МОУ «СОШ № 49 с углубленным изучением отдельных предметов»
Элективный курс на тему
Русская орфография и пунктуация в блоках-модулях
Работу выполнила учитель русского языка СОШ № 49
Тимкова Светлана Алексеевна
г. Чебоксары
2007
Русская орфография и пунктуация в блоках-модулях
Содержание работы
| Пояснительная записка
Тематическое планирование
Орфография.
| 1.
| Орфография. Правописание гласных в корне
| 1.1.
| Проверяемые безударные гласные
| 1.2.
| Непроверяемые гласные
Тренировочные упражнения
Тест № 1
| 2.
| Чередующиеся гласные в корне
| 2.1.
| Зависят от суффикса а
| 2.2.
| Зависят от согласных на конце корня
| 2.3.
| Зависят от ударения
| 2.4.
| Зависят от значения
| 2.5.
| Плав_ _ -плов- _ _ -плыв-
| 2.6.
| а(я) - им а(я) - ин
| 2.7.
| Полногласие-неполногласие
Тренировочные упражнения
Тест № 2
| 3.
| Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи
| 3.1.
| О, Е после шипящих и Ц
| 3.2.
| И, Ы после Ц
Тренировочные упражнения
Тест № 3
| 4.
| Правописание согласных в корне
| 4.1.
| Проверяемые согласные
| 4.2.
| Двойные согласные
| 4.3.
| Непроизносимые согласные
Тренировочные упражнения
Тест № 4
| 5.
| Разделительные Ъ и Ь
|
| Тренировочные упражнения
Тест № 5
| 6.
| Правописание приставок
| 6.1.
| Правописание разных видов приставок
Тренировочные упражнения
| 6.2.
| И, Ы после приставок
Тренировочные упражнения
Тест № 6
| 7.
| Гласные (не после шипящих) в окончаниях разных частей речи
| 7.1.
| Е, И в окончании существительных
| 7.2.
| Окончание прилагательных и причастий
| 7.3.
| Окончание глаголов
Тренировочные упражнения
Тест № 7
| 8.
| Правописание суффиксов разных частей речи
| 8.1.
| Правописание суффиксов имен существительных
| 8.2.
| Правописание суффиксов имен прилагательных
| 8.3.
| Правописание суффиксов глаголов
Тест № 8
| 9.
| Н, НН в разных частях речи
| 9.1.
| Н, НН в прилагательных, образованных от существительных
| 9.2.
| Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных
| 9.3.
| Различие кратких причастий от кратких отглагольных прилагательных
| 9.4.
| Н, НН в наречиях
Тренировочные упражнения
Тест № 9
| 10.
| Употребление и неупотребление Ь после шипящих на конце слов в разных частях речи
|
| Тренировочные упражнения
Тест № 10
| 11.
| Правописание НЕ с разными частями речи
| 11.1.
| а) НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на - о
|
| б) НЕ с глаголами и деепричастиями
|
| в) НЕ с причастиями
| 11.2.
| Частицы НЕ и НИ
|
| Тренировочные упражнения
Тест № 11
| 12.
| Дефисное, слитное и раздельное написание разных частей речи
| 12.1.
| Правописание сложных прилагательных
| 12.2.
| Правописание неопределенных, отрицательных местоимений и наречий
| 12.3.
| Дефисное написание частиц
| 12.4.
| Дефисное, раздельное и слитное написание наречий
| 12.5.
| Дефисное написание междометий
| 12.7.
| Дефисное и слитное написание приложений
|
1.
2.
3.
4.
5.
6. 7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
15.1.
15.2. 16.
17.
| Пунктуация.
Типы связи слов в словосочетании.
Члены предложения. Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения.
Односоставные предложения. Виды односоставных предложения.
Предложения однородными членами. Однородные и неоднородные определения.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Обращение.
Вводные слова и вводные предложения.
Обособленные определения и приложения.
а) обособленные согласованные определения.
б) обособленные несогласованные определения.
в) обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства и дополнения.
Обособление уточняющих членов предложения.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, при цитатах.
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Сложноподчиненные предложения.
Основные группы.
СПП с несколькими придаточными.
Виды подчинения (последовательное, параллельное, однородное).
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложное предложение с разными видами связи.
Знаки препинания на стыке двух союзов.
Использованная литература
|
Пояснительная записка.
Количество часов – 34 (орфография – 17, пунктуация – 17).
На каком материале
| 1) учебники русского языка 5-9 кл.
2) Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М. :Просвещение,1990
| формы
| Блок-схемы, таблицы, алгоритмы, тренировочные упражнения, тесты
| Чем содержание курса качественно отличается от базового курса?
| Основное содержание курса русского языка за 5-9 классы представлено в блок- схемах и таблицах.
| Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен?
| В школьной библиотеке имеются учебники, учебные пособия по русскому, словари (языковые).
| Какие виды деятельности возможны?
| - Составление блок-схем, алгоритмов;
- тренировочные упражнения с графически объяснением орфограмм и пунктограмм;
- заполнение таблиц;
- работа с перфокартами.
| Виды работ для подтверждения успешности
| - Тренировочные упражнения;
- тесты.
| Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса?
| - Самостоятельное составление алгоритмов, схем;
- работа со словарями, учебными пособиями;
- составление тестов;
- подбор дидактического материала.
| Чем может завершиться для ученика окончание курса (форма отчетности)?
| - Составляется папка с блоками-модулями, тестами и ключами.
|
Элективный курс «Русская орфография и пунктуация в блокa[-модулях» (модуль – отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-л. системы, организации, устройства) является предметным, основанным на использовании имеющегося методического обеспечения, и имеет прагматическую функцию - целевую подготовку учеников к сдаче выпускных экзаменов за 9-й и 11-й классы).
В работе по орфографии и пунктуации курс реализует выполнение следующих задач:
1) выявление орфографических, пунктуационных затруднений;
2) повторение знаний по данным разделам языка;
3) систематизация орфографических, пунктуационных умений по группам орфограмм;
4) приобретение навыков работы с алгоритмами, блоками-модулями, таблицами, тестами.
Вопрос о формировании языковой, лингвистической, речевой компетенции у учеников – один из основных вопросов преподавания русского языка. Как обучать современного школьника? Как сформировать у него стойкие, осознанные языковые умения? Учащиеся 9-ых классов не обладают достаточно развитой устной и письменной речью. В чем же причина?
Мы считаем, заучивание отдельных правил не приводят к выработке ясного представления о предмете. Язык необходимо осознавать как единую систему.
Поэтому, на наш взгляд, знания должны усваиваться при условии системного погружения в предмет. Особенно это важно при подготовке выпускника к экзаменам.
Нас волнует проблема формирования орфографической и пунктуационной грамотности, языковой компетенции учащихся. Как же ее разрешить? Мы думаем, русский язык следует изучать на основе концентрации правил, то есть на основе типизации и сопоставления.
Как добиться усвоения русского языка? Г.А. Ермакова, замечательный педагог, ученый, пишет в своей книге «Русский язык на концентрической основе»: «Усвоить язык – значит понять его систему, а в системе все находится в определенной взаимосвязи, значит, в первую очередь, следует усвоить причинную взаимосвязь, взаимосвязь между значимыми частями словами, частями предложения, текста, ибо только в системе можно глубоко осознать понятия, вот почему принцип системности является основным в нашем подходе к преподаванию языка».
О системном подходе еще в 1864 году говорил великий педагог К.Д. Ушинский: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над знаниями».
Каждый блок представляет собой алгоритм или обобщенную таблицу. Наглядность, подключение визуального канала, является одним из исходных средств, формирующих опорные представления. Данный курс построен на основе обобщенно-сопоставительных правил. Каждый блок-модуль объединяет орфограммы, пунктограммы на основе опознавательных признаков, условий выбора и месту в слове, например: «чередующиеся гласные в корне слова», «ь после шипящих», «о, е после шипящих» и т.д. Мы выявили 12 таких модулей, объединяющих орфограммы, и 17 модулей – пунктограммы. Из 70-ти орфограмм, изучаемых в 5-7 классах, в курс не вошли лишь 10 (№ 5, 9, 23, 30, 31, 41, 64, 65, 66, 67); пунктограммы охвачены все (в объеме школьной программы).
При составлении данного элективного курса мы использовали труды видных ученых-орфографистов: Баранова М.Т., Разумовской М.М., Розенталя Д.Э. и др. (см. использованную литературу).
Чтобы проверить, успешно ли повторен материал, к каждому занятию прилагается тест. Ключи даны.
Если ученик не усвоил блок орфограмм, он имеет возможность еще раз обратиться к схемам, алгоритмам, отработать умение в предлагаемых упражнениях. Данный курс можно сравнить с бесплатным репетиторством.
Системный подход лучше сохраняет в памяти учащихся грамматические понятия, делает их подвижными, облегчает пользоваться ими.
Материал в определенной системе, выстроенной на обобщенно-сопоставительном принципе, подается в 5 классе, затем – 6-9-х классах. Наша цель – привести знания учащихся в систему
.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| ДАТА
| ТЕМА
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11 12
13
14
15
16
17 18
19
20
21
22
23 24 25
26
27 28
29
30
31 32
33
34
|
| Орфография.
Правописание гласных в корне.
Чередующиеся гласные в корне.
Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи.
Правописание согласных в корне.
Разделительные Ъ и Ь
Правописание приставок.
Гласные (не после шипящих) в окончаниях разных частей речи.
