Главная страница


Элективный курс на тему Русская орфография и пунктуация в блоках-модулях Работу выполнила учитель русского языка сош №49



НазваниеЭлективный курс на тему Русская орфография и пунктуация в блоках-модулях Работу выполнила учитель русского языка сош №49
страница7/8
Дата16.04.2016
Размер1.6 Mb.
ТипЭлективный курс
1   2   3   4   5   6   7   8

Отличайте вводные слова от членов предложения!
I. 1. Было должно быть уже поздно. 2. Письмо должно быть срочно доставлено адресату. 3. Захватите с собой кстати и ноты.4. Ваш приход сегодня как нельзя более кстати. 5. Лицо путника казалось очень утомленным. 6. Шахматную партию казалось нельзя было уже спасти никакими ходами. 7. Вероятно погода переменится. 8. Полученное сообщение вполне вероятно. 9. Фраза эта между прочим напомнила мне одну старую шутку. 10. Эта фраза была сказана между прочим. 11. С одной стороны дороги приближались войска, с другой навстречу им шли жители освобожденной деревни. 12. С одной стороны предложение поехать на юг весьма заманчиво, с другой вызывает опасение из-за обычной в это время года жары. 13. Я само собой разумеется не отказал своему другу в его просьбе. 14. При этих условиях все это само собой разумеется. 15. Мой спутник чувствовал себя превосходно после продолжительной прогулки; я напротив устал. 16. В купе я сидел напротив пожилого пассажира. 17. Это теоретическое положение совершенно очевидно. 18. Очевидно придется серьезно готовиться к экзаменам. 19. К удивлению мальчиков дорога оказалась не столь утомительной. 20. К удивлению мальчиков примешивались испуг и растерянность.

II. 1. Мне в частности книга очень понравилась. 2. Книга понравилась многим в частности мне. 3. Во французском языке например отсутствует склонение. 4. В некоторых языках например во французском отсутствует склонение. 5. Вы вернетесь допустим через пять дней. 6. Рассказ будет опубликован в одном из ближайших номеров журнала допустим в пятом.

III. 1. Эта книга весьма полезная а значит ее нельзя читать поверхностно. 2. Времени осталось мало, а следовательно нужно торопиться. 3. Лето мы скорее всего проведем в деревне, а впрочем вопрос этот окончательно еще не решен. 4. Река по соседству отнюдь не мелкая, а наоборот глубокая.

IV. 1. Ребенок очевидно испугавшись посторонних бросился к матери. 2. Ребенок испугавшись посторонних очевидно бросился к матери. 3. Ребенок испугавшись очевидно посторонних бросился к матери. 4. Дождь однако же казалось зарядил надолго (Т.).

V. 1. Слышится будто грохотание грома. 2. Все словно изменилось с тех пор. 3. Пришли как раз к началу спектакля. 4. Произошло это якобы не так. 5. Я ведь ничего подобного не утверждал. 6. Вернемся приблизительно через час. 7. Объем работы оказался примерно вдвое больше.

10. Обособленные определения и приложения. Знаки препинания при них.

10.1. Обособленные согласованные определения
1. X, | ПО | | ПО | X

2. Х, | одиноч. прил. | | одиноч. прич. | Х

3. Х, |прил. с з.с.| | прил. с з.с. Х
4. Х, |доб. обст. зн.| | доб. обст. зн.|, Х

лич. мест лич. мест.

5. Х, | | | |, Х
Зависят от местоположения

1. X, | ПО |

Ветер, дувший со всех сторон, усиливался (Бун.)

2. Х, | одиноч. прил. |

Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (Ч.)

3. Х, |прил. с з.с.|,…

Листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на желтом песке аллей. (Ч.)
| ПО | X

Дувший со всех сторон ветер усиливался.

одиноч. прил. Х

Облачная и туманная мартовская ночь окутала землю.

прил. с з.с. Х

Похожие на лапы листья клёнов резко выделялись на желтом песке аллей.

Не зависят от местоположения
4. Распространенные и одиночные определения, приложения, стоящие непосредственно перед определяемым словом, с добавочным обстоятельственным значением.

(времени, причины, условия, уступки)

Х, |доб. обст. зн.|

| доб. обст. зн.|, Х

Утомленные длительной прогулкой, дети быстро уснули. (причины).

5. Одиночные и распространенные определения, приложения, относящиеся к личному местоимению.

лич. мест.

лич. мест

Х, | |

Я возвращался к Зурину, грустен и молчалив. ( П.)
| |, Х

Усталая, она не могла идти дальше.

Изнуренные, грязные, мы достигли берега.

Геолог, он исколесил всю Сибирь.

* Не обособляются определения при личных местоимениях только в восклицательных предложениях.

Ах ты миленький!

О я безрассудный!


10.2 Обособленные несогласованные определения.

1. Несогласованные определения, выраженные существительным в косвенном падеже (с предлогом), чтобы подчеркнуть смысловую значимость.
особое знач.

