Урок №22.
Действие 2.
В половецком стане (четыре разворота)
Экспозиция образов половцев. Восточный колорит половецких песен и танцев, особенности
мелодики и ритма (орнаментика, остинато, пунктирный ритм, синкопы).
Образ Кончаковны. Каватина.
Образ Владимира. Дуэт Владимира и Кончаковны.
Многоплановость музыкальной характеристики
князя Игоря. Построение его арии, основные темы, особенности музыкальной речи.
Образ хана Кончака, звукоизобразительность в его характеристике, особенности музыкальной речи.
Понимание жизненных обстоятельств других людей и сопереживание им. (Л.)
Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.)
Постижение неоднозначности поступков персонажей художественного произведения. (Л.)
Предвосхищать развитие музыкально-сценических образов. (П.)
Сравнивать разные точки зрения на одно явление. (П.)
Переводить музыкальный образ в сценический. (П.)
Выявлять мотивацию поступков людей. (П.)
Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении. (П.)
Выявлять особенности музыкальной речи разных героев (или групп героев). (П.)
Ставить исполнительскую задачу и решать её. (Р.)
Адекватно воспринимать чужую точку зрения. (Р.)
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.)
Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.)
| Слушают и разучивают мелодии хора и пляски половецких девушек. Выявляют интонации, мелодические обороты, характерные для восточной музыки.
Размышляют о причине сочувствия Кончаковны русским пленникам.
Слушают и напевают фрагменты каватины Кончаковны, каватины Владимира и их дуэта.
Слушают вступление к арии князя Игоря, характеризуют и передают в движении его состояние.
Моделируют и озвучивают палитру чувств и мыслей Игоря на основе интонаций его музыкальной речи.
Слушают арию князя Игоря, разучивают её темы, характеризуют интонационно-образное содержание и определяют построение.
Размышляют о трудных жизненных обстоятельствах князя Игоря и причинах отказа от побега.
Моделируют музыкальный образ врага Игоря – хана Кончака.
Слушают арию Кончака, разучивают её темы, выявляют характерные ритмоинтонации его музыкальной речи, определяют черты звукоизобразительности в его музыке.
Озвучивают реплики диалога Игоря и Кончака, используя фразы и интонации их музыкальной речи.
Слушают и анализируют диалог Игоря и Кончака в опере, размышляют о помыслах героев.
Слушают и разучивают хор половецких девушек, добиваются плавности, гибкости звучания мелодии.
Слушают и напевают музыку половецких плясок, подбирают движения, отражающие характер каждой пляски (мужчин, мальчиков, общей пляски).
Характеризуют особенности мелодии и ритма, придающие музыке восточный колорит. Смотрят видеозапись половецких плясок, обсуждают их сценическое решение, выявляют особенности музыки, переданные в танце.
|
|
| Урок №23.
Действие 3.
Окраина половецкого
стана (два разворота)
Возвращение половцев с набега на Русь.
Переосмысление образа Кончака, воинственные, агрессивные интонации
его музыкальной речи.
Решение Игоря о побеге.
Сцена побега.
| Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.)
Понимание жизненных обстоятельств других людей и сопереживание им. (Л.)
Сравнивать и обобщать образы художественных произведений. (П.)
Выявлять мотивацию поступков людей. (П.)
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)
Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию. (Р.)
Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (К.)
Уметь слушать собеседника и участвовать в коллективном обсуждении. (К.)
| Слушают оркестровое вступление к действию, предполагают по музыке исход набега половцев на Путивль.
Слушают, напевают и анализируют песню Кончака, характеризуют интонационные связи песни со сценой затмения, объясняют их смысл.
Слушают сцену славления ханов Гзака и Кончака,
вспоминают темы славления Игоря из интродукции и Галицкого из первой картины первого действия.
Выявляют нравственный смысл славлений князя Игоря, князя Галицкого и хана Кончака в опере.
Слушают реплики русских пленных и характеризуют их реакцию на увиденное.
Слушают и разучивают тему Кончаковны из трио, предполагают варианты действия героини в сложившейся ситуации.
