Главная страница

Элективный курс на тему Русская орфография и пунктуация в блоках-модулях Работу выполнила учитель русского языка сош №49



НазваниеЭлективный курс на тему Русская орфография и пунктуация в блоках-модулях Работу выполнила учитель русского языка сош №49
страница6/8
Дата16.04.2016
Размер1.6 Mb.
ТипЭлективный курс
1   2   3   4   5   6   7   8

6. Предложение с однородными членами
1. 3 признака однородности:

1) Относятся к одному и тому же слову;

2) Отвечают на один и тот же вопрос;

3) Являются одним и тем же членом предложения.

2. Однородные члены предложения связаны сочинительной связью,

т. е. равноправны и независимы друг от друга.

3. Могут быть соединены сочинительными союзами всех трех разрядов:

1)­­ соединительные союзы: и, да (=и),ни … ни, ни –ни ; не только… но и; как … так и…

Будущее ­­­светло и прекрасно. (Н. Чернышевский)

2) противительные: а, но, да (=но), однако, зато и др.

На смелого собака не лает, а трусливого кусает.

3) разделительные: или, либо, то … то, не то … не то и др.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А. Чехов).

4. Для связи однородных членов используется двойные сопоставительные союзы:

как …, так и

не только …, но и

не столько …, сколько

настолько …, насколько

если не …, то

хотя и …, но и др.

Они уже не только по обличью, а и по звуку различали свои и немецкие самолеты.

5. В предложениях может быть и не один ряд однородных членов, а два и больше:

На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем

(И. Никитин).

Определения


Однородные

Неоднородные

1. Характеристика предмета с одной стороны.

На поляне пестрили белые, синие, красные (цвет) цветы.

1. Характеристика предмета с разных сторон.

Мама купила большой (размер) красный (цвет) сладкий (вкус) арбуз.

2. Можно поставить союз и.

2. Нельзя поставить союз и.

3. Произносятся с перечислительной интонацией.

3. Произносятся без перечислительной интонации.

4. Все определения объединяются одним общим понятием.

Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами. Общее понятие – осеннее, невзрачное.

4. Повторяющиеся слова, используемые с целью подчеркнуть длительность действия:

За теми деревьями леса, леса, леса.

И ближе, ближе все звучал грузинки голос молодой (М. Лермонтов).

5. Одно из определений имеет значение причины.

Надвигался знойный, тяжелый день

(К. Паустовский).

(тяжелый, т. к. знойный)

6. Одиночное определение и следующий за ним ПО

Нивы печальные, снегом покрытые.

5. Фразеологические обороты

и день и ночь

и стар и млад

ни свет ни заря

ни рыба ни мясо

ни дать ни взять

ни взад ни вперед

ни два ни полтора

(запятая не ставится).



Знаки препинания в предложениях с однородными членами
I. Запятая ставится между однородными членами:

1. Перед противительными со­юзами, например:

[О, а О]. Он коллекционировал не марки, а открытки.
2. Перед повторяющимися со­юзами, например:

[и О, и О]. 1) Он коллекционировал и марки, и открытки.

[и О, и О, и О]. 2) Он коллекционировал и мар­ки, и открытки, и значки.

, и О, и О]. 3) Он коллекционировал марки, и открытки, и значки.
3. Перед второй частью двой­ных союзов, например:

[как О, так и О]. Он коллекционировал как марки, так и открытки.
II. Запятая не ставится между однородными чле­нами, соединёнными одиночным, соединительным или разделительным союзом, например:

[О и О]. 1) Он коллекционировал марки и открытки.

[О, О и О]. 2) Он коллекционировал марки, открытки и значки.

или О]. 3) Привезите мне новые марки или значки.

[O и О, О и О ]. 4) Он коллекционировал марки и открытки, значки и монеты.

Анализ предложений.
1. Наступила ясная, теплая (т.е. чудесная) ночь.

2. Широкая, ласковая (т.е. добрая) улыбка озарила ее лицо.

3. Косой, мерзлый (т.е. противный) дождь хлестал в лицо.

4. Медленно всходила красная, угрюмая луна. (Угрюмая, т.к. красная).

