|
15.2 СПП с несколькими придаточными
Вид подчинения
| Примеры
| Схемы
| Последовательное
| Мы были на летних каникулах, когда мать, остававшаяся все лето в городе, прислала известия, чтобы мы все приезжала. (Кор.)
|
главная
часть
придаточная
часть
придаточная
часть
| Параллельное
| Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окунят и плотищ, которых он выудил без меня. (Акс.)
|
главная
часть
когда которых
врем. опред.
| Однородное
| Мересьев увидел, как вздохнул Гвоздев, как резко он повернулся, как сверкнули из-под бинтов глаза. (Пол.)
|
1 увидел
как как как
изъяс. изъяс. изъяс.
| Тренировочные Упражнения Прочитайте. Выделите главное предложение и придаточные. Укажите, к какой группе сложноподчиненных предложений оьносится каждое такое сложное предложение.
I. 1) Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.4 (Сим.) 2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его. (Фад.) 3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.4 (Акс.) 4) Снова, после долгих лет разлуки, я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне. (Дост.) 5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать. (Акс.)
II. 1) Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы. (П.) 2) В дни когда налетающий с запада шквал сыпал ливнями огненных стрел я отчизне как сын и солдат отдавал всё что мог что имел что умел. (Сурк.) 3) Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день. (Сурк.) 4) Если будет вода и в ней не будет ни одной рыбки я не поверю воде. (Пришв.) 5) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. (М. Г.)
Прочитайте. Укажите главные предложения и придаточные определительные. К чему относятся придаточные и чем они прикрепляются? Расставьте знаки препинания.
1) Солнце осв..щало вершины лип которые уже пож..лтели под свежим дыханием осени.4 (Л.) 2) Ноздрёв зах..хотал тем звонким смехом каким зал..вается только свежий здоровый человек. (Г.) 3) В (не) большой комнате куда я вошёл было довольно темно. (Т.) 4) Они ушли в комнату откуда под аккомпанемент гитары звучала шофёрская песня. (Пан.) 5) За стеной маленькой Гости, ой где они сидели слышались музыка шелест и шорох платьев. (А. Н. Т.) 6) В сложной биографии Андерсена трудно установить то время когда он начал писать свои преле..ные сказки.4 (Пауст.)
Расставьте знаки препинания и обозначьте в главном предложении определяемые местоимения, употреблённые в, значении существительных, а в придаточном — союзные слова.
1) Лишь то читается легко что написано с трудом; что в час написано то в час и позабыто. (П.) 2) Что хорошо понятно то хорошо и свободно излагается. (Бел.) 3) У того кто откладывает сегодн..шнюю работу на завтра дела (н..) когда (н..) кончаются. (Поел.) 4) Я всё тот(же) кем был всю жизнь. (Н.) 5) Я думаю о прожитых годах о юности глухой и (не) погожей и всё что нынче держим мы в руках мне с каждым днём становится дороже. (Исак.) 6) Самое прекрасное в мире то что создано трудом умной человеческой рукой.4 (М. Г.) 7) Благороден не тот кто б..ёт себя в грудь а тот кто скромно без позы (н..) теряя врем..ни изо дня в день выполняет свой трудовой долг. (С. Кон.) 8) Кто с пользою отечеству труди(т,ть)ся тот с ним легко (н..)разлучи(т,ть)ся. (Кр.) 9) Сегодня на собрании все должны быть активны и новички и те кто обычно сидят молчальниками. (Кетл.) 10) Вскоре он уже считался одним из самых крепких и инициативных партийных работников. (Пол.) 11) Тот в слове стоит твёрдо кому слово дорого. (Поел.) 12) Плавающие льды попадались всё чаще и чаще но не сплошными массами а (в)виде красивых торосов прихотливые оч..ртания которых приводили в восторг людей (не) бывавших в северных морях. (Обр.)
Прочитайте и укажите главные предложения и придаточные изъяснительные. Расставьте запятые.