Х, |несогл. опр. | , …

Х особое значение

Холоп, в блестящем убранстве, с откидными назад рукавами, разносил тут же разные напитки и съестное (Г.).

2. Обычно обособляются несогласованные определения, если относятся:
а) имени собственному:

имя собств.

х |несогл. опр.|, …

Маша, в ярком сверкающем костюме, выделялась в толпе гостей;


б) к личному местоимению:
х | несогл. опр. |, …

Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого (Л.Т.).
3. Несогласованные определения, выраженные НФГ , перед которой можно поставить а именно:

Х а именно

Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием

сделать добро (Ч.).


10.3. Обособленные приложения.
имя собств.

1. Х, | согл. прилож.|

причина =так как

2. Х, | как… |,…

большое знач., =а именно

3. Х - | |

4. Х, | имя собств., = а именно |

5. Х, | по имени…|,

| по фамилии…|,

| по прозвищу…|,


1. Обособляются согласованные

приложения, стоящие после определяемого слова –

существительного собственного:
имя собств.

Х, |приложение|,

Х

Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель (Л.Т.)
2.Обособляются приложения с союзом как с оттенком причины:

причина = так как

Х. | как… | ,…

Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.



3. Тире ставится, если обособленному приложению придается большое значение или можно вставить А ИМЕННО:
большое значение

Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков. (Коз.).

=а именно

Я не очень люблю это дерево – осину. (Т.).
4. Обособляется собственное имя лица, если служит для пояснения или уточнения

можно вставить слова А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ, А ЕГО ЗОВУТ:
Второй сын, Яков, кругленький и румяный, был похож лицом на мать. ( М.Г.).
5. Обособляются приложения, если присоединяются словами ПО ИМЕНИ,

ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, РОДОМ и др.

х, по имени ,

Х, по фамилии… ,

Х, по прозвищу… ,

Х, родом…. ,

Маленький чернявый лейтенант, по фамилии Жук, привел батальон к задним дворам…(Сим.).

Тренировочные упражнения.
Прочитайте. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Бричка запряженная низкорослым прытким на ноги буланым коньком теперь всё время катилась впереди. 2. Со времени возвращения Уля жила одна в крохотном помещении кухонки примыкавшей к ряду домашних пристроек. 3. Дивизия шла по территории занятой врагом. 4. Шум трепешней бьющейся листвы неумолчно однообразный наполнял собой всё пространство. 5. В это мгновение генерал увидел на самой обочине шоссе одинокую стройную девушку в белой кофточке с длинными чёрными косами. 6. Рядовой солдат он исходил ту самую донецкую степь через которую мчался теперь на вездеходе. 7. С приходом Оли веселье царившее в квартире её сестры несколько упало. 8. Нина вышла на освещённое вечерним солнцем крылечко проводить Олега. 9. Варвара Дмитриевна оказалась женщиной чуткой и дипломатичной. 10. Володя в белой майке полулежал на постели..11. Вечер начался со старинного водевиля где роль старика отца невесты играл Ваня Туркенич. Верный традиции и своим художественным принципам он был загримирован под садовника Данилыча. 12. Природные донецкие шахтёры оба они участвовали в гражданской войне..13. Командир дивизии генерал лет сорока стоял тут же. 14. В ближайшее время мы комсомольцы получим указания что нам делать. (А. Фадеев.)
Прочитайте. Найдите обособленные и необособленные несогласованные определения. Укажите, к чему они относятся. Сделайте выводы об обособлении (или необособлении) несогласованных определений относящихся к а) именам существительным собственным; б) личным местоимениям; в) именам существительным нарицательным.

1. Варвара Павловна, в шляпе и шали. торопливо возвратилась с прогулки. (Т.) 2. Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Г.) 3. Из-за перегородки вышел высокий человек в тёмных очках, в военном кителе. (Пауст.) 4. В вагон вошла девушка в белом пуховом платке и цигейковом жакете. (С. Ант.)

Прочитайте. Укажите приложения, обособленные и необособленные. Объясните пунктуацию.

1. Ваня Туркенич, командир, сидел ни на кого не глядя. (Фад.) 2. Как одному из руководителей областного подполья, Ивану Фёдоровичу надлежало находиться при отряде, базировавшемся в лесу возле станции Митякпнской. (Фад.) 3. Старый мастеровой, герой труда ещё первых лет восстановления хозяйства, он выдвинулся как производственник. (Фад.) 4. Он был известен как человек большой отваги. 5. Нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком — неотлучную сопутницу на морях, и на суше, и в походах, и дома. (Г.) 6. На Игнате-конторщике появилась ярко-красная рубаха. (С.-Щ.)

11. Обособленные обстоятельства и дополнения.

Обособленные обстоятельства – такие обстоятельства, которые на письме выделяются запятыми.
Обособленные обстоятельства могут быть выражены:

1. Одиночными деепричастиями.

2. Деепричастными оборотами.

3 Существительными в косвенных падежах с предлогами.



ПРИМЕРЫ

СХЕМЫ

1. Пошумев, река успокоилась. (Пол.)