5. Маленькая, празднично разодетая девочка теребила край синего фартука. (Одиночное определение и следующий за ним ПО).

6.В темный, густо заросший угол сада доносилась военная музыка (Одиночное определение и следующий за ним ПО).

7. Вот передо мной широкая прямая дорога, по сторонам ее неподвижно стоят старые печальные березы. (Характеристика с разных сторон).
Тренировочные упражнения.

Прочитайте. Найдите предложения с однородными, а затем с неоднородными определениями. Расставьте знаки препинания.
1.За рекой поднимались дубовые пихтовые леса. (Перв.) 2. Высокие металлические мачты идут через тайгу. (Н. М.)3. На пригорке видны прямые широкие улицы. (Н. М.) 4.Сухойгорячий ветер нёс раскалённый воздух. (Шол.) 5.Вдруг тревожное конское ржание раздалось во тьме. (Фад.) 6. Молодой нежный месяц лежал на синем пологе ночи. (Пауст.) 7. Топор звучал глуше и глуше сочные белые щепки летели на росистую траву и лёгкий треск послышался из-за ударов. (Л. Т.). 8. Вокруг тянулась плоская унылая степь. 9. Восточная сторона неба равномерно светлела словно её потихоньку разбавляли прозрачной родниковой водой. 10. Волны мелкой острой пыли шли одна за другой. 11. Приближался сумрачный грустный вечер.12. Небольшие чисто подметённые дворики были огорожены земляными заборами. 13. Из-под земли торчало большое бетонное колесо. 14. Ветер гнал по полю широкие золотистые волны.15. Эльза стала перелистывать свою крохотную записную книжку16. Страницы были исписаны карандашом острым аккуратным почерком. 17. Послышался звонкий какой-то улыбающийся голос. 18. Снова потянулась степь и снова зазвучал в ушах однообразный степной стрекот. (С. Антонов).

Прочитайте. Найдите предложения с однородными членами. Расставьте знаки препинания.

1) Над моею головой тревожно бились листья клёна но не сверкали от лучей солнца а бледно рисовались на (тёмно)синем фоне. (Кор.) 2) Тёмное небо смотрит сверху и будто дышит сво­ими огнями. (Кор.) 3) Чернеющая косая туча птиц заслонила и лес и небо и синеющую даль. (Сераф.) 4) Темно. Нет огней ни на па­лубе ни на мачтах ни кругом в море. (Ч.) 5) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. (Пауст.) 6) Якутская лошадь не особенно сильна зато удивительно нетребовательна. (Кор.) 7) Стре­мительные ветры да дикие орлы кружились над нашими голова­ми. (А. Г.) 8) Кругом были пни да корявые стволы да поросль. (С. Ант.) 9) Слышался только удаляющийся шум автомашины да беззаботное воркование горлинки. (Шол.) 10) Осень пришла врасплох и завладела землёй садами и реками лесами и воздухом полями и птицами. (Пауст.) 11) Радостно молодо было на небе и на земле и в сердце человека. (Т.) 12) Конница пехота и ар­тиллерия виднеются со всех сторон по обширной поляне. (Л. Т.)

7. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Обобщающие слова – общие по смыслу слова для стоящих при них однородных членов. В вазе лежали фрукты: яблоки, бананы, груши. Фрукты - обобщающее слово

Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные.

– родовое понятие (более общее).
О, О, О - видовые понятия.
В роли обобщающих слов используются



Части речи


Примеры


1.Местоимение и
наречие:
все

всегда

везде

всюду

ничего

никуда и др.
2.Существительное.


3.Словосочетание.



В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.П. Чехов)
Ничего не было видно: ни гор, ни ни неба, ни земли.

Всюду чувствовалось приближение осени: среди птиц, насекомых, в сухой траве.


Всемирной известностью пользуются картины

В.Д. Поленова: «Золотая осень», « Разлив на Оке»,

«Ранний снег».
Из морской рыбы: трески, сельди, палтуса – приготовляют много вкусных блюд. .



* Отличайте предложения с обобщающими словами при однородных членах от предложений с именным составным сказуемым.
В корзине лежали фрукты : яблоки, бананы, груши.

