|
Екатерина сергеевна акберова учитель-логопед (II квалификационная категория) мадоу №20 «Дружный хоровод» г. Северодвинск ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА АКБЕРОВА
Учитель-логопед (II квалификационная категория)
МАДОУ №20 «Дружный хоровод» г.Северодвинск АКТИВИЗАЦИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО СРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проблема изучения и совершенствования глагольной лексики детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является актуальной в теории и практике логопедии.
Интерес к проблеме раскрывается в многочисленных работах (Левина Р.Е., Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Шаховская С.Н. и др.). Основной тезис этих исследований заключается в признании того факта, что у детей с ОНР низкий уровень лексической компетентности, проявляющийся в недостаточном объеме и в расхождении объемов активного и пассивного словаря, в трудностях использования абстрактной и обобщающей лексики, в затруднениях понимания и употребления слов с переносным смыслом, в отсутствии в речи синонимов и антонимов.
Экспериментально и практически установлена важность и значимость театрализованной деятельности, как эффективного средства формирования лексической компетентности у дошкольников с ОНР (Аркин Е. А., Правдина О.В, Саяпова Н.Г., Фомичева М.Ф., Жога Л.Н. и др.).
Доказано, что театрализованная деятельность как вид детского творчества, таит в себе огромные возможности для коррекции речевого и личностного развития ребенка-дошкольника. Использование театрализованных игр в процессе традиционной логопедической помощи позволяет удовлетворить биологические, духовные и социальные потребности детей дошкольного возраста в игре как в деятельности и обеспечить формирование словаря в эмоционально привлекательных для ребенка условиях.
Разделяя это положение, мы определили цель исследования – разработать логопедическую технологию активизации глагольной лексики у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития по средством театрализованной деятельности и проверить ее эффективность.
Объект исследования: процесс активизации глагольной лексики у дошкольников.
Предмет исследования: логопедическая работа по активизации глагольной лексики у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития, с использованием театрализованной деятельности.
Для реализации цели исследования нами сформулированы задачи:
Изучить теоретические основы проблемы развития глагольной лексики у детей дошкольного возраста.
Разработать методику изучения глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития.
Описать особенности и определить уровни сформированности глагольного словаря у детей 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития.
Разработать логопедическую технологию по активизации глагольного словаря дошкольников с ОНР III уровня речевого развития с использованием средств театрализованной деятельности.
Определить эффективность разработанной технологии формирования глагольной лексики дошкольников с ОНР III уровня речевого развития с использованием средств театрализованной деятельности.
Установлено, что в структуре дефекта при общем недоразвитии речи одной из важных составляющих является недоразвитие словарного запаса, проявляющееся рядом специфических особенностей: низким объемом, расхождением в объемах активного и пассивного словаря, ошибками грамматического и семантического характера. В качестве гипотезы мы предположили, что средства театрализованной деятельности могут благоприятно повлиять на развитие глагольного словаря дошкольников с ОНР III уровня речевого развития.
В рамках проведенного констатирующего эксперимента при сопоставительном анализе результатов исследования были выявлены особенности глагольной лексики старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития, проявляющиеся: в значительно меньшем использовании глаголов в активной речевой продукции, чем у детей с НРР, при этом наблюдается расхождение объема активного (высокий и средний уровень 65% детей) и пассивного словаря (высокий и средний уровень 100%), что позволяет судить о трудностях актуализации глагольного словаря в экспрессивной речи; в неточном употреблении глагольной лексики, что проявляется в заменах одного слова другим, обозначающим сходное действие (умывается – «моется», отошел - «ушел», спрыгнул - перепрыгнул) (75%), смешении слов между собой, а также в заменах слова другим, если оно малознакомо ребенку (65%); в неадекватном использовании антонимических средств языка (75%), с преобладанием антонимических пар, в основе которых лежит элемент отрицания (частица «не»). При употреблении глаголов присутствуют ошибки грамматического характера (70% детей допустили ошибки в употреблении глаголов с приставками).
К Рис. 1 оличественные результаты исследования представлены на рис. 1.
Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость оптимизации работы по формированию глагольной лексики в системе традиционной логопедической помощи. С этой целью была разработана логопедическая технология формирования глагольной лексики у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития с помощью театрализованной деятельности.
При составлении программы экспериментального обучения мы руководствовались требованиями базисной программы воспитания и обучения в детком саду [1] и программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи [2].
В результате анализа программно-методического обеспечения логопедического процесса установлено, что одним из видов детской деятельности, широко используемым в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная игра. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). При этом особенностью театрализованной игры является то, что она имеет готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения, а, кроме того, сама театрализованная игра выступает в качестве наглядной структурной модели содержания.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказка. В ряде исследований выявлено активизирующее воздействие сказки как на речевую деятельность (развитие словарного запаса и т.п.), так и на эмоциональную сферу ребенка [3].