Чуть дрожат, |качаясь|, сосны. (Бр.)

Казаки сдержанно посматривали на него, расступаясь. (Обстоятельство не образа действия!)

2. Обогнув высокий мыс, пароход вышел в залив.

На севере, слабо мерцая, подымались какие-то

белесоватые облака. (В.Г. Короленко).

Ветер крепчал, сильнее закутывая город пеленой

морских туманов. (В.Г. Короленко).

|_ _ Д__|, …

, |_ Д __|, …

, |__Д__ |.

|__ДО__|, …

, |__ДО__|, …

, |__ДО__|.



ПРАВИЛО

ПРИМЕРЫ

С целью усиления могут обособляться обстоятельства,

выраженные существительными с предлогами:

НЕСМОТРЯ НА…

СОГЛАСНО (ЧЕМУ)
БЛАГОДАРЯ (ЧЕМУ)

ВОПРЕКИ (ЧЕМУ)
ПРИ НАЛИЧИИ

ПО ПРИЧИНЕ

ВВИДУ

ВСЛЕДСТВИЕ

ВО ИЗБЕЖАНИЕ

В СООТВЕТСТВИИ

ПРИ УСЛОВИИ И ДР.


Несмотря на поздний час, было душно.
Согласно предписаниям,

я покинул шхуну.
Благодаря отличной погоде, улица снова оживилась.
Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (Лермонтов).

Деепричастия и ДО не обособляются



Правила

Примеры

1) Одиночные деепричастия, которое перешли в наречий (это обстоятельства образа действия.

Стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и др.

Татьяна любит не шутя (=серьезно)

(А. С. Пушкин)

Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь. (Гр.)

2) ДО, представляющие собой фразеологические обороты:

работать _ засучив рукава

бежать _ сломя голову

кричать _ не переводя духа

не мудрствуя лукаво

не покладая рук

положив руку на сердце

затаив дыхание

очертя голову и др.

Искл. сост-т ДО, выступающие в роли вводных слов и выражений: судя по всему,

по совести говоря и т. п.

Они слушали его рассказ затаив дыхание.

Судя по всему, это так.

По совести говоря, можно было сделать лучше.

3)* ДО, употребляющиеся в качестве однородных членов с необособленными обстоятельствами

Ребенок стоял с раскрытым от удивления ртом и не спуская глаз с собаки.

4)* ДО, тесно связанные со сказуемым.

Это упражнение делают стоя на вытянутых носках

5)* ДО, одиночное деепричастие, стоящие после союза а (и его нельзя оторвать от союза и перенести в другую часть предложения).

Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, говорил одни и те же слова. (М. Г.)


Обособленные дополнения


Правила

Примеры

Если говорящий хочет подчеркнуть роль дополнений, если на них падает большая смысловая нагрузка, то часто обособляются (выделяются запятыми) дополнения с предлогами:
кроме

вместо

исключая

за исключением

включая

наряду с

сверх

помимо и др.

Сравни:

Кроме картин, в комнате было много цветов


Кроме зарплаты он получает премиальные


Мы, помимо судовых работ, занимаемся еще погрузкой угля. (М. Г.)

За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо.

* Если предлог вместо = «за», «взамен», то оборот с ним не обособляется

Вместо шубы надел пальто.

Вместо меня отвечал другой ученик.

( = «за»)


Тренировочные упражнения.
Перепишите, расставляя знаки препинания. Объясните их расстановку.

I. 1. Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив. 2. Ветер крепчал сильнее закутывая город пеленой морских туманов. 3.На севере слабо мерцая подымались какие-то белесоватые облака. 4. Далеко в вышине вглядевшись молодой человек различил неясные очертания облака.(В. Г. Короленко.)

II. 1. Вода не хотя передавалась через перекат. (Крут.) 2. Я говорил а она шла молча. (Шол.) 3) Работал он не покладая рук. (М. Г.) 4. Пантелей Прокофьевич скрепя сердце доверил Дарье быков. (Шол.)
Прочитайте. Найдите деепричастия и образованные от них наречия. Как они образованы? Расставьте знаки препинания.

1. Читать лёжа вредно. Лёжа на горячем песке мы слушали шум прибоя. 2. Я хорошо знал, где на полке лежит моя любимая книга, и мог взять её не глядя. Не глядя на доску трудно играть в шахматы. 3. На тренировках Борзов шутя пробегал стометровку за 10 секунд. Весело шутя и подсмеиваясь друг над другом мы незаметно дошли до лагеря.
Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Расставьте знаки препинания.

I. 1. Чиркнула спичка на секунду осветив развешенные сети сено старика. (Сераф.) 2. Иногда слепой брал дудку и совершенно забывался подбирая к своему настроению задумчивые мелодии. (Кор.) 3. Месяц золотясь спускался к степи. (Л. Т.) 4. Казаки разъехались не договорившись. (Шол.) 5. Они ещё долго сидели в горнице на сундуке взявшись за руки молча думая о своём. (Шол.)

