Главная страница


Практикум для педагогов Петродворцового района в рамках творческой группы «Город и дети» «Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа»



Скачать 170.95 Kb.
НазваниеПрактикум для педагогов Петродворцового района в рамках творческой группы «Город и дети» «Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа»
Дата14.04.2016
Размер170.95 Kb.
ТипПрактикум

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Практикум для педагогов

Петродворцового района

в рамках творческой группы «Город и дети»

«Интеграция образовательных областей

при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа»

Подготовили и провели педагоги

ГБДОУ детский сад №11 Петродворцового района Санкт-Петергбурга
Старший воспитатель Дюжева Н.С.

Воспитатель Косихина Л.В.

Воспитатель Кукушкина И.В.

Музыкальный руководитель Жебенева Л.В.

Санкт-Петербург 2012

Петергоф 2012
Цель: распространение педагогического опыта среди педагогов района. Создание мотивации педагогов района к деятельности в направлении ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа.
Задачи:

- познакомить педагогов района с опытом педагогов ГДОУ дс №11

- проанализировать теоретические и практические основы создания условий для реализации направления Петергофоведение

- представление новых форм работы с детьми при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа

Участники семинара:

педагоги творческой группы Петродворцового района «Город и дети»
Программа практикума:
Представление деятельности педагогов ГБДОУ дс №11 по ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа
Подготовили и повели педагоги ГБДОУ дс №11:
1. «Я живу в Петергофе» - интеграция образовательных областей

при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа

старший воспитатель ГБДОУ дс №11 Дюжева Н.С.
2. «Я – исследователь» - познавательно-исследовательская деятельность в ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа»

Воспитатель ГБДОУ дс №11 Косихина Л.В.
3. «Я – поэт» - интегрированный подход к изучению истории и культуры Петергофа через музыку, поэзию и танец.

Музыкальный руководитель ГБДОУ дс №11 Жебенева Л.В.
4. «Я- творец» - знакомство с историей и культурой Петергофа через приобщение к художественному творчеству.

Воспитатель ГБДОУ дс №11 Кукушкина И.В.

1.Ведущая:

«Парадиз», «русская Версалия», «столица фонтанов», «жемчужина искусств» - так по сей день называют этот дворцово-парковый ансамбль на берегу Финского залива, созданный по замыслу Петра Великого во славу победы России в Северной войне и ее выхода к Балтийскому морю.

Искусство и талант выдающихся зодчих, скульпторов, мастеров фонтанного и садово-паркового дела разных эпох воплотились в достопримечательностях Петергофа. И мы, спустя века, имеем возможность любоваться его красотой. 

Во все времена Петергоф вдохновлял поэтов, художников, композиторов.

Петергоф вдохновил и нас.

Мы хотим сегодня познакомить вас с нашей работой.
Главной целью нашей работы является содействие становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия Петергофа.

Пусть Петергоф вдохновит и вас.

Наслаждайтесь, вдохновляйтесь, творите!

Работать мы сегодня будем для вас и вместе с вами творческой группой. Весь материал, представленный вам сегодня создан в тесном взаимодействии нашей творческой группы.

Представляю вам нашу творческую группу:

Старший воспитатель ГБДОУ дс №11 Дюжева Н.С.

Воспитатель ГБДОУ дс №11 Косихина Л.В.

Музыкальный руководитель ГБДОУ дс №11 Жебенева Л.В.

Воспитатель ГБДОУ дс №11 Кукушкина И.В.


Девиз нашего практикума:

Кто добр душой и мыслью ясен

Всегда поведать всем готов

О том, как сказочно прекрасен

Великолепный Петергоф!
2.Начнем мы с вами работу с небольшой разминки:

Разминка «Верите ли Вы, что….»
- Верите ли Вы, что вода к фонтанам Петергофа поступает с Финского залива? (Нет)

- Верите ли Вы, что самый известный парк в Петергофе называется Нижним? (Да)

- Верите ли Вы, что Ольгин остров на одноименном пруду назван в честь дочери Николая 2?(Нет)

- Верите ли Вы, что фонтан Самсон был создан при Петре 1? (Нет)

- Верите ли Вы, что Герман Греф является почетным гражданином Петергофа? (Да)

- Верите ли Вы, что вода в фонтаны попадает самотеком? (Да)

- Верите ли вы, что Ольгино, Санино, Марьино названы в честь детей Николая 1? (да)

- Верите ли Вы, что Дворец Коттедж строился для императрицы Екатерины 2 (Нет)
Немного вопросов на знание Петергофа с подтекстом)?

