Главная страница

Элективный курс на тему Русская орфография и пунктуация в блоках-модулях Работу выполнила учитель русского языка сош №49



НазваниеЭлективный курс на тему Русская орфография и пунктуация в блоках-модулях Работу выполнила учитель русского языка сош №49
страница5/8
Дата16.04.2016
Размер1.6 Mb.
ТипЭлективный курс
1   2   3   4   5   6   7   8
2. Главные члены предложения

подлежащее сказуемое

обозначает предмет, о котором говорится в предложении; обозначает действие, состояние предмета, его признак;

отвечает на вопросы кто? что? отвечает на вопросы что делать? что сделать? какой? каков? чей?

что такое? кто такой?
Может быть выражено виды сказуемых


одним словом словосочетанием простое составное

(существительным, местоимением, глагольное

Неопределенной формой глагола, глагольное именное

др. частями речи в значении (выражается (вспомогательный глагол+ (глагол-связка+

существительного ) одной глагольной инфинитив) именная часть:

формой) имя сущ-е,прил.,

числ., мест.,

крат. прич.

мочь быть

желать стать

хотеть + инфи- делаться + именная

начать нитив являться часть

продолжить казаться

Ася задумалась на мгновенье.(Т.) Три девицы под окном По улице идет Я начал работать Ветер казался теплым.

Курить – здоровью вредить пряли поздно вечерком. троллейбус. Я буду рад вас видеть. Все стало белым.

Анютины глазки росли в саду Он долго не мог уснуть Сыр сделался ломким.

Провожающие вышли их вагона. Дом отдыха стоял на бугре. Он мастер корзины плести. Я был прав.

Выражение именной части сказуемого


Часть речи

Примеры

1. Имя существительное.
2. Имя прилагательное.
3. Краткое причастие.

4. Имя числительное.

5. Местоимение.

6.Наречие.
Синтаксически неделимое сочетание.

Он весельчак. Он был весельчак. Он был весельчаком.

Был он с хитрецой. Весь сад в цвету. Весь сад в цвету.

Он веселый. Он был веселый. Он сегодня весел. Он веселее, чем его сестра.

Задача решена. Брови ее были сдвинуты.

Два да три будет пять. Дважды два – четыре.

Эта книга моя.

Яйцо всмятку. Яйцо было всмятку.
Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами.

* Наш двор как сад. Ее глаза словно звезды.

* В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно.



Тренировочные упражнения.
Прочитайте. Найдите грамматическую основу.

1. Дом отдыха стоял на бугре, поросшим густым осинником и старыми елями. (Пауст.) 2. Я помню чудное мгновенье... (П.) 3. Жить - родине служить. (Посл.) 4. Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало. (Пауст.) 5. Двое уже обогнали меня. И вдруг подошел третий. (Ю.Олеша) 6. Кроткое слово укрощает гнев. (Посл.) 7. Невидящий лишь то берет, что видящий ему дает. (Посл.) 8.До полюса дошло на лыжах пять человек. (Пауст.) 9. Мы с товарищем выехали до заката солнца. (Шол.).
Найдите составные именные сказуемые. Какая в них связка и чем выражена именная часть?

1. Добрая работа - начало всему. (Посл.) 2. Земля велика и прекрасна. (Ч.) 3. Наталья Алексеевна была молодым врачом. (Фад.) 4. Восточная сторона была темнее западной. (Пауст.) 5. Воздух становится слаще. (Фед.) 6. Марк был лет двадцати семи. (Гонч.) 7. При встрече с Федей я был настороже. (Пауст.) 8. Разговор час от часу делался шумнее. (П.) 9. Я был глубоко оскорблен словами гвардейского офицера. (П.).
Прочитайте. Укажите вид сказуемых.

1 Сестра пришла из школы грустная. 2. Она сидела за столом бледная. 3. Ребята прибежали на место происшествия первыми. 4. По окончании института Федор должен был возвратиться в село инженером. 5. Вера Алексеевна еще с детства мечтала стать врачом. 6. При большом старании Вадим мог бы лучше сдать экзамены. 7.Моя мама - домохозяйка. 8.Он был когда-то хорошим мастером.

