработаны методические пособия и разработки, дидактические материалы
- оформлена наглядность по ознакомлению с историей и культурой Петергофа
- действующая выставка творческих работ «Мой любимый Петергоф» 3.Игра «Педагогическая змейка»
Цель: выявить уровень понимания сущности ознакомления с историей и культурой Петергофа.
Ведущая: для определения вашего понимания сущности ознакомления с историей и культурой Петергофа я предлагаю Вам лист бумаги, который я запускаю по кругу. Каждый из вас должен написать ассоциативное слово с выражением «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Петергофа. «Петергофоведение», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику.
(Педагоги записывают слова на листе бумаги. Затем ведущая зачитывает высказывания, записанные педагогами) 4.Основное направление Петергофоведения –
нравственно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста. Ведущая:
Как уже было сказано ранее нашей творческой группой разработана система ознакомления дошкольников старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа «Петергофоведение.
Система разработана для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана система на организацию непосредственной образовательной деятельности с детьми на учебный год. Организованная совместная деятельность проводится 1 раз в неделю, в виде интегрированных занятий.
Итак мы с вами подошли с вами к
5.Интеграции образовательных областей
при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа позволяет решать практически все воспитательно-образовательные задачи, а также и оздоровительные. Методы и средства применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. 5.1.Коммуникация.
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Значимость ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа для развития речи в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и прикладной практической деятельности (ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы, экскурсии, поэзия и т.п.), накопление жизненного опыта, развитие психических функций, свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.
Формируется освоение значений слов и их уместное употребление в соответствующем контексте высказывания. Развивается лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению
Ознакомление с Петергофом в полной мере отвечает поставленным задачам развития речи: в речи отражаются названия предметов, их свойства, действия, признаки и т.п. В процессе ознакомления с Петергофом еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словообразования, воспитывается орфоэпически правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется выразительность и плавность речи, дикция, воспитывается культура речевого общения. Формы образовательной деятельности:
Ознакомление дошкольников с историей и культурой Петергофа
позволяет с успехом совершенствовать речевые умения и навыки детей через следующие формы образовательной деятельности:
- беседа, как метод обучения диалогической речи
- обучение рассказыванию по предмету, по картине, из опыта, по воссоздающим наблюдениям
- обучение творческому рассказыванию
- формирование связных высказываний типа суждений
- рассказывание воспитателя
- разучивание стихов
- наблюдение
- рассматривание объектов природы, сюжетных и предметных картин;
- рассматривание картин (пейзаж, натюрморт и т.п.) и составление по ним связных рассказов;
- речевые игры;
- речевые игровые упражнения;
- обсуждение (произведений искусства и др.);
- создание соответствующей предметно-развивающей среды;
- создание библиотеки;
- театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые
- тематические досуги;
- театральные постановки спектаклей; др.
- экскурсии;
-прогулки; Задание для педагогов практикума:
1.Отгадайте о чем говорили дети?. (приложение )
2. Продолжите стихотворение.(приложение) Практический материал к практикуму :
1..Стихи о Петергофе автор музыкальный руководитель Жебенева Л.В.
2.Стихи о Петергофе известных поэтов.
3. Продолжи стихотворение.
5.2.Чтение художественной литературы Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
Задачи:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Формы образовательной деятельности
-беседа;
- рассматривание книг и иллюстраций к произведениям;
- игровое упражнение;
- конструирование на тему прочитанных произведений;
- обсуждение (произведений и др.);
- создание детской библиотечки (книжки-малышки своими руками);
- работа с энциклопедиями, справочниками
- чтение художественной литературы
- занятия: рисование, лепка, аппликация, конструирование могут иметь темы по мотивам прочитанных произведений;
- театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые);
- тематические досуги;
- выставки книг;
- создание соответствующей предметно-развивающей среды;
- экскурсии;
- прогулки;
- создание детской библиотеки; 5.3.Познание. Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
Задачи:
сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны или явления действительности, развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, создается субъективно-новый продукт.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н.Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим механизмом творчества ребенка.
Петергоф- великолепный ансамбль парков, дворцов и фонтанов. Это единственный ансамбль в мире, фонтаны которого работают без насосов и сложных водонапорных сооружений. Давайте вместе попробуем разобраться в устройстве этих сложных механизмов.
Для того, чтобы детям было легче понять принцип действия фонтанов проведем вместе с ними серию опытов «Как работают фонтаны» Формы образовательной деятельности:
- наблюдение;
- беседа;
- рассматривание предметов, объектов природы, быта;
- игровое упражнение;
- проблемная ситуация;
- создание коллекций;.
- экспериментирование;
игры (дидактические, строительные, настольно-печатные, математические, логические);
- тематические досуги;
- математические КВН;
- выставки работ, сделанных своими руками;
- самостоятельная конструктивная деятельность;
- создание соответствующей предметно-развивающей среды;
- экскурсии;
- прогулки; Задание для педагогов практикума:
Проделать опыты вместе с педагогом ГДОУ дс №11 «Как работают фонтаны» Практический материал:
Экспериментирование «Как работают фонтаны»
5.3. Физическая культура.
Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя реализацию здоровьесберегающих технологий.