II. 1. И хорошо мне здесь остановиться и глядя вдаль послушать подождать... Шумит шумит высокая пшеница и ей конца и края не видать. (Исак.) 2. И подруги стали голову закинув словно две осенних две лесных рябины. И запели разом стаю провожая что всего дороже сторона родная. (Исак.) 3. И солнечный поток прорезав тело тучи упал дымясь на кристаллические кручи огромных ледников и вспыхнул и погас. (Заболоцкий.) 4. Синея блещут небеса. (П.)

От глаголов, данных в скобках, образуйте деепричастия соответствующего вида и расставьте знаки препинания.

1. Мы (не отрываться) следили за полётом планёра. 2. Удаляется (затихать) песня. 3. Ручей (журчать) струится по камням. 4. (Прощаться) мы обещали писать друг другу 5. Я отказался было от поездки но (подумать) согласился.

Вставьте помещённые в скобках деепричастные обороты перед союзом и или после него, в зависимости от смысла глаголов-сказуемых, расставьте знаки препинания

1. Планёр круто взмыл вверх и стал плавно спускаться (описав большой круг). 2. Мальчишки смотрели на него и махали вслед (задрав головы). 3. Монтёр долго осматривал проводку и устранил неисправность (отыскивая повреждение; обнаружив место разрыва).

Подберите к деепричастиям пояснительные слова. расставьте знаки препинания

1. Он говорил улыбаясь. 2. Старик шёл прихрамывая. 3. Девушка сидела задумавшись. 4. Поезд идёт не останавливаясь.

Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите обособленные обстоятельства
1. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой вопреки приказанию спал крепким сном держа ружье обеими руками (Л.). 2. Несмотря на мое нерасположение к Аркадию Павловичу пришлось мне однажды провести у него ночь (Т.). 3. Мальчик против его намерения задержался в городе. 4. К счастью по причине неудачной охоты наши кони не были измучены (Л.). 5. Детям по причине малолетства не определили никаких должностей (Т.). 6. Впрочем ввиду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции (Ч.). 7. Добрый комендант с согласия своей супруги решил освободить Швабрина (П.). 8. Степочка по случаю отсутствия танцев тоже очень скучал (Писемск.). 9. Ехали только днем во избежание всяких дорожных случайностей (Пришв.). 10. В Колотовке мужики за неимением ключей и колодцев пьют какую-то жидкую грязцу из пруда (Т.). 11. Благодаря ежедневному общению с ним Морозка начинал думать, что сам он Морозка тоже исправный партизан (Фад.). 12. Вследствие этого происшествия Василий уже более не видался со своим родителем (Т.). 13. Я стал на углу площадки крепко упершись левой ногою в камень и наклонясь немного вперед, чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад (Л.). 14. Пожарная команда не могла по условиям местности подъехать близко к пожару (М. Г.).

Прочитайте. Найдите обособленные дополнения. расставьте знаки препинания
1. Не меняя позы, медленно, очень медленно Алексей приоткрыл глаза и увидел перед собой, вместо немца бурое мохнатое пятно (Полев.). 2. Долго ничего не было видно кроме дождя и длинного человека лежавшего на песке у моря (М. Г.). 3. Все за исключением Вари громко аплодировали певцам (Степ.). 4. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое (Нов.-Пр.). 5. Никто исключая его камердинера не видел его ненапудренным (Т.). 6. Здесь в городе вас не понимают, да и некому понимать, так как, сами знаете, здесь за весьма малыми исключениями все гоголевские свиные рыла (Ч.). 7. Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами (Полев.).

12. Обособление уточняющих членов предложения

Уточняющие члены предложения конкретизируют или поясняют значения разных членов предложения - главных и второстепенных. Выделяются интонацией в произношении и запятыми на письме.


Правила

Примеры

Уточнение может быть выражено:

1. Чаще обстоятельством места и времени. Отвечает на вопросы:

когда именно? когда именно?
2. Могут являться другим

обстоятельством. Как именно?

3. Определением. Какая именно?

4. Приложением. Кто именно?
Могут присоединяться при помощи слов а именно чаще опущены

то есть

или

* Обособляются слова, содержащие дополнительные замечания и разъяснения, чаще всего они присоединяются словами:

особенно и при том

даже именно

например да и

главным образом да и вообще и др.

в частности в том числе

Поздно вечером, часом в одиннадцать, я вышел в сад.

Далеко, в лесу, раздавались удары топора.
Мы беседовали хорошо, по-дружески. (Купр.)

Это повесть небольшая, в три печатных листа. (Т.)

Хозяин, Иван Николаевич Булгаков, был большой охотник до лошадей. (Акс.)

Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских. (Л.Т.)

Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы. (Чехов).
Отец мой очень любил всякие воды, особенно ключевые. (Акс.)
Это замечание касается многих,

в частности Богомолова и Давыдова.
В этом матче, да и в двух предшествующих, счет не был открыт.

Тренировочные упражнения.

Прочитайте вслух, укажите обособленные уточняющие члены предложения. Какие это члены предложения?