1) Дубов пол.тал3 что звание шахтёра самое высокое и почётное (Фад.) 2) Левинсон распорядился что(бы) к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход. (Фад ) 3) Крайнев поднял голову и увид..л как в открытые ворота в..ехала коло..а машин. (Поп.) 4) Ты рада что ты дома? (Ч.) 5) Татьяна Афанасьевна подала брату знак что больная хочет уснуть (П.) 6) Ей снится3 буд(то) (бы) она идёт по снеговой поляне. (П.) 7) Особенно было страшно3 то что над огнем в дыму летали голуби.
Прочитайте. Укажите придаточные предложения. Какие это придаточные? К чему они относятся и чем прикрепляются? Расставьте знаки препинания и найдите придаточные изъяснительные.
1) Иван Ильич спросил где находится штаб. (А. Н. Т.) 2) В степной полосе где был расположен родной Колин городок лесов (не) было. (Пауст.) 3) Теперь Леонтьеву стало ясно о чём он будет писать. (Пауст.) 4) Он охотно соглашался со всем что говорил капитан. (Пауст.) 5) Пароход сел на мель вблизи того городка куда ехал Леонтьев. (Пауст.) 6) Солдаты (не) видели противника и (не)знали куда и зачем нужно идти. (А. Н. Т.) 7) Что написано пером то (не) вырубишь топором. (Поел.) 8) Дерсу замолчал. Он (по)видимому (не) знал что ему делать дальше. (Аре.) 9) Давным-давно задумал я взглянуть на дальные поля узнать прекрасна (ли) земля. (Л.)
Прочитайте. Укажите придаточные предложения и их значения. Расставьте знаки препинания. Найдите в главных предложениях сочетания с указательными словами, а в придаточных — союзы.
1) Незнакомец не рассматривал нас так как рассматривали мы его. (Аре.) 2) Лес рубили так что (бы) вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу. (Пауст.) 3) Люба смотрела на пилу так (как) будто это была не пила а диковинное существо. (С. Ант.) 4) Загрузка пошла до того быстро что подводы не поспевали подвозить зерно.4 (С. Ант.) 5) Толчок был так быстр и внезапен что Буланин сразу сел на пол. (Купр.) 6) Речка так бл..стит и св..ркает на солнце что глазам больно.4 (Гонч.) 7) Наступление шло так как было предусмотрено в штабе. (Сим.) 8) Ветер дул с такой силой что стоять на ногах было невозможно. (Аре.) 9) И стало в лесу так темно точно в нём собрались сразу все ночи. (М. Г.) 10) Ольга слушалась настолько насколько тётка выражала желание или высказывала совет. (Гонч.) 11) Старушке столько (же) хотелось повторить свой рассказ сколько мне его слушать. (Герц.) 12) Туча уже настолько надвинулась на солнце что стало темно как ночью. (Л.Т.)
Прочитайте и укажите сложноподчинённые предложения с придаточными места, определительными и изъяснительными. Расставьте знаки препинания.
1) Алексей пополз туда где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады. (Пол.) 2) Куда река пошла там и русло будет. (Поел.) 3) Везде где солнце светит товарищи у нас. (Щ.) 4) Там где глаз не мог уже отличить в потемках поле' от неба ярко мерцал огонек.4 (Ч.) 5) Небо было там пурпурное тёплое и ласковое и м..нило туда где оно к..салось краем зелени лугов. (М. Г.) 6) Иди куда влечёт тебя свободный ум. (П.) 7) Вскоре он угадал где он находится. (А. Г.) 8) Пароход плавно нёс свои огни и палубу заполненную пассажирами мимо подмосковных дачных рощ и разливов где дог..рал холодноватый закат. (Пауст.) 9) На пне где мы сидели я заметил несколько фигур вырубленных топором и похожих на те которые я видел во время последней экскурсии к реке. (М.-Мак.) 10) Когда мы подошли к правому берегу мне указали там где я меньше всего ожидал узкую тропу (в) верх. Только с помощью корней и ветвей можно было до бра (т, ть)ся до площадки откуда тропинка становилась шире и отложе. (М.-Мак.) 11) Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там где она пряталась под нависшие кусты. (Т.) 12) Люди бежали оттуда откуда доносились взрывы.
Расставьте запятые найдите союзы, которые соединяют придаточные времени с главным предложением.
