Этапы урока
| Задачи урока
| Содержание деятельности
| Методы и приемы
| организация
учебно-познавательной деятельности
|
1 этап - организационный
| Подготовка учащихся к работе (мотивация). Создание положительной эмоциональной атмосферы.
| Слайд 1
Я начну сегодняшний урок, зачитав отрывок из известного произведения английского писателя Артура Конан-Дойла «Собаки Баскервилей».
Слайд 2-3
“...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор! Странная смесь … Совершенно без запаха. Состав преступления теперь налицо…”.
Вот в какой неприятной истории оказался замешан элемент №15. Но могло ли быть такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства, прав ли был А.Конан-Дойл? Выясним сегодня на уроке.
тема урока «Фосфор и его соединения ….».
| Словесный метод. Постановка проблемного вопроса
| Фронтальная
|
2 этап – постановка целей урока
| Обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
| Слайд 4
сформулируйте цели, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке.
Изучить фосфор как химический элемент и как простое вещество.
Исследовать информацию о свойствах, значении и применении соединений фосфора.
И, поскольку фосфор – элемент, очень важный для всего живого на Земле, то еще одну цель.
3. Определить биологическую роль фосфора.
| Словесный метод.
Привлечение учащихся к постановке познавательных задач.
| Фронтальная
|
3 этап - актуализация знаний
| Знакомство с историй открытия элемента. Привитие интереса к предмету
| Слайд 5
Фосфор открывали несколько раз. Причем всякий раз получали его из … мочи. Есть упоминания о том, что первооткрывателем фосфора был арабский алхимик Альхильд Бехиль (XII век), перегонявший мочу с глиной, известью и углем. Но все же годом открытия фосфора считается 1669-й.
Гамбургский алхимик-любитель Хеннинг Брандт, разорившийся купец, хотел с помощью алхимии поправить свои дела и в поисках “философского камня” и проводил опыты с разными веществами. Бранд назвал его фосфором, что в переводе с греческого означает “светоносец”. Развернулась настоящая «фосфорная лихорадка», но способ получения фосфора держался в секрете. Брандт продает свой секрет дрезденскому алхимику Крафту, который оказался более предприимчивым. Изготовив достаточное количество фосфора, Крафт отправился в длительный вояж по Европе, где с большим успехом демонстрировал его свойства перед знатными особами, извлекая большую выгоду.
В третий раз фосфор открыл знаменитый английский химик Роберт Бойль в 1680 году. Выведав у Крафта, когда тот демонстрировал светящееся вещество английскому королю Карлу II, как получать фосфор, Бойль начал изучать его свойства. Очень скоро он пришел к открытию фосфорной кислоты и фосфористого водорода, опубликовав данные о свойствах элемента. Фосфор не принес богатства ни Брандту, ни Бойлю. Он обогатил таких дельцов, как Крафт и ассистент Бойля Хенквиц, который в течение пятидесяти лет торговал фосфором по высоким ценам. В 1743 году один из ведущих металлургов и химиков того времени Андрей Маркграф открыл более совершенный способ получения фосфора и опубликовал его в «Записках Берлинской академии». С этого времени начинается систематическое изучение светоносного элемента и его соединений.
| Словесный – коментарий учителя
| Сообщение ученика
|
4 этап – подготовка к основному этапу
| Составление плана изучения темы
| Слайд 6
Фосфор – химический элемент
Физические свойства, аллотропные видоизменения фосфора.
Химические свойства фосфора.
Оксиды фосфора
Ортофосфорная кислота
6. Биологическое значение фосфора.
| Совместное составление плана изучения темы
| Фронтальная
|
5 этап – основной – работа по пунктам плана
а) характеристика фосфора как химического элемента
| Закрепить умение составлять характеристику элемента на основании его положения в Периодической системе
| Фосфор – химический элемент
Каждой группе выданы карточки (приложение 1).
Слайд 7 …
Проверка выполнения задания.
