|
Элективный курс «Решение расчётных химических задач» Пояснительная записка. Элективный курс «Решение расчётных химических задач» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно–ориентированный характер.
Курс рассчитан на 17 часов в первом учебном полугодии.
Содержание и построение курса подобрано в соответствии со школьной программой по химии.
В целях развития творческих способностей и политехнической направленности обучающихся программа курса предполагает также решение комбинированных и усложнённых химических задач.
Большое внимание в данном курсе уделено вопросу межпредметных связей, систематизации знаний о физических величинах и единицах их измерения в соответствии с Международной системой единиц (СИ).
Данный курс предполагает знакомство учащихся с общими подходами к решению типовых расчётных химических задач, методикой их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики. Для расширения знаний обучающихся о возможных и наиболее рациональных способах решения задач, развития логического мышления, предполагается рассмотрение нескольких разных способов решения задач с выбором наиболее оптимального.
Большое внимание отводится самостоятельной работе учащихся по решению задач различного уровня сложности, что должно способствовать более глубокому и осознанному овладению методикой их решения.
Тексты задач, предложенные для решения в процессе освоения курса, взяты из задачников и методических пособий и подобраны с учётом уровней сложности. Цели курса:
образовательная: освоение методики решения задач разных типов и уровней сложности, расширение представлений о различных способах решения расчётных химических задач.
воспитательная: формирование мировоззрения, потребности осознанного усвоения материала, расширение кругозора в краеведческих и политехнических вопросах, осуществление межпредметных и курсовых связей, связи химической науки с жизнью; развитие интереса к химии, активизация деятельности, трудовое воспитание и политехническая подготовка. Решение задач - действенное средство воспитания трудолюбия, настойчивости, воли, характера. развивающая: формирование умений логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, применять знания на практике, находить выход из нестандартных ситуаций.
Решение задач – это мыслительный процесс. Задачи курса:
Познакомить с классификацией химических задач и общими подходами к их решению.
Научить составлять алгоритмы решения задач и рационально использовать знания по физике, химии и математике для решения расчётных химических задач.
Развивать умения применять на практике полученные знания при решении усложнённых и комбинированных задач.
Привлечь учащихся к самостоятельной работе с использованием дополнительной, справочной литературы и других информационных источников.
Образовательные задачи. После изучения данного курса учащиеся должны знать: уметь:
основные способы и приёмы - анализировать условие задачи;
решения расчётных химических задач; - выбирать способ решения задачи;
- решать задачу несколькими способами;
- составлять алгоритм решения задачи;
- использовать знания физики и математики
при решении химических задач;
- решать типовые задачи школьного курса
химии;
- решать усложнённые и комбинированные
задачи;
- оформлять решение задачи;
Методы преподавания и обучения. Содержание элективного курса предполагает следующие виды деятельности: лекции;
семинарские занятия;
самостоятельная работа учащихся;
проектная деятельность учащихся;
зачёт ; творческий отчёт Тематический план
№
| Названия тем
| Кол-во часов
| Виды деятельности
| 1.
| Общие подходы к решению расчётных задач по химии.
| 1
| Вводная лекция.
| 2.
| Вычисления по химическим формулам.
| 1
| Семинар.
Самостоятельная работа.
| 3.
| Вывод формул химических соединений различными способами.
| 1
| Семинар.
Самостоятельная работа.
| 4.
| Задачи с использованием газовых законов. (З-н Авогадро. З-ны Гей Люссака и Бойля-Мариотта. З-н кратных отношений).
| 3
| Семинарские занятия.
Самостоятельная работа.
| 5.
| Способы выражения концентрации растворов. (Процентная концентрация. Молярная и нормальная концентрация. Смешивание растворов. Объёмная доля растворённого в-ва).
| 3
| Семинарские занятия.
Самостоятельная работа.
| 6.
| Задачи на определение количественного состава смеси.
| 1
| Семинар.
Самостоятельная работа.
| 7.
| Решение задач по УХР. (Расчёты по ТХУ. Избыток. Выход продукта. Примеси.)
| 4
| Семинарские занятия.
Самостоятельная работа.
| 8.
| Решение конкурсных задач.
| 2
| Самостоятельная работа : в группах или индивидуальная.
| 9.
| Итоговое занятие.
| 1
| Зачёт.
Творческие отчёты по темам.
|
Формы отчётности. Формами отчётности по изучению данного элективного курса могут быть: ●конкурс (количественный) решения задач;
●составление мини-сборников авторских задач обуучащихся по разделу или теме ( с решениями);
●составление творческих расчётных задач по различным темам: «Медицина», «Экология», «Производство» и др.;
●зачёт по решению задач;
Литература и другие информационные источники.
Л.Ю. Аликберова, Е.И. Хабарова. Задачи по химии с экологическим содержанием. –М.:Центрхимпресс, 2001. -48 с. «Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала».
П. Будружак. Задачи по химии. М.: Мир, 1989.
Д.П. Ерыгин, Е.А. Шишкин. Методика решения задач по химии: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по биол. И хим. спец. –М.: Просвещение, 1989. -176 с.
Н.Е.Кузьменко, В.В. Ерёмин. Задачник по химии для школьников и абитуриентов. –М.: «Экзамен», 1999. – 512с.
Г.Л. Маршанова. 500 задач по химии. –М.: «Издат-Школа», 1998.
Л.А. Слета, Ю.В. Холин, А.В. Черный. Конкурсные задачи по химии с решениями. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. Москва-Харьков: «Илекса» «Гимназия», 1998.
И.В. Свитанько. Нестандартные задачи по химии. М.: МИРОС, 1994.
Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Задачи по химии. М.: Высшая школа, 1986, 1990, 1997.
Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая волна, 2002.
Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. М.: Новая волна, 2002.
Г.И. Штремплер, А.И. Хохлова. Методика решения расчётных задач по химии 8-11. –М.: «Просвещение», 2000.
Химия. 1С репетитор.
Сайт в Интернете: www.newwave.msk.ru
|
|
|