«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДОМ РЕБЕНКА №9»
Методическая разработка
проведения непосредственно образовательной деятельности
с использованием элементов ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста.
Рассматривание картины «Катаемся на санках» (автор Е.Г. Батурина).
(интеграция образовательных областей – «социализация», «коммуникация»)
Автор: Твердунова Татьяна Викторовна
учитель-дефектолог
Задачи:
Связная речь:
совершенствовать диалогическую форму речи;
формировать умение рассказывать о содержании сюжетной картины.
Словарь:
обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
упражнять в подборе слов с противоположным значением.
Грамматика:
упражнять в образовании однокоренных слов (заяц-заячий, лиса-лисий, волк-волчий, ворона-вороний, санки-санный).
ЗКР:
формировать умение различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с – з, л – р.
Предварительная работа
Беседы о приметах зимы. Разгадывание загадок, чтение стихотворений, рассказов, рассматривание иллюстраций о зиме. Рисование зимних пейзажей.
Материалы к занятию:
Картины «Катаемся на санках» (автор Е.Г. Батурина), «Таня не боится мороза» (автор О.И. Соловьева); игрушка Обезьянка; предметные картинки: ёлка, снег, женщина, девочка, мальчик, перчатки, шляпа, пальто, сапоги, шапка, варежки, куртка, сапожки, шарф, штаны, санки, мишка, ботинки, веревка, пуговица, воротник. Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети сидят за столами.
Раздается стук. Вносится игрушка Обезьянка и картина «Катаемся на санках».
Обезьянка (подает воспитателю картину): Мои друзья прислали мне посылку, а в ней картина и письмо. В нем рассказывается о зиме, но я так ничего и не поняла. Может быть, мне ваши ребята помогут?
Воспитатель: Ребята, Обезьянка Анфиса живет в стране, где не бывает зимы, где круглый год светит солнце, и в этой стране очень жарко. Анфиса ни разу не видела снега, никогда не каталась на санках.
Воспитатель приглашает Обезьянку остаться.
Проводится развивающая игра «Хорошо-плохо».
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: Снег, холодно, голые кустарники, деревья, перелетные птицы улетели, день короткий, люди одеты тепло…
Воспитатель: Что хорошее вы знаете о зиме?
Ответы детей.
Воспитатель: Что зимой может быть плохо?
Ответы детей.
После игры выставляется картина «Катаемся на санках».
Воспитатель (обращается к Обезьянке): Сейчас ребята помогут тебе прочесть это письмо-картину. Увидеть все, что изображено на этой картине, могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите ваши «бинокли» (руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, скруглить).
Используем метод фокальных объектов.
Воспитатель: Что вы видите на картине?
Дети называют все, что увидят на картине в «бинокли». Воспитатель на ковролине выкладывает названные детьми предметные картинки, которые подготовлены заранее.
Воспитатель: Молодцы!
Обезьянка: Какие внимательные ребята…
Воспитатель: Да! Ребята у нас внимательные. И сейчас ты в этом ещё раз убедишься.
Вносится картина «Таня не боится мороза».
Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите картины, сравните их и скажите, чем они отличаются и, чем они похожи.
Ответы детей.
Обезьянка: Я поняла. Зима – это, когда холодно, идет снег, все одеты тепло.… Но мне совсем не понятно, что же такое санки и для чего они нужны? (санки нужны, чтобы кататься на них).
Воспитатель: Как по-другому можно назвать санки? (салазки, саночки, каталочки). Давайте вспомним потешку, где упоминаются саночки.
Потешка.
Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уноси с собой.
А мы саночки возьмем,
Мы на улицу пойдем.
Сядем в саночки – самокаточки.
Проводится физкультминутка:
«Катание на санках»: пока звучит музыка, дети легко бегут по кругу парами. Когда музыка прекращается, они «отряхиваются» (проводится два раза). Затем дети садятся на места.
Воспитатель: Видишь, Обезьянка, как много ребята знают и умеют. Давайте научим нашу гостью играть в игру «Наоборот». Наши саночки катились быстро, а как сказать наоборот? (назвать слово, противоположное по смыслу).
Быстро – медленно
Легко – тяжело
Весело – грустно
Упал – встал
Жарко – холодно
После игры обратить внимание детей на то, что на картине «Таня не боится мороза» изображены следы.
Воспитатель: Вот это следы девочки Тани. Как можно про них сказать по-другому? (Танины следы) Поиграем в слова. Как назовем следы?
След зайца – заячий
След лисы – лисий
След волка – волчий
След вороны – вороний
След обезьяны – обезьяний
След от санок – санный.
Воспитатель: Внимательно послушайте и скажите, какой одинаковый звук слышится в словах: санки, след, съехал, снег, снежинка (с); горка, быстро, варежки, веревка (р).
Воспитатель подводит итог, хвалит детей, приглашает Анфису погостить в детском саду. |