1) Когда управляющий вызывал меня я зам..рал от страха. (Гл.) 2) Пока (не)взошло со..нце дышать было легко. (Грин.) 3) Когда затих уже топот его лошади я пошла на т..расу и опять стала смотреть вслед. (Л. Т.) 4) Как только ушли миноносцы мы стали ставить палатки и соб..рать дрова. (Аре.) 5) Разошлись по домам после того как отряд остановился в центре города и начал размещаться по квартирам. (Н. О.) 6) В то время как я вздремнул взошла луна и бросала сквозь тучи свой холодный и яркий свет. (Л. Т.) 7) Очнулся он когда солнце стояло уже высоко. (А. Г.) 8) Они проснулись тогда когда в избе было совсем свет ло. (А. Г.) 9) В то время как товарищ мой остановился мелькнула перед моими глазами большая бабочка. (Акс.)
Прочитайте, укажите придаточные условные и союзы, которыми они прикрепляются к главным. Расставьте запятые. Какие союзы употребляются в разговорной речи?
1) Любое живое дело можно загубить2 если делать его равнодушными руками. (Ов.) 2) Если ты что-нибудь делаешь делай хорошо. (Л. Т.) 3) Раз вы согласились так уж нельзя вам отказыва(т, ть)ся. (Даль.) 4) Если бы Марийка не портила настроения всё было бы хорошо. (Пан.) 5) Когда командир не робеет солдаты за ним в огонь и в воду пойдут. (Ов.) 6) Коли парень ты румяный братец будешь нам названый. (П.) 7) Кабы я плавать умел купа(т, ть)ся бы стал. (М. Г.) 8) Знай я ремесло жил бы в го роде. (М. Г.) 9) Когда идёшь в дальн..ю дорогу то уже не разб..раешь погоды. В самом деле если все дождливые дни сидеть на месте то пожалуй недалеко уйдёшь за лето. (Арс.) 10) Если (бы) каждый человек на куске земли своей сделал всё что может как прекрасна была бы земля наша. (Ч.) 11) Если дед уходил из дома бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания. (М. Г.) 12) Когда труд удовольствие жизнь хороша. (М. Г.) 13) Раз мы начали говорить то лучше договорить всё до конца. (Купр.)
Прочитайте и укажите придаточные причины. Расставьте запятые. Найдите союзы.
I. 1)Густая трава росла по берегам озера потому что здесь достаточно было влаги. (М.-С.) 2) Наташа заревела как ребёнок только оттого что Соня плакала. (Л. Т.) 3) Зелень сохранила свежесть до начала июля вследствие того что весна была сырая
4)Всякий труд важен ибо облагораживает человека. (Л. Т.)
5) (В)следстви.. того что мы рано встали мы рано выступили и с бивака. (Аре.) 6) Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги то он (н..) мог (н..)обратить на неё внимания. (Ч.) 7) Оттого я прием..рел что я слышу топот дальний трубный звук и пенье стрел. (П.) 8) Благодаря тому что лето было жаркое и сухое по надобилось поливать каждое дерево. (Ч.) 9) Вероятно оттого что я выбегал на улицу без шапки и без калош у меня поднялся сильный жар. (Ч.)
II. Так как врем..ни оставалось ещё достаточно то я от правился пр..искать место для своей будущей хижины. Мне (н..)хотелось селиться в самой деревне и даже (в)близи её (во)первых потому что я (н..)знал (н..)характера (н..)нравов моих буд..щих соседей; (во)вторых потому(что) незнакомство с языком лишило меня возможности испросить на то их согласие... (Н. Н. Миклухо-Маклай.)
Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Назовите указательные слова и союзы.
1) Лукашин встряхнулся, чтобы ноша удобнее легла на плечо. (Пан.) 2) Рыбы выскакивали из воды, для того чтобы похвастаться перед Петей пёстрой чешуёй. (Пауст.) 3) Чтобы волосы не падали на лоб, Никита повязал их веткой берёзы. (М. Г.) 4)Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета, с тем чтобы к утру подтянуть резервы. (Шол.) 5)Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (Пауст.) 6)Грузы перетаскивались в склад не под замок, а для того, чтобы их не намочил дождь. (Сём.) 7) Для того чтобы добраться до озера, потребовалось немало времени. (Пауст.) 8) Дерсу употреблял все усилия подвести плот ближе к берегу, дабы дать возможность мне возможность высадиться. (Арс.) 9) Я на всё готова, только бы мама выздоровела. (Пауст.)
