|
Пояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 10 класса составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по химии и с учетом авторской программы в X – XI классах общеобразовательных учреждений авторы: И.Г. Остроумов, О.С. Габриелян (раздел «Органическая химия. 10класс.»). Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал химии, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса химии рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне.
Реализация принципа развивающего обучения достигается изучением основ теоретического содержания органической химии с последующим переходом к их использованию на конкретном фактологическом материале, где теоретические знания играют объясняющую и прогнозирующую роль.
Цели:
Изучение химии в средней (полной) школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Согласно БУП программа рассчитана на 68 учебных часов (т.е. 2 часа в неделю). В учебный процесс включены 7 практических и 4 контрольные работы.
Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий дифференцированного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, коллективной системы обучения и применения дидактической многомерной технологии при структурировании знаний вещества, гомологического ряда веществ.
Технология опорных конспектов позволяет давать и запоминать информацию блоками; дифференцированная - решает задачу индивидуального подхода, снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом; дидактическая многомерная технология – большой по объёму и содержанию материал структурирует в логико-смысловую модель; дидактические материалы обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение.
Содержание программы
За основу взята программа курса химии для X–XI классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С. Габриеляна и Стандарт среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
Тема 1. Теория строения органических соединений (10 часов)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества.
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории строения А.М.Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана. Изомерия и ее виды. Структурная изомерия, её виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия.
Требования ГОС
Знать:
важнейшие химические понятия: предмет орг. химии, тип хим. связи и кристаллической решетки в орг. в-вах, валентность, степень окисления, углеродный скелет, электроотрицательность, изомерия, роль химии в естествознании; значение в жизни общества; теорию строения, углеродный скелет, радикалы, гомологи, изомеры , понятие структурной изомерии
Уметь:
объяснять зависимость свойств в-в от их состава и строения.
составлять структурные формулы изомеров.
определять валентность и степень окисления элементов.
характеризовать углерод по положению в ПСХЭ
принимать критические оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
П.р. Качественный анализ органических соединений. Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16 часов)
Природные источники углеводородов. Понятие «углеводород». Нефть. Состав и её промышленная переработка. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Природный газ, его состав и практическое использование. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Каменный уголь. Коксохимическое производство и его продукция Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекул метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические и химические свойства алканов (на примере метана и этана: горение, замещение, разложение, дегидрирование). Алканы в природе. Применение.
Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекул этена Изомерия алкенов: структурная. Положение π-связи, межклассовая. Номенклатура алкенов. Физические свойства алкенов. Получение этилена (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Применение этилена. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические и химические свойства изопрена и бутадиена -1,3(обесчвечивание бромной воды, полимеризация в каучуки). Резина. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекул ацителена . Изомерия алкинов (структурная: по положению кратной связи и межклассовая). Номенклатура алкинов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические и химические (горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода, гидратация) свойства этина. Р-ция полимеризации винилхлорида и его применение. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Физические и химические (горение, галогенирование, нитрование) свойства бензола. Применение бензола. Получение бензола из гексана и ацетилена . Демонстрация.
1. Коллекции «Нефть и продукты переработки», «Каменный уголь и продукты переработки»
2. Образование нефтяной плёнки на поверхности воды.
3. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание).
4. Коллекция «Каучуки».
Табл. «Строение молекулы бензола».
П.р. Углеводороды.
Требования ГОС.
Знать:
важнейшие химические понятия: вещество, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, вещества молекулярного строение, углеродный скелет, изомерия, гомология, радикалы, общую формулу, гомолог. ряд.
основные теории химии: ТХСОС А.М. Бутлерова.
важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, природные источники углеводородов: нефть, природный газ, продукты переработки нефти.
Уметь:
называть углеводороды по тривиальной номенклатуре и по ИЮПАК,
характеризовать строение, свойства и основные способы получения углеводородов.
определять принадлежность в-в к определенному классу. Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов, для безопасного обращения с горючими в-ми. Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (16 часов)
Состав, классификация, изомерия спиртов. Водородная связь. Химические свойства этанола (горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид), применение этанола. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Глицерин- представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол, его строение, взаимное влияние атомов в молекуле, физические и химические свойства (взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, поликонденсация с формальдегидом); применение. Классификация, номенклатура, Физические и химические свойства (окисление и восстановление), качественная реакции на альдегиды. Применение метаналя и этаналя. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов.
Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура Физические и химические (общие св-ва с неорг. к-ми, р-ция этерификации) свойства уксусной кислоты. Карбоновые кислоты в природе, биологическая роль карбоновых кислот. Применение уксусной к-ты. Сложные эфиры.
Жиры. Мыла. Строение, получение, номенклатура. Физические и химические свойства, значение.
Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства, омыление жиров, получение мыла. Жиры в природе. Биологическая роль жиров. Калорийность жиров.
Демонстрация.
1. Окисление спирта в альдегид.
2. Взаим-е глицерина с гидроксидом меди.
3. Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров.
4. Коллекция «Каменный уголь и продукты переработки»
5. Реакция «серебряного зеркала»,
6. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).
7.Получение сложного эфира (уксусно-этилового и уксусно-изоамилового)
ПР. 1.Спирты, альдегиды, кетоны.
2. Карбоновые кислоты.
Требования ГОС.
Знать:
важнейшие химические понятия: Функциональные группы, изомерия, гомология, окисление, восстановление.
важнейшие вещества и материалы:
этанол, уксусная кислота, жиры, мыла.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: принадлежность веществ к разным классам органических соединений.
характеризовать: основные классы органических веществ, строение и химические свойства изученных органических соединений.
объяснять: зависимость свойств кислородсодержащих органических соединений от их состава и строения.
Выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших кислородсодержащих органических веществ.
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол, для оценки влияния действия альдегидов на живые организмы, для безопасной работы со средствами бытовой химии, для оценки влияния алкоголя на организм человека. Тема 4. Углеводы (6 часов)
Углеводы, их состав и классификация. Глюкоза. Единство хим. организации живых организмов. Химический состав живых организмов. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов в природе и в жизни человека. Понятие о р-циях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза- полисахарид. Глюкоза - альдегидоспирт. Химические св-ва: окисление в глюконовую к-ту, восстановление в сорбит, молочнокислое и спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Калорийность углеводов.
Демонстрации:
1.Образцы углеводов и изделий из них.
2. Окисление глюкозы гидроксидом меди (11).
3. Качественная р-ция на крахмал.
4. Свойства глюкозы.
ПР. Углеводы.
Требования ГОС.
Знать:
важнейшие химические понятия: функциональные группы, изомерия, гомология, окисление, восстановление.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: принадлежность веществ к разным классам органических соединений.
характеризовать: основные классы органических веществ, строение и химические свойства изученных органических соединений.
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших кислородсодержащих органических веществ.
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений. Тема 5. Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе (17 часов).
Понятие об аминах. Получение анилина из нитробензола. Анилин - органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом - поликонденсация. Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки как природные полимеры. Биологические функции белков. Калорийность белков. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Понятия РНК и ДНК, Синтез н/к в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль н/к в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. Генетическая связь между классами органических соединений на примере переходов.
Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гиперавитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета. Лекарственная химия: от агрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная, пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон, капрон. Демонстрации:
Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.
2.Коллекция аминокислот.
Растворение и осаждение белков.
Ксантопротеиновая и биуретовая реакции
Горение птичьего пера и шерстяной нити.
Модель молекулы ДНК.
Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля.
Коллекция СМС, содержащих энзимы.
Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.
Коллекция витаминных препаратов.
Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов.
Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.
Испытание аптечного препарата инсулина на белок.
Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки.
Коллекция искусственных волокон.
Распознавание волокон по отношению к нагреванию и хим. реактивам.
Коллекция пластмасс и изделий из них.
Коллекция синтетических волокон.
Распознавание волокон по отношению к нагреванию и хим. реактивам.
ПР. 1. Амины, аминокислоты, белки.
2. Идентификация органических соединений.
Требования ГОС.
Знать:
важнейшие химические понятия: валентность, степень окисления углерода, водорода, азота, кислорода; функциональные группы (амино-, нитро), изомерия, гомология; лекарственные препараты домашней медицинской аптечки. Искусственные и синтетические волокна, каучуки и пластмассы.
Уметь:
называть по «тривиальной» и международной номенклатуре.
объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природа химической связи; проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
характеризовать строение и химические свойства.
определять валентность, степень окисления элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к определённому классу органических соединений, типы химических реакций,
выполнять химический эксперимент
по распознаванию веществ, качественная реакция на белки
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах.
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, по химическим уравнениям массу, объём и количество продуктов реакции по массе исходного вещества и вещество, содержащее определённую долю примесей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов.