Прочитайте. Найдите составные именные сказуемые. Вспомните правила: НЕ с краткими прилагательными и причастиями, Н – НН в кратких прилагательных и причастиях.

1. Улицы пустынны. 2. Фонари не зажжены. 3. Рассказы были очень интересны.

4. Работа не закончена. 5. Образована комиссия по организации новогоднего вечера.

6. В театре дети были не сдержанны, громко смеялись, переговарись.7. Она была не умна, а очень хитра.

Прочитайте. Найдите главные члены предложения. Определите вид сказуемых.

1. Молодой Дубровский хотел заняться делами. (П.) 2. Владимир начинал сильно беспокоиться. (П.) 3. Девочка перестала плакать. (Кор.) 4. В эту ночь долго не мог уснуть Димка. (А.Г.) 5. Она умела водить машины, тракторы .(С. Ант.) 6. Я был готов любить весь мир. (Л.) 7. Вы должны трудиться. (Т.). 8. В одиночестве способен жить не всякий. (Кр.) 9. Тигр приближался. Он должен был пройти близко от нас. (Арс.).

3. Тире между подлежащим и сказуемым
ТИРЕ СТАВИТСЯ:

1. Если подлежащее и сказуемое выражено одной и той же частью речи:

Сущ. – сущ. Чебоксарыстолица
Числ. – числ. Дважды двачетыре.
НФГНФГ Курить – здоровью вредить.
2. Один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – НФГ; один – именем числ., а другой существительным в именительном падеже.
Сущ. – НФГ Наша задача – хорошо учиться.

НФГ. – сущ. Грустить о прошлом – грустная работа.

Сущ. – числ. Это созвездиесемь ярких звезд.

Числ. – сущ. Две тысячи пятыйгод парков и садов.
3. Перед словами это, вот, значит, это значит.

Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни
ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ:
1. Если сказуемое присоединяется союзом.
как Наш двор как сад.

словно

будто

точно

вроде как и др.

2. Если перед сказуемым стоит отрицательная частица не

Бедность не порок.
3. Если между подлежащим и сказуемым стоит

вводное слово Его отец, кажется, врач.

наречие Кино по-прежнему самый массовый вид искусства.

союз Ртуть тоже металл.

Частица Март только начало весны



4. Во фразеологических оборотах. Дело дрянь

* Если подлежащее выражено личным Он чудак

местоимением.
Если логическое ударение падает на

подлежащее, то тире ставится. Я исследователь.
Тренировочные упражнения.
Прочитайте, поставьте, где необходимо, тире. Найдите грамматическую основу, объясните постановку или отсутствие тире между главными членами.
I. 1, Читать и любить Пушкина значит прислушиваться к тому, как юность поет в твоей крови... Пушкин это праздник человека... Пушкин это ощущение языческого, истинно аттического бытия. (А. Н. Т.) 2. Педагогика, особенно в той части, которая занимается проблемами воспитания, самая сложная из всех известных человечеству. (Соловейчик.) 3. Грузовые суда главные волжские работяги. (Кубл.) 4. Сейчас уже позабылось, что Селигер родной брат славянского озера Ильменя. (Кубл.) 5. Читатель составная часть искусства. (Л. Т.) 6. «Капитанская дочка» нечто вроде «Онегина» в прозе. (Бел.) 7. Роняет штопку, суетится мать. Какое счастье сына обнимать! (Долм.) 8. Афоризм едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений.(Л. Т.) 9.Земля корабль, а не комета, я твой матрос, двадцатый век. (Льв.) 10. Жизнь прожить не поле перейти. (Посл.)