Подыскивают и напевают музыкальные фразы к репликам Кончаковны, Владимира и Игоря.
Экспериментируют со смыслом реплик Владимира, подставляя к его словам мелодии Игоря и Кончаковны.
Слушают финал третьего действия, анализируют поступки Кончаковны и хана Кончака.
|
|
|
Урок №24.
Действие 4. В Путивле
(два разворота)
Обстановка в Путивле.
Плач Ярославны и хор
поселян: жанровые характеристики музыки, тематические реминисценции, интонационные связи.
Распевы.
Сцена возвращения Игоря: преображение характера действия. Заключительный хор – обобщение оперы. Лейттемы, лейтинтонации.
| Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.)
Понимание жизненных обстоятельств других людей и сопереживание им. (Л.)
Сравнивать и обобщать образы художественного произведения. (П.)
Достраивать музыкально-сценический образ. (П.)
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)
Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении. (П.)
Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.)
Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.)
Обсуждать разные точки зрения на одно явление. (Р.)
Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности. (К.)
| Слушают вступление к четвёртому действию, характеризуют атмосферу в Путивле.
Читают фрагменты слов плача Ярославны, подбирают к словам мелодии из звучавших ранее и напевают их.
Слушают и разучивают фрагменты плача Ярославны.
Слушают и напевают тему хора поселян, моделируют их сценический образ.
Определяют по музыке развитие действия в сцене возвращения князя Игоря.
Читают слова дуэта Ярославны и Игоря и подбирают к ним мелодию из звучавших ранее.
Инсценируют фрагмент встречи Ярославны и Игоря Слушают и анализируют сцену Скулы и Ерошки, объясняют причины резких изменений в их настроении.
Слушают, разучивают и анализируют мелодию заключительного хора, выявляют и напевают мелодии оперы, построенные на сходных интонациях.
|
|
|
Урок №25.
А. П. Бородин. Опера
«Князь Игорь».
Обобщение (три разворота)
Основная идея произведения. Образные сферы русских и половцев. Музыкальное единство оперы. Интонационно-тематические связи близких по характеру образов.
Единая конструктивная основа тематизма контрастных образных сфер.
Лейттемы, лейтинтонации и их преобразования в музыке оперы.
| Развитие патриотических чувств. (Л.)
Познавательный интерес к музыкальным занятиям.(Л.)
Гордость за творческие достижения представителей национальной культуры. (Л.)
Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.)
Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении. (П.)
Сравнивать и обобщать образы художественного произведения, анализировать их сквозное развитие. (П.)
Выявлять конструктивное родство контрастных тем оперы. (П.)
Делить целое на смысловые части. (П.)
Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.)
Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.)
Участвовать в коллективном обсуждении художественного произведения. (К.)
Исполнять музыку индивидуально, в группах, коллективно. (К.)
| Моделируют вторую (задуманную, но не созданную композитором) арию князя Игоря: сочиняют слова и мелодию для арии на основе характерных для Игоря словесных выражений и интонаций.
Вспоминают и напевают лейттемы оперы, приводят примеры их звучания в разных эпизодах оперы.
Вспоминают интонации из сцены затмения, напевают темы оперы, в которые они вплетены, объясняют смысл этих интонационных связей. Вспоминают и напевают другие лейтинтонации оперы.
Вспоминают и напевают темы, записанные на с. 98–99 учебника, объясняют их группировку.
Объединяют темы русских и половцев в пары по общей конструктивной основе и напевают их.
Проводят игру «Знатоки оперы «Князь Игорь» (поют, импровизируют, узнают на слух, инсценируют и др.
|
|
|
IV четверть
Контраст и единство тем-образов в фортепианном цикле и симфонической фантазии
|
М. П. Мусоргский. Фортепианный цикл «Картинки с выставки»
|
Урок №26.
М. П. Мусоргский.
Фортепианный цикл
«Картинки с выставки».
Прогулка
История создания цикла.
Специфика художественного образа в произведениях изобразительного и
музыкального искусств.
Тема «Прогулки»: музыкальный портрет героя произведения. Композиционная функция темы.
Гном.
