|
Программа по информатике и икт 8 класса 2012 2013 уч год Пояснительная записка (информатика и икт 8)
Рабочая программа
по информатике и ИКТ 8 класса
2012 – 2013 уч. год
Пояснительная записка (информатика и ИКТ - 8)
Программа по информатике составлена на основе
обязательного минимального содержания образования в соответствии с ФГОС 2004 года.
Авторской программы Макаровой Н.В.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
Воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
При изучении информатики в 8 классе учащиеся познакомятся с понятием и представлением информации, информационной деятельностью человека и информационными процессами, компьютером как универсальным средством работы с информацией, историей создания и развития информационных ресурсов, научатся работать в среде текстового процессора и графического редактора.
Место предмета
Количество часов по программе[2] – 68
На изучение предмета в учебном плане школы отводится:
Количество часов на учебный год - 35
В неделю - 1
Плановых контрольных - 3
Зачётов – 3
Тестов - 4
Практических работ – 7
Один урок, выпадающий на 1 мая 2013 г. планируется провести за счет уплотнения учебного материала.
Основное содержание:
Информационная картина мира – 8 ч.
Техническое обеспечение информационных технологий – 5 ч.
Программное обеспечение информационных технологий – 19 ч.
Повторение – 3ч.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков информатики и ИКТ в 8 классе
на 2012-2013 уч. год
№ Урока
| № урока в теме
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
| Вид контроля
| Домашнее задание
| Дата проведения
| Информационная картина мира (8 часов)
| 1
| 1
| Введение. Инструктаж по ТБ. Понятие об информации.
| 1
| УОНМ
| Информация.
Органолептическая информация.
Свойства информации
| Знать: понятие информации и её основные свойства, виды органолептической информации.
Уметь: приводить примеры различной информации, приводить характеристику свойств информации на примерах.
|
| Тема 1
с. 12 в. 15
| 5. 09. 2012
| 2
| 2
| Представление информации
| 1
| УПЗУ
| Форма и язык представления информации. Код и кодирование. основные единицы измерения информации. Понятие бита и байта.
| Знать: основные формы представления информации, единицы измерения объема информации, способы кодирования в компьютере разного вида информации, назначение языка, кода и кодирования информации.
Уметь: кодировать текст с помощью какого-либо способа.
| Проверка домашнего задания
| Тема 2
с. 26 в. 3-6, 11-15
| 12. 09. 2012
| 3
| 3
| Информационная деятельность человека.
| 1
| УИНМ
| Понятие об информац. деятельности человека и роли в ней различных устройств. Основные виды работ с инф-й. Входная и выходная инф-ция. Носители инф-ции. Способы защиты инф-ции.
| Знать: основные виды информационной деятельности человека, основные составляющие схемы передачи инф-ции, назначение носителей инф-ции, основные средства защиты инф-ции.
Уметь: приводить примеры информационной деятельности человека, приводить примеры носителей инф-ции, способов защиты инф-ции, шифровать фразы с помощью своего ключа.
| Проверка домашнего задания, тест 1
| Тема 3
с. 26 в. 3-6, 11-15
| 19.09. 2012
| 4
| 4
| Информационные процессы. Информационные основы процессов управления
| 1
| УИНМ
| Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе, живой природе и технике. Информационные технологии. понятие объекта управления. Схемы управления.
| Знать: понятие информационного процесса, информ. технологии, объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи, структуру замкнутой и разомкнутой систем управления.
Уметь: приводить примеры информационных процессов в различных средах, выделять объект управления и управляющее воздействие, указывать наличие или отсутствие обратной связи, приводить примеры систем управления разных типов.
| Проверка домашнего задания
| Тема 4, 5
с. 49 в. 3-11,
с. 55 в. 1-6
| 26.09.2012
| 5
| 5
| Представления об объектах окружающего мира, их классификация
| 1
| КУ
| Понятие объекта. Его свойства и параметры. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта.
| Знать: понятие объекта и его свойств, параметра и его зн6ачений, действия объекта, иметь представление о среде существования объекта.
