Главная страница

Формирование умения ориентироваться в исторических личностях у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида



Скачать 49.51 Kb.
НазваниеФормирование умения ориентироваться в исторических личностях у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Дата18.04.2016
Размер49.51 Kb.
ТипДокументы

Формирование умения ориентироваться в исторических личностях у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Одной из важнейших задач социальной адаптации является формирование у школьников умение анализировать и оценивать поступки, черты характера, слова людей, среди которых они живут. Обучая открывать в человеке положительное и отрицательное, педагог способствует формированию у воспитанников адекватной оценки и самооценки, познанию окружающего мира и себя в нем.

Личность – система социально-значимых черт, которая характеризует человека как члена общества. Ориентировка в чертах характера и поведении человека, правильное объяснение побудительных мотивов его поступков являются сложным мыслительным умением, которое не формируется у школьников автоматически. Это целенаправленный процесс, предполагающий развитие способностей учитывать совокупность социальных и биологических факторов, умение отделять важное от второстепенного, видеть за внешними проявлениями внутренние особенности человека.

При изучении персоналий прошлого необходимо обучать школьников учитывать ряд аспектов:

- связь между особенностями исторической эпохи, в которой человек жил или живет, и взглядами, чертами характера, поступками личности. (Н.М.Карамзин в одной из своих работ писал, что «надо судить о героях по обычаям и нравам их времени»);

- зависимость формирования человека и всей его деятельности от окружающей среды, включая особенности воспитания в детстве, окружающих людей, природу и т.п;

- чьи идеи проводит в жизнь, т.к. исторические деятели выражают интересы определенных групп людей, классов, сословий, партий, наций; возможность перемены своих взглядов некоторыми деятелями под влиянием изменившихся условий;

- человека как систему взаимосвязанных черт, среди которых есть главные и второстепенные, положительные и отрицательные, внешние и внутренние.

А.Т.Степанищев пишет: «Нет, пожалуй, более сложного вопроса в истории, чем объективная оценка личностей. Ведь сколько «оценщиков» - современников исторической личности, столько и оценок, а в наше время – сколько «оценщиков», столько и переоценок.

Учащиеся специальной школы VIII вида воспринимают личностные свойства окружающих людей и литературных героев излишне обобщенно, недиференцированно, односторонне, затрудняются в их словесном обозначении. Они испытывают трудности в осмыслении сложных конфликтных ситуаций, фиксируют свое внимание, как правило , на внешних броских проявлениях человека, оценивают действия часто по конечному результату, выпуская из виду побудительные мотивы его поведения. Эти недостатки обычно объясняются незрелостью всей личности умственно отсталых, которая заключается в недоразвитии не только познавательных процессов, но и потребностей, привычек, эмоционально-волевой сферы, характера. Учащиеся коррекционных школ упрощенно воспринимают общественно- исторические понятия, затрудняются объяснить связи и отношения. Они испытывают трудности при ориентировке исторических личностей, не умеют составлять план изучения исторической личности.

В самостоятельных рассказах и ответах на вопросы у школьников наблюдается фрагментарное восприятие ярких, часто внешних второстепенных фактов. Без установления взаимосвязей между ними (помещики были толстые, носили красивую одежду). Старшеклассники испытывают большие трудности в установлении и дифференциации основных и второстепенных, внешних и внутренних свойств человека. Школьники упускают самое главное: как правило не объясняют поступки, не раскрывают основных черт личности, не говорят о значении личности, ее влиянии на окружающих людей или на судьбу страны, не делают выводов.

Характерной особенностью восприятия данного материала являлось то, что школьники как бы «вырывали» исторического деятеля из окружающей среды, воспринимая его вне времени и пространства. Они не увязывали деятельность человека с особенностями его жизни в детстве.

Школьники не устанавливают взаимосвязей между чертами характера, поведением и той социальной ролью, которую человек выполнял в жизни. Они обычно повторяют одни и те же слова: «Петр I был царем хорошим, сильным, работал много».

Учащиеся испытывают значительные затруднения при объяснении причин поступков исторических личностей: они заменяют главную причину второстепенной. Иногда за причины принимают субъектные факторы. (Петр I – царь – вот и приказал построить крепость на берегу Балтийского моря.)

При оценке изучаемых личностей школьники обычно допускают односторонность: либо плохой, либо хороший. В основном дают более качественную моральную оценку, нежели политическую. (Помещики все были злые. Сами не работали. Только издевались над людьми.)

Итак, для учащихся специальных школ VIII вида характерны фрагментарность, бессистемность, односторонность восприятия личностей прошлого, что говорит о неосознанном усвоения ими такого материала.

Причины выявленных недостатков не только в сложности данного материала, нарушении познавательной деятельности, но и в методических недочетах учителей. Ведь главной задачей педагоги ставят «чтобы брали пример», «чтобы знали» и т.д. А основной задачей здесь является - научить школьников разбираться в людях, учить анализировать людей, что, безусловно, поможет их социализации в обществе. От умения разбираться в людях во многом зависит и жизнь человека. Кроме того, учащиеся школ VIII вида не ограничены в избирательных правах, что накладывает на педагогов дополнительную задачу – учить детей ориентироваться в словах и делах государственных и политических деятелях, оценивать их на основе разнообразной, часто противоречивой информации.

Методика изучения личностей включает пять взаимосвязанных этапов: пропедевтический, ориентировочный, предварительного планирования, основной, заключительный. В основу данной методики положен дедуктивно-индуктивный способ познания. На первых трех этапах обучения (пропедевтическом, ориентировочном, предварительного планирования) у школьников создается общее представление о содержании всего материала и способы его познания. На основном этапе каждая часть изучаемого материала анализируется, увязывается с предыдущими, последующими частями и затем обобщается. На заключительном этапе обучения осуществляется систематизация знаний учащихся по всему материалу, а также учитель учит ребят переносить формируемое на уроках умение ориентироваться в исторических деятелях на современный материал. Формирование ориентироваться в людях, в общественных и государственных деятелях – это конечная цель данной методики, направленная на решение задач социализации выпускника, и показатель овладения школьниками данным умением.

На пропедевтическом этапе решаются такие задачи, как пополнение словаря школьников, установление самых простых связей и зависимостей, формирование умения давать людям простейшую характеристику. Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и виды работ:

- соотнесение черт характера человека с его поведением (трудолюбивый - тот, кто систематически занимается работой);

- подбор прилагательных для характеристики изучаемого лица, обоснование своего выбора, конкретизация примерами;

- группировка черт характера и поступков людей по нравственному признаку;

- установление связей между внутренним состоянием человека (черты характера, привычки) и его внешним проявлением (выражение лица, одежды, поступки, отношение к окружающим и т.д.);

- соотнесение черт характера человека, которые формировались у него в детстве, с поступками и чертами характера взрослого человека;

- установление связей между особенностями времени, в котором жил человек, и его поступками;

- составление характеристики по готовому плану, составленному под руководством учителя