Главная страница


«Развитие творческой личности дошкольника через театрализованную деятельность» (из опыта работы)



Скачать 59.01 Kb.
Название«Развитие творческой личности дошкольника через театрализованную деятельность» (из опыта работы)
Дата14.04.2016
Размер59.01 Kb.
ТипДокументы

«Развитие творческой личности дошкольника

через театрализованную деятельность» (из опыта работы)


Театр - синтез искусств. Музыка, хореография, актёрское искусство, изобразительное творчество – компоненты, из которых состоит сценическое действо. Кроме того, детский театр является эффективным средством развития коммуникативной компетентности и социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в постановке, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной деятельности и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, детский театр – это средство самовыражения и самореализации ребенка.

В детском саду мною разработан проект «Детский фольклорный театр», который предназначен для детей разных возрастных категорий. Работа театра детского сада осуществляется в тесном сотрудничестве с детьми из МОУ ДОД ЦДЮТ «Элегия». При постановке спектакля каждый воспитанник имеет возможность участвовать в работе – лишних рук не бывает. Эскизы декораций и предварительные иллюстративные работы; эскизы костюмов и предварительная работа над образами героев; выполнение декораций, бутафории, деталей костюма; хореографические постановки, музыкальные композиции, роли героев спектакля и массовка – работа находится всем. На основе изучения традиционных народных ремёсел, обычаев, устного народного творчества и народных сказок воспитанники детского тетра создают яркие образы героев.

Проект существует третий год. За этот период дети подготовили и показали несколько постановок.

2008-2009 у.г. – была поставлена музыкальная сказка по мотивам сказки Е.Шварца «Два брата». Над образами героев сказки и созданием декораций работали дети разных возрастов, начиная с младших дошкольников. Такое сотворчество формирует круг разновозрастного сотрудничества. У малышей формируется адекватная самооценка, познавательный интерес и трудолюбие. У старших дошкольников формируется чувство ответственности за порученное дело, появляется возможность помогать младшим, передавать им свой опыт.

2009-2010 у.г. поставлена музыкальная сказка под названием «Золотая рыбка». В сценарии использованы фрагменты русских сказок и сказов. Внимание акцентировано на народном костюме и отношении к пороку зависти в русской культуре.

В 2010-2011 у.г. планируется дополнить сказку «Золотая рыбка» фольклорными композициями. Песни и танцы народов России обогатят и украсят спектакль. Поэтому в этом году планируется особое внимание уделить созданию костюмов – мордовского, татарского, чувашского, русского. Поскольку именно эти национальности наиболее широко представлены среди педагогов и воспитанников детского сада.

В этом году изменится и состав артистов, поскольку часть детей, участвующих в спектакле, выпустились из детского сада в школу.

Работая над проектом «Детский фольклорный театр», я сформулировала следующие цели:

1. Развивать у детей любовь к театру, литературе и искусству.

2. Развивать коммуникативную и социальную компетентность у дошкольников.

3. Развивать художественно-творческие способности.

4. Создавать детям условия для самовыражения и самореализации различными средствами искусства.
Основные направления проекта:

-ознакомление с театром;

-знакомство с художественной литературой;

-сценическое искусство;

-сценический костюм;

-сценический грим;

-декорации, бутафория, атрибуты.

Проектом задействованы все основные формы детской деятельности.


Детский фольклорный театр

Формы организации

Занятия по ознакомлению с окружающим миром




Занятия по изобразительной деятельности и ручному труду


Занятия по развитию речи

Занятия по ознакомлению с худ.литературой



Экскурсии в театр «Колесо», детскую библиотеку

Сочинения сказок, рассказов


Пересказ литературных произведений

Элементы костюмов

Создание декораций, театральной бутафории и атрибутов

Иллюстрации к спектаклям

Артикуляционная гимнастика

Хореографические постановки

Совместная и самостоятельная деятельность


Музыкальные занятия



Театрализованные игры

Пластические этюды

Все виды театров: кукольный, теневой, пальчиковый,

би-ба-бо и др.


Музыкальные композиции


Работа над сценической речью

Работа над сценическим гримом







Одной из важных форм, через которую реализуются поставленные цели является занятие: занятия по ознакомлению детей с окружающим миром, занятия по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, изодеятельности и ручному труду, музыкальные занятия.

Большое внимание уделяется организации совместной и самостоятельной деятельности детей: чтение художественной литературы в свободное время, беседы с детьми и экскурсии по ознакомлению детей с литературным и театральным наследием авторов детских произведений, самостоятельная художественно-творческая деятельность детей в различных центрах группы.

На основе изучения традиционных народных ремёсел, обычаев, устного народного творчества, народных сказок дети создают яркие образы героев.

Для того, чтобы дети из разных групп могли объединяться для работы над спектаклем в рамках проекта, в часы совместной и самостоятельной деятельности детей планируется Час театра.

В начале создания проекта я провела со своими детьми (старшая группа) тематическое занятие “Театр” и разыгрывание мини – спектакля по сказке “Репка”. Включение детей в эту деятельность показало, что их представления о театре, о взаимодействии людей для постановки спектакля очень отрывочны. Дети чувствовали неуверенность в своих силах, проявлялось избегание даже несложных заданий, ситуаций соревнования с другими детьми. Детям нужны были дополнительные знания о всех сторонах театральной деятельности. Чтобы информация для детей не превратилась в прослушивание рассказов взрослого, было предложено им самим искать ее. Начался поиск информации, каждый ребенок сам избрал направление деятельности.

Одновременно началось создание предметно-развивающей среды. Организована зона художественно-творческой и музыкально-творческой деятельности, куда вошли различные виды театров: би-ба-бо, теневой, настольный, кукольный, пальчиковый по русским народным сказкам и других народов России. Созданы условия для творческой работы по созданию элементов декораций, костюмов, атрибутов, сценического грима и т.п. Создана библиотека, в которую вошли не только художественные произведения разных жанров, но и книги о театре, коллекция фотографий из спектаклей, афиши к спектаклям. Создана костюмерная и гримёрная.

Книгами и коллекциями, собранными нами, пользуются дети всего детского сада.

Но для того, чтобы разжечь в детях любовь к театральному искусству, эту любовь обязательно должны разделять с ними взрослые. Именно поэтому большое внимание уделяю работе с педагогами детского сада и родителями наших воспитанников.

Свою задачу в этом направлении я вижу в том, чтобы сплотить взрослых в союз единомышленников, объединённых желанием привить детям любовь к театру, литературе, изобразительному, прикладному и музыкальному искусству, развить у них эстетические чувства, творческие способности и хорошие человеческие качества.