|
«Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства» «Плох тот воспитатель детей,
который не помнит своего детства».
/Мария фон Эбнер-Эшербах, 1830-1916/
Ведущая деятельность дошкольника – игровая, только в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей, только через игру ребенок познает окружающий мир и учится с ним взаимодействовать. Именно в игре ребенок обучается полноценному общению со сверстниками, расширяет свои познавательные интересы, формирует первые нравственные чувства. В игровой деятельности зарождаются новые мотивы и потребности. Игра – это способ вхождения детей в мир взрослых людей, некая репетиция взрослой жизни для ребенка, которая закладывает прочный фундамент его дальнейшей успешности, готовит к учению и труду.
Современные требования к дошкольному образованию вновь выдвигают игру как основу организации всех видов деятельности детей.
Возникает вопрос: что меняется в подходе к организации игры в дошкольном образовании с введением ФГТ? В настоящее время разработанные и утвержденные ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.
Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации педагогического процесса: в данном случае не через систему НОД, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, а именно в игре.
Но в последние время в играх детей произошли определенные изменения. Из всего многообразия игр у дошкольников наиболее популярны игры с правилами. Ролевые игры, весьма однообразны и ограниченные в основном семейной тематикой, отстают почти в два раза. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты», весьма популярные 10-20 лет назад. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов.
Появляются новые игровые роли: «Бетмен, Человек –паук. Часто игры сводятся к монипулированию с модными игрушками (Барби, Шрек) , что приводит к накопительству таких игрушек. Причина того, что дети не могут творчески играть с игрушками нового поколения, в том, что дети используют готовые сюжеты мультфильмов, телепередач. Они «вживаются» в предлагаемые им роли, разговаривают языком своих любимых персонажей, т.е. в этих сказках дети находят для себя друзей, с которыми им хочется общаться.
На сегодняшний момент нередко приходится задаваться вопросом: во что же можно играть с современным дошкольником? Разрешению этого вопроса будет способствовать принципиально новому подходу к воспитанию дошкольников.
На сегодняшний можно выделить несколько причин данной проблемы:
воспитатели в детском саду не всегда знакомы или не знакомы вовсе с игровыми интересами своих воспитанников. Некоторые из них, зная подчас особенности современной детской игровой субкультуры, зная привлекающие детей сюжеты и образы, не учитывают их в организации игр или по личным соображениям не опираются на них. А ведь игровой интерес пронизывает все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил;
содержание игр, предлагаемые детям образовательными программами не всегда современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников. Конечно, и сегодня дети любят играть в “Дочки-матери”, “Шофера”, “Магазин”, но в эти традиционные и любимые ими сюжеты они с удовольствием вводят своих любимых персонажей – Человека-Паука, Бэтмена, Шрека, кукол Синди, Барби, Кена, различных персонажей компьютерных игр;
в настоящее время в теории и практике дошкольной педагогике существует такая проблема, как недостаточная разработанность или отсутствие детской субкультуры, в частности игровой. В содержании игровой субкультуры дошкольника, прежде всего, входят его игровые интересы и предпочтения.
Исходя из поставленных выше проблем, воспитатель должен пересмотреть подход к организации детской игры. Игра современного дошкольника несколько изменилась. Она отличается разнообразием тематики ролей игровых действий, правил. Сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения отражает глубину освоения сферы действительности. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Роль призывает детей подчиниться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. В сговоре на игру дети обсуждают замысел. При этом они могут детализировать сюжетные линии, обговаривать оборудование и атрибуты.
Игра требует постоянного внимания воспитателя. Если в первых длительных играх его активность в их организации и проведении максимальна, то в дальнейшем самостоятельность детей значительно возрастает и педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь.
Для того, чтобы игры привлекали детей своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре – это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатления.
При планировании игры следует помнить, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Например, если предполагается “сказочное путешествие”, то ребятам нужно задать вопрос, побеседовать: “Что нам понадобиться для нашего путешествия?” Дети самостоятельно предложат все, что им необходимо: книги, билеты для пассажиров, карта, по которой будет определяться маршрут следования. Особенно ценными будут эти атрибуты, если их изготовить из подручных материалов вместе с детьми. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками игрового процесса. Обязательно нужно учитывать пожелания всех детей.
В том случае, если у большинства детей интересы сходны и именно на них мы решили опираться при организации игры. Не следует забывать о детях с иными интересами. В этой ситуации необходимо поискать варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре. Например, несколько человек решили играть в Винкс, а одна девочка категорически отказывается от этой игры и хочет быть Русалочкой, можно ввести и один и другой персонаж в одну игру, таким образом, интересы всех детей будут учтены.
Если дети очень хотят играть с новыми мультипликационными героями – пусть играют. Мы не можем запретить им играть, но мы должны создать, такую атмосферу, где в играх, беседах будут решаться определенные задачи:
воспитания здоровья
нравственного воспитания
трудового воспитания
музыкального воспитания
эстетического воспитания
культуры поведения и др.
творческое развитие
Для этого мы создаем игровые ситуации для детей, включая в игру хорошо знакомых и любимых ими персонажей, при этом мы можем использовать диалоги, рассказы, словесные игры, (например игра по ТРИЗ «Хорошо, плохо), которая учит детей находить в одном объекте положительные и отрицательные стороны.
Также мы можем устраивать игры – соревнования с любимыми для детей героями. (например: А сейчас наши принцессы Винкс посоревнуются – кто же первая оденет куклу на прогулку). И дети с большим удовольствием играют
Все используемые игровые атрибуты должны находиться в доступном для детей месте, чтобы обеспечить свободу действий, чтобы дошкольники в дальнейшем самостоятельно продолжили играть. Они должны соответствовать тематике игр, интересных детям. Так, если игра посвящена Человеку-Пауку, то это должен быть его костюм, если Вини-Пуху, то элементы его костюма и костюма других персонажей сказки. Помимо этого, следует обратить внимание каждого ребенка на то, где находятся эти атрибуты. И обязательно вместе с детьми мы должны выделить все положительные качества используемых в игре сказочных персонажей.
Современные дети требуют к себе особого внимания со стороны взрослых, они высказывают свои мнения, пытаются вступать в серьезные разговоры, предполагать, доказывать. Часто высказывания ребенка ставят нас взрослых в тупик. Как общаться, как отвечать на поставленные вопросы? Наша задача, не отмахиваться от приставучих малышей, а вместе с ними решить ту или иную проблему, помочь найти ответ на интересующий их вопрос. Для организации работы в этом направлении мы должны использовать справочную литературу для детей дошкольного возраста, интернет ресурсы. Работа в этом направлении должна продолжаться на протяжении всего периода развития, воспитания и обучения дошкольников. Это приведет к следующим результатам:
проявление позитивных эмоциональных реакций, радости, интереса при проведении игр, сюжетно-ролевых, в частности;
улучшение контактов с педагогом и со своими сверстниками;
заинтересовать родителей и педагогов проблемой эмоционального, познавательного и коммуникативного развитий.
|
|
|