Главная страница

Виды чтения на уроках русского языка



Скачать 104.1 Kb.
НазваниеВиды чтения на уроках русского языка
Дата13.04.2016
Размер104.1 Kb.
ТипДокументы

ВИДЫ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
В общий объем понятия «развитие речи» включается и выработка навыков чтения. Умение читать предполагает овладение техникой чтения, т. е. правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе, и умением осмыслить прочитанное.

Считается, что к моменту окончания начальной школы все необходимые навыки, позволяющие воспринять и осмыслить печатный текст, у учащихся уже сформированы. Однако практика школьного обучения свидетельствует о другом: навыки чтения большинства учащихся нуждаются в совершенствовании, развитии, корректировке, тем более что усложняются тексты и заложенная в них информация. Школьники не умеют извлекать из текста необходимую информацию за короткое время, лаконично отвечать на поставленный вопрос, так как обычно они могут оперировать только готовыми блоками, извлеченными из текста в ходе его анализа.

Все это осложняет процесс общения, снижает уровень речевых навыков в целом, приводит к затруднениям в усвоении других предметов; следовательно, не должна вызывать сомнения необходимость самого серьезного внимания к развитию и совершенствованию навыков чтения у учащихся V — IX классов.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что обучение чтению как одному из видов речевой деятельности — важнейшая учебная задача, которую призван решать учитель русского языка в средней школе.

Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения. Как правило, выделяются три вида чтения: просмотровое, ознакомительное и изучающее.

Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста, то потребуется понимание текста в самых общих чертах. С такой установкой может быть прочитана газетная публикация, статья и т. п. Такой вид чтения называется просмотровым.

Если перед читающим ставится задача выделить в тексте только ту его часть, которая связана с решением основной коммуникативной задачи (найти главное в тексте, выяснить, что сообщается по интересующему вопросу), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используется ознакомительное чтение.

Если же требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее_чтение.

Таким образом, при чтении текста учащийся должен знать, с какой целью он читает, и, осознав цели и задачи чтения, прочитать текст, используя один из названных видов чтения. Следовательно, надо учить не чтению вообще, а тому или иному виду чтения, что предполагает обучение различным приемам чтения.

Итак, при организации чтения на уроке русского языка необходимо учесть три момента:

  1. Перед чтением учащиеся должны получить четко сформулированную коммуникативную задачу зачем, с какой целью они должны прочитать текст.

  2. Так как задача определяет выбор вида чтения, учителю необходимо провести специальную работу, обеспечивающую овладение теми или иными приемами чтения.

  3. Учитель должен найти такие формы контроля, которые соответствовали бы задачам и виду чтения.

Проанализируем в качестве примера тексты, имеющиеся в учебнике для V класса в разделе «Лексика», и рассмотрим, как они могут быть использованы при обучении различным видам чтения.

Прежде всего в разделе следуй выделить учебные тексты параграфов, в которых разъясняются факты и явления лингвистического характера, даются определения понятий, перечисляются характерные признаки явлений, излагаются правила и т. п. («Слово и его лексическое значение», «Многозначные и однозначные слова», «Прямое и переносное значение слов» и т. п.). Чтение подобных текстов требует умения «устанавливать логические связи между предложениями, смысловую структуру текста в целом», т. е. навыков изучающего чтения.

Восприятие учебных текстов в разделе «Лексика» осложняется особенностями предъявления информации. Так, например, материал по теме «Многозначные и однозначные слова» строится следующим образом:

1. Материал для наблюдения (рисунки), который позволяет сделать вывод о наличии в русском языке многозначных и однозначных слов (определение этих понятий).

  1. Текст, разъясняющий, как явление многозначности лексического значения слова отражается в словаре.

  2. Упражнения, формирующие навык работы со словарем.

  3. Текст, объясняющий возникновение многозначных слов.

Материал, который учащиеся должны воспринять, предъявляется разными способами, и учащиеся должны суметь воссоединить эти части так, чтобы сложилось целостное и полное понимание изучаемого явления. Для этого нужно научить школьников дополнять: На какой вопрос это отвечает?