1.Какое сооружение носит название одной из древних настольных игр? (Шахматная гора)

2.Какой фонтан носит название геометрической фигуры?

(Пирамида)

3.Где можно специально заблудиться в Нижнем парке?

(Лабиринт)

4.Какая дорога в Нижнем парке все время мокрая

(Мокрая дорога)
Ведущая:

Вот сколько загадок и тайн хранит в себе Петергоф. И мы сегодня попытаемся открыть некоторые из них.
Условия Петергофа – города музея под открытым небом, города истории, уникального памятника подлинного искусства – позволяют ребенку погрузиться в атмосферу настоящего искусства, познать мир прекрасного, соприкоснуться с разными эпохами, стилями, историей, музыкой, поэзией и этикетом.
И поэтому при написании образовательной программы нашего ГДОУ мы определили для себя региональный компонент образовательной деятельности – система работы по ознакомлению дошкольников с историй и культурой Петергофа «Петергофоведение».
В целях приобщения дошкольников к истории и культуре Петергофа, историческим ценностям, воспитания нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности нами были выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления деятельности:

- создание целеполагающей, педагогически обоснованной, развивающей среды в группах, направленной на ознакомление дошкольников с основами истории Петергофа

- разработка и внедрение системы ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа

- приобщение дошкольников к различным видам искусства Петергофа – архитектура, живопись, фольклор, музыка, поэзия

- планомерное воспитание в детях патриотических, и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родному городу, историческому прошлому, мировому культурному наследию родного города

- воспитание культуры юного жителя Петергофа в условиях социума
В ходе реализации поставленных целей проводятся следующие основные мероприятия:

- Экскурсии в ГМЗ «Петергоф»

- Петергофские ассамблеи

- Организация совместной деятельности детей и педагогов по ознакомлению с историей и культурой Петергофа

- разработаны методические пособия и разработки, дидактические материалы

- оформлена наглядность по ознакомлению с историей и культурой Петергофа

- действующая выставка творческих работ «Мой любимый Петергоф»
3.Игра «Педагогическая змейка»

Цель: выявить уровень понимания сущности ознакомления с историей и культурой Петергофа.

Ведущая: для определения вашего понимания сущности ознакомления с историей и культурой Петергофа я предлагаю Вам лист бумаги, который я запускаю по кругу. Каждый из вас должен написать ассоциативное слово с выражением «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Петергофа. «Петергофоведение», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику.

(Педагоги записывают слова на листе бумаги. Затем ведущая зачитывает высказывания, записанные педагогами)
4.Основное направление Петергофоведения –

нравственно-патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста.
Ведущая:

Как уже было сказано ранее нашей творческой группой разработана система ознакомления дошкольников старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа «Петергофоведение.

Система разработана для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана система на организацию непосредственной образовательной деятельности с детьми на учебный год. Организованная совместная деятельность проводится 1 раз в неделю, в виде интегрированных занятий.

Итак мы с вами подошли с вами к

5.Интеграции образовательных областей

при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа
Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа позволяет решать практически все воспитательно-образовательные задачи, а также и оздоровительные. Методы и средства применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
5.1.Коммуникация.

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.


Значимость ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа для развития речи в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и прикладной практической деятельности (ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы, экскурсии, поэзия и т.п.), накопление жизненного опыта, развитие психических функций, свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.

Формируется освоение значений слов и их уместное употребление в соответствующем контексте высказывания. Развивается лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению

Ознакомление с Петергофом в полной мере отвечает поставленным задачам развития речи: в речи отражаются названия предметов, их свойства, действия, признаки и т.п. В процессе ознакомления с Петергофом еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словообразования, воспитывается орфоэпически правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется выразительность и плавность речи, дикция, воспитывается культура речевого общения.
Формы образовательной деятельности:

Ознакомление дошкольников с историей и культурой Петергофа

позволяет с успехом совершенствовать речевые умения и навыки детей через следующие формы образовательной деятельности:

- беседа, как метод обучения диалогической речи

- обучение рассказыванию по предмету, по картине, из опыта, по воссоздающим наблюдениям

- обучение творческому рассказыванию

- формирование связных высказываний типа суждений

- рассказывание воспитателя

- разучивание стихов

- наблюдение

- рассматривание объектов природы, сюжетных и предметных картин;

- рассматривание картин (пейзаж, натюрморт и т.п.) и составление по ним связных рассказов;

- речевые игры;

- речевые игровые упражнения;

- обсуждение (произведений искусства и др.);

- создание соответствующей предметно-развивающей среды;

- создание библиотеки;

- театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые

- тематические досуги;

- театральные постановки спектаклей; др.

