Главная страница

«Фосфор и его соединения. Минеральные удобрения» Базовый учебник: Рудзитис Г. Е. Фельдман Ф. Г



Скачать 89.38 Kb.
Название«Фосфор и его соединения. Минеральные удобрения» Базовый учебник: Рудзитис Г. Е. Фельдман Ф. Г
Дата24.02.2016
Размер89.38 Kb.
ТипПлан-конспект





  1. Судницына Галина Владимировна







  1. Место работы: МБОУ Спасская СОШ







  1. Должность: учитель химии







  1. Класс 9







  1. Тема: «Фосфор и его соединения. Минеральные удобрения»

  2. Базовый учебник: Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г.

  3. Тип урока: комбинированный










  1. Формы работы учащихся: индивидуально-групповая

  2. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный комплекс (компьютеры, проектор, экран); слайдовая презентация.

  3. Методы обучения: словесные – наглядные.

  4. Общедидактические методы: объяснительно-иллюстративно-поисковые.















ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
Цели урока: познакомить учащихся с фосфором и его соединениями. Определить значимость минеральных удобрений и их химический состав.

Задачи:

Обучающие

Сформировать представление о свойствах и значении фосфора и его соединений;

Совершенствовать умения учащихся применять полученные знания для характеристики элемента по его положению в периодической системе. Познакомить с минеральными удобрениями.

Развивающие

Развивать умение учащихся формулировать гипотезу и проводить ее опытную проверку, опираясь на знания химии;

Продолжить формирование умения оформлять результаты исследования.

Развивать навыки работы с компьютерной техникой, с цифровыми образовательными ресурсами.

Воспитательные

Способствовать формированию взглядов учащихся о познаваемости мира;

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Ход урока


Этапы урока

Задачи урока

Содержание деятельности

Методы и приемы

организация

учебно-познавательной деятельности

1 этап - организационный

Подготовка учащихся к работе (мотивация). Создание положительной эмоциональной атмосферы.

Слайд 1

Я начну сегодняшний урок, зачитав отрывок из известного произведения английского писателя Артура Конан-Дойла «Собаки Баскервилей».

Слайд 2-3

“...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор! Странная смесь … Совершенно без запаха. Состав преступления теперь налицо…”.

Вот в какой неприятной истории оказался замешан элемент №15. Но могло ли быть такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства, прав ли был А.Конан-Дойл? Выясним сегодня на уроке.

тема урока «Фосфор и его соединения ….».

Словесный метод.
Постановка проблемного вопроса

Фронтальная

2 этап – постановка целей урока

Обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Слайд 4

сформулируйте цели, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке.

    1. Изучить фосфор как химический элемент и как простое вещество.

    2. Исследовать информацию о свойствах, значении и применении соединений фосфора.

И, поскольку фосфор – элемент, очень важный для всего живого на Земле, то еще одну цель.

3. Определить биологическую роль фосфора.

Словесный метод.

Привлечение учащихся к постановке познавательных задач.


Фронтальная

3 этап - актуализация знаний

Знакомство с историй открытия элемента. Привитие интереса к предмету

Слайд 5

Фосфор открывали несколько раз. Причем всякий раз получали его из … мочи. Есть упоминания о том, что первооткрывателем фосфора был арабский алхимик Альхильд Бехиль (XII век), перегонявший мочу с глиной, известью и углем. Но все же годом открытия фосфора считается 1669-й.

Гамбургский алхимик-любитель Хеннинг Брандт, разорившийся купец, хотел с помощью алхимии поправить свои дела и в поисках “философского камня” и проводил опыты с разными веществами. Бранд назвал его фосфором, что в переводе с греческого означает “светоносец”. Развернулась настоящая «фосфорная лихорадка», но способ получения фосфора держался в секрете. Брандт продает свой секрет дрезденскому алхимику Крафту, который оказался более предприимчивым. Изготовив достаточное количество фосфора, Крафт отправился в длительный вояж по Европе, где с большим успехом демонстрировал его свойства перед знатными особами, извлекая большую выгоду.

В третий раз фосфор открыл знаменитый английский химик Роберт Бойль в 1680 году. Выведав у Крафта, когда тот демонстрировал светящееся вещество английскому королю Карлу II, как получать фосфор, Бойль начал изучать его свойства. Очень скоро он пришел к открытию фосфорной кислоты и фосфористого водорода, опубликовав данные о свойствах элемента. Фосфор не принес богатства ни Брандту, ни Бойлю. Он обогатил таких дельцов, как Крафт и ассистент Бойля Хенквиц, который в течение пятидесяти лет торговал фосфором по высоким ценам. В 1743 году один из ведущих металлургов и химиков того времени Андрей Маркграф открыл более совершенный способ получения фосфора и опубликовал его в «Записках Берлинской академии». С этого времени начинается систематическое изучение светоносного элемента и его соединений.

