Главная страница


Формирование универсальных учебных действий



Скачать 452.59 Kb.
НазваниеФормирование универсальных учебных действий
страница1/3
Дата10.04.2016
Размер452.59 Kb.
ТипУрок
  1   2   3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС (34 ЧАСА, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ).

КАК УСТРОЕНО КРУПНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

НОМЕР И ТЕМА УРОКА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ДАТА

ПО ПЛАНУ

ПО ФАКТУ

I четверть

Родство контрастных тем-образов в симфонической сюите и кантате

Введение в тему

Урок №1.

Как соотносятся контрастные музыкальные темы в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки?

Музыкальный материал

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»;

Л. в. Бетховен. Пятая симфония;

П. И. Чайковский. Четвёртая симфония. Мазурка из «Детского альбома»;

М. Огинский. Полонез. Музыкальные произведения, пройденные в предыдущих классах

Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)

Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.)

Схватывать целое в единстве его контрастных частей. (П.)

Использовать графические модели для решения учебных задач. (П.)

Устанавливать новые ориентиры действия с известными музыкальными произведениями. (Р.)

Участвовать в учебном диалоге при обсуждении музыкальных произведений. (К.)

Вспоминают сцену вторжения поляков в дом Сусанина из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», напевают темы: семейного счастья, мазурки, фанфар полонеза.

Выявляют конструктивное родство контрастных тем- образов сцены: соотносят тему семейного счастья с темами мазурки и фанфар полонеза из оперы, сопоставляют тему семейного счастья с мазуркой из «Детского альбома» П. И. Чайковского и полонезом М. Огинского; переинтонируют тему семейного счастья в характере мазурки, а тему мазурки – в характере темы

семейного счастья; сравнивают мелодические линии фанфар полонеза и темы семейного счастья, ориентируясь по графической записи.

Исполняют фрагменты Пятой симфонии Л. в. Бетховена, выявляют конструктивное родство контрастных тем-образов, ориентируясь по графической записи.







Контраст и единство образов в симфонической сюите.

Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

Урок №2,3

Как соотносятся контрастные музыкальные темы в симфонической сюите Э. Грига «Пер Гюнт»? (три разворота)

Контраст образов реального и фантастического миров в сюите. Соотношение мелодических линий контрастных тем-образов, прогнозирование путей их развития.

Особенности музыкальной речи Э. Грига.

Музыкальный материал

Пьесы из симфонической сюиты Э. Грига «Пер Гюнт»: «Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», Вальс из Лирических пьес Э. Грига

Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам зарубежной музыки. (Л.)

Постигать произведение с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.)

Синтезировать целое из частей. (П.)

Самостоятельно достраивать недостающие компоненты. (П.)

Моделировать развитие музыки до её прослушивания. (П.)

Выполнять задания, не имеющие однозначного решения. (П.)

Адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом и одноклассниками. (Р.)

Участвовать в учебном диалоге при обсуждении музыкальных произведений. (К.)

Слушают, анализируют, исполняют (поют, пластически интонируют) мелодии симфонических картин «Утро» и «В пещере горного короля», соотносят образы реального и фантастического миров.

Слушают симфоническую картину «Утро», анализируют её построение, характер развития основной темы, её кульминацию.

Моделируют варианты развития темы «В пещере горного короля» и построение всей картины.

Сравнивают темы «Утро» и «В пещере горного короля», выявляют сходство их конструктивной основы.

Разучивают песню Сольвейг, характеризуют музыкальный образ героини.

Сочиняют мелодию танца Анитры в процессе преобразования конструктивной основы песни Сольвейг.

Слушают, напевают и разучивают мелодию танца Анитры.

Слушают и пластически интонируют танец Анитры.

Определяют интонации, характерные для музыкальной речи Э. Грига.

Слушают фортепианную пьесу (Вальс из Лирических пьес Э. Грига) и определяют автора незнакомой музыки.








Контраст и единство тем-образов в кантате. С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

Урок №4.

С. С. Прокофьев.

Кантата «Александр

Невский» Жанр кантаты: исполнительский состав, построение, условия и характер исполнения.

История создания кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский».

Формирование национальной идентичности. (Л.)

Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.)

Углубление представления

о неразрывной связи музыки и жизни. (Л.)

Учебно-познавательный

интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. (Л.)

Выделять в целом составляющие его элементы. (П.)

Получают первоначальное представление о составе исполнителей кантаты и особенностях её исполнения.

Размышляют о значении музыки в произведениях кинематографического и музыкального искусств.

Слушают, поют, пластически интонируют, характеризуют две начальные темы первой части кантаты.

Выявляют средства выразительности контрастных образов (тембровые, динамические, регистровые, тутти, соло).







Урок №5.

Часть 1. Русь под игом

монгольским

Содержание части: интонационно- Образная характеристика тем и их соотношения. Выразительность и изобразительность музыки. Выявление конструктивной основы главной темы, выделение в ней конструктивных элементов, анализ преобразования этих элементов в других темах части.