- экскурсии;

-прогулки;
Задание для педагогов практикума:

1.Отгадайте о чем говорили дети?. (приложение )

2. Продолжите стихотворение.(приложение)
Практический материал к практикуму :

1..Стихи о Петергофе автор музыкальный руководитель Жебенева Л.В.

2.Стихи о Петергофе известных поэтов.

3. Продолжи стихотворение.

5.2.Чтение художественной литературы
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Задачи:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

  • развитие литературной речи;

  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.


Формы образовательной деятельности

-беседа;

- рассматривание книг и иллюстраций к произведениям;

- игровое упражнение;

- конструирование на тему прочитанных произведений;

- обсуждение (произведений и др.);

- создание детской библиотечки (книжки-малышки своими руками);

- работа с энциклопедиями, справочниками

- чтение художественной литературы

- занятия: рисование, лепка, аппликация, конструирование могут иметь темы по мотивам прочитанных произведений;

- театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые);

- тематические досуги;

- выставки книг;

- создание соответствующей предметно-развивающей среды;

- экскурсии;

- прогулки;

- создание детской библиотеки;
5.3.Познание.
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Задачи:

  • сенсорное развитие;

  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  • формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны или явления действительности, развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, создается субъективно-новый продукт.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н.Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим механизмом творчества ребенка.

Петергоф- великолепный ансамбль парков, дворцов и фонтанов. Это единственный ансамбль в мире, фонтаны которого работают без насосов и сложных водонапорных сооружений. Давайте вместе попробуем разобраться в устройстве этих сложных механизмов.

Для того, чтобы детям было легче понять принцип действия фонтанов проведем вместе с ними серию опытов «Как работают фонтаны»
Формы образовательной деятельности:

- наблюдение;

- беседа;

- рассматривание предметов, объектов природы, быта;

- игровое упражнение;

- проблемная ситуация;

- создание коллекций;.

- экспериментирование;

игры (дидактические, строительные, настольно-печатные, математические, логические);

- тематические досуги;

- математические КВН;

- выставки работ, сделанных своими руками;

- самостоятельная конструктивная деятельность;

- создание соответствующей предметно-развивающей среды;

- экскурсии;

- прогулки;
Задание для педагогов практикума:

Проделать опыты вместе с педагогом ГДОУ дс №11 «Как работают фонтаны»
Практический материал:

Экспериментирование «Как работают фонтаны»


5.3. Физическая культура.

Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя реализацию здоровьесберегающих технологий.

Формы образовательной работы:

«Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения
С использованием здоровьесберегающей технологии «Ритмическая мозаика» педагог музыкальный руководитель нашего ГДОУ знакомил педагогов района на семинаре. (Представить презентацию в печатном виде)
Задание для педагогов практикума:

Старинные подвижные игры Петергофа

Пальчиковые игры
Практический материал:

Старинные подвижные игры Петергофа

Пальчиковые игры
5.4. Социализация.
Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

Задачи:

развитие игровой деятельности детей;

  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  • формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.


Педагогическая работа, направленная на решение данных задач – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, выражения отношения к людям, к себе, к природе. Результатом данной работы являются появление и утверждение к личности определенного набора нравственных качеств, и чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, архитектура, памятники и музеи Петергофа, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные чувства.
Формы образовательной деятельности:

- беседа;

- наблюдение;

- рассматривание иллюстраций и сюжетных картин с этическим содержанием;

- игра;

- игровое упражнение;

- обсуждение художественных произведений, поступков главных героев и др.);

др.

- создание соответствующей предметно-развивающей среды;

- игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые);

- тематические досуги;

- экскурсии

- уроки этикета

Развитие игровой деятельности.

Сюжетно-ролевые игры.

Подвижные игры.

Театрализованные игры.

Дидактические игры.
Задания для педагогов практикума:

1.Знаете ли Вы имена почетных граждан Петергофа?
5.5.Труд
Цель: формирование положительного отношения к труду.