1..Внизу, под глинистым обрывом, поблёскивало Азовское море. (Пауст.) 2.По утрам, до ухода в питомник, Тихон Петрович работал у себя в саду. (Пауст.) 3. Грузовик подобрал нас через три часа, то есть к вечеру. (Сол.) 4. Иногда в общей массе железного лома попадались какие-нибудь редкостные вещицы, например замок с фокусом и таинственным механизмом. (Усп.) 5. Изредка на балкон залетали воробьи или голуби. 6.Земля окружена воздушной оболочкой, или атмосферой. 7.Осьминоги, или спруты,— это морские моллюски. 8.На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарём. (Пауст.)

Прочитайте. Расставьте знаки препинания.

I. 1. Он встряхнул кудрями и самоуверенно почти с вызовом глянул вверх (Т.). 2. Вокруг по левому берегу в полуверсте от воды на расстоянии семи-восьми верст одна от другой расположены станицы (Л. Т.). 3. Длинная в несколько верст тень ложилась от гор на степи (Л. Т.).

II. 1. Бросились за доктором то есть домашним лекарем Харитоном (Т.). 2. В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других (Л. Т.). 3. В то время именно год назад я еще сотрудничал по журналам (Дост.).

III. 1. Незаметным образом я привязался к доброму семейству даже к кривому гарнизонному поручику (П.). 2. Все слушали молча рассказ Анны Саввичны особенно девушки (П.). 3. Бабушка вообще очень любила грибы грузди в особенности (Акс.). 4. Новый управляющий главное внимание обращал больше всего на формальную сторону дела в частности на канцелярские тонкости (М.-Сиб.). 5. Дорога была только одна и притом широкая и обставленная вехами, так что сбиться было невозможно (Кор.). 6. Человека три в заречье в их числе Сима Девушкин делали птичьи клетки и садки (М. Г.). 7. Некоторые языки например английский и французский не имеют форм склонения. 8. Детям нравятся произведения с интересным сюжетом главным образом приключенческая литература.

IV.Впереди среди света и теней то садясь на задние лапки и поднимая торчком уши то делая короткие прыжки двигался заяц пробираясь на золотую поляну. 2.На западе за селом светало. На востоке на сизо-пыльной туче над хлебами стояли две зелено-фиолетовые дуги. 3.Ветер дул всё порывистее сыпля брызги с ярко-зелёных деревьев. За садом где-то низко гремел тугой гром. 4.Малиновое без лучей солнце село огромным кругом в сизую сухую муть за рекой за полями уже покрытыми звеньями копен. 5. Против двери у стены стоял комод крытый вязяной скатертью. 6. Справа было чуть белеющее в сумраке поле покрытое копнами.

13. Способы передачи чужой речи и знаки препинания при них.
Прямая косвенная цитата при помощи

Речь речь вводных слов
1. Прямая речь – слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Сопровождается словами автора, в которых указывается, кому принадлежит речь. Слова автора после прямой речи произносится несколько убыстренно и с понижением голоса.

Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку. Если же она начинается с абзаца, то перед ней ставится тире.

«Вдруг говорят мне: «Вас кто-то спрашивает».

Вдруг говорят мне:

- Вас кто-то спрашивает.


Знаки препинания в предложениях с прямой речью.


Схемы

Примеры

I. «П,» - а.
«П?» - а.

«П!» - а .

II. А : «П».

А : «П!»

А : «П?»

III. «П, - а, - п».

«П! – а. – П».

«П? – а. – П».
* «П, – а: – П».

IV. А : « П », - а.

А : « П! » - а.
А : « П? » - а.


«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает соловей.

«Кто ты? Что делаешь? – спросил сердито Лев.

«Стой, братцы, стой!» - кричит Мартышка. (Крыл.)

Мы попросили лесника: «Проводи нас, дедушка».

Он пригласил: «Ступайте, ребята, за мной!»

Сергей спросил: «Ребята, вы из лагеря?»

«Вот что, - сказал Андрей, - поговорим после».

«Успокойся! – сказал он. – Завтра поговорим».

«Почему я раньше этого не замечал? – подумал он. –Ведь это так очевидно».

«Одна, - сказал Егор и вздохнув, добавил: - Я думаю, ей там не тесно». (А. Чехов).

Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот», - вдохнул, помогал и ушел.

Наконец, он воскликнул: «Нет, не могу, не погублю ее!» – и убежал. (М.Лермонтов).

Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду?» - когда все утихло вокруг. (И.Тургенев).