Уметь: выделять объекты из окружающего мира и рассказывать о их параметрах, свойствах, действиях, среде существования, представлять сведения об объекте в виде таблицы.
| Проверка домашнего задания, тест 2
| Тема 6
с. 69 в. 3-10
| 3.10. 2012
| 6
| 6
| Понятие модели объекта. Информационная модель объекта
| 1
| УИНМ
| Модель объекта, их классификация.
Информационная модель объекта.
| Знать: понятие модели объекта, информационной модели.
Уметь: приводить примеры материальных и нематериальных моделей, формулировать цель создания информационной модели и выделять соответствующие характеристики объекта.
| Проверка домашнего задания
| Тема 7.1-7.2
с. 80 в. 1-10
| 10.10. 2012
| 7
| 7
| Контрольная работа № 1 «Информац. картина мира»
| 1
| КЗУ
| Информация, её свойства и формы представления. Объект, его свойства. Модель, их классификация.
| Знать: основные понятия по разделу «Информационная картина мира».
Уметь: приводить примеры по свойствам информации, описывать характеристики объекта: имя, параметры, действия, среду.
| КР № 1
|
| 17.10.2012
| 8
| 8
| Решение задач по теме «Кодирование информации»
| 1
| УПЗУ
| Информация, единицы измерения информации.
| Знать: подходы к измерению информации
Уметь: применять формулы в зависимости от подхода к измерению информации.
| Проверка дом. Зад.
| Конспект, индивидуальные карточки
| 24.10.2012
| Техническое обеспечение информационных технологий (5 часов)
| 9
| 1
| Компьютер как средство обработки информации. Представление о микропроцессоре
| 1
| УИНМ
| Компьютер как средство обработки информации. Роль микропроцессора в структуре компьютера; основные характеристики микропроцессора.
| Знать: понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера, основные этапы обработки инф-ции, назначение и основные характеристики микропроцессора.
| Проверка дом. Зад.
| Тема 16, 17
с. 275 в. 1-8
| 31.10.2012
| 10
| 2
| Назначение и основные характеристики памяти
| 1
| УИНМ
| Понятием памяти компьютера; назначение памяти, её виды, типы устройств внешней памяти и их характеристики.
| Знать: классификацию видов памяти компьютера, понятие носителя, устройств внешней памяти.
Уметь: объяснить отличие одного вида памяти от другого; сравнивать различные виды памяти по основным характеристикам.
| Проверка дом. Зад.
| Тема 18
с. 296 в. 6,7, 9-15
| 14.11.2012
| 11
| 3
| Устройства ввода/вывода информации
| 1
| УИНМ
| Классификация устройств ввода/вывода информации.
| Знать: классификацию устройств ввода/вывода информации; назначение драйвера устройства; характеристику каждого класса устройств ввода/вывода.
Уметь: свободно работать на клавиатуре компьютера; выполнять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода/вывода и его установку в компьютере.
| Проверка дом. Зад.
| Тема 19, 20
с. 308 в. 1-8, с. 318 в. 1-11
| 21.11.2012
| 12
| 4
| История развития компьютерной техники. Классификация компьютеров по функциональным возможностям
| 1
| УЗИМ
| Основные поколениями ЭВМ; перспектива развития компьютерных систем. Класс больших компьютеров. Серверы, суперкомпьютеры.
| Знать: историю развития компьютерной техники; перспективы развития компьютерной техники; классификацию современного парка компьютеров; характеристики классов больших и малых компьютеров; иметь представление о сервере и его типах; о суперкомпьютере.
Уметь: рассказать о характерных особенностях каждого этапа развития компьютерной техники; привести примеры моделей ЭВМ каждого из четырех поколений.
| Проверка дом. Зад.
Тест 3
| Тема 24, 25
с. 380 в. 1-6
| 28.11.2012
| 13
| 5
| Контрольная работа №2 «Техническое обеспечение ИТ»
| 1
| КЗУ
|
| Знать: основные понятия по разделу «Техническое обеспечение информационных технологий».