Разрабатывая технологию активизации глагольной лексики у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития с помощью театрализованной деятельности, мы учитывали дидактические принципы, такие как принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип коммуникативной направленности, принцип деятельностного подхода, принцип всестороннего воздействия и взаимосвязи специалистов для оптимизации социально-художественного развития детей.
Содержание работы реализовывалось в процессе экспериментального обучения на трех последовательно меняющихся этапах. В содержание каждого этапа включены занятия, которые проходили в форме игровых факультативов и репетиций, как правило, в вечернее время от 3 до 5 раз в неделю.
Реферативно рассмотрим содержание этапов работы по формированию глагольной лексики у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития с использованием средств театрализованной деятельности.
На первом, подготовительном этапе с целью расширения и активизации глагольной лексики детей мы решали следующие задачи: подобрать для работы «дидактические» сказки; упражнять в подборе глаголов, описывающих демонстрируемые действия; развивать грамматический строй речи, на основе согласования глаголов с существительными; вызвать интерес к театрализованным играм; обучать пользоваться куклами (настольными, плоскостными, пальчиковыми, би-ба-бо); учить действовать в соответствие с ролью, через передачу ролевого поведения.
С целью создания устойчивой игровой мотивации на подготовительном этапе использовались различные приемы, такие как речевые игры и упражнения с использованием театральных атрибутов, специальные театральные игры, с показом и называнием различных действий, знакомство с различными куклами. Мы отбирали речевой материал, разрабатывая «дидактические» сказки, с целью «упаковки» (термин Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) учебного материала.
На втором, репетиционном, этапе с целью совершенствования лексической компетентности дошкольников с ОНР III уровня речевого развития, в процессе знакомства со сказкой решали группу задач: подготовиться к постановке спектакля, посредством подготовки костюмов и декораций для спектакля; развивать умение брать на себя роли и вести их до конца драматизации сказки; разучить роли (вербализовать ролевое поведение).
С детьми разучивали роли, разбирали непонятные и новые слова, уточняли значение глаголов: общеупотребительных, глаголов-антонимов и глаголов с приставками. Дети учились помнить о том, что они артисты и поэтому они должны говорить четко, плавно, красиво, с нужной мимикой и интонацией, не пропуская слов.
На третьем, «сценическом» этапе, направленном на совершенствование навыка употребления глагольной лексики в активной речи, за счет переноса полученных знаний в новые условия общения, решались следующие задачи: поставить спектакль; провести репетиции; совершенствовать умение свободно употреблять глагольную лексику в активной речи, а так же в присутствии незнакомых людей; выступить со сказкой перед зрителями.
Заключительным этапом работы стала постановка сказки и выступление перед зрителями. Во время выступления дети с интересом осуществляли ролевое поведение, свободно владея необходимой лексикой, интонацией, мимикой и движениями.
Для определения эффективности логопедической технологии, по итогам обучающего эксперимента был проведен контрольный срез по выделенным показателям констатирующего эксперимента.
Результаты экспериментального обучения позволяют сделать выводы об эффективности использования театрализованной деятельности в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР III уровня речевого развития, в частности по совершенствованию глагольной лексики.
Доказано, что в активной речи дети стали пользоваться значительно большим количеством глаголов, при этом сократилось расхождение объемов активного (успешны 80% детей) и пассивного словаря (успешны 100%). В результате экспериментального обучения дети начали более точно употреблять глагольную лексику, реже заменяя одного слово, другим, обозначающее сходное действие (успешны 70%), активизировалось использование антонимических средств языка (75%). Установлено, что при употреблении глаголов уменьшилось количество ошибок грамматического характера (30% детей допустили ошибки в употреблении глаголов с приставками).
Кроме того, в процессе экспериментального обучения мы обратили внимание, на то что: совместная творческая деятельность вовлекла в процесс игр и постановки сказки даже недостаточно активных детей (40%), помогая им преодолеть трудности в общении; речь детей стала более свободной, развернутой и выразительной (70%); игры и спектакль помогли детям сплотиться, они стали меньше конфликтовать, больше проявлять внимания друг к другу; сформировались устойчивые игровые предпочтения, дети узнали много интересного о театрализованной деятельности.
Таким образом, в результате экспериментального обучения установлено, что средства театрализованной деятельности обладают большим педагогическим потенциалом и помогают решать дидактические задачи в легкой, доступной, увлекательной, игровой форме.
Библиографический список:
Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 224 с.
Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников: учебно-методическое пособие / И.Г. Вечканова / Научный редактор профессор В.З. Кантор – СПб.: КАРО, 2006. – 142 с.
Рис. 1. Показатели сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития и детей с НРР.
|
|
|