Яблоки, бананы, грушифрукты


Схемы


Примеры


1. [ : О, О, О ].

2. [ О, О, О - ].

3. [ : О, О, О - ... ].
как-то

4. [ , а именно : О,О,О ].

например

то есть

5. [О, О, О – вв., ...].

6.Если нет обобщающего слова, то двоеточие ставится, когда необходимо предупредить о перечислении.

[ …: О, О, О ].
* Двоеточие не ставится перед однородными членами, выраженными собственными именами, если общее слово не выступает в роли обобщающего и нет паузы.


Весной оживает все: леса, поля, луга.

Леса, поля, луга – все оживает весной.

Все: леса, поля, луга - оживает весной.
В пруду развели разную рыбу, как-то:

карпов, толстолобиков.

Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду чувствовалось приближение осени.

На собрании присутствовали: Поляков, Григорьев, Чумаков.

Для приготовления смеси нужно взять: яйца, молоко, масло.
Революционные демократы Белинский, Чернышевский, Добролюбов сыграли большую роль в общественном развитии России.

Много притоков имеется у рек Волги, Дона, Днепра.

Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами.

Тренировочные упражнения.

Прочитайте. Укажите обобщающие слова. Расставьте знаки препинания.

I. 1.Зима чувствовалась во всём в коротком дне запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Пауст.) 2. С опытным проводником нам не страшно ничего ни броды через бурные реки ни сплошная тайга ни перевалы. (Г. Ф.) 3. Мука из хлебное зерно состоят главным образом из трёх веществ клейковины крахмала и масла. (Тим.) 4. На красноватой траве на былинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. (Т.) 5. Всюду вверху и внизу пели жаворонки.(Ч.) 6. Юные деревья всех пород ель и сосна осина и берёза растут дружно и тесно. (Пауст.) 7. В пруду развели разную рыбу как-то карпов, толстолобиков.

II. 1. Ни верёвки ни крючки ни лестницы ничто не помогало добраться до дна пещеры. (Газ.) 2. Зелёная долина горы в белых шапках всё было залито солнцем. (Шукш.) 3. В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (Ч.) 4. Каждый день был наполнен умом силой человеческой теплотой дружбой всем тем что мы называем самым прекрасным в мире. (Пауст.) 5. И кажется, вздохнула вся земля дома и люди рощи и поля. (Л.-К.) 6. Всякий пустяк поворот шоссе ветка над забором свет фонарей всё казалось значительным. (Пауст.) 9) Язык орудие мышления. Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно. (А. Н. Т.)

III. Из-за тумана не было видно ничего ни впереди идущего буксира ни берега. 2. Спортивная арена плавательный бассейн спортивные площадки все вызывало восхищение посетителей стадиона. 3. На вокзале меня никто не встретил ни друзья ни родные. 4. Я побывал всюду в музеях и театрах в картинной галерее и на сельскохозяйственной выставке. 5. Разные аттракционы комната смеха карусель качели привлекают посетителей парка культуры.

IV. Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес поле и наших спутников греющим светом. (Ч.) 2. Тускло белел снег за ночь успевший запорошить и старую листву и остатки костра и пни и упавшие деревья. (Форм.) 3. Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев. (Ч.) 4. Сталкивались друг с другом торопливо бегущие струи то ныряли вглубь то выныривали образуя бугор. (Сол.) 5. Ни близких берегов ни далёких гор ни даже воды ничего не было видно. (Сол.) 6. Всё напоминало ему [Григорию] полузабытую прежнюю жизнь и запах овчин от тулупа и домашний вид нечищенных лошадей и какой-нибудь петух в слободе. (Шол.) 7. Заунывная песня то замирала то опять проносилась в стоячем душном воздухе. (Ч.) 8) Впереди зеленело не то озеро не то болото. (Газ.) 9. Только тут я увидел что всюду на склонах сидели молчаливые хмурые хищники широкоплечие беркуты белохвостые орланы огромные почти чёрные грифы. (Форм.) 10. Скворёнушка небольшая лесная речка. Зелени разной и цветам и малиннику и душистой мяте и крапиве всему вольготно расти возле Скворёнушки. (Сол.)