Правописание суффиксов разных частей речи.
Н, НН в разных частях речи.
Н, НН в разных частях речи.
Употребление и неупотребление Ь после шипящих на конце слов в разных частях речи.
Правописание НЕ, НИ с разными частями речи.
Правописание НЕ, НИ с разными частями речи.
Дефисное, слитное и раздельное написание разных частей речи.
Дефисное, слитное и раздельное написание разных частей речи.
Повторение.
Обобщающий тест по орфографии. (Составляется учащимися).
Пунктуация
Типы связи слов в словосочетании.
Члены предложения. Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения.
Виды односоставных предложений.
Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами.
Обращения и знаки препинания при них.
Вводные слова и вводные предложения.
Обособленные члены предложения. Обособленные определения и приложения.
Обособленные обстоятельства и дополнения.
Обособление уточняющих членов предложения.
Способы передачи чужой речи. Цитаты и знаки препинания при них.
Сложные предложения. Сложносочиненные предложение. Знаки препинания в ССП.
Сложноподчиненные предложение. Основные группы. ССП с несколькими придаточными. Виды подчинения (последовательное, параллельное, однородное).
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП.
Сложные предложения с разными видами связи.
Знаки препинания на стыке двух союзов.
Обобщающий тест.
|
1.Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне.
1.1 Проверяемые безударные гласные
Чтобы не ошибиться в написании проверяемой гласной в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы эта гласная стояла под ударением.
Полоскать (полощет) горло –
Поласкать (ласка) собачку.
Примечание. Гласные о-а в неударяемых корнях глаголов нельзя проверять формой НВ на - ывать ( -ивать). Например: опоздать (поздний), хотя опаздывать. Тренировочные упражнения.
Подберите проверочные слова
а) Бочар, вышколенный, дряхлеть, единичный, жердевой, завинтить, изваяние, княжение, лекторий, миролюбивый, обглодать, обнаженный, переборонить, победить, спланировать.
б) Заблокировать, методика, обделить, переломить, перепилить, разварить, раздевалка, роптать, скривить, смягчение, страдать, увядание, удивляться, штрихованный, ядовитый. в) Бородатый, волосинка, зачарованный, испещренный, корпусной, ободренный, обрамление, одинарный, оплатить, оснащение, перегревание, повалиться, пронзить, родиться, тлетворный.
г) Молодежь, наковальня, направление, нарядиться, недоказуемый, обтесать, ополчение, осложнение, перезаряженный, подвинтить, подреберье, разговор, разуверять, рисковать, цветистый.
д) Воплощенный, засвистеть, клепать, локтевой, обретение, одеревенеть, очинить, перерядиться, примиренческий, прокоптиться, скоблить, спилить, укоротить, чернеть.
е) Блокировка, ворсистый, запломбировать, зачастить, ходатайствовать, опреснить, очерствевший, похвалиться, раскрошить, спектрометр, сумерки, утяжеленный, уцененный, хвастун, шелковидный.
ж) Ожесточение, осведомитель, поднебесье, подразделить, поселиться, продолбить, просветительский, раздражение, разлиновать, растрясти, священник, символика, смирение, сплоченный, угнездиться.
и) Воздаяние, окровавленный, отрядить, переменить, подкоситься, просмоленный, прядильный, ромбический, смеркаться, травить, трагичность, укрепить, хлопотливый, шерстяной, щадить.
к) Обновленный, ограненный, осквернить, перезвонить, перенапряженный, поглощенный, понизовье, притяжательный, просвещенческий, разболеться, разрядиться, стеклоблок, трепетать, оснащенный, щебетание.
л) Выпечка, оледенелый, ополоснуть, остепениться, позолотить, похолодать, почести, прозелень, просека, разочарованный, родословная, святотатственный, скрепление, тонировать, хоронить.
м) Заготовлять – заготавливать - заготовить, обусловливать – обуславливать – условный, отопление – отапливать – затопить, откопать – окапывать – вскопанный, разбросать – разбрасывать – сбросить, откормить – откармливать – вскормить, подготовлять – подготовить – подготавливать, подбодрять – бодрый – взбадривать, подкапывать – подкоп- подкопать, размолоть – размалывать – размолотый, расколоть - раскол – раскалывать, накопиться – накопить –накапливать, сострогать – сострагивать –строганный, присваивать- присвой- усвоение.
Вставьте пропущенные буквы.
Промышленность разв..вается, флаги разв..вается, посв..тить фонариком, посв..тить себя литературе, соблюдать ч..стоту, ч..стота радиоволн, нав..вать скуку, нав..вать проволоку, разр..дить атмосферу, разр..дить посевы, прож..вать хлеб, прож..вать по адресу, зав..зировать документ, зав..зать шнурок, подр..жать старшим, др..жать от холода, спл..тить единомышленников, запл.. тить долг, ув..дать друга, ув..дать от жары, скр..пить подписью, скр..петь на морозе, пос..деть от горя, пос..деть за столом, сл..пить глаза, сл..паться в комок, прим..рять пальто, прим..рять соперников, прекр..щать работу, укр..щать животных.
Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
1. Св..ла гнездышко; св..ла по лестнице. 2. Сп..шите к поезду; сп..шите задание у товарища. 3. Зал..зать рану; зал..зать в огород. 4. Отв..ритьокно; отв..рить в воде. 5. Разв..вающийся флаг; разв..вающийся ребенок. 6. Пот.рал руки; пот..рял перчатки. 7. Посв..тил фонарем; посв..тил стихи. 8. деревенский ст..рожил; ст..рожил сад. 9. Вып..рите в бане; вып..рите шов. 10. Ч..стота в квартире; ч..стота употребления в языке. 11. Разр..дить густые всходы; разр..дить ружье.12. Упл..тил по предъявленному счету; упл..тнил свое рабочее время. 13. Ст..сненный в средствах; т..сненный золотом переплет. 14. Прим..рял врагов; прим..рял костюм. 15. С..дел смирно; отец с..дел быстро. 16. Ум..лять значение; ум..лять о помощи. 17. Вып..лоть сорняки; вып..лить из пушки. 18. Нак..лите дров; нак..лите железо. 19. Скр..пить листы булавкой; скр..петь дверью. 20. Б..чевать баржу; б..чевать пороки. 21. Прист..жная в русской тройке; прист..жной воротник к пальто. 22. Б..резовое полено; б..рюзовое море. 23. Пр..дут в гости; пр..дут шерсть. 24. Ув..дать без влаги; ув..дать в зеркале. 25. Ср..внять землю; ср..внить по качеству. 26. Св..лять шерсть; позв..лять шалости. 27. Ст..чить зазубрину на ноже; ст..чать сапоги. 28. Запл..тить реку; запл..тить по счету. 1.2. Непроверяемые безударные гласные
а) Алгоритм, валидол, винегрет, гладиатор, долото, комедиограф, консистенция, никелированный, прокламация, санаторий, турмалин, фанфары, фасоль, экипировать, ярмарка.
б) Аптека, ацетатный, генеалогия, забетонировать, каланча, компоновать, меценат, неврология, отразить, палисадник, пигмент, триумф, унисон, фанатизм, юниор.
в) Аккомпанировать, водевиль, жакет, дилетант, идеализация, канонада, макароны, наваждение, отсалютовать, перископ, реставрация, скелет, тенденция, фарватер, хризолит.
г) Баклажан, гарпун, громоздить, девальвация, диагональ, иероглиф, импонировать, ликвидировать, мозоль, отображение, перламутр, синонимичный, трафарет, форвард, хореография.
д) Виолончель, габарит, дифирамб, изобразительный, коромысло, лаборатория, пианино, преамбула, протуберанец, регата, резонанс, стратегия, утилизация, фитиль, чеснок.
е) Вермишель, жасмин, идеолог, коллекция, малахитовый, меридиан, отражение, перифраза, приоритет, скафандр, фестиваль, финиш, форель, экскаватор, эликсир.
ж) Батискаф, витиеватый, горизонт, диктатура, иерархия, натюрморт, облако, панихида, педиатр, пирамидальный, президент, регламент, ритуал, ультиматум, черепаховый.
и) Каламбур, качан, навигация, нумизматика, обворожить, оптимистический, партер, плагиат, президиум, радиатор, ретроспективный, риторический, серенада, снегирь, тривиальный.
к) Дивиденд, инженер, калейдоскоп, кипарис, лояльный, мадригал, метаморфоза, облигация, пантеон, постамент, романтический, сентиментальный, сонет, треугольник, физиологический.
л) Геройский, дизентерия, иней, карнавал, керамика, легированный, макулатура, папоротник, реестр, суверенитет, табурет, фарфор, филантропия, шелохнуться, юбилей.
м) Бандероль, гобелен, диспансер, загромоздить, маргарин, нейтралитет, олимпиада, параболический, планетарий, резиденция, скарлатина, феномен, хризантема.
н) Бакалея, дилижанс, жаворонок, интеллигенция, парадоксальный, пластилин, серпантин, скомпоновать, стрекоза, тротуар, филиал, черемуховый, экстравагантный, ювелир.
Тренировочные упражнения.
Продолжите таблицу.
-
..а…а...
| авангард
фанатизм
| акварель
фанфары
| калач
бакалея
| эстакада
габарит
| ..е.. ..и..
| вестибюль
| вентилятор
| дезинфекция
| ..и.. ..и..
| дивиденд
| дилижанс
| дифирамб
| ликвидировать
| |