II. 1. Но ты солдат и все сумей принять — от поцелуя женского до пули, и научись в бою не отступать. Готовность к смерти тоже ведь оружье. (Льв.) 2. Собирать в запас значит себя спасать. (Сладк.) 3. Река как время: течет и течет. (Посл.) 4.Приятный предмет ягодознание. (Сладк.) 5. Одно дело знать, другое дело самим найти. (Сладк.) 6. Каждый кленовый лист как дождевая тучка! (Сладк.) 7. Черепашья скорость 12 метров в минуту. (Сладк.) 8. Ни разу я сверчков не видал! Услышать их просто, а разглядеть невозможно. (Сладк.) 9. Самое желанное в жару тень. (Сладк.) 10. Поэзия! Ты служба крови! (Сельв.) 11. Какие ж трусы и врали о нашей гибели судачат? Убить Россию это значит отнять надежду у Земли. (Сельв.) 12. Гранильщик то же, что поэт. (Таг.) 13. Реки текут, друг о друге не зная. Одна словно легкая песня сквозная, другая грохочет высокой волной. (Тат.)

III. 1.Солотча извилистая неглубокая река. 2. Чудесное дело леса! 3. Лес это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. 4.Сладковатый запах водяных лилий смешан с запахом смолы. 5.Двадцать лет совершенно ничтожный срок в жизни народов. (К. Паустовский.)

IV. 1.Моё занятие этнография изучение жизни русских людей. (Прж.) 2.Жизнь прекрасна и удивительна. (Маяк.) 3. Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. (Сухомл.) 4.Понять значит простить. 5.Основной мотив моей жизни сделать что-нибудь полезное для людей. (Циолковский.)

III. 1.Ольга старшая сестра Виктора. Она работница текстильной фабрики. 2.Злой язык что стрела. (Посл.) 3.Чтение вот лучшее учение. (П.) 4. Слово не стрела, да острее стрелы. (Посл.) 5.Слепая ненависть плохой советчик. (Поел.) 6. Твои речи будто острый нож. (Л.) 7.Ласковое слово что весенний день. (Посл.)8.Знание орудие, а не цель. (Л. Т.) 9. Книга это источник знаний.

4. Второстепенные члены предложения
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:

Р. п. кого? чего?

Д.п. кому? чему? Виды дополнений

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чем?

Прямое косвенное

зависит от переходного глагола зависит от глагола, прилага-

и некоторых слов состояния тельного, существительного,

(видно, слышно и т.д.); категории состояния;

выражено выражено

формами

косвенных падежей

с предлогами и без предлогов,

вин. пад., род. пад. без предлога неделимыми словосоч.
Читать(что?)книгу. Я выпил (чего?) молока. Я не читал этой книги. Так не забудь же про свою

Хорошо видно ( что?) дом. тревогу. Не грусти так шибко

обо мне. (С.Есенин)

Девочка любовалась анютиными глазками.

Определение отвечает на вопросы: какой? каков? чей?

Виды определений

по согласованию с определяемым словом по степени распространения

согласованное приложение несогласованное нераспространённое распространённое

согласуется с определ. согласуется с опреде- не согласуется с опред. нет зависимых слов есть завис. сл. словом в роде, числе, ляемым словом в словом в роде, числе, у определения у определения

падеже; числе и падеже; падеже;

выражено полным при- выражено существи- связано с существительным

лагательным, причасти- тельным по способу управления

ем, местоимением, при- и примыкания;

лагательным, порядко-

вым числительным выражена существит.

и местоим. в косвенном

падеже; наречием; сравни-

тельной формой прилага-

тельных; неделимым СС,

НФГ.

Автобусный маршрут Народ-победитель. Маршрут автобуса изменен. Изба лесника. Еще не скошенные

изменен. Москва-река. Борщ по-флотски. Незажившая рана. луга душисты.

Наш рассказ продолжался час. Его рассказ продолжался час.

Дайте мне книгу поинтереснее.

Девочка с голубыми глазами.

Мечта заниматься спортом стала реальностью.

Обстоятельство Виды Обстоятельств


Обстоятельство

Что обозначают

Вопросы

Примеры

образа действия

качественную характеристику действия, способ его совершения

как? каким образом?



делает увлеченно


времени


время

когда? как долго? с каких пор? до каких пор?


приехал сегодня


меры и степени

степень проявления признака или действия

в какой мере и степени? насколько?


очень смышленый


места

место действия, направление или путь движения

где? куда? откуда?