Предвосхищать композицию многочастного произведения до его прослушивания. (П.)

Опираться на графическую запись в решении творческих задач. (П.)

Создавать пластическую модель музыки первой части. (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в многочастном музыкальном произведении. (Р.)

Ставить исполнительские задачи и добиваться их решения. (Р.)

Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (Р.)

Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.)

Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую групповую позицию. (К.)

Выделяют конструктивные элементы начальной темы, ориентируясь по графической записи.

Экспериментально выявляют конструктивное родство контрастных тем первой части в опоре на графическую запись.

Слушают, характеризуют и пластически интонируют первую часть кантаты целиком. Передают в своём исполнении выразительные и изобразительные особенности музыки части.

Знакомятся с названиями семи частей кантаты и составляют варианты её композиции.

Выявляют связь между композицией кантаты и идеей произведения.







Составляем композицию кантаты

Моделирование композиции кантаты по названиям её частей.

Воплощение патриотической идеи в композиции кантаты.







Урок №6.

Учимся моделировать

темы кантаты

Общность конструктивной основы всех тем кантаты. Опыт «выращивания» из конструктивных элементов первой темы кантаты разнообразных интонаций для тем-образов последующих частей кантаты.

Развивать патриотические чувства. (Л.)

Создавать темы, мелодии по заданным характеристикам. (П.)

Применять освоенные способы работы в новых условиях. (П.)

Составлять целое из частей. (П.)

Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.)

Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.)

Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.)

Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. (К.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

«Выращивают» разнохарактерные интонации из одного конструктивного элемента.

Моделируют музыкальные образы, созвучные названиям частей кантаты.

Распознают на слух музыку второй части кантаты.

Сочиняют музыкальный портрет А. Невского: определяют общий характер и жанровую основу музыки, «выращивают» из конструктивных элементов созвучные этому образу музыкальные интонации, из сочетания интонаций моделируют мелодию – музыкальную характеристику полководца.

Слушают, характеризуют и разучивают «Песню об Александре Невском» по графической записи, выявляют интонационно-конструктивный состав её мелодий. Определяют построение части.







Часть 2. Песня об

Александре Невском

Моделирование содержания части, «выращивание» из конструктивных элементов кантаты тем-образов второй части и создание на их основе музыкального портрета А. Невского.







Урок №7.

Часть 3. Крестоносцы

во Пскове

Характеристика образа врага, анализ интонационно-конструктивного состава тем крестоносцев. «Выращивание» мелодии пленённых псковитян на основе конструктивных элементов кантаты

Развитие патриотических чувств. (Л.)

Развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости. (Л.)

Создавать темы, мелодии

по заданным характеристикам. (П.)

Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.)

Устанавливать причинно-следственные связи. (П.)

Слушают, исполняют тему хорала и интонации крестоносцев. Характеризуют образ врага.

Выявляют конструктивную основу в музыкальных характеристиках крестоносцев.

Сочиняют мелодию псковитян на основе конструктивных элементов кантаты.

Слушают, характеризуют и разучивают середину третьей части кантаты.







Часть 4. Вставайте,

люди русские

Моделирование образного содержания части, соотношение слов и музыки, преобразование конструктивных элементов кантаты в темах части.

Выразительность и изобразительность музыки.

Соотношение содержания и построения части.

Соотносить литературный и музыкальный образы. (П.)

Расширять представление о соотношении контрастных образов в музыкальном произведении. (П.)

Постигать произведение

искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.)

Совершенствовать выразительность исполнения. (П.)

Ориентироваться в графической записи части музыкального произведения. (Р.)

Коллективно обсуждать прослушанное, аргументировать собственное мнение музыкой произведения. (К.)

Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)

Определяют построение третьей части кантаты.

Слушают и характеризуют основные темы четвёртой части (без слов), подбирают слова к ним.

Определяют элементы выразительности и звукоизобразительности в мелодии и оркестровом сопровождении.

Размышляют над смыслом контраста средних разделов в третьей и четвёртой частях.

Исполняют третью и четвёртую части, анализируют интонационно-образные связи с предшествующими частями кантаты







Урок №8.

Часть 5. Ледовое

побоище

Моделирование композиции части, подбор тем- характеристик русских и крестоносцев из предыдущих частей, кульминация и музыкальное обобщение части. Характеристика новых тем-образов.

Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)

Развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости. (Л.)

Расширять представление о возможностях музыки в отражении жизненных событий. (П.)

Охватывать часть в единстве процессуальной и композиционной сторон. (П.)

Соотносить целое и его части. (П.)

Устанавливать причинно- следственные связи. (П.)

Прогнозировать развитие событий. (П.)

Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.)

Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в многочастном музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Принимать возможность разнообразия способов решения поставленной задачи. (Р.)

Обсуждать с одноклассниками смысл переданных в музыке событий. (К.)

Подбирают из предшествующих частей темы для характеристики русских и крестоносцев в музыкальной картине боя.