8. Обращение
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью;

- имеет форму именительного падежа;

- произносится с особой звательной интонацией.
Обращение
нераспространенное распространенное

состоит из одного слова имеет зависимые слова

Ты помнишь, Алеша, дороги Многоуважаемый Иван Иванович, здравствуйте.

Смоленщины. .

В поэтической речи.

Ой ты, рожь, хорошо поешь! Ты о чем поешь, золотая рожь?

Знаки препинания при обращении



Схемы


Примеры


[ О, ..].

[ ..,О, ...].

[ ... ,О, ...].

* Перед усилительной частицей о

[ ..., о О ].

* В разговорной речи


Петр, куда ты спрятался? (Т.)

Я верю тебе, дядя. (Ч.)

Отпусти меня, родная, на простор широкий. (Н.)
обращение

Разбуди меня рано, о моя терпеливая мать. (Ес.)
Смерть, а смерть, еще мне там дашь сказать одно словечко? (А. Твард.)


Тренировочные упражнения.

Прочитайте. Найдите обращения.

Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Ой, высок же ты Эльбрус синий лед. (Щип.). 2. И в этом труженики предки наши и вы свое бессмертие нашли (Щип.). 3. Живи великих предков город Москве старинная родня! (Щип.). 4. Мы не забыли не забыли тебя наш город фронтовой как танки белые от пыли шли на восток по мостовой (Щип.). 5. Э братишка да ты основательно недослышишь! (Шол.). 6. Может и вы товарищ лейтенант еще услышите нашу походку (Шол.). 7. Отец оставь угрозы свою Тамару не брани (Л.). 8. Кудесник ты лживый безумный старик презреть бы твои предсказанья (П.). 9. Последняя туча рассеянной бури одна ты несешься по ясной лазури (П.). 10. Прекрасны вы поля земли родной (Л.). 11. Простите верные дубравы! Прости беспечный мир полей и легкокрылые забавы столь быстро улетевших дней! (П.). 12. Русый ветер какой ты счастливый! Эх ты ветрена голова (Щип.). 13. Хорошая любимая родная мы друг от друга далеко живем (Щип.). 14. Городничий. Я пригласил вас господа с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор! 15. Лука Лукич. Зачем же Антон Антонович отчего это || Зачем к нам ревизор!! (Г.) 16. Лиза. Вы сударь камень || Сударь лёд || (Гр.). 17. Уважаемый Иван Иванович на серьёзнейший Ваш вопрос о значении краеведения может быть дан лишь один ответ: краеведение дело, значение которого не может быть преувеличено. Мы должны знать нашу землю всю до последнего атома. (М. Г.) 18. От вас мои юные друзья требуются прилежание учёба да любовное внимание к общественным ценностям лежащим в поле вашего зрения. (Леон.).19. Синие горы Кавказа приветствую вас (Л.) 20. О первый / ландыш из-под снега ты просишь солнечных лучей (Фет.) 21. Ветер пой ветер вой на просторе Я дорогою сказочной мчусь Всю от моря тебя и до моря вижу я узнаю тебя Русь (Твард.) 22. Клён ты мой опавший клён заледенелый что стоишь нагнувшись под метелью белой (Ес.) 23. Спасибо моя родная земля спасибо мой отчий дом за все что_от жизни знаю я что в сердце ношу своём.(Твард.).

9. Вводные слова и предложения.

Знаки препинания при них.
Вводные слова



Значения



Вводные слова


Примеры

1. Различная

степень уверенности
УВЕРЕННОСТЬ


НЕУВЕРЕННОСТЬ

2. Различные чувства

3. Источник сообщения

4. Порядок мыслей и их связь

5. Способы оформления мыслей


КОНЕЧНО

РАЗУМЕЕТСЯ

БЕССПОРНО

БЕССПОРНО

БЕЗУСЛОВНО

НЕСОМНЕННО

САМО СОБОЙ РАЗУМЕЕТСЯ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО
КАЖЕТСЯ