прибыть из Чебоксар


причины

причину, повод, основание совершения действия

почему? на каком основании?


освобожден по болезни


цели

цель совершения действия

зачем? с какой целью?


отправлен на излечение


условия

условие совершения действия


при каком условии?

При старании добьетесь успеха



уступки

условие, вопреки которому совершается действие

вопреки чему?

Вопреки ожиданиям ночь была теплая

*Запомни песенку: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? И как? Сколько?

Тренировочные упражнения.
Прочитайте. Найдите дополнения.
1. Пароход будит город плачущим гудком. (Пауст.) 2. Нас встретил приветливый бритый старик. (Пауст.) 3. И понесла вперёд пехота своё родимое ура. (Твард.) 4.Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье. (П.) 5. В картонке у Чука хранились три цветных значка. (А. Г.) 6. Живу, горжусь сынами. (Твард.) 7.Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно. (Твард.)
Прочитайте. Найдите согласованные и несогласованные отделения. Укажите, чем они выражены и как связаны с определяемыми словами.
На бывшей окраине нашего города создан для детей спортивный комплекс. В центре его построено невысокое куполообразное здание из стекла и бетона. Это зимний бассейн для плавания. Слева находится футбольное поле с беговой дорожкой. Неподалёку устроены площадки для баскетбола и волейбола; есть два расположенных рядом теннисных корта. Для занятий лёгкой атлетикой отведена территория справа. С утра до вечера в городке много ребят разного возраста. Их мечта серьёзно заниматься спортом стала реальностью.

Прочитайте. Найдите обстоятельства, укажите, чем они выражены, каково их значение. Каким способом связаны они со словами, от которых зависят?
1. Море разыгралось не на шутку. Всю ночь волны, не переставая, с грохотом обрушивались на берег. 2. В Саратов теплоход должен был прийти вечером, но почему-то опаздывал. Мы поневоле заночевали на пристани . 3. В течение суток горячая вода не шла из-за аварии в котельной. 4. Авария была предотвращена благодаря находчивости дежурного. 5. В случае дождя экскурсия отменяется. 6. На ночлег туристы расположились у озера. 7. Они долго разговаривали, несмотря на усталость.

5. Односоставные предложения.

Виды односоставных предложений



С главным членом сказуемым

С главным членом подлежащим

1. Определенно-личные предложения
1 л. , 2 л. ед. ч. , мн. ч. ( Я, МЫ, ТЫ, ВЫ ), наст., буд. вр.

В изъявительном или повелительном наклонении

Пишу (1 л. , ед. ч. наст.) рассказ.

Не из Москвы ли будешь? (2 л., ед. ч. , буд. вр. )

Купила ( 1 л. , ед. ч. , прош. вр. ) пальто к зиме.
2. Неопределенно-личные предложения
3 л. , мн. ч. , наст. и буд. врем. и в форме мн. ч.

О нас в газетах пишут ( 3 л., наст. вр. )

О нас еще напишут ( 3 л., буд. вр. )

Тебе звонили ( мн. ч., прош. вр.)
3. Безличные предложения
* Обобщенно-личные предложения

Действие производится всеми, любым лицом.

Цыплят по осени считают.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Назывные предложения.

Полдень.

Ровно 12 часов.

Пять часов дня

.


Безличные предложения

Значение безличных предложений

  1. Состояния природы

Было морозно и ясно

В августе было знойно.

Замело все пути.
2. Психическое и физическое состояние человека

Мне нездоровится

В ушах все звенит

  1. Состояние в связи с отсутствием чего-либо.

Герасима уже не было во дворе

У меня нет книги
Строение безличных предложений.

Сказуемое выражено:

  1. безличным глаголом (вечереет, тошнит, нездоровится …);

  2. личным глаголом в безличном значении

Из окна дует.

На улице потеплело.

  1. категорией состояния

( хорошо, весело, грустно, холодно, приятно...)

В лесу было прохладно.

4) кратким страдательным причастием

Мне поручено сформулировать новый отряд.

