|
Формирование универсальных учебных действий при обучении решению сюжетных задач Формирование универсальных учебных действий при обучении решению
сюжетных задач
Бубликова Е.В.,
МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода
Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. «Сегодняшним школьникам предстоит работать: по профессиям, которых еще нет; использовать технологии, которые еще не созданы; решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться» [1]. Естественно, в изменяющем мире будет изменяться и школа. Согласно образовательным стандартам второго поколения, основанных на овладении школьниками универсальными умственными и учебными действиями, современный процесс обучения должен быть ориентирован на развитие таких качеств личности современного информационного общества, как инициативность, способность находить решение самых разных задач, креативность, готовность и способность обучаться в течение всей жизни.
Под универсальными учебными действиями понимают – в широком смысле – «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта» [2]. В более узком значении под этим термином понимают «совокупность» действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [2]. В требованиях Стандарта [3] второго поколения к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, выделено: «в направлении личностного развития – готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся; в метапредметном направлении – освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями и межпредметными понятиями; в предметном направлении – умение работать с математическим текстом, владение базовым аппаратом понятий, овладение практически значимыми математическими умениями, их применение к решению математических и нематематических задач».
Спектр развития универсальных учебных действий обширен и разнообразен, поэтому одна из задач в обучении учащихся – определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут формироваться конкретные виды универсальных учебных действий, а также определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждой возрастной ступени образования.
При обучении различным предметам используются учебные задачи. С их помощью формируются предметные знания и умения, но вместе с тем отметим, что независимо от предметной области в основе их решения лежит общий прием решения задач. В связи с этим возникает вопрос: на каких задачах целесообразнее формировать общий прием решения любых задач? К таким задачам мы относим сюжетные математические задачи. По мнению Л.Ф.Фридмана, наиболее общий случай возникновения сюжетных задач – это их проявление в процессе познания. В каждой сюжетной задаче описывается некоторый процесс, событие или явление, которые в процессе анализа задачи требуется выявить. В процессе, событии или явлении, как правило рассматриваются объекты реальной действительности, обладающие качественными и количественными характеристиками. Автор считает, что своеобразие рассмотрения количественной стороны объектов в сюжетных задачах достигается тем, что в них, как правило, не указываются качественные особенности описываемых объектов, а лишь указываются величины, отношения и зависимости между ними, характеризующие количественную сторону этих объектов.
Рассматривая сюжетную задачу как модель познания окружающей действительности, важно научить обучающихся преобразовывать не только количественные, но и качественные характеристики объектов сюжетной задачи.
Сюжетные задачи – это такой математический объект, при изучении которого можно опереться на жизненный опыт учащихся, что позволяет сделать процесс решения сюжетных (и других) задач для учащихся более зримыми, понятными и осознаваемыми.
К универсальным учебным действиям, формируемым в процессе обучения решению сюжетных задач, мы относим анализ условия задачи (семантический, логический, математический): ведь как может учащийся решить задачу, если он не представляет, из чего складывается анализ задачи; перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств (перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста, а переформирование позволяет формализовать условие задачи, сделать его более математизированным); установление отношений между данными и искомыми; осуществление поиска решения задачи; составление плана решения задачи; оценка решения задачи; установление причинно-следственных, межпредметных связей, основанные на таких действиях, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; определение понятий, доказательство и опровержение, определение и решение проблем; моделирование как универсальное учебное умение включает в себя: кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов), декодирование (считывание информации), умение использовать наглядные модели, умение строить схемы, модели и т.п.
Овладение универсальными учебными действиями в процессе решения сюжетных задач создают возможность самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний и умений, так как это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания.
Литература
1. Асламов А.Г., Семенов А.П., Уваров А.Ю. Новый этап информатизации отечественной школы// Информатика. 2011. №15.
2. Асламов А.Г., Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.
3. Примерные программы основного общего образования. Математика. М.,2012. |
|
|