Старый замок
Соотнесение художественных образов рисунков Гартмана и пьес Мусоргского. Выразительные и изобразительные особенности музыкальных образов. Органный пункт. Синкопы.
| Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)
Потребность в общении с высокохудожественными произведениями. (Л.)
Распознавать жизненное содержание художественных образов. (П.)
Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.)
Прогнозировать развитие художественного образа. (П.)
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)
Расширять представление о выразительности диалогов в инструментальной музыке. (П.)
Выявлять общее и особенное в музыке пьес цикла. (П.)
Анализировать сквозное развитие начального образа в художественном произведении. (П.)
Создавать пластическую модель частей произведения, ориентироваться в графической записи основных тем. (П.)
Выявлять конструктивное родство контрастных образов одного музыкального произведения. (П.)
Составлять целое из частей. (П.)
Сопоставлять разные точки зрения на одно явление. (П.)
Понимать информацию, представленную в неявном виде. (П.)
Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)
Обсуждать и корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.)
Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.)
Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)
Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении художественного произведения. (К.)
Формулировать собственное мнение, подтверждать его примерами. (К.)
| Размышляют о сходстве и отличии картин в музыке и изобразительном искусстве, приводят примеры из пройденных произведений.
Слушают, поют, пластически интонируют пьесу «Прогулка», разучивают её тему, ориентируясь по нотной и графической записи.
Характеризуют музыкальный портрет героя произведения.
Предвосхищают роль темы «Прогулки» в фортепианном цикле М. П. Мусоргского.
Рассматривают рисунок В. Гартмана с изображением гнома в виде щипцов для колки орехов, оживляют его в жестах, пантомиме, импровизируют музыкальные интонации к образу гнома.
Слушают пьесу «Гном» и характеризуют музыкальный образ, созданный композитором.
Подыскивают движения для передачи контраста состояний гнома, особенностей его музыкальной речи.
Слушают и характеризуют пьесу «Старый замок», напевают его мелодию.
Экспериментально выявляют выразительность и изобразительность органного пункта: исполняют сначала поочерёдно, а затем одновременно (по группам) мелодию и органный пункт.
Слушают новый вариант темы «Прогулки» и предполагают содержание картины, к которой направляется герой произведения.
|
|
|
Урок №27.
Тюильрийский сад.
Быдло
Соотнесение художественных образов рисунков Гартмана (по воспоминаниям современников) и пьес Мусоргского.
Интонационно-конструктивное родство музыки пьес и темы «Прогулки». Остинато.
Сравнение разных интерпретаций пьесы.
| Слушают пьесу «Тюильрийский сад», характеризуют её образы, построение, разучивают основные темы.
Переинтонируют начальную фразу пьесы как игру, ссору, жалобу, шаг.
Слушают и сравнивают две интерпретации пьесы: выявляют их отличия, передают особенности в пении и пластическом интонировании.
Импровизируют в пантомиме характер движения тяжёлой повозки и настроение её возницы.
Слушают пьесу «Быдло», разучивают основную тему, передают особенности музыки в пластическом интонировании.
Анализируют родство конструктивных элементов пьес «Тюильрийский сад», «Быдло» и темы «Прогулки»
|
|
|
Урок №28.
Балет невылупившихся птенцов.
Два еврея, богатый и бедный
Соотнесение музыкальных и живописных образов. Сочетание выразительности и изобразительности в музыке.
Форшлаги и трели. Репетиции.
Музыкальный диалог.
Контраст музыкальной речи героев.
| Слушают пьесу «Балет невылупившихся птенцов» и выявляют отличия её трактовок в интерпретациях С. Прокофьева и С. Рихтера.
Передают особенности каждой интерпретации в пластическом интонировании.
Экспериментально выявляют значимость форшлагов для музыкального образа путём пропевания мелодии пьесы с форшлагами и без них.
Слушают пьесу «Два еврея, богатый и бедный», выявляют особенности музыкальной речи каждого героя. Сравнивают их диалог с диалогами в оперной и симфонической музыке.
Анализируют построение музыкальной пьесы.
Создают пластические образы каждого героя, разыгрывают пьесу по ролям.