5) инфинитивом + модальные слова ( входят в состав сказуемого)

можно надо

нужно нельзя

необходимо стоит

следует
Словом можно убить... Всем встать! Можно идти? Стоит попробовать.



Тренировочные упражнения.

Прочитайте. Найдите определенно-личные предложения.
1.Завтра иду с радистом и проводником в горы. 2. Мы с Павлом отбираем из своего имущества только самое необходимое 3. Через два часа снова буду говорить с врачом. 4. С чего день начинать будем? Давай сегодня осмотрим северные склоны. И почему не идёшь отдыхать? 7. Не забудь сегодня сообщить в штаб о событиях вчерашнего дня. 8. Прощаясь, я долго жму его руку. (По Г. Федосееву.)

Прочитайте. Найдите неопределенно-личные предложения. В каких формах употреблены глаголы-сказуемые?
1. В палате ещё долго вспоминали его рассказы. (Ю. Герм.) 2. На балконе соседней дачи зажгли свет. (Пауст.) 3. Ведут ко мне коня. (П.) 4. Выступление нашего хора будут транслировать по радио.
Прочитайте. Найдите обощенно-личные предложения. В каких формах употреблены глаголы-сказуемые?
1.Умную голову почитают смолоду. 2. Дело словом не заменишь. 3.После дела за советом не. ходят. 4.Стой за правду горой. 5. Сначала подумай, потом говори. 6. Соловья баснями не кормят. (Посл.)
Прочитайте. Найдите безличные предложения. Чем в них выражено сказуемое?
I. Светало. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от холодного солнца. (В. Бел.) 2. Темнеет. Наступает предпраздничный вечер. (Бун.) 3. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головою. (П.) 4. Всё больше заносит снегом окошко. (Бун.) 5. Ночью перепал дождь. Прогремело вдали. (Шукш.) 6. В горле у Севастьянова перехватило. (Пан.) 7. Иду не торопясь. Холодно. Село пустынно. (Г. Ф.) 8. На селе темно и тихо. (Бун.) 9. Радостно видеть дружные всходы. (Шол.) 10. Можно было различить самый дальний курган в степи. (Бун.)

Прочитайте. Укажите назывные предложения. Обозначьте грамматическую основу.

1. Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. (С.-М.) 2. Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... Река-младенец. Через три десятка шагов пересечёт её первый деревянный мосток. (Песк.) 3. Ночь. Поскрипывает и поскрипывает ставенка. (Шукш.) 4. Крепко морозит. (Г. Ф.) 5. Мороз. Хрустит под валенками снег. (Н. О.) 6. Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. (Песк.) 7. Третий час дня. Пасмурно. (Ч.) 8. Вон радуга. Весело жить! (Бун.) 9. Безветрие, и всё небо залито краской. (Т.)
Прочитайте. Найдите грамматическую основу каждого предложения и Расставьте знаки препинания.
1. Светло на улице и виден сад насквозь. (Твард.) 2. Печь накопилась докрасна и в палатке стало невыносимо жарко. (Г. Ф.) 3. Пьем чай с мёдом за большим новым столом накрытым чистой холщовой скатертью. (С.-М.) 4. Чуть брезжилось, когда нас разбудили... Как нам с сестрицей не хотелось вставать! (Акс.) 5. Отцу моему захотелось узнать отчего потекла наша лодка. (Акс.) 6. Мать говорила долго и так хорошо как и в книжках не пишут. (Акс.) 7. На небе начинало сереть и по воде заклубился лёгкий парок. (Леск.) 8. Туч на небе не было но и солнце не выглядывало. (Леск.) 9. Нигде не дышится вольней3 родных лугов родных полей. (Н.) 10. Когда совсем рассвело, Дерсу разбудил нас. (Арс.) 11. С одного края небо очистилось, голубело и близко где-то было солнышко. (Шукш.)12. Спела бы рыбка песенку да голоса нет. (Посл.)13. Что припасёшь то и на стол понесёшь. (Посл.) 14. Будь с веселой песней дружен с грустью незачем дружить.15. Гроза была обложная и гремело сразу со всех сторон. (Пауст.)
1   2   3   4   5   6   7   8