|
«Самородные металлы» Тема урока: «Самородные металлы».
Цель - познакомиться с природным разнообразием самородных металлов, процессом их образования и ролью в развитии цивилизации.
Гипотеза
Некоторые самородки могут образовываться из солей металлов.
Проблемные вопросы:
1.Что называется самородком?
2.Какие металлы могут образовывать самородки?
3.Как образовываются самородки?
4.Может ли один самородок образовываться разными способами?
5.В каких частях нашей планеты чаще всего встречают самородки?
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компъютер, карточки с целью, гипотезой урока и проблемными вопросами для доски, коллекция металлов и сплавов.
Ход урока
Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
-Ребята, прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним, какую тему мы изучили на прошлом уроке. ( Простые вещества.)
-Какие вещества относятся к простым? (Металлы и неметаллы.)
-Дайте определение металлов. ( Металлы - это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск и способны проводить тепло и электрический ток.)
Игра «Угадай металл».
-Теперь поиграем в игру. Вы будете по очереди давать характеристику любому металлу или его сплаву, а кто-то будет отгадывать его название. (Ученики должны назвать следующие металлы: золото, сталь, медь, бронза, латунь, цинк, олово, свинец, алюминий, серебро.)
-Ну, вот поиграли и вместе с тем вспомнили все изученные нами металлы и их свойства. И эти знания помогут вам лучше понять материал сегодняшнего урока.
III. Изучение нового материала.
-Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с металлами, а именно с самородными металлами, или как их иначе называют самородки. Тема урока «Самородки». Запишите ее в тетради.
-Цель нашего урока – познакомиться с природным разнообразием самородных металлов, процессом их образования и ролью в развитии цивилизации. (Слайд 1)
-А как вы думаете, что означает слово самородные? ( Сами себя рождают, образовывают.)
-Гипотеза урока - некоторые самородки могут образовываться из солей металлов. (Слайд 1)
-Кто знает, что такое гипотеза? ( Научное предположение.)
-Ребята, а что такое соли металлов? ( Один ученик дает определение. Соли металлов – это класс химических соединений, состоящих из ионов металла и ионов кислотного остатка.)
-Обратите внимание! На доске проблемные вопросы, на которые мы должны ответить в течение урока. ( Слайд 1)
Проблемные вопросы:
Что называется самородком?
Какие металлы могут образовывать самородки?
Как образовываются самородки?
Может ли один самородок образовываться разными способами?
В каких частях нашей планеты чаще всего встречают самородки?
-На эти вопросы нам предстоит ответить в ходе изучения материала.
-Ребята, попробуйте сами дать определение, что же такое самородок? ( Ученики пытаются дать определение самородка. Затем сама даю им определение с записью в тетрадь.)
Что называется самородком? (Слайд 2)
-В учебнике нет точного определения понятия самородка, поэтому я вывесила его вам на доску. Запишем его в тетради.
Самородком можно считать сравнительно крупное обособление самородного металла, массой свыше 1 г.
-Как вы думаете, какие металлы могут образовывать самородки?
2.Металлы, образующие самородки (Слайд 3)
-Попробуем ответить на следующий проблемный вопрос:
3.Как образовываются самородки? (Слайд 4)
Физкультминутка
4.Золото. (Рассказ учителя.) ( Слайд 5,6,7,8) (Сообщение уч-ся)
5.Серебро. (Рассказ учителя.) (Слайд 9) (Сообщение уч-ся)
6.Медь. (Рассказ учителя.) (Слайд 10) (Сообщение уч-ся)
7.Железо. (Рассказ учителя.) (Слайд 11) (Сообщение уч-ся)
-В итоге всего увиденного и сказанного, какие можно сделать выводы по теме урока? (Учащиеся делают выводы, отвечая на вопросы.)
-Какие металлы могут быть самородными?
-Как образовываются самородки?
-Какую роль сыграли самородки в развитии цивилизации?
-Ребята, выводы я приготовила на листочках. Чтобы не переписывать их сейчас в классе, вклейте их дома в тетради.
Выводы. (Слайд 12)
Самородными металлами могут быть золото, серебро, медь и железо.
Образовываются самородки разными способами, и механизм их образования не ясен до конца.
Самородные металлы сыграли большую роль в развитии человечества, так как, прежде чем научиться добывать и плавить руду, люди познакомились с чудесными свойствами металлов, находя и обрабатывая самородки.
Использование самородных металлов. ( Беседа)
-Давайте выясним, где и как используются самородные металлы. ( Золото и серебро используются в ювелирном деле, в стоматологии, в радиотехнике, в изготовлении предметов исскуства; из меди изготавливают электропровод. – А кто мне скажет, почему электрический провод делают именно из меди? Из железа делают детали автомобилей, сами автомобили и т.д.)
IV. Закрепление нового материала.
-Для закрепления нового материала давайте ответим на вопросы, которые перед вами на доске. ( Ученики отвечают на вопросы.)
V.Итог урока.
- Итак, ребята, какую тему мы изучали на уроке?
-Что нового узнали?
-Так какие металлы могут быть самородными?
-Какими основными способами они образуются?
-Какую роль сыграли самородки в развитии цивилизации?
-Сегодня меня порадовали своей работой на уроке…. Получают оценку…. Остальные к следующему уроку хорошо выучат материал.
VI. Домашнее задание: выучить конспект урока по тетради и §13 на с.49-50.
|
|
|