Прочитайте. Укажите значение придаточных. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1) Воздух только изредк.. дрожал как дрожит вода возмущ..ная падением ветки. (Т.) 2) Небо опустилось и стало (жёлто) розовым будто на него падал отсвет далёкого пожара. (С. Ант.) 3) Море всё в живых белых пятнах словно бе..численные стаи птиц опустились на его синюю р..внину. (М. Г.) 4) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (Пауст.) 5) Чем дальше мы уходили от дома тем глуше и мертвее становилось вокруг. (М. Г.) 6) Время шло медленно, медленнее чем ползли тучи по небу. (М. Г.) 7) Щенок скулит так жалобно как будто плачет ребёнок. (С. Ант.) 8) Ветер был такой силы что весь дом поскрипывал и вздыхал будто его двигали то туда то сюда. (С. Ант.) 9) Мелкие листья ярко и дружно зеленеют словно кто их вымыл и лак на них навёл. (Ч.) 10) (Из) дали слышался шум мокрых деревьев будто (в)далеке шумела вода в шлюзах. (А. Н. Т.)
Прочитайте. Укажите придаточные уступительные и союзы, которыми они прикрепляются к главным. Расставьте запятые.
I. 1) Хороши летние туманные дни хотя охотники их не любят. (Т.) 2) Хотя Кара-Бугаз лежит на широте Неаполя но климатом обладает жарким и пустынным. (Пауст.) 3) Как(то) особенно свежо чувствую себя сегодня (н..) смотря на то что плохо ночь спала. (А. О.) 4) Пускай я слаб мой меч силен. (Ж.) 5) Как (н..) крепился Чичиков духом однако похудел и даже позеленел (во)время таких невзгод. (Г.) 6) Листья камыша хотя я и отряхнул их веслом то и дело беззвучно бросали капли в челнок и на траву (Троеп.) 7) В степи было тихо пасмурно несмотря на то что солнце поднялось. (Ч.) 8) Пускай тебе взгрустнётся даже ты головы не опускай. (Л.-К.)
II. 1) Сколько я (н..) прислушивался я (н..)мог различить (н..)одного звука.4 (Пауст.) 2) И чего только в это время (н ) передумаешь. (Троеп.) 3) Куда (н..)взглянешь все та же безбрежная вод..ная равнина. (Станюк.) 4) Сегодня в стране по жалуй трудно найти такой город или районный центр куда бы (н..)протянулись (авиалинии. (Газ.) 5) Исток Волги люди знали давно хотя научно географы подтвердили его только в конце минувшего века. (Песк.)
Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Расставьте знаки препинания
1) Дождь лил как из ведра так что на крыльцо нельзя было выйти. (Акс.) 2) Снег становился всё белее и ярче так что ломило глаза. (Л.) 3) Воздух становился так редок что было больно дышать.4 (Л.) 4) Слова хозяйки были прерв..ны странным шипением так что гость было испугался.4 (Г.) 5) Я шёл очень скоро и так согрелся что (н..)заметил даже как сильный мороз схватил траву и первые цветы. (Пришв,) 6) Дом стоял на косогоре так что окна в сад были очень близки от земли. (Акс.) 7) Бьётся на смерть парень бравый так что дым стоит сырой. (Твард.) 8) И по странности, бывало, одному ему почёт так что даже генералы были будто бы не в счёт. (Твард.)
Прочитайте. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными. Такие придаточные предложения прикрепляются к главному союзными словами что, от чего, зачем, почему и похожи на добавочные замечания.
Образец. Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же. (Г.)
1) Я не то что вы предполагаете. (П.) 2) Уместно будет на помнить что язык создаётся народом. (М. Г.) 3) Теперь я пон..маю почему деревья на холме разрослись так буйно. (Кор.) 4) Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул её отчего тотчас (же) раздался оглушительный выстрел. (Ч.) 5) Пятого-шестого мая приеду в Петербург о чём я уже писал художнику. (Ч.) 6) В ту же ночь приехал я в Симбирск где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей что и было поручено Савельичу. (П.)