Тренировочные упражнения.
Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Объясните расстановку знаков препинания.
1.«А у нас какой лучший город?» — спросил опять Манилов. 2. Петербург»,— отвечал Фемистоклюс. 3. Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову с словами: «Вы ничего не кушаете, вы очень мало взяли». На что Чичиков отвечал всякий раз: «Покорнейше благодарю, я сыт, приятный разговор лучше всякого блюда». 4. «Право, останьтесь, Павел Иванович! — сказал Манилов, когда они вышли на крыльцо.— Посмотрите, какие тучи». 5. «Это маленькие тучки»,—ответил Чичиков. 6. «Как вам показался наш город? — примолвила Манилова.— Приятно ли провели там время?» 7. «Очень хороший город, прекрасный город,— отвечал Чичиков,— и время провёл очень приятно: общество самое обходительное».
Укажите прямую речь и слова автора. Расставьте знаки препинания. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.
I. 1. Молчание нарушил этот неизвестный произнеся низким тяжёлым голосом и с иностранным акцентом следующие слова добрый день симпатичнейший Степан Богданович (Булг.) 2. Иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил даже привизгнув от любопытства вы атеисты (Булг.) 3. Да мы атеисты улыбаясь ответил Берлиоз а Бездомный подумал рассердившись вот прицепился заграничный гусь (Булг.) 4. Володя жмурясь посмотрел на свой поплавок потом оглянулся и неуверенно спросил а что может рыба в другой бочаг уйти (Каз.) 5. Ясное дело злобно ответил Яшка та сорвалась и всех распугала (Каз.) 6. Я думаю что здесь должен остаться матрос Жухрай сказал Ермаченко подходя к столу. Во-первых Жухрай из здешних мест; во-вторых он слесарь и монтёр, сможет устроиться работать на станции. .По-моему это самый подходящий человек (Н. О.)

II. 1. Скоро мост весело сказал Зуев а там и Заборье. Можно сказать пришли 2. Пойдёмте по берегу сказал я может быть наткнёмся на лодку 3.Стой вдруг сказал Гайдар что это такое вон там за кустом 4. Что ты есть за человек спросил Гайдар признавайся 5. Да ведь это школа радостно сказал шофёр тут учительница живёт (К. Паустовский.)

III. 1 А почему мне ехать вправо спросил ямщик с неудовольствием где ты видишь дорогу 2. Помилуй батюшка Пётр Андреич сказал Савельич зачем ему твой заячий тулуп 3. Прошу (не) умничать сказал я своему дядьке сейчас неси сюда тулуп 4. Слушай Василиса Егоровна отвечал урядник не поместить ли его благородие к Ивану Полежаеву 5. Как Вам угодно сказал Иван Игнатьич делайте как разумеете 6. Смела ли Маша отвечала её мать нет Маша трусиха 7. Ну матушка возразил Иван Кузьмич оставайся пожалуй коли ты на крепость нашу надеешься 8. Послушайте Иван Кузьмич сказал я коменданту долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания 9.Вот я вас закричал Иван Кузьмич ребята стреляй ( А.С.Пушкин).

2. Предложения с косвенной речью = СПП
главное содержит слова автора придаточное – чужую речь(косвенную)
Сравните:


Учитель сказал: «Ваш класс пойдет на экскурсию»

2. Тренер мне посоветовал: «Ты глубже дыши!»

3. Врач спросил:»Какая у вас была температура?»

Учитель сказал, что наш пойдет на экскурсию.

Тренер мне посоветовал, чтобы я глубже дышал.

Врач спросил, какая у меня была температура.


Тренировочные упражнения.
Образец.

Учитель сказал: «Вера, ты сходи за мелом».

Учитель сказал Вере, чтобы она сходила за мелом.

1) Шофёр такси уверял: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут».

2) Нина спросила подругу: «Таня, ты пойдёшь сегодня вечером на концерт?»

3) Коля говорил: «Мой брат работает

слесарем-инструментальщиком». 4) «Будьте у музея ровно в

11 часов»,— предупредил нас учитель истории.

3.Цитаты – дословные (точные) выдержки из высказываний кого-либо, приводимые для подтверждения своей мысли.

Знаки препинания в предложениях с цитатой.


1. Цитаты могут сопровождаться словами автора.

«П,» - а.

А : «П».
2. Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие.

А : «П...»

3. Цитата может вводиться авторскую речь и как часть предложения, тогда она выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы.
4. Если цитируется стихотворный текст, в котором соблюдаются стихотворные строки, то кавычки не ставятся.
5. Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный и восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.
6. Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для усиления их значения ( в печати такие места выделяются особым шрифтом),то он должен оговорить это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед скобками ставится тире.

7. Библиографическая справка при цитате дается или после цитаты, или, чтобы облегчить чтение, в конце страницы в виде сноски.

Справка д.б. точной, т.е. указывается автор (инициалы и фамилия), название цитируемого произведения, издательство, страница.
*Если встречаются внутренние и внешние кавычки, то они должны различаться между собой рисунком (т.н. «елочки» « » и «лапки».


*Если перед закрывающимися кавычками стоит вопрос или восклицание, или многоточие, то эти же знаки не повторяются.

*Неодинаковые знаки ставятся перед закрывающимися кавычками и после них.



В.Г.Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящен, прост, национально верен духу языка».

В.Г.Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящен, прост...»

В.Г.Белинский писал: «Стих Пушкина благороден... верен духу языка».

Н.Г. Чернышевский справедливо считал, что «развитие языка идет вслед за развитием народной жизни».

