Главная страница

«Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства»



Скачать 58.56 Kb.
Название«Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства»
Дата14.04.2016
Размер58.56 Kb.
ТипДокументы

«Плох тот воспитатель детей,

который не помнит своего детства».

/Мария фон Эбнер-Эшербах, 1830-1916/

Ведущая деятельность дошкольника – игровая, только в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей, только через игру ребенок познает окружающий мир и учится с ним взаимодействовать. Именно в игре ребенок обучается полноценному общению со сверстниками, расширяет свои познавательные интересы, формирует первые нравственные чувства. В игровой деятельности зарождаются новые мотивы и потребности. Игра – это способ вхождения детей в мир взрослых людей, некая репетиция взрослой жизни для ребенка, которая закладывает прочный фундамент  его дальнейшей успешности, готовит к учению и труду.

Современные требования к дошкольному об­разованию вновь выдвигают игру как основу организации всех видов деятельности детей.

Возникает вопрос: что меняется в подходе к организации игры в дошкольном образовании с введением ФГТ? В настоящее время разработанные и утвержденные ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации педагогического процесса: в данном случае не через систему НОД, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, а именно в игре.

Но в последние время в играх детей произошли определенные изменения. Из всего многообразия игр у дошкольников наиболее популярны игры с правилами. Ролевые игры, весьма однообразны и ограниченные в основном семейной тематикой, отстают почти в два раза. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты», весьма популярные 10-20 лет назад. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов.

Появляются новые игровые роли: «Бетмен, Человек –паук. Часто игры сводятся к монипулированию с модными игрушками (Барби, Шрек) , что приводит к накопительству таких игрушек. Причина того, что дети не могут творчески играть с игрушками нового поколения, в том, что дети используют готовые сюжеты мультфильмов, телепередач. Они «вживаются» в предлагаемые им роли, разговаривают языком своих любимых персонажей, т.е. в этих сказках дети находят для себя друзей, с которыми им хочется общаться.

На сегодняшний момент нередко приходится задаваться вопросом: во что же можно играть с современным дошкольником? Разрешению этого вопроса будет способствовать принципиально новому подходу к воспитанию дошкольников.

На сегодняшний можно выделить несколько причин данной проблемы:

  • воспитатели в детском саду не всегда знакомы или не знакомы вовсе с игровыми интересами своих воспитанников. Некоторые из них, зная подчас особенности современной детской игровой субкультуры, зная привлекающие детей сюжеты и образы, не учитывают их в организации игр или по личным соображениям не опираются на них. А ведь игровой интерес пронизывает все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил;

  • содержание игр, предлагаемые детям образовательными программами не всегда современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников. Конечно, и сегодня дети любят играть в “Дочки-матери”, “Шофера”, “Магазин”, но в эти традиционные и любимые ими сюжеты они с удовольствием вводят своих любимых персонажей – Человека-Паука, Бэтмена, Шрека, кукол Синди, Барби, Кена, различных персонажей компьютерных игр;

  • в настоящее время в теории и практике дошкольной педагогике существует такая проблема, как недостаточная разработанность или отсутствие детской субкультуры, в частности игровой. В содержании игровой субкультуры дошкольника, прежде всего, входят его игровые интересы и предпочтения.

Исходя из поставленных выше проблем, воспитатель должен пересмотреть подход к организации детской игры. Игра современного дошкольника несколько изменилась. Она отличается разнообразием тематики ролей игровых действий, правил. Сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения отражает глубину освоения сферы действительности. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Роль призывает детей подчиниться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. В сговоре на игру дети обсуждают замысел. При этом они могут детализировать сюжетные линии, обговаривать оборудование и атрибуты.

Игра требует постоянного внимания воспитателя. Если в первых длительных играх его активность в их организации и проведении максимальна, то в дальнейшем самостоятельность детей значительно возрастает и педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь.

Для того, чтобы игры привлекали детей своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре – это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатления.

При планировании игры следует помнить, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Например, если предполагается “сказочное путешествие”, то ребятам нужно задать вопрос, побеседовать: “Что нам понадобиться для нашего путешествия?” Дети самостоятельно предложат все, что им необходимо: книги, билеты для пассажиров, карта, по которой будет определяться маршрут следования. Особенно ценными будут эти атрибуты, если их изготовить из подручных материалов вместе с детьми. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками игрового процесса. Обязательно нужно учитывать пожелания всех детей.

В том случае, если у большинства детей интересы сходны и именно на них мы решили опираться при организации игры. Не следует забывать о детях с иными интересами. В этой ситуации необходимо поискать варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре. Например, несколько человек решили играть в Винкс, а одна девочка категорически отказывается от этой игры и хочет быть Русалочкой, можно ввести и один и другой персонаж в одну игру, таким образом, интересы всех детей будут учтены.

Если дети очень хотят играть с новыми мультипликационными героями – пусть играют. Мы не можем запретить им играть, но мы должны создать, такую атмосферу, где в играх, беседах будут решаться определенные задачи:

  • воспитания здоровья

  • нравственного воспитания

  • трудового воспитания

  • музыкального воспитания

  • эстетического воспитания

  • культуры поведения и др.

  • творческое развитие

Для этого мы создаем игровые ситуации для детей, включая в игру хорошо знакомых и любимых ими персонажей, при этом мы можем использовать диалоги, рассказы, словесные игры, (например игра по ТРИЗ «Хорошо, плохо), которая учит детей находить в одном объекте положительные и отрицательные стороны.

Также мы можем устраивать игры – соревнования с любимыми для детей героями. (например: А сейчас наши принцессы Винкс посоревнуются – кто же первая оденет куклу на прогулку). И дети с большим удовольствием играют

Все используемые игровые атрибуты должны находиться в доступном для детей месте, чтобы обеспечить свободу действий, чтобы дошкольники в дальнейшем самостоятельно продолжили играть. Они должны соответствовать тематике игр, интересных детям. Так, если игра посвящена Человеку-Пауку, то это должен быть его костюм, если Вини-Пуху, то элементы его костюма и костюма других персонажей сказки. Помимо этого, следует обратить внимание каждого ребенка на то, где находятся эти атрибуты. И обязательно вместе с детьми мы должны выделить все положительные качества используемых в игре сказочных персонажей.

Современные дети требуют к себе особого внимания со стороны взрослых, они высказывают свои мнения, пытаются вступать в серьезные разговоры, предполагать, доказывать. Часто высказывания ребенка ставят нас взрослых в тупик. Как общаться, как отвечать на поставленные вопросы? Наша задача, не отмахиваться от приставучих малышей, а вместе с ними решить ту или иную проблему, помочь найти ответ на интересующий их вопрос. Для организации работы в этом направлении мы должны использовать справочную литературу для детей дошкольного возраста, интернет ресурсы. Работа в этом направлении должна продолжаться на протяжении всего периода развития, воспитания и обучения дошкольников. Это приведет к следующим результатам:

  • проявление позитивных эмоциональных реакций, радости, интереса при проведении игр, сюжетно-ролевых, в частности;

  • улучшение контактов с педагогом и со своими сверстниками;

  • заинтересовать родителей и педагогов проблемой эмоционального, познавательного и коммуникативного развитий.