Экспериментально выявляют значимость репетиций для музыкального образа бедного еврея путём пропевания его темы с репетициями и без них.
Сравнивают музыкальный и живописный образы героев, выявляют новые черты в характеристике персонажей у композитора.
|
|
|
Урок №29.
Лимож. Рынок.
Избушка на курьих ножках (Баба-яга)
Фортепианные скерцо.
Моделирование музыкального образа пьесы «Лимож. Рынок» в опоре на её название и эпиграф.
Сравнение музыкального образа пьесы «Избушка на курьих ножках» с рисунком В. Гартмана.
Особенности движения в каждой пьесе.
|
| Моделируют музыкальный образ пьесы «Лимож. Рынок», её мелодию, темп, ритм, динамику. Слушают пьесу «Лимож. Рынок», характеризуют особенности музыки пьесы, средства выразительности.
Выявляют черты скерцозности пьесы, сравнивают со скерцо Четвёртой симфонии П. И. Чайковского и Пятой симфонии Л. в. Бетховена. Сопоставляют пьесу «Лимож. Рынок» с другими пьесами цикла по принципу сходства.
Слушают пьесу «Избушка на курьих ножках », передают развитие музыкального образа в пластической импровизации. Сравнивают пьесу Мусоргского «Избушка на курьих ножках» с рисунком Гартмана и зарисовывают свои впечатления от музыки Мусоргского в цвете и линиях.
Сравнивают характер движения в пьесах «Лимож.
Рынок» и «Избушка на курьих ножках». Находят в цикле пьесы скерцозного характера
|
|
|
Урок №30.
Катакомбы. С мёртвыми на мёртвом
языке
Образы подземного мира: выразительность и изобразительность музыки, динамические контрасты (сопоставление громкого и тихого звучания), сфорцандо, аккорды, фермата. Преобразование темы «Прогулки» в пьесе «С мёртвыми на мёртвом языке».
|
| Слушают и пластически интонируют пьесу «Катакомбы» с ориентацией на нотную запись, характеризуют используемые композитором средства выразительности.
Слушают, исполняют и характеризуют пьесу «С мёртвыми на мёртвом языке», сравнивают звучание темы «Прогулки» в начале цикла и в этой пьесе, выявляют произошедшие изменения (ритмические, фактурные), объясняют их смысл.
|
|
|
Урок №31.
Богатырские ворота
Обобщение цикла. Гимничность, колокольность, хоральность.
Сопоставление музыкальных образов пьесы с образами рисунка В. Гартмана.
Интонационно-образные
связи пьесы с эпилогом оперы М.Глинки «Иван Сусанин» и хорами русского народа из оперы А.Бородина «Князь Игорь». Построение пьесы.
|
| Предполагают по рисунку Гартмана и названию «Богатырские ворота» характер пьесы, её жанровые и интонационные основы.
Слушают пьесу, разучивают основные темы, передают в пластической импровизации этапы их развития.
Размышляют о смысле звучания в пьесе музыки, напоминающей церковное песнопение. Выявляют тему, утверждающуюся в финале, и исполняют её.
Сравнивают основную тему пьесы с финальным хором из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и находят между ними интонационные связи.
|
|
|
Урок №32.
М. П. Мусоргский.
Фортепианный цикл
«Картинки с выставки». Обобщение
Замысел произведения и его композиция. Палитра образов цикла.
Факторы единства (программа, лейттема, лейтинтонации и др.).
Тема «Прогулки» как интонационно-конструктивная основа цикла. Оркестровые переложения (М. Равель).
|
| Вспоминают музыку всех пьес цикла, напевают их основные темы. Анализируют приёмы объединения всех пьес в цикл.
Слушают варианты темы «Прогулки», и по музыке определяют картины, рядом с которыми находится герой произведения.
Анализируют конструктивное родство темы «Прогулки» и одной из пьес цикла (по выбору).
Рассматривают эскизы декораций балета «Картинки с выставки» на музыку Мусоргского, определяют и напевают темы, звучащие в этих сценах.