Сложноподчиненные предложения
С придаточными с придаточными с придаточными
определительными изъяснительными обстоятельственными
образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия Прочитайте, укажите придаточные предложения и их значения. Расставьте знаки препинания.
I. 1) Андрий поднял глаза и увидел стоявшую у окна краса вицу какой не видел (от)роду. (Г.) 2) Я погл..дел на неё (с)боку так что мне стал виден чистый нежный профиль её слегка наклонённой головы. (Купр.) 3) (Не) смотря на то что небо покрыто кучевыми облаками солнце светило3 ярко. (Арс.) 4) Решено было идти завтра если дождь перестанет. (Арс.) 5) Надо было торопи(т, ть)ся так как начинало светать. (В. Кат.) 6) (Темно) си няя поверхность моря сбросила с себя сумр..к ночи и ждёт первого луча что (бы) заиграть весёлым блеском. (Л. Т.) 7) По мере того как уг..сал день в лесу становилось всё тише и тише. (Арс.) 8) Всюду куда (н..)взглянешь виднелись мачты и развевающиеся на мачтах флаги. (Н. Чук.) 9) Было так тихо что слышно было редкое падение капель с нависших ветвей. (Бун.) 10) Я пол..гал что мы скоро выйдем3 к морю но ошибся. (Арс.) 11) В хате что уцелела от огня за небольшим столом едят командир и комиссар полка. (Фурм.) II. 1) Нет ничего такого что нельзя было бы уложить в простые ясные слова. 2) Язык это оружие литератора как ружьё солдата. Чем лучше оружие тем сильнее воин. 3) Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо говорить чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто. 4) Нужно любить то что делаешь и тогда труд даже самый грубый возвышается до творчества. 5) Всякое мастерство нужно хорошо знать если хочешь хорошо работать. 6) Хозяин тот кто трудится.
Знаки препинания
| Правила
| Примеры
| ,
| [ 1 ], [ 2 ]
| Скоро кончится белая вьюга, потекут голубые ручьи.
| ;
| [ 1 ]; [ 2 ]
В БСП ставится, если его части осложнены и содержат запятые и другие знаки препинания, части менее связаны по смыслу
| Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их.
| :
| поясняет (= а именно)
= а именно
[ ] : [ ]
| Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями ромашка…
| 2) дополняет глаголы речи и мысли (= увидел, что
= услышал, что)
= и увидел, что
[ ] : [ ]
| Он обернулся: в пламени заката она стояла за его спиной.
| указывает причину
( = потому что
= так, как)
= потому что
[ ] : [ ]
| Тихо пахать не годиться: вместо хлеба трава уродится
|
| 1) в 1-й части время, условие
(= СПП с когда, если)
| = когда
Настанет утро – двинемся в путь.
= если
Назвался груздем –
полезай в кузов
| 2) быстрая смена событий, неожиданный результат
(= ССП с и)
| = и
Сыр выпал – с ним была плутовка такова
| резкое противопоставление
(= СПП с а, но)
| = а
Лето припасает – зима поедает
| следствие
(= СПП с так что)
| = так что
На улице дождь – выйти невозможно
| 5) сравнение
(= СПП с будто
словно)
| = будто
Молвит слово – соловей поет
| 16 БСП ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП Тренировочные упражнения 1) Цветёт красотой небывалой народного счастья весна все мирной надеждою стала Советская наша страна. (Л.-К.) 2) Море (в)дали покрылось багрянцем навстречу солнцу поднималось (розово) дымчатое облако мягких очертаний. (М. Г.) 3) Зеленели дубы и островерхие пихты вековые липы развесив свои кудрявые кроны закрывали небо. (Крут.) 4) Смутно поблёскивает река в предрассветной дымке журчит по прибрежным камешкам (голышам) (Н О.) 5) Батарейный командир казался вовсе не таким суровым как вчера напротив он имел вид доброго гостеприимного хозяина и старшего товарища. (Л. Т.) 6) Вот и солнце встает из-за пашен блестит за морями ночлег свой покинуло на поля на луга на макушки ракит золотыми потоками хлынуло. (Ник.) 7) Край неба алеет в берёзах просыпаются (не)ловко перелеты вают галки воробьи чирикают около тёмных скирд. (Т.) о) У ног моих тянулась узкая долина прямо напротив крутой стеной возвышался частый осинник. (Т.) 9) Мне попалась какая-то неторная заросшая дорожка я отправился по ней внимательно поглядывая вперёд. (Т.)
