|
«Формирование мотивации к изучению предмета посредством использования информационно коммуникационных технологий на уроках» Цель «Формирование мотивации к изучению предмета посредством использования информационно - коммуникационных технологий на уроках»
Цель:
Формирование личности выпускника, подготовленной к творческому отношению к профессии, осознанно стремящейся к приобретению знаний, умеющей осуществлять умственные операции (анализ, сравнение, обобщение),
Задачи:
- создание условий для формирования у каждого учащегося положительных мотиваций к изучению предмета;
- рациональная организация познавательной деятельности учащихся в ходе образовательного процесса;
- использование информационно - коммуникационной технологии для индивидуализации и дифференциации учебного процесса и повышения интереса к предмету.
Презентация педагогического опыта учителем
Я работаю на 1-2 курсах и часто сталкиваюсь с неумением учащихся самостоятельно добывать знания, делать выводы, а главное, с потерей интереса к предмету.
Желание учиться – это, прежде всего осознание важности этой деятельности для всей дальнейшей жизни человека, это осмысление зависимости успеха, благополучия от качества приобретаемых знаний, умений, навыков. Соответственно, осознанная потребность в них.
Современное информационное общество требует наличие у каждого члена следующих навыков:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
-самостоятельно критически мыслить;
-грамотно работать с информацией;
-быть коммуникабельным;
-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Использование в образовании информационно-коммуникационных технологий позволяет формировать у учащихся названные качества.
Данная технология в обучении наряду с социально-нравственными задачами решает еще и дидактические проблемы:
-учит наблюдать с помощью компьютерных демонстраций сложные явления и процессы, которые можно представить на экране, увеличивая изображение или выделяя его часть;
- развивает навыки работы на компьютере;
-формирует умения работать с различными профессиональными пакетами программ – текстовыми, табличными процессорами, графическими редакторами, компьютерными презентациями; учит эффективно использовать универсальные базы наглядных медиа-обьектов (фото-, аудио-, видео- иллюстрации, анимационные модели, интерактивные панорамы, таблицы, географические карты, хронологические шкалы и т.д.) в качестве наглядных и аудиовизуальных пособий при подготовке домашних заданий различных дисциплин.
Представление системы учебных занятий
Современный компьютер предоставляет пользователю большое количество возможностей, включающих в себя обработку числовой информации, создание и оформление электронных документов, и многое другое. Одним из ключевых направлений применения компьютерной техники учащимися является грамотное оформление результатов своей деятельности в виде рефератов, докладов, отчетов: в текстовых редакторах набираются тексты с символами различной конфигурации, таблицы, рисунки, диаграммы. Создание электронных документов сложно и интересно. Не случайно зачастую по качеству созданных документов судят о сформированности информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей профессиональной деятельности учащихся.
Для учащихся профессиональных училищ особенно важно умение работать с тематическими документами и материалами профилирующих предметов - математики, физики, химии. Повысить свои технологические умения по работе с прикладными программными средствами компьютера, учащиеся могут на уроках информатики и ИКТ.
При составлении рабочей программы по предмету учитель разрабатывает компьютерную поддержку предмета, определяет какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных программ. Компьютер при этом используется с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценивания качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока.
В рамках учебного процесса можно выделить следующие основные цели проведения презентации: освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний. Презентацию на уроке можно превратить в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. С большим удовольствием учащиеся сами готовят презентации, в 2012-2013 учебном году только учащимися 2 курса было подготовлено 35 презентаций по различным темам физики.
Методика использования компьютерных презентаций на уроках физики предполагает совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; усиление мотивации обучения; улучшение качества обучения и воспитания, что повышает информационную культуру учащихся и уровень готовности к трудовой деятельности в современном обществе; демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты и видео клипы; звуковое сопровождение и музыка; графика, созданная на ЭВМ и т. д.).
Информационные технологии позволяют организовывать различного рода исследовательскую работу и самостоятельную практическую деятельность. Основным методом для реализации, которых служит метод проектов как на уроках, как информатики, так и на занятиях по физике.
Также учащиеся выполняют индивидуальные проекты.
Проведение
Методика разработки проекта с созданием его презентации по одной из тем физики, входящей в экзаменационные билеты. В программе Microsoft Office PowerPoint создаются слайды.
Моделирование
Учащиеся сами создают мини-проект по выбранной теме.
Цель проекта: подготовить учащихся к экзаменам, а также установить тесную связь полученных знаний с их практическим применением. Необходимые данные берутся из электронных учебников, энциклопедий, материалов Интернета.
Рефлексия
Проводится защита проекта (дискуссия по результатам совместной деятельности).
Трудности и ошибки
Самое большие затруднения вызывает у учащихся составление плана ответа
Технология создания учащимися предметных презентаций
Процесс изучения информационного блока с выявлением ключевых понятий в их взаимосвязи.
Совместно с учителем составление сценария предполагаемой презентации, обсуждение содержания и дизайна каждого слайда. В процессе обсуждения учащийся еще раз повторяет изучаемый учебный материал, анализирует и систематизирует его, представляет в краткой графической форме.
Самостоятельная работа учащихся по созданию слайдов, поиск иллюстраций, схем, интересных фактов, фотографий. Данный этап может быть использован и как вариант домашнего задания.
Создание слайдов нужно вести в режиме редактирования, что позволяет дополнять и изменять содержание слайдов, расширяя и углубляя представленный материал в виде портфолио.
Заключительный этап – обсуждение и/или конкурсный отбор представленных ученических работ.
Типичные ошибки в ученических презентациях
Ошибки в оформлении титульного листа.
Много текста.
Выбран нечеткий шрифт.
Неудачное сочетание цвета шрифта и фона.
Несоответствие названия слайда и его содержания.
Несоответствие содержанию слайда используемых иллюстраций.
Текст закрывает рисунок.
Рисунки нечеткие, искажены.
Неудачные эффекты анимации.
Излишнее звуковое сопровождение слайдов.
Текст скопирован без изменений (ссылки Интернет).
Недостоверность информации.
13. Ошибки в завершении презентации.
На 3 курсе учащиеся работают над презентацией к защите дипломов.
Разработана единая форма оформления дипломной презентации. |
|
|