Главная страница

Формирование универсальных учебных действий



Скачать 452.59 Kb.
НазваниеФормирование универсальных учебных действий
страница2/3
Дата10.04.2016
Размер452.59 Kb.
ТипУрок
1   2   3

Урок №11.

В. А. Моцарт. Симфония № 40. Моделируем темы первой части

Характер и функции тем экспозиции. Заключительная тема как синтез всех тем экспозиции.

«Выращивание» главной и побочной тем из заключительной на основе общих конструктивных элементов.







Первая часть.

Экспозиция

Композиционные функции экспозиции (знакомство с темами-образами музыкальной истории), образный строй и логика взаимодействия главной, связующей, побочной и заключительной тем (тезис – антитезис – синтез).

Первая часть.

Разработка

Композиционные функции разработки (развитие музыкальной истории), интонационно- образное преобразование

главной темы, мотивно- тематическое развитие, определение разделов разработки.

Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)

Эмоциональный отклик на шедевры музыкальной культуры. (Л.)

Понимать смысл преобразования музыкального материала. (П.)

Предвосхищать развитие музыкальной истории до её прослушивания. (П.)

Опираться на графическую модель при решении учебных задач. (Р.)

Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.)

Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.)

Участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою точку зрения музыкой. (К.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Слушают, поют, пластически интонируют экспозицию первой части Симфонии № 40 В. А. Моцарта в опоре на графическую запись.

Анализируют связующую тему (переход от главной темы к побочной) в экспозиции

Импровизируют возможные варианты развития главной и побочной тем в разработке.

Слушают и следят по графической записи разработку, определяют её построение, выявляют изменения в характере тем и приёмы тематического развития, применяют при анализе знание средств музыкальной выразительности.

Исследуют особенности музыкальной речи В. А. Моцарта, выражают в пении и пластическом интонировании её диалогический характер.

Исполняют экспозицию и разработку, отрабатывают выразительность пластического интонирования.













Урок №12.

Первая часть.

Реприза и кода

Композиционные функции репризым (возвращение к темам экспозиции после разработки) и коды (итог, обобщение части), выявление изменений в репризе, характеристика главной темы в коде.

Формирование эстетических чувств на основе постижения шедевров зарубежной музыкальной классики. (Л.)

Расширение представления детей о собственных познавательных возможностях. (Л.)

Развитие позитивной самооценки. (Л.)

Составлять целое из частей. (П.)

Осваивать произведение в единстве звуковой, пластической и графической моделей. (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в сонатно- симфоническом цикле. (П.)

Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.)

Разбираться в графическом конспекте, записи. (П.)

Корректировать свою исполнительскую деятельность. (Р.)

Участвовать в коллективном обсуждении. (К.)

Слушают музыку репризы с опорой на графическую запись экспозиции, выявляют произошедшие изменения.

Слушают коду, сравнивают характер звучания интонаций главной темы в коде и в экспозиции, разработке, репризе.

Рассматривают графический конспект, определяют правило его составления, воспроизводят его в пении и пластическом интонировании.

Отрабатывают выразительность пластического интонирования музыки

(фразировка, диалогичность, кульминации и др.) и исполняют первую часть целиком.







Урок №13.

Первая часть

Симфонии № 40

В. А. Моцарта

(графический конспект)

Образный строй, диалогичность построения тем, характер их развития и взаимодействия. Основные этапы развития музыкальной истории и их фиксация в графическом конспекте







Урок №14.

Моделируем композицию Симфонии № 40

В. А. Моцарта

(два разворота)

Сонатно- симфонический цикл: уточнение представления о характере содержания каждой части, интонационном единстве частей, их функции в симфонии.

Сопоставление основных тем второй, третьей и четвёртой частей симфонии.

Освоение графической

схемы симфонии.

Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л.)

Восполнять недостающие компоненты произведения. (П.)

Составлять целое из частей. (П.)

Соотносить две формы графического моделирования: графический конспект и графическую схему. (П.)

Определять этапы развёртывания музыкальной истории симфонии. (П.)

Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (Р.)

Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. (Р.)

Участвовать в коллективном обсуждении и аргументировать свою точку зрения. (К.)

Обобщённо характеризуют образный строй второй, третьей, четвёртой частей симфонического цикла.

Слушают, разучивают и характеризуют три новые темы (главные темы второй, третьей, четвёртой частей), определяют, в какой части симфонии звучит каждая из этих тем, и аргументируют свою точку зрения.

Выявляют общие интонации и конструктивные элементы главных тем всех частей симфонии.

Знакомятся с графической схемой симфонии и порядком её заполнения (на примере первой части).

Определяют расположение в схеме трёх новых тем.

Слушают, разучивают и характеризуют ещё три новые темы (побочные темы второй и четвёртой частей и тема среднего раздела третьей части), определяют, в какой части симфонии звучит каждая из этих тем, и аргументируют свою точку зрения.

Определяют расположение в схеме трёх новых тем.

Выявляют общие интонации для побочных тем всех частей симфонии.







Вторая часть. Анданте

Образный строй и композиционные функции основных тем. Диалогичность изложения. Построение части. Анданте как темп в музыке и как часть симфонии.

Формирование эстетического вкуса в процессе постижения шедевров зарубежной музыки. (Л.)

Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л.)

Восполнять недостающие компоненты произведения. (П.)

Составлять целое из частей. (П.)

Достраивать графическую схему произведения. (П.)

Ставить исполнительскую задачу и реализовывать её. (Р.)

Участвовать в коллективном обсуждении музыкального произведения, аргументировать свою точку зрения музыкальными примерами. (К.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Исполняют главную и побочную темы второй части симфонии.

Слушают и разучивают две новые темы Andante, определяют, какая из них связующая, а какая заключительная.

Подыскивают жесты для передачи диалогичности музыки.

Слушают и пластически интонируют (с элементами импровизации) вторую часть, ориентируясь по графической записи.

Анализируют характер развития тем в разработке и репризе второй части.

Находят место для новых тем второй, части в графической схеме симфонии, определяют интонации для обозначения каждой темы в схеме.







Третья часть. Менуэт

Менуэт как жанр и как

часть симфонии. Образный строй, особенности развития основных тем.

Построение части.

Формирование эстетического вкуса в процессе постижения шедевров зарубежной музыки. (Л.)

Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л.)

Восполнять недостающие компоненты произведения. (П.)

Составлять целое из частей. (П.)

Достраивать графическую схему произведения. (П.)

Ставить исполнительскую задачу и реализовывать её. (Р.)

Участвовать в коллективном обсуждении музыкального произведения, аргументировать свою точку зрения музыкальными примерами. (К.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Исполняют уже известные темы третьей части симфонии.

Слушают третью часть, определяют её построение, анализируют развитие тем в экспозиции и среднем разделе части.

Определяют по музыке третьей части особенности старинного танца менуэта.

Передают в исполнении сочетание чёткости, решительности шага и мягких «приседаний» в менуэте, подыскивают жесты для передачи диалогичности музыки.

Пластически интонируют третью часть целиком.

Исполняют главную и побочную темы четвёртой части симфонии.

Слушают и разучивают две новые темы финала, определяют, какая из них связующая, а какая заключительная.

Добиваются выразительности исполнения: подыскивают жесты для передачи фразировки, диалогичности музыки, её тембровой драматургии.

Слушают финал, выделяют этапы в его развитии.

Исполняют финал, ориентируясь по графической записи, передают в пластическом интонировании многообразие вариантов преобразования главной темы.

Находят место для новых тем финала в графической схеме симфонии, определяют интонации для обозначения каждой темы в схеме.







Четвёртая часть. Финал

Синтезирующая функция финала. Преобразование интонаций предшествующих частей в темах финала.

Характер и диалогический склад тематизма.

Композиция финала.

Развитие главной темы в разработке.







Урок №15.

В. А. Моцарт. Симфония № 40.

Урок №16.

Обобщение Соотношение сквозного развития музыки симфонии и завершённости каждой её части.

