|
Глазкова О. Н., учитель высшей кв категории мбоу «сош №25» г. Набережные Челны Глазкова О. Н.,
учитель высшей кв. категории
МБОУ « СОШ № 25» г. Набережные Челны.
Шамсутдинова Н. И.,
учитель высшей кв. категории
МБОУ « СОШ № 25» г. Набережные Челны.
Использование ИКТ в начальной школе в рамках реализации ФГОС.
Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование новых стандартов, да и самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Перед нами, как учителями, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс познавательной деятельности на уроке являются:
игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, однако часто возникают проблемы: где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?
На помощь пришёл компьютер. Составляя урок с использованием ИКТ, продумываем последовательность операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления.
Использовать презентации можно на всех этапах урока. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.
В своей работе используем готовые электронные учебники, составляем электронные приложения к уроку, к отдельным темам, разрабатываем тестовые задания по отдельным темам, используем ИКТ для оформления исследовательских работ, презентаций. Это позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач - наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности используем предметные коллекции, портреты, фотографии, иллюстрации объектов. Уроки чтения по ознакомлению с буквами, по правописанию букв проводим с использованием компьютера. Результат работы – у детей закрепляется в сознании образ буквы и звука, которые буква обозначает. Так же на уроках математики применяем программы с тестовыми системами. С использованием ИКТ проводим классные часы: виртуальные путешествия «В гостях у сказки», «Город мастеров» и другие. Средства ИКТ позволяют сделать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными. Современные информационные технологии используем и в проектной деятельности обучающихся. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, к примеру, проект «Веселый алфавит».
Четыре года назад в нашей школе появился замечательный мобильный класс - это 30 нетбуков. С ними по-настоящему началось "ученье с увлечением". Вот где можно на все 100% раскрыть потенциал ребенка, его индивидуальность. Изменился и стиль общения ученика и учителя. Нетбук дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося. Развитие мотивации обучения обуславливается методикой использования нетбука на уроках.
Очень интересным оказался тот факт, что при проведении самостоятельной работы на классмейтах дети не боятся допустить ошибок, не замыкаются, не скрывают свой результат, с удовольствием делают работу над ошибками. Рабочий потенциал обучающихся намного выше, чем при проведении традиционных уроков.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, он становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Познавательная деятельность средствами ИКТ помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
Считаем положительным результатом работы следующие факты: стабильная успеваемость, активное участие в школьных, городских, республиканских конкурсах, призовые места в олимпиадах. |
|
|