НОМЕР И ТЕМА УРОКА
| ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
| ДАТА
|
ПО ПЛАНУ
| ПО ФАКТУ
|
I четверть
Родство контрастных тем-образов в симфонической сюите и кантате
|
Введение в тему
|
Урок №1.
Как соотносятся контрастные музыкальные темы в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки?
Музыкальный материал
М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»;
Л. в. Бетховен. Пятая симфония;
П. И. Чайковский. Четвёртая симфония. Мазурка из «Детского альбома»;
М. Огинский. Полонез. Музыкальные произведения, пройденные в предыдущих классах
| Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)
Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.)
Схватывать целое в единстве его контрастных частей. (П.)
Использовать графические модели для решения учебных задач. (П.)
Устанавливать новые ориентиры действия с известными музыкальными произведениями. (Р.)
Участвовать в учебном диалоге при обсуждении музыкальных произведений. (К.)
| Вспоминают сцену вторжения поляков в дом Сусанина из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», напевают темы: семейного счастья, мазурки, фанфар полонеза.
Выявляют конструктивное родство контрастных тем- образов сцены: соотносят тему семейного счастья с темами мазурки и фанфар полонеза из оперы, сопоставляют тему семейного счастья с мазуркой из «Детского альбома» П. И. Чайковского и полонезом М. Огинского; переинтонируют тему семейного счастья в характере мазурки, а тему мазурки – в характере темы
семейного счастья; сравнивают мелодические линии фанфар полонеза и темы семейного счастья, ориентируясь по графической записи.
Исполняют фрагменты Пятой симфонии Л. в. Бетховена, выявляют конструктивное родство контрастных тем-образов, ориентируясь по графической записи.
|
|
|
Контраст и единство образов в симфонической сюите.
Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»
|
Урок №2,3
Как соотносятся контрастные музыкальные темы в симфонической сюите Э. Грига «Пер Гюнт»? (три разворота)
Контраст образов реального и фантастического миров в сюите. Соотношение мелодических линий контрастных тем-образов, прогнозирование путей их развития.
Особенности музыкальной речи Э. Грига.
Музыкальный материал
Пьесы из симфонической сюиты Э. Грига «Пер Гюнт»: «Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», Вальс из Лирических пьес Э. Грига
| Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам зарубежной музыки. (Л.)
Постигать произведение с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.)
Синтезировать целое из частей. (П.)
Самостоятельно достраивать недостающие компоненты. (П.)
Моделировать развитие музыки до её прослушивания. (П.)
Выполнять задания, не имеющие однозначного решения. (П.)
Адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом и одноклассниками. (Р.)
Участвовать в учебном диалоге при обсуждении музыкальных произведений. (К.)
| Слушают, анализируют, исполняют (поют, пластически интонируют) мелодии симфонических картин «Утро» и «В пещере горного короля», соотносят образы реального и фантастического миров.
Слушают симфоническую картину «Утро», анализируют её построение, характер развития основной темы, её кульминацию.
Моделируют варианты развития темы «В пещере горного короля» и построение всей картины.
Сравнивают темы «Утро» и «В пещере горного короля», выявляют сходство их конструктивной основы.
Разучивают песню Сольвейг, характеризуют музыкальный образ героини.
Сочиняют мелодию танца Анитры в процессе преобразования конструктивной основы песни Сольвейг.
Слушают, напевают и разучивают мелодию танца Анитры.
Слушают и пластически интонируют танец Анитры.
Определяют интонации, характерные для музыкальной речи Э. Грига.
Слушают фортепианную пьесу (Вальс из Лирических пьес Э. Грига) и определяют автора незнакомой музыки.
|
|
|
Контраст и единство тем-образов в кантате. С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
|
Урок №4.
С. С. Прокофьев.
Кантата «Александр
Невский» Жанр кантаты: исполнительский состав, построение, условия и характер исполнения.
История создания кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский».
| Формирование национальной идентичности. (Л.)
Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.)
Углубление представления
о неразрывной связи музыки и жизни. (Л.)
Учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. (Л.)
Выделять в целом составляющие его элементы. (П.)
| Получают первоначальное представление о составе исполнителей кантаты и особенностях её исполнения.
Размышляют о значении музыки в произведениях кинематографического и музыкального искусств.
Слушают, поют, пластически интонируют, характеризуют две начальные темы первой части кантаты.
Выявляют средства выразительности контрастных образов (тембровые, динамические, регистровые, тутти, соло).
|
|
|
Урок №5.
Часть 1. Русь под игом
монгольским
Содержание части: интонационно- Образная характеристика тем и их соотношения. Выразительность и изобразительность музыки. Выявление конструктивной основы главной темы, выделение в ней конструктивных элементов, анализ преобразования этих элементов в других темах части.
| Предвосхищать композицию многочастного произведения до его прослушивания. (П.)
Опираться на графическую запись в решении творческих задач. (П.)
Создавать пластическую модель музыки первой части. (П.)