Палитра музыкальных образов и диалогов в симфонии Моцарта.

Первоначальная характеристика стиля музыки Моцарта.

Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л.)

Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры. (Л.)

Воплощать содержание музыки в своем исполнении. (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в многочастном музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.)

Ставить исполнительскую задачу и реализовывать её. (Р.)

Развивать навыки учебного сотрудничества. (Р.)

Участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою точку зрения музыкальными примерами. (К.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Вспоминают (напевают, пластически интонируют) начальные построения тем всех частей, основные этапы развития музыкальной истории Симфонии № 40 В. А. Моцарта в опоре на графическую схему.

Характеризуют интонации главной темы финала, дают им названия. Выявляют интонационно-конструктивные связи тем финала с темами предшествующих частей симфонии в опоре на её графическую схему.

Характеризуют особенности музыкальной речи В. А. Моцарта.

Совершенствуют выразительность исполнения музыки симфонии, участвуют в конкурсе на лучшее её исполнение.







III четверть

Контраст и единство образов в опере

Урок №17.

А. П. Бородин. Опера

«Князь Игорь»

Литературная основа оперы. Место, время, характер действия. Героико-патриотические произведения русских композиторов.

Развитие патриотических чувств. (Л.)

Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)

Понимать душевное состояние героев и сопереживать им. (Л.)

Сравнивать героико-патриотические произведения разных жанров музыки по существенным признакам. (П.)

Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.)

Опираться на графическую запись музыки при её исполнении и анализе. (П.)

Выявлять общие черты в музыкальной речи разных героев. (П.)

Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.)

Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. (П.)

Делить целое на смысловые части. (П.)

Соотносить разные варианты решения одной творческой задачи. (П.)

Устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять их. (П.)

Совершенствовать выразительность исполнения музыки. (П.)

Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию.

(Р.)

Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (Р.)

Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.)

Составляют начальное представление о характере образов и их развитии в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина на основе знания оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» и кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский».

Слушают, поют, пластически интонируют вступление к интродукции и мелодию первого хора.

Моделируют по музыке место, время, характер действия начала оперы.

Сочиняют слова к мелодии первого хора.

Смотрят видеофрагмент начала интродукции оперы.

Разучивают начальный хор интродукции, делятся на группы для исполнения мужского («Туру ли ярому») и женского («С Дона великого») хоров.

Выявляют и напевают общие интонации в мелодиях хоров.

Слушают, разучивают и характеризуют начальные реплики князя Игоря.

Читают слова диалога Игоря и народа, импровизируют и затем разучивают диалог по ролям, слушают эту сцену в опере.

Слушают сцену затмения и импровизируют в пантомиме состояние людей, выявляют в музыке сцены интонации из Пятой симфонии Бетховена и размышляют над смыслом её появления.

Выделяют в музыке две контрастные мелодические линии и исполняют их, разделившись на две группы.

Слушают и разучивают ариозо князя Игоря, выявляют характерные интонации его музыкальной речи.

Слушают диалог Скулы и Ерошки, определяют средства передачи в музыке состояния героев, инсценируют диалог.

Слушают музыку появления Ярославны и её диалог с Игорем, моделируют сценический образ героини и характеризуют отношения

Игоря и Ярославны.

Слушают и разучивают музыкальные фразы Галицкого, размышляют над смыслом двойственности его музыкальной характеристики.

Составляют композицию по интродукции и инсценируют её.







Урок №18.

Интродукция.

Площадь в Путивле

(три разворота)

Экспозиция образов

русских людей: их отношение к Родине, её

героическому прошлому.

Народно-жанровые истоки и многоплановость музыкальной характеристики русского народа.

Образы князя Игоря, Ярославны и Галицкого:

особенности их музыкальной речи.

Сцена затмения – драматическая кульминация интродукции.

Виды хоров (мужской, женский, смешанный).







Урок №19.

Действие 1. Картина 1.

В тереме князя

Владимира Галицкого

(два разворота)

Обстановка в тереме, музыкальная характеристика Галицкого.