Прочитайте вслух, соблюдая правильную интонацию; перепишите, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку. .
1) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя. (Т.) 2) Деревья словно плакали с ветвей их на землю всё время падали крупные капли. (Арс.) 3) В лесу то там то здесь глухо куковала кукушка оттеняя3 глубину и звучность2 его после дождя высоко в небе плыли и таяли тёплые дымчатые облака с (золотисто) алыми краями. (Бун.) 4) Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями. (П.) 5) Семён Иванович оглянулся спрятаться было негде. (А. Н. Т.) 6) От себя могу обещать только одно будем работать беззаветно работать. (Фад.) 7) На ново стройках в эти годы кипела главная страда вставали в за ревах заводы росли под небо города. (Твард.) Прочитайте вслух и объясните, какие знаки препинания нужно по ставить в бессоюзных сложных предложениях. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1) Буд..шь книги читать буд..шь всё знать. (Посл.) 2) Зябли ки прилетели лес ожил. (Д. 3.) 3) Труд человека кормит лень портит.4 (Поел.) 4) Заход..шь в лесхоз2 и сразу чувствуешь попал в особый мир со своими особыми интересами. (Сол.) 5) На кордоне г..рел свет нас ждали.4 (Пауст.) 6) Я за свечку свечка в печку! Я за книжку та бежать. (Чук.) 7) Не умея в руке держать топор дерева не стешешь не зная языка хорошо кра сиво просто и понятно не напишешь. (М. Г.) 17 сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
Примеры
| Схемы
| 1. Мальчики стали держать щуку за хвост, и Арсений Романович начал читать наставление о том, почему нельзя класть палец щуке в рот, даже если она сонная. (А.Федин)
| 1 сочин.св 2
, И о том
о чем? подчин. св. 3 почему
изъясн.
несмотря
на что?
4 если
условия
| 2. Когда рассвело, туман еще не рассеялся, он был так густ, что в пяти шагах силуэт человека почти исчезал в молочно-белой мгле. (В.Обручев)
|
2 3
;
когда? бессоюз.св. В какой подчин.св.
степени? 1 когда 4 что
времени степени
| 3. Лишь изредка, если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное, скользил по воде яркий луч прожектора, но через минуту – две он мгновенно исчезал, и тогда снова водворялась тьма.(А.С. Новиков-Прибой)
|
1 соч.св. 3 соч.св. 4
, но , и подчин.
св.
2 если
условия
| 4. Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону все выше и выше; казалось, что конца не будет подъему.
|
1 бессоюз. 2
св.
; казалось
3 что
изъясн.
| Знаки препинания на стыке двух союзов
запятая ставится
| запятая не ставится
| При двух рядом стоящих подчинительных союзах или при встрече сочинительного и подчинительного союза запятая между ними ставится если дальше не следует вторая часть сложного союза (то, так, но); в противном случае запятая не ставится
| По сумрачному небу носились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно.
[ ], и, (хотя…), [ ].
| По сумрачному небу доносились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно
[ ], и (хотя…), но [ ].
| Придаточную часть можно опустить или переставить в другое место предложения
| Придаточную часть нельзя опустить или переставить
| Мечик почувствовал, что, если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики. (Фад.)
[ ], (что, (если..)...).
| Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки.
[ ], (что_если...),(то...).
|
Тренировочные упражнения Прочтите и укажите, из каких частей состоят данные сложные предложения и какие простые предложения входят в состав каждой части. Определите виды связи между простыми предложениями в каждой части. Перепишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения.