Слушают пьесу (по выбору учителя) в оркестровом переложении М. Равеля и сравнивают её с оригиналом.
|
|
|
Контраст и единство тем-образов в симфонической фантазии «Камаринская» М. И. Глинки
|
Урок №33.
М. И. Глинка.
«Камаринская».
Фантазия для симфонического оркестра Вариации на две народные темы: свадебную и плясовую.
Контраст и родство двух тем. Сближение тем в процессе развития.
Приёмы развития песенной и плясовой тем: переинтонирование, подголосочное,
тембровое и ладовое варьирование и др. Особенности вступления и завершения фантазии. Построение произведения.
| Эмоционально- ценностное отношение к «знаковым» произведениям отечественной музыкальной культуры. (Л.)
Развитие познавательного интереса. (Л.)
Составлять целое из частей. (П.)
Составлять план-схему произведения. Ориентироваться по ней при исполнении фантазии. (П.)
Определять родство контрастных тем. (П.)
Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.)
Составлять пластическую модель произведения. (П.)
Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.)
Ставить исполнительские задачи и решать их. (Р.)
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.)
Осознавать место возможных ошибок при исполнении произведения и находить пути их преодоления. (Р.)
Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.)
Коллективно обсуждать и исполнять музыкальное произведение. (К.)
Совершенствовать выразительность исполнения. (К.)
Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)
| Слушают, поют, характеризуют две русские народные мелодии, определяют, какая из них плясовая, а какая свадебная. Предполагают способы развития этих мелодий, озвучивают свои варианты.
Экспериментально ищут основания «сближения» тем: находят и напевают общие конструктивные элементы в мелодиях; меняют жанровую основу тем (поют плясовую в характере свадебной, свадебную – в характере плясовой) и придумывают для них разные вариации (коленца).
Слушают развитие свадебной песни, характеризуют каждую вариацию, передают в пении и пластическом интонировании характер и тембровую окраску звучания темы. Выявляют выразительность звучания подголосков, определяют их интонационный состав в опоре на графическую запись.
Слушают вариации на плясовую, выделяют этапы в её развитии, объединяют вариации в группы, ориентируясь по графической записи.
Анализируют преобразования плясовой темы (изменения характера, подголосков, моменты звукоподражания и др.).
Подбирают движения и передают в пластическом интонировании развитие плясовой.
Слушают два фрагмента фантазии и определяют их композиционные функции (вступление, кода). По музыке вступления и коды определяют, с вариаций на какую тему начинается фантазия и вариациями на какую тему заканчивается.
Слушают, напевают, анализируют фрагменты сближения свадебной и плясовой тем в опоре на графическую запись.
Слушают симфоническую фантазию «Камаринская», определяют основные разделы произведения и порядок их чередования.
Составляют план-схему фантазии. Исполняют фантазию в пластическом интонировании, ориентируясь по плану-схеме.
|
|
|
Контраст и единство тем-образов в музыкальном произведении
|
Урок №34.
Родство контрастных образов в музыкальном произведении
Палитра музыкальных произведений, пройденных за год.
Принцип объединения контрастных тем в пройденных произведениях.
| Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной и зарубежной музыки. (Л.)
Формирование эстетического вкуса на основе постижения отечественной и зарубежной музыкальной классики. (Л.)
Развитие позитивной самооценки. (Л.)
Ориентировка в нравственном содержании поступков героев. (Л.)
Углублять представление о неразрывной связи музыки и жизни. (П.)
Охватывать музыкальные произведения, пройденные за год. (П.)
Сравнивать близкие и контрастные образы одного произведения. (П.)
Ориентироваться в графических моделях, опираться на них в исполнительской исследовательской деятельности. (П.)
Увеличивать шаг ориентировки в музыкальных произведениях. (Р.)
Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.)
Работать индивидуально, в парах и группах. (К.)
Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)
| Вспоминают пройденные музыкальные произведения, исполняют темы из них в опоре на графическую запись.
Определяют принцип объединения контрастных тем в пары (с. 124–125 учебника).
Объясняют родство контрастных тем произведения их общей конструктивной основой.
Разрабатывают условия конкурса знатоков классической музыки и проводят его в классе.
|
|
|