В поэме А. Твардовского «Василий Теркин» лейтмотивом всего произведения являются следующие строки:

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

В одной из своих литературных статей А.М. Горький писал, что «Рудин и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев...».

(подчеркнуто нами. – Т.С.).




Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. –

М.: Просвещение, 1990 – С. 220.

Учитель сказал: « «Евгений Онегин» - выдающееся произведение пушкинского гения».

Автор статьи указывает, что в «золотой фонд мировой литературы вошло такое произведение, как «Война и мир»».
Читали ли вы роман Чернышевского «Что делать?».

Когда был выдвинуть лозунг «Вся власть Советам!»?



По словам...

Как сказал...

По мнению...

По словам И.С. Тургенева, он «никогда, ни одной строки в жизни не напечатал не на русском».

По мнению мамы, я должен быть более серьезным.
4. Чужая речь может быть передана при помощи вводных слов и предложений.
Сложное предложение

П

ПП СП

(одна грамматическая основа) (две и более грамматических основ)

[ ].

[ ].

[ ].


CСП CПП БСП

(обе части равноправны) (одна часть главная, другая (части СП соединяются

зависимая – придаточная) без союза)

[ ], но [ ]. [ ], ( ). [ ], [ ].

[ ]; и [ ]. ( ), [ ]. [ ]; [ ].

* [ ] – а [ ]. [ …, ( ), ...]. [ ]: [ ].

[ ] – [ ].

14. Знаки препинания в сложносочиненном предложении


Правила

Примеры

Запятая

1. ССП с соединительными союзами и, да (= и), ни...ни, тоже, как же.

2. CСП с разделительными союзами Или (иль), либо, то...то, не то...не то.

3. ССП с противительными союзами А, но, да (=но), однако, зато, же.

* ССП с пояснительными союзами то есть, а именно

Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (П.)

Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели. (Кр.)

То холодно, то очень жарко, то солнце прячется, то светит слишком ярко. (Кр.)

Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила читатель дорогой. (П.)

Березы распустились, дубы же стояли обнаженными. (Ч.)

точка с запятой

Если части CCП значительно распространены или имеют внутри себя запятые и другие знаки препинания.


У ручья он задержал лошадь, посмотрел в сверкающие струи потока; и там, внизу, встретилось с ним взглядом опухшее темное лицо (это был кто-то из странников).

Я спешу туда ж—а там уже весь город.(П.)

Тире

Если во второй ССП содержится неожиданный результат, присоединение или редкое противопоставление по отношению к первой части.




Положишь палочку на воду – и она поплывет по течению. (Пришвин).


Правила

Примеры

Схемы

Запятая не ставится

Если у частей ССП есть что-то общее

1) общий второстепенный член – детерминант;

2) общее придаточное;
3) общая интонация (вопросительная или восклцательная)
4) общее простое предложение, которое связано без союза с двумя частями, связанными сочинительным союзом.

5) общность в построении частей ССП (обе части назывные предложения или безличные однородного состава).




1) Здесь краски не ярки и звуки не резки. (Н. Рылеев).

Уже рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Л. Толстой)

Куда он мог уйти и где его искать?

На поручни не облокачиваться и чемоданы на ступени не ставить!

Останавливаться было нельзя1: ноги засасывало2 и следы наливались водой.
Прогулка в лесу и катание на лодках.

С деревьев капало и вокруг пахло весной.

[ Д ] и [ ].

1 2

и
3

1 2 3

: и



Тренировочные упражнения.
В каждом предложении обозначьте грамматическую основу.

1. Песок блестит на солнце тёплым, жёлтым блеском и на его бархате прозрачные здания подобны тонким вышивкам из белого шёлка. (М. Г.) 2. Тёплый ветер гуляет по траве гнёт деревья и поднимает пыль. (Ч.) 3. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит. (Л.) 4. Уже давно рассвело а лампа всё горела. (Фед.) 5. Была зима но все последние дни стояла оттепель. (Бун.) 6. Огонь в лампе дрогнул потускнел но через минуту снова разгорелся. (М. Г.) 7. То ветер подует и тронет верхушки то лягушки зашелестят в прошлогодней траве то за стеной часы пробьют четверть. (Ч.) 8. Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы. (Шол.) 9. Веселее и громче всех смеялся сам студент он же скорее всех и перестал. (М. Г.) 10. В короткие зимние дни здесь рано спускается сумрак зато в начале лета неделями длятся (не) меркнущие белые ночи. (Н. М.) 11. Мыло серо зато моет бело. (Поел.) 12. В скользящей зыби пруда плавала не то утка не то грачонок еле держался на распластанных крыльях. (А. Н. Т.) 13. Конец мая и в поле ещё прохладно. (Бун.)
Прочитайте, укажите сложносочинённые предложения, в которых есть общий второстепенный член. Расставьте пропущенные знаки препинания.
1. За окном брезжил рассвет и кричали петухи. (А. Н. Т.) 2. Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину. 3. Асфальт уже высох и только на цветах газонов бл..стели чистые крупные капли. (С. Ант.) 4. Сверху жарко п..лило солнце и до раскалённой кабинки невозможно было дотронуться. (С. Ант.) 5. Вдали по- прежнему машет крыльями мельница и всё ещё она похожа на маленького человечка размахивающего руками. (Ч.) 6. Вначале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. (Ч.)