Увеличивать шаг ориентировки в многочастном музыкальном произведении. (Р.)
Ставить исполнительские задачи и добиваться их решения. (Р.)
Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (Р.)
Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.)
Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую групповую позицию. (К.)
| Выделяют конструктивные элементы начальной темы, ориентируясь по графической записи.
Экспериментально выявляют конструктивное родство контрастных тем первой части в опоре на графическую запись.
Слушают, характеризуют и пластически интонируют первую часть кантаты целиком. Передают в своём исполнении выразительные и изобразительные особенности музыки части.
Знакомятся с названиями семи частей кантаты и составляют варианты её композиции.
Выявляют связь между композицией кантаты и идеей произведения.
|
|
|
Составляем композицию кантаты
Моделирование композиции кантаты по названиям её частей.
Воплощение патриотической идеи в композиции кантаты.
|
|
|
Урок №6.
Учимся моделировать
темы кантаты
Общность конструктивной основы всех тем кантаты. Опыт «выращивания» из конструктивных элементов первой темы кантаты разнообразных интонаций для тем-образов последующих частей кантаты.
| Развивать патриотические чувства. (Л.)
Создавать темы, мелодии по заданным характеристикам. (П.)
Применять освоенные способы работы в новых условиях. (П.)
Составлять целое из частей. (П.)
Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.)
Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.)
Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.)
Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. (К.)
Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)
| «Выращивают» разнохарактерные интонации из одного конструктивного элемента.
Моделируют музыкальные образы, созвучные названиям частей кантаты.
Распознают на слух музыку второй части кантаты.
Сочиняют музыкальный портрет А. Невского: определяют общий характер и жанровую основу музыки, «выращивают» из конструктивных элементов созвучные этому образу музыкальные интонации, из сочетания интонаций моделируют мелодию – музыкальную характеристику полководца.
Слушают, характеризуют и разучивают «Песню об Александре Невском» по графической записи, выявляют интонационно-конструктивный состав её мелодий. Определяют построение части.
|
|
|
Часть 2. Песня об
Александре Невском
Моделирование содержания части, «выращивание» из конструктивных элементов кантаты тем-образов второй части и создание на их основе музыкального портрета А. Невского.
|
|
|
Урок №7.
Часть 3. Крестоносцы
во Пскове
Характеристика образа врага, анализ интонационно-конструктивного состава тем крестоносцев. «Выращивание» мелодии пленённых псковитян на основе конструктивных элементов кантаты
| Развитие патриотических чувств. (Л.)
Развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости. (Л.)
Создавать темы, мелодии
по заданным характеристикам. (П.)
Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.)
Устанавливать причинно-следственные связи. (П.)
| Слушают, исполняют тему хорала и интонации крестоносцев. Характеризуют образ врага.
Выявляют конструктивную основу в музыкальных характеристиках крестоносцев.
Сочиняют мелодию псковитян на основе конструктивных элементов кантаты.
Слушают, характеризуют и разучивают середину третьей части кантаты.
|
|
|
Часть 4. Вставайте,
люди русские
Моделирование образного содержания части, соотношение слов и музыки, преобразование конструктивных элементов кантаты в темах части.
Выразительность и изобразительность музыки.
Соотношение содержания и построения части.
| Соотносить литературный и музыкальный образы. (П.)
Расширять представление о соотношении контрастных образов в музыкальном произведении. (П.)
Постигать произведение
искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.)
Совершенствовать выразительность исполнения. (П.)
Ориентироваться в графической записи части музыкального произведения. (Р.)
Коллективно обсуждать прослушанное, аргументировать собственное мнение музыкой произведения. (К.)
Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)
| Определяют построение третьей части кантаты.
Слушают и характеризуют основные темы четвёртой части (без слов), подбирают слова к ним.
Определяют элементы выразительности и звукоизобразительности в мелодии и оркестровом сопровождении.
Размышляют над смыслом контраста средних разделов в третьей и четвёртой частях.
Исполняют третью и четвёртую части, анализируют интонационно-образные связи с предшествующими частями кантаты
|
|
|
Урок №8.
Часть 5. Ледовое
побоище
Моделирование композиции части, подбор тем- характеристик русских и крестоносцев из предыдущих частей, кульминация и музыкальное обобщение части. Характеристика новых тем-образов.
| Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)
Развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости. (Л.)
Расширять представление о возможностях музыки в отражении жизненных событий. (П.)
Охватывать часть в единстве процессуальной и композиционной сторон. (П.)
Соотносить целое и его части. (П.)
Устанавливать причинно- следственные связи. (П.)
Прогнозировать развитие событий. (П.)
Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.)
Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.)
Увеличивать шаг ориентировки в многочастном музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)
Принимать возможность разнообразия способов решения поставленной задачи. (Р.)
Обсуждать с одноклассниками смысл переданных в музыке событий. (К.)
| Подбирают из предшествующих частей темы для характеристики русских и крестоносцев в музыкальной картине боя.
Моделируют композицию «Ледового побоища», ориентируясь по вопросам на с. 26–27 учебника.