Формы образовательной работы:
«Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной
Пальчиковая гимнастика
Логоритмические упражнения С использованием здоровьесберегающей технологии «Ритмическая мозаика» педагог музыкальный руководитель нашего ГДОУ знакомил педагогов района на семинаре. (Представить презентацию в печатном виде) Задание для педагогов практикума:
Старинные подвижные игры Петергофа
Пальчиковые игры Практический материал:
Старинные подвижные игры Петергофа
Пальчиковые игры 5.4. Социализация. Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
Задачи:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Педагогическая работа, направленная на решение данных задач – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, выражения отношения к людям, к себе, к природе. Результатом данной работы являются появление и утверждение к личности определенного набора нравственных качеств, и чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, архитектура, памятники и музеи Петергофа, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные чувства. Формы образовательной деятельности:
- беседа;
- наблюдение;
- рассматривание иллюстраций и сюжетных картин с этическим содержанием;
- игра;
- игровое упражнение;
- обсуждение художественных произведений, поступков главных героев и др.);
др.
- создание соответствующей предметно-развивающей среды;
- игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые);
- тематические досуги;
- экскурсии
- уроки этикета
Развитие игровой деятельности.
Сюжетно-ролевые игры.
Подвижные игры.
Театрализованные игры.
Дидактические игры. Задания для педагогов практикума:
1.Знаете ли Вы имена почетных граждан Петергофа? 5.5.Труд Цель: формирование положительного отношения к труду.
Задачи:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Между Петергофоведением и трудом возникают следующие отношения: иллюстрированные материалы, художественные произведения о Петергофе, участие в трудовых мероприятиях на участке ДОУ имеют в своей основе моральное содержание. В них через художественные образы, знакомство с историей, воспитывается трудолюбие, гордость за достижение положительных трудовых результатов, к результатам труда . Дети, оценивая поступки и действия персонажей, отражают это в своей деятельности в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Формы образовательной деятельности:
наблюдение;
поручения;
ознакомление с трудом взрослых;
беседа;
игра;
проблемная ситуация;
создание коллекций;
изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр;
экспериментирование;
рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства с целью обогащения опыта изготовления предметов;
игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые);
тематические досуги;
выставки коллективных работ и совместных поделок из бросового материала;
экскурсии;
прогулки;
5.6.Художественное творчество Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
Знакомство детей с искусством должно начинаться как можно раньше. Не случайно эстетическое воспитание рассматривается как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и искусстве. Только через искусство, по мнению Б.М.Неменского, человек способен не только понять, но и «пережить опыт предшествующих поколений»
Живопись, скульптура, архитектура обогащают и украшают нашу жизнь. Чтобы искусство достигло своей цели, радовало нас, волновало, расширяло наши познания, надо уметь его видеть. Ознакомление с историей и культурой Петергофа способны решить эти задачи.
Лучшей формой закрепления и осмысления впечатлений и знаний, полученных детьми при ознакомлении с историей и культурой Петергофа, выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации. Так возникает ситуация «знание через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе с дошкольниками. Формы образовательной деятельности:
рассматривание эстетически привлекательных объектов искусства и природы;
игра;
игровое упражнение;;
обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.);
создание коллекций;
совместная деятельность (рисование, аппликация, худож. конструирование, лепка);
изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр;
экспериментирование;
тематические досуги;
выставки детских работ «Мой любимый Петергоф» в ГДОУ
выставки творческих работ в других местах (библиотека)
создание коллекций;
экскурсии;
прогулки;
самостоятельная изобразительная деятельность
Задание для педагогов практикума:
1.Изготовление маскарон из соленого теста. Практический материал:
Изготовление маскарон из соленого теста. 5.7.Музыка Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
Формы образовательной деятельности:
беседы;
рассматривание эстетически привлекательных предметов и объектов;
слушание музыки;
логоритмические игры;
обсуждение музыкальных произведений искусства, средств выразительности и др.
др.
занятия музыкальные;
занятия: рисование, аппликация, худож.. конструирование, лепка могут иметь музыкальное сопровождение для полноты создания образа;
игры (музыкально-дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые);
музыкальные досуги;
создание коллекций музыкальных произведений;
создание соответствующей предметно-развивающей среды;
экскурсии;
прогулки;
Музыкальный руководитель нашего ГДОУ работает по программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Петергофа, через знакомство с музыкой, поэзией, танцем и искусством», с которой она тоже знакомила педагогов района (Презентация в печатном виде) Задание для педагогов практикума:
Исполнить танец «Менуэт» под руководством музыкального руководителя. Задание для педагогов практикума:
И чтобы закрепить наши знания о Петергофе мы приглашаем Вас на экскурсии по самому знакомому месту Петергофа: 6. Мини-экскурсия «Ольгин пруд» (по макету «Ольгин пруд»)
Закончить нашу встречу мы бы хотели песней автором которой является музыкальный руководитель Жебенева Л.В.
Песня «Мой Петергоф» Практический материал:
Текст Песни Л.В.Жебеневой «Мой Петергоф» 7.Обсуждение итогов практикума.
Игра «Педагогическая змейка»
Цель: выявить степень заинтересованности педагогов материалами практикума.
Ведущая: я предлагаю Вам лист бумаги, который я запускаю по кругу. Каждый из вас должен написать наиболее яркий, момент практикума, который ему запомнился и который он может использовать в своей работе.
(Педагоги записывают мнения на листе бумаги. Затем ведущая зачитывает высказывания, записанные педагогами) |
|
|