15. Сложноподчиненные предложения

15.1 Основные группы


Виды придаточных, вопросы

Средства связи


Примеры


Схемы СПП


союзы

Союзные слова

Определительные
какой?

какой именно?


____

который что

где

откуда

какой

чей

куда

х

Воздух был наполнен [свежестью, которая] бывает после грозы.

Бывает [час,1 когда] нам не до шуток.2

Покажите мне [те книги 1, которые] лежат на верхней полке.2

х какой?

[…свежестью],(которая…).
1.

[свежестью ]

какой?
2 которая

опред-е

х какой?

[…час], (когда…).

какие?

х

[…те книги],(которые…)


Местоименно – определительные
кто именно?

что именно?


____

кто

что

тот

[Кто ищет, тот] всегда найдет

[Что было, то] мило.

[Каждый, кто] честен, встать с нами вместе.

[Кто…], (тот…).

[Что…], (то…).

[Каждый, (кто…)…].


Изъяснительные

Падежные вопросы

что

как

чтобы

словно

будто

как будто

ли

где

откуда

что

кто

Я [сказал мальчикам, что] заблудился.

Говорили, будто его видели в городе.

Дети [чувствуют, кто] их любит (Т.)

Я не знаю, буду ли дома вечером.

[…сказал…], (что…).

[Говорили], (будто…).

[…чувствуют], (кто…).

[… не знаю], (…ли…).


Обстоятельственные

1. образа действия и степени

как?

каким образом?

в какой мере и степени?


так

что

чтобы

словно

точно

будто

как будто

как

сколько

насколько

Машина мчалась [так быстро, будто] участвовала в гонках.

Больной вел себя [так, как] советовал врач.

Маша [так дружелюбно стиснула руку, что] у него сердце забилось

[…так+наречие], (будто…).
[…так], (как…).

[…так…], (что…).

2. места

где?

куда?

откуда?




где

куда

откуда

Медведь остановился [там, где] только что стоял лось.

Иди, куда влечет тебя свободный ум. (П.)

[…там], (где…).
[…], (куда…).

3. времени

с каких пор?

до каких пор?

как долго?

когда?


когда

пока

едва

как только

с тех пор как

до тех пор как

покуда

лишь только

едва

лишь

прежде чем

перед тем как

в то время как


____

Они проснулись [тогда, когда] солнце стояло уже высоко. (А. Г.)

В то время как товарищ мой остановился1 , мелькнула перед моими глазами большая бабочка2 . (Акс.)

Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснулся.


*В предложениях с составными союзами запятая ставится один раз: или перед указным словом, или после его (если логическое ударение падает на указательное слово).

[…тогда], (когда…).
(В то время как…), […].

[… до тех пор], (пока…).



4. условия

при каком условии?


если(бы) ежели

коли

если…то

когда

раз

кабы

в случае если

на случай, если

при условии что

добро бы

коль скоро

____


Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком. (Пауст.)

(Если…), [то…].

5. причины

почему?

отчего?

по какой причине?

из-за чего?



потому что

оттого что

благодаря тому что

так как

ибо

вследствие того что

в силу того что

из-за того что

поскольку

благо

в результате того что

исходя из того что

по причине того что

в связи с тем

ввиду того что

____

Лес стоял тихий и молчаливый1 , потому что главные певцы улетели2 .(М.-С.)

Не причиняй другим зла1, ибо оно возвернется к тебе2.

[…], (потому что…).
[…], (ибо…).

6. цели

зачем?

с какой целью?

для чего?

чтобы

для того чтобы

с тем чтобы

затем чтобы

дабы

лишь бы

только бы

для того, чтобы

затем, чтобы

ради того, чтобы

во имя того, чтобы

____

Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.(Пауст.)

[…], (чтобы…).

7. сравнения

как?

подобно чему?



как

подобно чему

также как

чем…тем

будто

точно

словно

как будто

вроде как

как…таки

все равно что

как бы

так же как

____

Приближение к родным местам всегда волнует, словно(бы) едешь на свидание с детством.

Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку, как воспитывать вкус, как воспитывают вкус к гравюрам, к хорошей музыке. (М.П.)

[…], (словно…).

[…], (как…).

8. уступки

несмотря на что?

невзирая на что?

вопреки чему?

хотя(хоть)

несмотря на то что

невзирая на то что

пусть(пускай)

даром что

правда

как ни

____

Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

Как мы ни старались, в этот день нам удалось дойти только до устья реки. (Арс.)




9. следствия


так что

____

Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (Акс.)

[…], (так что…).

10. присоединительные


____

отчего

почему

зачем

что

Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же. (Г.)

[…], (на что…).
1   2   3   4   5   6   7   8