Моделируют композицию «Ледового побоища», ориентируясь по вопросам на с. 26–27 учебника.

Слушают и распознают на слух происходящие события музыкальной картины боя. Определяют круг тем-характеристик крестоносцев и русских, выявляют и характеризуют новые темы.

Составляют графический конспект части в музыкальном альбоме.

Анализируют драматургию части, характер противоборствующих сил, выразительные и изобразительные особенности музыки кульминации боя.

Определяют лейттемы и лейтинтонации кантаты.

Объясняют смысл появления темы Родины в завершении части.







Часть 6. Мёртвое поле

Моделирование характера музыки части, определение жанрово-интонационных истоков тем. Лейттематические связи кантаты.

Развитие патриотических чувств. (Л.)

Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.)

Устанавливать причинно- следственные связи. (П.)

Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.)

Составлять целое из частей. (П.).

Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.)

Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.)

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками. (К.)

Аргументировать собственную точку зрения в процессе коллективного обсуждения музыкального произведения. (К.)

Моделируют темы-образы шестой и седьмой частей кантаты в опоре на их названия и конструктивные элементы кантаты.

Подбирают к словам среднего раздела шестой части мелодию из прозвучавших ранее.

Слушают и разучивают часть целиком.

Соотносят образное содержание и форму его воплощения.

Продумывают варианты исполнительского плана (соло, ансамбль, хор) и исполняют часть с опорой на графическую запись.

Моделируют общий характер финала, подбирают темы из предыдущих частей и определяют последовательность их звучания

в части.

Слушают финал и разучивают (поют, пластически интонируют) новую тему, определяют её интонационные связи с музыкой предшествующих частей.

Исполняют фрагменты седьмой части.







Часть 7. Въезд

Александра во Псков

Финал – апофеоз народу-победителю и музыкальное обобщение кантаты. Лейттематические связи частей кантаты.

Моделирование композиции части. Характеристика новой темы части, её интонационные истоки.













Урок №9.

С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Обобщение

Основные образные сферы кантаты.

Сквозное тематическое

развитие в кантате. Лейттемы, лейтинтонации.

Конструктивное родство контрастных тем кантаты.

Целостность композиции кантаты, композиционные функции её частей.

Интонационные и тематические арки.

Особенности музыкальной речи С. С. Прокофьева.

Развитие патриотических чувств. (Л.)

Формирование оптимистического мировосприятия. (Л.)

Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)

Составлять целое из частей и характеризовать функцию каждой части. (П.)

Сравнивать разные фрагменты кантаты. (П.)

Воспринимать художественное произведение подробно и сжато. (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в многочастном музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Ориентироваться в графическом конспекте произведения. (Р.)

Учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. (К.)

Вспоминают названия частей, их последовательность, исполняют основные темы кантаты в опоре на её графический конспект. Выявляют отличие музыкальных характеристик русских и крестоносцев.

Определяют факторы целостности кантаты: композиционные функции частей (вступление, экспозиция, разработка, реприза), лейттемы кантаты и их преобразования в разных частях произведения.

Приводят примеры конструктивного единства контрастных тем кантаты.

Просматривают фрагменты видеоряда одноименного фильма С. Эйзенштейна и озвучивают их музыкой кантаты, затем проверяют себя – просматривают эти фрагменты со звуком.

Анализируют особенности музыкальной речи композитора.







II четверть

Контраст и единство тем-образов в симфонии. В. А. Моцарт. Симфония № 40

Урок №10.

Что я знаю о симфонии?

Обобщённая характеристика симфонического цикла и его четырёх частей.

Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам зарубежной музыки. (Л.)

Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)

Выявлять общность композиции произведений отечественных и зарубежных композиторов. (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в сонатно-симфоническом цикле. (П.)

Прогнозировать целое на основе его части. (П.)

Моделировать главную и побочную темы из заключительной, как их синтеза, в опоре на графическую запись. (П.)

Действовать по аналогии, выявлять причинно-следственные связи. (П.)

Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.)

Опираться на графическую модель при решении учебных задач. (Р.)

Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (К.)

Вспоминают, напевают, пластически интонируют основные темы Пятой симфонии Л. в. Бетховена и Четвёртой симфонии П. Чайковского.

Дают обобщённую характеристику каждой части симфонического цикла.

Слушают, поют, пластически интонируют заключительную тему, выявляют её композиционные функции, анализируют интонационное содержание в опоре на графическую запись.

Моделируют побочную тему первой части: характеризуют образный строй побочных тем, подбирают в заключительной теме соответствующие характеру побочной темы интонации и «выращивают» из них побочную тему.

Моделируют главную тему первой части: характеризуют образный строй главных тем, подбирают в заключительной теме соответствующие интонации и «выращивают» из них главную тему симфонии.

Слушают и разучивают главную и побочную темы первой части, анализируют их интонационно-конструктивное содержание и средства музыкальной выразительности.






  1   2   3