Резерв времени: 1. Углеводороды и их природные источники.
2. Кислородосодержащие соединения и их нахождение в живой природе.
3. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.
Учебно - тематическое планирование.
Тема
| Количество часов
| Теория строения органических соединений.
| 10 ч.
| Из них практических работ:
| 1 ч.
| Углеводороды и их природные источники.
| 16 ч.
| Из них контрольных работ:
| 1 ч.
| Из них практических работ:
| 1 ч.
| Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.
| 16 ч.
| Из них контрольных работ:
| 1 ч.
| Из них практических работ:
| 2ч.
| Углеводы
| 6 ч.
| Из них контрольных работ:
| -
| Из них практических работ:
| 1 ч.
| Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе.
| 17 ч.
| Из них контрольных работ:
| 2 ч.
| Из них практических работ:
| 2 ч
| Резервное время 3ч.
| Итого: 68ч.
|
Календарно – тематический план
№ темы
| № урока
в теме
| Наименование разделов и тем
| Плановые сроки прохождения
| Скорректированные сроки прохождения
| Тема 1. Теория строения органических соединений(10 часов).
2ч. в неделю.
| 1.
| 1.
| Предмет органической химии
| 03.09-08.09
|
|
| 2-3.
| Теория строения органических соединений
| 03.09-08.09
10.09-15.09
|
|
| 4.
| Пр.р.№1”Качественный анализ органических соединений”.
| 10.09-15.09
|
|
| 5.
| Строение атома углерода. Валентные состояния атома углерода.
| 17.09-22.09
|
|
| 6.
| Классификация органических соединений. Основы номенклатуры.
| 17.09-22.09
|
|
| 7.
| Изомерия в органической химии.
| 24.09-29.09
|
|
| 8.
| Типы химических связей в молекулах органических веществ.
| 24.09-29.09
|
|
| 9.
| Типы химических реакций.
| 01.10-06.10
|
|
| 10.
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение и классификация органических соединений».
| 01.10-06.10
|
| Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16 часов).
2ч. в неделю.
| 2.
| 11.
| Алканы: строение и получение.
| 08.10-13.10
|
|
| 12.
| Алканы: химические свойства, применение.
| 08.10-13.10
|
|
| 13.
| Циклоалканы.
| 15.10-20.10
|
|
| 14.
| Общая характеристика непредельных УВ.
| 15.10-20.10
|
|
| 15.
| Алкены: строение, получение.
| 22.10-27.10
|
|
| 16.
| Алкены: химические свойства, применение.
| 22.10-27.10
|
|
| 17.
| Алкины: строение, получение.
| 05.11-10.11
|
|
| 18.
| Алкены: химические свойства, применение.
| 05.11-10.11
|
|
| 19.
| Алкадиены. Каучуки. Резина.
| 12.11-17.11
|
|
| 20.
| Арены.
| 12.11-17.11
|
|
| 21.
| Галоген-производные углеводородов.
| 19.11-24.11
|
|
| 22.
| Пр.р.№2”Угле-водороды.”
| 19.11-24.11
|
|
| 23.
| Природные источники углеводородов.
| 26.11-01.12
|
|
| 24.
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Углеводороды и их природные источники »
| 26.11-01.12
|
|
| 25.
| Готовимся к ЕГЭ
| 03.12-08.12
|
|
| 26.
| Контрольная работа №1:
«Углеводороды и их природные источники »
| 03.12-08.12
|
| Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (16 часов). 2ч. в неделю.
| 3.
| 27.
| Спирты.
| 10.12-15.12
|
|
| 28.
| Одноатомные спирты и их представители.
| 10.12-15.12
|
|
| 29.
| Многоатомные спирты.
| 17.12-22.12
|
|
| 30.
| Фенолы.
| 17.12-22.12
|
|
| 31.
| Простые эфиры.
| 24.12-29.12
|
|
| 32.
| Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах, простых эфирах.
| 24.12-29.12
|
|
| 33.
| Альдегиды.
| 14.01-19.01
|
|
| 34.
| Кетоны.
| 14.01-19.01
|
|
| 35.
| Пр.р.№3 ”Спирты, альдегиды и кетоны”.
| 21.01-26.01
|
|
| 36.
| Карбоновые кислоты: строение, получение.
| 21.01-26.01
|
|
| 37.
| Карбоновые кислоты: химические свойства, применение.
| 28.01-02.02
|
|
| 38.
| Пр.р№4 “Карбоновые кислоты.”
| 28.01-02.02
|
|
| 39.
| Сложные эфиры. Жиры. Мыла и моющие средства.
| 04.02-09.02
|
|
| 40.
| Генетическая взаимосвязь между основными классами.
| 04.02-09.02
|
|
| 41.