На основании положения фосфора в ПС мы сделали вывод о том, что окислительные свойства фосфора выражены слабее по сравнению с азотом. В действительности химическая активность фосфора выше. Как разрешить это противоречие? К этой проблеме мы также вернемся позднее.
| Самостоятельная работа
Постановка проблемы
| Групповая
|
б) организация работы над учебными мини-проектами
| Оформление результатов исследования на основании выполнения опережающего задания Развитие навыков работы с компьютерной техникой и цифровыми образователь-ными ресурсами
Исследование материала по теме на основании модульной программы.
Развитие навыков работы с источниками информации
| Инструктаж групп исследователей, использующих ИКТ в оформлении результатов исследования
Проверка опережающего задания по определенной теме, а также перечень необходимых ресурсов, в том числе, Интернет-ресурсов. По каждой теме поставлен проблемный вопрос, на который нужно было найти ответ в ходе исследования.
Участники исследовательских групп начинают работу над оформлением результатов исследования.
Работа с учащимися, проводящими учебное исследование без использования ИКТ
Вам на группу выдана программа (приложение 4) для проведения учебного исследования по теме занятия. Ваша задача – набрать как можно большее количество баллов.
Работа по модульной программе, выставление оценок.
| Инструктаж, оформление результатов, создание компьютерных презентаций. Самостоятельное изучение материала на основе опорного конспекта и выполнения дифференцированных заданий. Самооценка в соответствии со шкалой оценивания.
| Групповая, парная
Групповая, индивидуальная
|
в) защита исследовательских работ
| Развивать умения публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения.
| Дополнения учителя:
По теме «Аллотропные видоизменения фосфора.
Кстати сказать, что спички появились всего около 120 лет назад, а до начала XIX века огонь добывался исключительно при помощи кремня и огнива. По теме «Химические свойства фосфора».
Химическая инертность азота является следствием наличия в его молекуле тройной связи, чего нет у фосфора, поэтому фосфор менее «притязателен» к условиям протекания химических реакций и «охотнее», то есть активнее вступает в них.
По теме «Оксид фосфора»
Следует добавить, что оксиды и все кислородные соединения фосфора намного прочнее аналогичных соединений азота, что объясняется ослаблением неметаллических свойств у фосфора по сравнению с азотом.
По теме «Ортофосфорная кислота»
Некоторые реакции с металлами протекают в очень разбавленных растворах. Поэтому необходимо внести исправление в записи в тетрадях: под формулой кислоты добавить «разбавленная» и сделать запись «реакция с металлами для фосфорной кислоты нехарактерна».
По теме «Биологическое значение фосфора»
Для повышения плодородия почвы необходимо вносить в нее фосфорные минеральные удобрения. Растения усваивают минеральное питание только в виде ионов, поэтому в качестве фосфорных удобрений необходимо применять хорошо растворимые соли – дигидрофосфаты.
Применение фосфора.
Войска США использовали зажигательные фосфорные бомбы во время военной операции вблизи иракского города Эль-Фаллуджа в 2004 году. По словам представителя Пентагона, белый фосфор использовали как огневое средство против боевиков и для освещения поля боя. В то же время один из итальянских телеканалов сообщал, что среди жертв фосфорных бомб были женщины и дети.
| Выступление. Заполнение листов оценки презентации в соответствии с критериями
| Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
6 – заключитель-ный
| Подведение итогов занятия, рефлексия
| Сейчас самый подходящий момент обратиться к проблеме, поставленной в начале урока: прав ли был А.Конан-Дойл в описании собаки Баскервилей? Не допустил ли он химической ошибки в своем произведении? Белый фосфор самовозгорается на воздухе. Кроме того, процесс окисления катализируется органическими веществами, в частности, шерстью. Поэтому собака Баскервилей не могла быть раскрашена белым фосфором.
Рефлексия (приложение 5) Домашнее задание: § 21-22, тетрадь, подготовка к пр\р №4.
| Ответ на поставленные в начале урока проблемный вопрос
| Фронтальная
|