1) Падая на мостовую Павел увлёк за собой и конвоира и не было сил которые заставили бы его выпустить оружие в такую минуту! (И. О.) 2) Женщина всё говорила и говорила о своих не счастьях и хотя слова её были привычными у Сабурова от них вдруг защемило сердце. (Сим.) 3) Гром грохотал над крышей гул ко возрастая и разражаясь треском когда мелькала красноватая молния; от нависших туч темнело. (Бун.) 4) Я с трепетом ждал ответа Грушницкого холодная злость овладела мной при мысли что если б не случай то я мог бы сделаться посмешищем этих дура ков. (Л.) 5) Ночью я почувствовал боль в ноге и когда встал утром она оказалась сильно распухшей. (М.-Мак.) 6) Занавес поднялся и как только публика увидела своего любимца театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков. (Купр.) 7) И когда он вернулся в избу то его лицо волосы и одежда были мокры точно они насквозь пропитались едким болотным туманом. (Купр.) 8) Самолёты гудели уже где-то над самой головой и хотя их не было видно точно чёрная тень от их крыльев прошла по лицам девушек. (Фад.) 9) Наша сила везде посп..вает и когда запоёт молодёжь вся пшеница в полях подп..вает подп..вает высокая рожь. (Л.-К.) Перепишите, расставляя знаки препинания.
1) Как только солнце начинает греть (по) летнему и земля обсохнет после весеннего разлива нам (не) сидится на месте и мы отправляемся путеш..ствовать. (Пришв.) 2) С первыми лучами солнца когда по полю ещё тянулся волнистый3 розоватый туман вторая эскадрилья поднялась (в) след за своим командиром и самолёты (не)теряя друг друга (из)виду взяли курс на юг. (Пол.) 3) Кругом теряясь3 в золотом тумане теснились вершины гор как бесчисленное стадо и Эльбрус на юге вставал белой громадой замыкая цепь ледяных вершин между которыми уже бродили волокнистые облака набежавшие3 с востока. (Л.) 4) Мы его [Вулича] не понимали но когда он взвёл курок и насыпал на полку пороха то многие невольно вскрикнув схватили его за руки. (Л.) 5) При каждой вспышке молнии не только Млечный Путь но и яркие звёзды исчезли но как только потухала молния опять как брошенные какой-то меткой рукой появлялись на тех же местах. (Л. Т..)
Использованная литература
Баранов М Т. Методика преподавания русского языка. – М. : Просвещение, 1990.
Войлова К.А., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку классы 10-11. Методическое пособие. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1996.
Жуковский А. А. Дидактический материал по русскому языку для вечерней школы 10 класс. – М.: Просвещение, 1991.
Книгина М.П. Подготовка к государственному централизованному тестированию. Русский язык 9 класс. – Саратов: ОАО Издательство «Лицей», 2004.
Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1996.
Пименова С.Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома. 7 класс. – М.: Сантакс-Пресс,1997.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Просвещение, 1992.
Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку (для поступающих в ВУЗы). – М.: Просвещение, 1990.
Ткаченко Н. Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗы. – М.: Айрис,1997.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 1959.
Халикова Н. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5-7 классы.– М.: Дрофа, 1997.
* Страницы из данной литературы указаны в содержании работы в дополнительных тренировочных упражнениях.
РЕЦЕНЗИЯ
НА УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ В БЛОКАХ-МОДУЛЯХ" РАЗРАБОТАННУЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ МОУ «СОШ № 49 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» ТИМКОВОЙ СВЕТЛАНОЙ АЛЕКСЕЕВНОЙ.
Программа элективного курса «Русская орфография в блок-схемах. Таблицы, алгоритмы, тесты» предназначена для ведения занятий в средних и старших классах общеобразовательных школ.
Общее количество часов по курсу - 17. Курс содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список литературы.
Курс имеет познавательно-практическую направленность, так как он систематизирует полученные знания, способствует формированию прочных орфографических умений и навыков (в пределах программных требований). Данный курс является предметным, основанным на использовании имеющегося методического обеспечения. Цель курса - подготовка учеников к сдаче выпускных экзаменов за 9-й и 11-й классы. В работе по орфографии курс реализует выполнение следующих задач:
1) повторение знаний по орфографии;
2) выявление орфографических затруднений;
3) систематизация орфографических умений по группам орфограмм. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.
Автор проработал большой перечень литературы. Все это позволяет использовать данную программу при проведении занятий в соответствии с современными требованиями методики и дидактики.
21.03.07
Кандидат
педагогических наук,
доцент кафедры
гуманитарных
дисциплин
РГСУ в г. Чебоксары |
|
|