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Кислородосодержащие соединения»
| 11.02-16.02
|
|
| 42.
| Контрольная работа №2:
«Кислородосодержащие соединения »
| 11.02-16.02
|
| Тема 4. Углеводы (6 часов). 2ч. в неделю.
| 4.
| 43-44.
| Углеводы. Моносахариды.
| 18.02-23.02
|
|
| 45-46.
| Дисахариды. Полисахариды.
| 25.02-02.03
|
|
| 47.
| Обобщение знаний по теме «Углеводы»
| 04.03-09.03
|
|
| 48.
| Пр.р.№5 ”Углеводы.”
| 04.03-09.03
|
| Тема 5. Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе (17 часов). 2ч. в неделю.
| 5.
| 49.
| Нитросоедине-
ния.
| 11.03-16.03
|
|
| 50.
| Амины.
| 11.03-16.03
|
|
| 51.
| Анилин.
| 18.03-23.03
|
|
| 52.
| Аминокислоты.
| 18.03-23.03
|
|
| 53.
| Белки.
| 01.04-06.04
|
|
| 54.
| Пр.р.№6 ”Амины. Аминокислоты. Белки”.
| 01.04-06.04
|
|
| 55.
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Азотсодержащие соединения».
| 08.04-13.04
|
|
| 56.
| Контрольная работа №3: «Азотсодержащие соединения»
| 08.04-13.04
|
|
| 57.
| Гетероциклы.
| 15.04-20.04
|
|
| 58.
| Нуклеиновые кислоты.
| 15.04-20.04
|
|
| 59.
| Высокомолекулярные соединения.
| 22.04-27.04
|
|
| 60.
| Пластмассы, волокна, каучуки.
| 22.04-27.04
|
|
| 61.
| Пр.р.№7 ”Идентификация органических соединений”.
| 29.04-04.05
|
|
| 62.
| Обобщение знаний за курс «Органическая химия»
| 29.04-04.05
|
|
| 63.
| Контрольная работа №4: «Органические вещества»
| 06.05-11.05
|
|
| 64.
| Витамины. Гормоны.
| 06.05-11.05
|
|
| 65.
| Лекарства. Ферменты.
| 13.05-18.05
|
|
| 66.
| Резервное время: "Углеводороды и их природные источники".
| 13.05-18.05
|
|
| 67.
| Резервное время: "Кислородосодержащие соединения и их нахождение в живой природе".
| 20.05-25.05
|
|
| 68.
| Резервное время: "Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе".
| 20.05-25.05
|
| Итого: 68ч.
|
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Литература и средства обучения
За основу взят учебник О. С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С. Ю. Пономарёв, В. И. Теренин «Химия 10». В качестве информационного материала используется дидактический раздаточный материал состоящий из таблиц: периодической, основные соотношения в химии, требования к решению и оформлению расчётных задач, относительной молекулярной массы неорганических и органических веществ, ряд электроотрицательности неметаллов, качественные реакции на органические вещества и функциональные группы, виды изомерии, обобщающие таблицы сравнительной характеристики по всем изучаемым гомологическим рядам, обучающий дидактический материал по теме «Строение и классификация органических соединений и следующие источники информации:
О. С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С. Ю. Пономарёв, В. И. Теренин «Химия 10», Дрофа Москва
Программа курса органической химии. Автор О. С. Габриелян
О. С. Габриелян Пособие для учителя химии по планированию учебного материала в 8,9, и 10,11 классах.
О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов «Настольная книга учителя химии 10 класс» Москва «Блик и Ко» 2001
О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова «Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс» Москва Дрофа 2004
О. С. Габриелян, П. В. Решетов, И. Г. Остроумов, А. М. Никитюк «Готовимся к единому государственному экзамену. Химия» Дрофа Москва 2004
О. С. Габриелян контрольные и проверочные работы «Химия 10 класс».
Согласовано:
Протокол заседания методического
объединения учителей химии
Протокол №
Согласовано:
Заместитель директора по УВР___________________________/Хохлина М.Д
“_31__” августа 2012 г.
|
|
|