Задачи:

  • развитие трудовой деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Между Петергофоведением и трудом возникают следующие отношения: иллюстрированные материалы, художественные произведения о Петергофе, участие в трудовых мероприятиях на участке ДОУ имеют в своей основе моральное содержание. В них через художественные образы, знакомство с историей, воспитывается трудолюбие, гордость за достижение положительных трудовых результатов, к результатам труда . Дети, оценивая поступки и действия персонажей, отражают это в своей деятельности в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Формы образовательной деятельности:

  • наблюдение;

  • поручения;

  • ознакомление с трудом взрослых;

  • беседа;

  • игра;

  • проблемная ситуация;

  • создание коллекций;

  • изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр;

  • экспериментирование;

  • рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства с целью обогащения опыта изготовления предметов;

  • игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые);

  • тематические досуги;

  • выставки коллективных работ и совместных поделок из бросового материала;

  • экскурсии;

  • прогулки;


5.6.Художественное творчество
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  • развитие детского творчества;

  • приобщение к изобразительному искусству.


Знакомство детей с искусством должно начинаться как можно раньше. Не случайно эстетическое воспитание рассматривается как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и искусстве. Только через искусство, по мнению Б.М.Неменского, человек способен не только понять, но и «пережить опыт предшествующих поколений»

Живопись, скульптура, архитектура обогащают и украшают нашу жизнь. Чтобы искусство достигло своей цели, радовало нас, волновало, расширяло наши познания, надо уметь его видеть. Ознакомление с историей и культурой Петергофа способны решить эти задачи.

Лучшей формой закрепления и осмысления впечатлений и знаний, полученных детьми при ознакомлении с историей и культурой Петергофа, выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации. Так возникает ситуация «знание через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе с дошкольниками.
Формы образовательной деятельности:

  • рассматривание эстетически привлекательных объектов искусства и природы;

  • игра;

  • игровое упражнение;;

  • обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.);

  • создание коллекций;

  • совместная деятельность (рисование, аппликация, худож. конструирование, лепка);

  • изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр;

  • экспериментирование;

  • тематические досуги;

  • выставки детских работ «Мой любимый Петергоф» в ГДОУ

  • выставки творческих работ в других местах (библиотека)

  • создание коллекций;

  • экскурсии;

  • прогулки;

  • самостоятельная изобразительная деятельность



Задание для педагогов практикума:

1.Изготовление маскарон из соленого теста.
Практический материал:

Изготовление маскарон из соленого теста.
5.7.Музыка
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи:

  • развитие музыкально-художественной деятельности;

  • приобщение к музыкальному искусству.


Формы образовательной деятельности:

  • беседы;

  • рассматривание эстетически привлекательных предметов и объектов;

  • слушание музыки;

  • логоритмические игры;

  • обсуждение музыкальных произведений искусства, средств выразительности и др.

др.

  • занятия музыкальные;

  • занятия: рисование, аппликация, худож.. конструирование, лепка могут иметь музыкальное сопровождение для полноты создания образа;

  • игры (музыкально-дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые);

  • музыкальные досуги;

  • создание коллекций музыкальных произведений;

  • создание соответствующей предметно-развивающей среды;

  • экскурсии;

  • прогулки;


Музыкальный руководитель нашего ГДОУ работает по программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Петергофа, через знакомство с музыкой, поэзией, танцем и искусством», с которой она тоже знакомила педагогов района (Презентация в печатном виде)
Задание для педагогов практикума:

Исполнить танец «Менуэт» под руководством музыкального руководителя.
Задание для педагогов практикума:

И чтобы закрепить наши знания о Петергофе мы приглашаем Вас на экскурсии по самому знакомому месту Петергофа:
6. Мини-экскурсия «Ольгин пруд» (по макету «Ольгин пруд»)

Закончить нашу встречу мы бы хотели песней автором которой является музыкальный руководитель Жебенева Л.В.

Песня «Мой Петергоф»
Практический материал:

Текст Песни Л.В.Жебеневой «Мой Петергоф»
7.Обсуждение итогов практикума.

Игра «Педагогическая змейка»

Цель: выявить степень заинтересованности педагогов материалами практикума.

Ведущая: я предлагаю Вам лист бумаги, который я запускаю по кругу. Каждый из вас должен написать наиболее яркий, момент практикума, который ему запомнился и который он может использовать в своей работе.

(Педагоги записывают мнения на листе бумаги. Затем ведущая зачитывает высказывания, записанные педагогами)