Какая мысль раскрывается в этой части текста?

Подтвердилась ли ваша догадка?

В последующем можно предложить учащимся самостоятельно ставить вопросы после прочтения определенной части текста, указанной учителем, или после прочтения всего текста. Могут быть использованы и такие приемы, как составление плана в виде вопросов, постановка вопросов своему товарищу, составление ответов на его вопросы.

Учебные тексты могут так или иначе дополняться текстами упражнений, содержание которых тесно связано с теоретической частью параграфа. Так, после параграфа «Слово и его лексическое значение» дан текст упражнения, в котором в популярной форме рассматривается вопрос о количестве слов в русском языке, говорится о необходимости расширять свой лексический запас. При выполнении подобных упражнений необходимо осмыслить их содержание и связать его с информацией, данной в основном учебном тексте. Как правило, тексты такого рода невелики по объему, интересны по содержанию, легки для понимания, поэтому для их восприятия достаточно использовать приемы ознакомительного чтения. В связи с этим необходимо научить учащихся быстро выделять главное и второстепенное в тексте, видеть ключевые слова, несущие основную информацию текста.

Очень важно перед чтением текстов четко сформулировать задачу и ограничить время ее решения (считается, что минимальная скорость при ознакомительном чтении 180—190 слов в минуту).

Особый вид текстов представляют собой задания к упражнениям, чтение которых требует от учащихся применения различных приемов чтения: либо изучающего (если требуется воспроизвести задание после чтения, определить основную цель задания, последовательность его выполнения), либо ознакомительного (если нет установи на последующее воспроизведение, если количество конкретных заданий невелико, а их характер не требует глубокого осмысления.

В действующих учебниках упражнение часто сопровождается серией заданий. Чаще всего эти задания не воспринимаются учащимися как единое целое, они не понимают их взаимозависимости, не знают, в какой последовательности лучше выполнить их, и т. п. что приводит ко многим просчетам: ученик выборочно выполняет те или иные задания, выполняет их неполно; не учитывается взаимосвязь различных видов заданий. Чтобы избежать этих недочетов, можно предложить в некоторых случаях изменить методику анализа заданий, используя приемы осмысления текста, характерные для изучающего чтения, в частности постановку предварительно сформулированных вопросов. Вопросы могут быть сформулированы следующим образом:

Прочитайте задания к упражнению и ответьте на вопрос: «С какого из заданий надо начинать выполнение упражнения и почему?»

Какое из данных заданий является наиболее трудным и почему? Какой из этого следует вывод9

Какой материал необходимо повторить (или вспомнить), чтобы выполнить задание (или часть его)?

Прочитайте текст задания и составьте план его выполнения.

Таким образом мы добиваемся более глубокого осмысления текста задания, учим школьников осознанно его воспринимать и, следовательно, более точно и правильно действовать на этапе формирования и совершенствования тех или иных навыков.

Но если же требуется обратить внимание учащихся не на все, а лишь на определенные пункты задания, актуализировать те из них, которые связаны с изучаемой темой или с решением какой-либо частной учебной задачи, то следует нацелить учащихся на ознакомительное чтение задания:

Прочитайте задания к упражнению и найдите те из них, которые связаны с изучаемой темой.

Прочитайте задания к упражнению. На какую часть изученного нужно опираться при их выполнении?

Приемы работы с образцами заданий к упражнениям учебника убеждают в том, что один и тот же текст может быть по-разному прочитан в зависимости от характера коммуникативной задачи.

Особо следует выделить упражнения, в основе которых лежат тексты художественных произведений, отрывки из научно-популярных и газетных публикаций, произведения публицистического характера. Как правило, задания к подобным упражнениям предусматривают озаглавливание текстов, определение темы, основной мысли и стиля высказывания, выделение основных его частей и т. п. Выполнение некоторых из этих заданий опирается на навыки просмотрового чтения, когда учащийся должен получить общее представление о содержании того или иного материала, найти ответ на какой-либо один конкретный вопрос (определить стиль высказывания; назвать основные вопросы, которые затрагивает автор; определить вид связи между предложениями и т. п.). Подобные задания предусмотрены почти в каждом упражнении, если в основе его лежит связный текст. Необходимо организовать правильное выполнение этих заданий, а именно:

1. Если в основе упражнения лежит связный текст, необходимо в первую очередь выполнить задания, направленные на его осмысление.