Слушают и распознают на слух происходящие события музыкальной картины боя. Определяют круг тем-характеристик крестоносцев и русских, выявляют и характеризуют новые темы.
Составляют графический конспект части в музыкальном альбоме.
Анализируют драматургию части, характер противоборствующих сил, выразительные и изобразительные особенности музыки кульминации боя.
Определяют лейттемы и лейтинтонации кантаты.
Объясняют смысл появления темы Родины в завершении части.
|
|
|
Часть 6. Мёртвое поле
Моделирование характера музыки части, определение жанрово-интонационных истоков тем. Лейттематические связи кантаты.
| Развитие патриотических чувств. (Л.)
Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.)
Устанавливать причинно- следственные связи. (П.)
Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.)
Составлять целое из частей. (П.).
Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.)
Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.)
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками. (К.)
Аргументировать собственную точку зрения в процессе коллективного обсуждения музыкального произведения. (К.)
| Моделируют темы-образы шестой и седьмой частей кантаты в опоре на их названия и конструктивные элементы кантаты.
Подбирают к словам среднего раздела шестой части мелодию из прозвучавших ранее.
Слушают и разучивают часть целиком.
Соотносят образное содержание и форму его воплощения.
Продумывают варианты исполнительского плана (соло, ансамбль, хор) и исполняют часть с опорой на графическую запись.
Моделируют общий характер финала, подбирают темы из предыдущих частей и определяют последовательность их звучания
в части.
Слушают финал и разучивают (поют, пластически интонируют) новую тему, определяют её интонационные связи с музыкой предшествующих частей.
Исполняют фрагменты седьмой части.
|
|
|
Часть 7. Въезд
Александра во Псков
Финал – апофеоз народу-победителю и музыкальное обобщение кантаты. Лейттематические связи частей кантаты.
Моделирование композиции части. Характеристика новой темы части, её интонационные истоки.
|
|
|
|
|
Урок №9.
С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Обобщение
Основные образные сферы кантаты.
Сквозное тематическое
развитие в кантате. Лейттемы, лейтинтонации.
Конструктивное родство контрастных тем кантаты.
Целостность композиции кантаты, композиционные функции её частей.
Интонационные и тематические арки.
Особенности музыкальной речи С. С. Прокофьева.
| Развитие патриотических чувств. (Л.)
Формирование оптимистического мировосприятия. (Л.)
Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)
Составлять целое из частей и характеризовать функцию каждой части. (П.)
Сравнивать разные фрагменты кантаты. (П.)
Воспринимать художественное произведение подробно и сжато. (П.)
Увеличивать шаг ориентировки в многочастном музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)
Ориентироваться в графическом конспекте произведения. (Р.)
Учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. (К.)
| Вспоминают названия частей, их последовательность, исполняют основные темы кантаты в опоре на её графический конспект. Выявляют отличие музыкальных характеристик русских и крестоносцев.
Определяют факторы целостности кантаты: композиционные функции частей (вступление, экспозиция, разработка, реприза), лейттемы кантаты и их преобразования в разных частях произведения.
Приводят примеры конструктивного единства контрастных тем кантаты.
Просматривают фрагменты видеоряда одноименного фильма С. Эйзенштейна и озвучивают их музыкой кантаты, затем проверяют себя – просматривают эти фрагменты со звуком.
Анализируют особенности музыкальной речи композитора.
|
|
|
II четверть
Контраст и единство тем-образов в симфонии. В. А. Моцарт. Симфония № 40
|
Урок №10.
Что я знаю о симфонии?
Обобщённая характеристика симфонического цикла и его четырёх частей.
| Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам зарубежной музыки. (Л.)
Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)
Выявлять общность композиции произведений отечественных и зарубежных композиторов. (П.)
Увеличивать шаг ориентировки в сонатно-симфоническом цикле. (П.)
Прогнозировать целое на основе его части. (П.)
Моделировать главную и побочную темы из заключительной, как их синтеза, в опоре на графическую запись. (П.)
Действовать по аналогии, выявлять причинно-следственные связи. (П.)
Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.)
Опираться на графическую модель при решении учебных задач. (Р.)
Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (К.)
| Вспоминают, напевают, пластически интонируют основные темы Пятой симфонии Л. в. Бетховена и Четвёртой симфонии П. Чайковского.
Дают обобщённую характеристику каждой части симфонического цикла.
Слушают, поют, пластически интонируют заключительную тему, выявляют её композиционные функции, анализируют интонационное содержание в опоре на графическую запись.
Моделируют побочную тему первой части: характеризуют образный строй побочных тем, подбирают в заключительной теме соответствующие характеру побочной темы интонации и «выращивают» из них побочную тему.
Моделируют главную тему первой части: характеризуют образный строй главных тем, подбирают в заключительной теме соответствующие интонации и «выращивают» из них главную тему симфонии.
Слушают и разучивают главную и побочную темы первой части, анализируют их интонационно-конструктивное содержание и средства музыкальной выразительности.
|
|
|