Словесный – коментарий учителя

Сообщение ученика

4 этап – подготовка к основному этапу

Составление плана изучения темы

Слайд 6

    1. Фосфор – химический элемент

    2. Физические свойства, аллотропные видоизменения фосфора.

    3. Химические свойства фосфора.

    4. Оксиды фосфора

    5. Ортофосфорная кислота

6. Биологическое значение фосфора.

Совместное составление плана изучения темы

Фронтальная

5 этап – основной – работа по пунктам плана

а) характеристика фосфора как химического элемента

Закрепить умение составлять характеристику элемента на основании его положения в Периодической системе

Фосфор – химический элемент

Каждой группе выданы карточки (приложение 1).

Слайд 7 …

Проверка выполнения задания.

На основании положения фосфора в ПС мы сделали вывод о том, что окислительные свойства фосфора выражены слабее по сравнению с азотом. В действительности химическая активность фосфора выше. Как разрешить это противоречие? К этой проблеме мы также вернемся позднее.

Самостоятельная работа

Постановка проблемы

Групповая

б) организация работы над учебными мини-проектами

Оформление результатов исследования на основании выполнения опережающего задания
Развитие навыков работы с компьютерной техникой и цифровыми образователь-ными ресурсами

Исследование материала по теме на основании модульной программы.

Развитие навыков работы с источниками информации

Инструктаж групп исследователей, использующих ИКТ в оформлении результатов исследования

Проверка опережающего задания по определенной теме, а также перечень необходимых ресурсов, в том числе, Интернет-ресурсов. По каждой теме поставлен проблемный вопрос, на который нужно было найти ответ в ходе исследования.

Участники исследовательских групп начинают работу над оформлением результатов исследования.

Работа с учащимися, проводящими учебное исследование без использования ИКТ

Вам на группу выдана программа (приложение 4) для проведения учебного исследования по теме занятия. Ваша задача – набрать как можно большее количество баллов.

Работа по модульной программе, выставление оценок.

Инструктаж, оформление результатов, создание компьютерных презентаций.
Самостоятельное изучение материала на основе опорного конспекта и выполнения дифференцированных заданий. Самооценка в соответствии со шкалой оценивания.



Групповая, парная

Групповая, индивидуальная


в) защита исследовательских работ

Развивать умения публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения.

Дополнения учителя:

По теме «Аллотропные видоизменения фосфора.

Кстати сказать, что спички появились всего около 120 лет назад, а до начала XIX века огонь добывался исключительно при помощи кремня и огнива.
По теме «Химические свойства фосфора».

Химическая инертность азота является следствием наличия в его молекуле тройной связи, чего нет у фосфора, поэтому фосфор менее «притязателен» к условиям протекания химических реакций и «охотнее», то есть активнее вступает в них.

По теме «Оксид фосфора»

Следует добавить, что оксиды и все кислородные соединения фосфора намного прочнее аналогичных соединений азота, что объясняется ослаблением неметаллических свойств у фосфора по сравнению с азотом.

По теме «Ортофосфорная кислота»

Некоторые реакции с металлами протекают в очень разбавленных растворах. Поэтому необходимо внести исправление в записи в тетрадях: под формулой кислоты добавить «разбавленная» и сделать запись «реакция с металлами для фосфорной кислоты нехарактерна».

По теме «Биологическое значение фосфора»

Для повышения плодородия почвы необходимо вносить в нее фосфорные минеральные удобрения. Растения усваивают минеральное питание только в виде ионов, поэтому в качестве фосфорных удобрений необходимо применять хорошо растворимые соли – дигидрофосфаты.

Применение фосфора.

Войска США использовали зажигательные фосфорные бомбы во время военной операции вблизи иракского города Эль-Фаллуджа в 2004 году. По словам представителя Пентагона, белый фосфор использовали как огневое средство против боевиков и для освещения поля боя. В то же время один из итальянских телеканалов сообщал, что среди жертв фосфорных бомб были женщины и дети.

Выступление. Заполнение листов оценки презентации в соответствии с критериями

Фронтальная, групповая, индивидуальная

6 – заключитель-ный

Подведение итогов занятия, рефлексия

Сейчас самый подходящий момент обратиться к проблеме, поставленной в начале урока: прав ли был А.Конан-Дойл в описании собаки Баскервилей? Не допустил ли он химической ошибки в своем произведении? Белый фосфор самовозгорается на воздухе. Кроме того, процесс окисления катализируется органическими веществами, в частности, шерстью. Поэтому собака Баскервилей не могла быть раскрашена белым фосфором.

Рефлексия (приложение 5)
Домашнее задание: § 21-22, тетрадь, подготовка к пр\р №4.

Ответ на поставленные в начале урока проблемный вопрос


Фронтальная