2. Перед чтением текста четко сформулировать вопрос, ориентирующий учащихся на определенный вид чтения (в данном случае на просмотровое чтение).

3. Ограничить время выполнения задания (установлено, что минимальная скорость просмотрового чтения 400 500 слов в минуту).

Покажем, как могут быть использованы некоторые из описанных приемов при изучении ряда тем в разделе «Лексика». Так, при изучении темы «Слово и его лексическое значение» после разъяснения понятий «словарный состав», «лексическое значение» учитель предлагает найти в тексте параграфа ответы на следующие вопросы:

  1. Какие термины могут употребляться в одном и том же значении как синонимы?
    Каким образом это отражено в тексте? (Словарный состав, лексика.)

  2. Что могут обозначать слова в языке? Покажите это на примерах.

После ответов на вопросы предлагается в виде связного высказывания изложить все, что учащиеся узнали о слове, его лексическом значении и словарном составе русского языка. Такая формулировка задания потребует от учащихся при ответе немного по-другому расположить материал параграфа.

Таким образом, мы заставляем учащихся два раза осмыслить текст: сначала с помощью ознакомительного чтения (требуется лишь выбрать из текста отдельные его части), а затем с помощью изучающего чтения (требуется передать содержание текста с перегруппировкой материала).

После анализа всего текста учащимся предлагается прочитать текст упр. 282 и ответить на вопросы:

1. Какой частью текста можно дополнить содержание изученного параграфа?

2. В какой части параграфа можно использовать приведенные в упражнении данные''

Учащимся предлагается при подготовке домашнего задания использовать не только текст данного упражнения, но и текст упр. 288 (задание, диалогичное приведенному выше).

При изучении темы «Многозначные и однозначные слова» можно использовать следующие приемы осмысления текста. После рассмотрения рисунков и уяснения признаков понятий «однозначные слова» и «многозначные слова» учитель просит закрыть учебники и читает текст сам, заканчивая предложением «В толковом словаре можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным». После этого перед учащимися ставится вопрос: «Какие вопросы здесь возникают? (О чем будет говориться далее?)».

Анализ предположений учащихся заканчивается чтением текста параграфа и ответом на следующий вопрос: «Подтвердилась ли ваша догадка?».

Аналогично можно построить работу над темой «Прямое и переносное значение слов»: учитель читает текст параграфа, заканчивая предложением «Так у слова железный, наряду с прямым значением, появилось переносное значение». После этого перед учащимися ставятся вопросы: «О чем бы вам теперь хотелось узнать? Какие вопросы могут возникнуть после знакомства с прочитанным?».

Анализ ответов заканчивается самостоятельным чтением текста параграфа про себя с заданием: осмыслить прочитанное и дать ответ на вопрос: «В каких случаях и для чего используется способность слова выступать в переносном значении?».

Как видно, и в данном случае на основе изучающего чтения формируются умения, связанные со знанием текста, его структуры, логики, что проявляется в умении выделить те или иные части текста и, если необходимо, перегруппировать их.

Таким образом, правильно организованное чтение текстов па уроках, русского языка способствует развитию очень важных общеучебных умений: умения членить текст на смысловые, куски, определять связи между ними, устанавливать причинные отношения между фактами и явлениями языка и речи, находить опорные (ключевые) слова (предложения), группировать излагаемые факты, ориентироваться в тексте, пересказывать текст с учетом поставленной задачи, определять логическую структуру текста.

Характер текстов, их роль в восприятии фактов и явлений языка определяют и характер чтения текстов учащимися, вид чтения, который необходимо использовать при выполнении каждого конкретного задания.