Главная страница

«Формы и методы работы по ознакомлению детей с родным краем»



Скачать 123.44 Kb.
Название«Формы и методы работы по ознакомлению детей с родным краем»
Дата14.04.2016
Размер123.44 Kb.
ТипДокументы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана

«Детский сад комбинированного вида № 15»


Консультация

для педагогов

на тему: «Формы и методы работы по ознакомлению детей с родным краем»

Подготовила и провела:

Воспитатель старшей группы

Грибанова О.Л.

2012 год
Методика ознакомления детей с родным краем разнообразна. Это наблюдения, прогулки, экскурсии; демонстрация иллюстративного материала (фотографии, открытки, кино – и диафильмы); широкое использование художественных произведений; беседы во время прогулок; рассказы об истории города и его людях и др... Очень важно правильно организовать работу с детьми, суметь показать красоту родного края, расширить сложившиеся у детей представления.











Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с родным краем. Занятия со всей группой детей должно проводиться в строго отведенное время. Они позволяют формировать знания о родном крае, в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия по ознакомлению детей с родным краем проводятся во всех группах детского сада. Дополнительно к занятиям во всех, группах проводятся целевые прогулки.

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами: наглядными, практическими и словесными. Эти группы методов обеспечивают наглядно-действенное усвоение детьми содержания знаний о природе. Преимущественное значение в ознакомлении детей с родным краем, его природой имеют наблюдения разного вида, обеспечивающие восприятие объектов природы и формирование конкретных представлений о ней. Для закрепления знаний используются труд и игра. Воспитательно-образовательное влияние занятий на детей зависит от того, как педагог подготовится к их проведению. Наметив тему занятия, следует отобрать программные задачи. В определения содержания программного материала воспитатель исходит из требований программы и уровня усвоения знаний, умений и навыков детьми своей группы. Следует учитывать и особенности природного окружения.

В содержание образовательных задач включается информирование познавательного интереса детей к природе, родному краю.

Наряду с образовательными задачами на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе родного края.

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с родным краем, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения... Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, воспитанию у детей материалистического мировоззрения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе родного края. Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до мечты, экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы. Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Воспитанники должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в группе, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно в соответствии с погодой и сезоном. К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры ребят с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить ее цель, дать ребятам осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Важное место отводится на экскурсии вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы. Сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии воспитателя. При выполнении детьми самостоятельной работы воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать ребятам, как пользоваться, например, совком, как выкапывать растения. Однако помощь не должна сводиться к выполнению работ за детей. Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами качество предмета, запоминают названия растений. В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Работа после экскурсии. Сразу же по возвращении с экскурсии собранный материал размещают в уголке природы и на участке. Собранный материал можно оформить в виде гербариев, наглядных пособий. Через 2-3 дня после экскурсии следует провести занятие с использованием раздаточного материала, организовать рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, рассказы детей о том, где были и что видели, обобщающую беседу.

Обобщающая беседа имеет большое значение. Она используется для обобщения знаний, формирования элементарных понятий, заставляет детей глубже осмысливать увиденное. Беседуя с детьми, воспитатель должен так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстановился весь ход экскурсии. Важно подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести детей к выводам и обобщениям.

Прогулки. Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей) , организует разнообразные игры с природным материалом - песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д.. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т. д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются. Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать. Для воспитания трудолюбия и формирования трудовых навыков используется труд на участке, который организуется в форме индивидуальных поручений и коллективного труда. Широко используются разнообразные игровые упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам и следам и т. д.), игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Начиная со второй младшей группы, проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона, например гнездованием грачей, ледоходом.

Интересная и разнообразная работа может проводиться в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, подкормка, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа наглядно показывает детям значение ухода за растениями, дает необходимые навыки, знания. Она оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с родным краем. Для закрепления знаний используются труд и игра; как один из основных видов занятий по ознакомлению детей с родным краем используются экскурсии. Прогулки дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях, которые протекают длительное время. Одной из форм организации работы по ознакомлению с родным краем является труд детей в цветнике и на огороде, в уголке природы, элементарная поисковая деятельность. Сочетание этих видов деятельности способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста экологического сознания, совершенствования нравственной сферы.

Наблюдение является методом чувственного познания природы. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдения является источником знаний, с другой – оно само требует наличие определенных знаний как отправных моментов наблюдения. Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений, - это результат непроизвольных наблюдений детей. С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем.

Дети должны научиться: различать, элементарно обследовать объекты живой и неживой природы; вести наблюдения за ними ; выражать свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям и объектам с помощью вербальных и невербальных средств общения; сравнивать объекты природы в разные времена года по определенному плану; устанавливать с помощью педагога простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных явлений; формулировать свое отношение к наблюдаемому и уметь объяснять, чем вызваны те или иные чувства; знать и называть основные признаки разных времен года, уметь выразительно их описывать.

Игра считается одним из эффективнейших методов в экологическом воспитании дошкольников. Игра рассматривается как уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Исследования психологов (В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. С. Мухиной, С. Д. Дерябо и др.) доказали возможность формирования в период детства значительно более высокого уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении. В целом можно сказать о том, что в эколого-природоведческом образовании в период детства через игру возможно становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически – деятельностного отношения детей к их природному и социальному окружению, основанного на сплаве знаний, чувств и действий. Ценности природной среды не следует рассматривать только с утилитарно-практических позиций полезности. Такой подход обедняет отношение детей к природе, снижает любознательность, эстетическую отзывчивость и сочувствие.

Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие. В подвижных играх совершенствуется координация движений, происходит становление двигательных навыков и умений, развивается сила и выносливость. В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых.

Дидактические игры с краеведческим содержанием создают большие возможности для реализации программы по экологическому воспитанию дошкольников. Ведь в каждом месте нашей страны - своя чистая река, или ручеек, или что-то, что присуще только этому месту, что любят все его жители, включая самых маленьких. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра: «Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире».

Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что дает возможность полнее воспринимать окружающий мир природы.

Если во время занятия воспитатель осуществляет так называемое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний . Дети учатся, играя. Детей не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием.

Краеведческие игры сплачивают детей, развивают их активность, любознательность, фантазию, творческие способности. Поэтому, мы считаем, что краеведческие игры являются мощным педагогическим инструментов в экологическом воспитании старших дошкольников.

Детское экспериментирование является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые, три года – практически единственным способом познания окружающего мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции .

Н. Н. Поддъяков пишет: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя, возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Таким образом, очень важно через различные формы и методы работы по экологическому, нравственному воспитанию помочь приблизить любопытных и пытливых дошкольников к окружающему, ближе познакомить и изучить родной край.