ВЕРОЯТНО

ОЧЕВИДНО

ВОЗМОЖНО

ПО-ВИДИМОМУ

МОЖЕТ БЫТЬ

ДОЛЖНО БЫТЬ

ВИДИМО

ПОЖАЛУЙ

В СУЩНОСТИ

ПРАВДА

НЕ ПРАВДА ЛИ

ЧАЙ

ДУМАЮ

НАДЕЮСЬ

ПОЛАГАЮ

В САМОМ ДЕЛЕ

ПО СУТИ

К СЧАСТЬЮ

НА РАДОСТЬ

К УДИВЛЕНИЮ

К СОЖАЛЕНИЮ

К СТЫДУ

НА БЕДУ

ЧЕГО ДОБРОГО

НЕРОВЕН ЧАС

К НЕСЧАСТЬЮ
ПО СЛОВАМ...

ПО СООБЩЕНИЮ...

ПО МНЕНИЮ...

ПО-МОЕМУ

ПО-ТВОЕМУ

ПО СЛУХАМ

ПО ПРЕДАНИЮ

МОЛ

ПОМНИТСЯ

ВО-ПЕРВЫХ

ВО-ВТОРЫХ И Т. Д.

НАКОНЕЦ СЛЕДОВАТЕЛЬНО

ЗНАЧИТ

ИТАК

НАПРОТИВ

НАОБОРОТ

НАПРИМЕР

ТАК

ДАЛЕЕ

ПРЕЖДЕ ВСЕГО

СТАЛО БЫТЬ

ТАКИМ ОБРАЗОМ

С ОДНОЙ СТОРОНЫ И ДР.
СЛОВОМ

ОДНИМ СЛОВОМ

ИНАЧЕ ГОВОРЯ

ПОПРОСТУ ГОВОРЯ

ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ

МЯГКО ВЫРАЖАЯСЬ

ЕСЛИ МОЖНО ТАК СКАЗАТЬ

ТАК СКАЗАТЬ

ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ И ДР.




Дождь, конечно,

скоро кончится.

Дождь, кажется,

скоро кончится.

Дождь, к счастью,

скоро кончится.

Земледельцы, по сообщению газет, успешно ведут весенние полевые работы.

Во-первых, я недостаточно знаю немецкий язык, во-вторых, текст слишком трудный. Следовательно, я вряд ли справлюсь с переводом.

Словом, они были счастливы.


Вводные предложения, вставные конструкции.


1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяют запятыми.
2. Вводные предложения, начинающиеся с союзом как, если, сколько и т. п.
3. Распространенные вводные предложения, содержащие добавочные замечания, пояснения, уточнения выделяются скобками или тире.


Теперь, я думаю, медлить нельзя.

Вы, я знаю, неприхотливы.
Завтра, как сообщают газеты, открывается художественная выставка.

Эта книга, сколько я могу судить, будет иметь большой успех.
Солдаты ( их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера. (Л.Т.).

Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей.




Тренировочные упражнения.

Прочитайте стихотворение А.Кушнера «Вводные слова». Как автор определяет значение и роль Вводные слов в речи?
Возьмите вводные слова. Я слушаю с открытым ртом

От них кружится голова. И радуюсь всему подряд.

Они мешают суть сберечь Меня, как всех, не раз, не два

И замедляют нашу речь. Спасали вводные слова,

И всё ж удобны потому, И чаще прочих среди них

Что выдают легко другим, Слова «во-первых»,

Как мы относимся к тому, «во-вторых».

О чём, смущаясь, говорим. Они, начав издалека,

Мне скажут: «К счастью...» Давали повод не спеша

И потом

Собраться с мыслями, пока

Пусть что угодно говорят, Не знаю, где была душа.

Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Найдите вводные

слова. Укажите их значение. Расставьте недостающие знаки препинания.


1. Казалось тихий ночной час придавал беседе особую прелесть. (Кор.) 2. Действительно камни бывают различной твердости. Самый мягкий камень тальк. (Ферс.) 3. Наконец-то на моё счастье дядя и старик Яков свернули к маленькому скверу. (А. Г.) 4. Я не буду вас задерживать. По-моему дело ясно. (.-С.) 5. В воздухе пахло водой травой туманом — одним словом пахло

ранним прекрасным летним утром. (Л. Т.)
1   2   3   4   5   6   7   8