Интонационные связи темы хора девушек с темами интродукции.

Заговор Галицкого и его челяди. Характеристика гудошников.

Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.)

Сравнивать и обобщать образы художественного произведения. (П.)

Устанавливать причинноследственные связи. (П.)

Ставить исполнительские задачи и добиваться их решения. (Р.)

Обсуждать разные точки зрения на одно явление. (Р.)

Участвовать в учебном диалоге при обсуждении художественного произведения,

аргументировать музыкой свою точку зрения. (К.)

Слушают и характеризуют начало картины и определяют по музыке атмосферу в тереме Галицкого.

Моделируют музыкальный и сценический портрет Галицкого: читают слова его песни, подбирают к ним интонации из музыки интродукции, сочиняют на их основе мелодию к словам песни, предполагают манеру сценического поведения героя.

Слушают и разучивают песню Галицкого.

По вступлению к хору девушек моделируют их состояние, слушают и разучивают хор, подыскивают жесты и мимику для их сценического образа.

Слушают продолжение сцены и характеризуют отношение к девушкам Галицкого и Скулы с Ерошкой Размышляют о преступных замыслах Галицкого и его челяди.







Урок №20,21.

Действие 1. Картина 2.

В тереме княгини

Ярославны

(четыре разворота)

Обстановка в тереме

Ярославны. Музыкальный портрет княгини, особенности её музыкальной речи. Ариозо: тематизм и построение.

Два хора девушек: контраст их состояния и средства его воплощения.

Диалог- противостояние Ярославны и Галицкого.

Музыкальная характеристика бояр, интонационные истоки их музыкальной речи.

Финал – драматическая кульминация первого действия.

Приобретение опыта переживания жизненных проблем других людей. (Л.)

Выявление нравственных основ поступков героев. (Л.)

Распознавать жизненное содержание художественного образа. (П.)

Моделировать развитие художественного произведения до его прослушивания. (П.)

Выявлять мотивацию поступков людей. (П.)

Анализировать видеофрагмент первого действия оперы, соотносить музыкальные и сценические образы. (П.)

Выявлять характерные интонации музыкальной речи героев. (П.)

Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.)

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.)

Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. (Р.)

Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Слушают вступление к картине и определяют по музыке обстановку в тереме Ярославны и её состояние.

Слушают ариозо Ярославны, разучивают его темы, характеризуют её музыкальную речь, моделируют сценический облик.

Сравнивают интонации музыкальной речи Ярославны и Игоря, Владимира Галицкого, русского народа, и размышляют о причинах их сходства и различия.

Моделируют обращение девушек к Ярославне: по словам определяют характер интонаций, жанровую основу мелодии.

Вспоминают мелодию обращения девушек к Галицкому, выбирают интонации, подходящие для обращения девушек к княгине, «выращивают» из них мелодию нового хора.

Слушают хор девушек, анализируют интонационный состав его мелодии.

Слушают и напевают по ролям диалог Ярославны и девушек, стараются пере-

дать в исполнении развитие состояния девушек от страха к решимости.

Читают слова второго хора девушек, предполагают характер его мелодии, раз-

учивают фрагмент хора и исполняют его в классе.

Составляют и исполняют композицию сцены Ярославны с девушками. Размышляют о позиции Ярославны в конфликте между девушками и Галицким.

Озвучивают диалог Ярославны и Галицкого на основе интонаций, фраз из их музыкальной речи.

Слушают диалог Ярославны и Галицкого, напевают запомнившиеся реплики героев, определяют интонации героя, помогающего Ярославне противостоять Галицкому. Смотрят и анализируют видеофрагмент сцены.

Разучивают первую тему хора бояр, передают в исполнении драматизм сложившейся ситуации.

Озвучивают слова продолжения диалога бояр и Ярославны.

Слушают и разучивают второй хор бояр, передают уверенный, решительный характер героев в своём исполнении.

Слушают финал первого действия, по характеру музыки предполагают развитие дальнейших событий.






1   2   3