Уметь: рассказать о характерных особенностях каждого этапа развития компьютерной техники; основных устройствах ПК и их характеристиках.
| КР № 2
|
| 05.12.2012
| Программное обеспечение информационных технологий (19 часов)
| 14
| 1
| Системная среда Windows. Графический интерфейс.
| 1
| УИНМ
| Операционная система, файл, папка и их параметры
| Знать: понятие файла и папки, их назначения и параметры; иметь представление о приложении, документе, задаче; назначение и структуру графического интерфейса.
| Проверка дом. Зад.
| Тема 14
П. 1, 5
| 12.12.2012
| 15
| 2
| Представление о файле и папке. Пр. работа № 1 «Параметры файлов и папок»
| 1
| КУ
| Файл, папка
| Уметь: просматривать ифн-цию о файлах и папках, выполнять разными способами действия с ними; выполнять стандартные действия с окнами.
| Пр.р. 1
| Тема 14
П. 2, 3
Записать с практикума стр. 6-10 зад. 1.1 -1.3
| 19.12.2012
| 16
| 3
| Программа Проводник. Практическая работа № 2 «Работа с окнами графического интерфейса»
| 1
| КУ
| Окно, интерфейс
| Знать: назначение программы Проводник, строение интерфейса окна, назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления.
Уметь: работать с программой Проводник.
| Проверка дом. Зад. Пр.р.2
| Тема 14
П. 4,5
с. 240 в. 15-29
Практикум зад.1.15-1.19
| 26.12.2012
| 17
| 4
| Приложение и документ. Практическая работа № 3 «Запуск приложений и программ»
| 1
| КУ
| Приложение, документ, задача
| Знать: иметь представление о приложении, документе, задаче .
Уметь: запускать приложения и переключаться между задачами, работать в стандартных средах (Калькулятор, Блокнот, Paint).
| Проверка дом. Зад. Пр.р.3
| Тема 14
П. 6.7
с. 240 в. 30-38
Практикум зад.1.31-1.34
| 16.01.2013
| 18
| 5
| Антивирусная защита информации.
| 1
| УИНМ
| Архивный файл, архивация, антивирусная программа, вирус
| Знать: назначение антивирусных программ, архивации файлов и папок.
Уметь: проверять файлы на наличие вируса, архивировать и разархивировать файлы и папки.
| Проверка дом. Зад.
Тест 1
| Тема 1.9-1.10 (практикум)
| 23.01.2013
| 19
| 6
| Зачет №1 по теме «Основы операционной системы Windows»
| 1
| КЗУ
|
| Знать: основные понятия по разделу «Системная среда Windows».
Уметь: работать с файлами и папками графического интерфейса, запускать и переходить между приложениями и документами.
| Зачет № 1
|
| 30.01.2013
| 20
| 7
| Общая характеристика прикладной среды.
| 1
| УИНМ
| Прикладная среда. Особенности прикладных сред Windows. Структура интерфейса прикладной среды.
| Знать: назначение и особенности прикладных сред Windows.
Уметь: рассказывать, как проявляются в прикладных средах их свойства.
| Проверка дом. Зад.
С.р.1
| Тема 15
П. 1-3
с. 270 в. 1-11
| 06.02.2013
| 21
| 8
| Графический редактор, его особенности.
| 1
| УИНМ
| Растровая и векторная графика. Инструменты графического редактора.
| Знать: возможности графического редактора, особенности растровой и векторной графики.
Уметь: определять вид графики.
|
| Тема 2.1 (практ),
вопросы
| 13.02.2013
| 22
| 9
| Практическая работа № 4 «Создание и редактирование рисунка»
| 1
| УПЗУ
| Графический редактор. Графические примитивы
| Знать: технологию создания и редактирования графических объектов, основные графические объекты-примитивы, используемые для создания рисунка.
Уметь: создавать и редактировать любой графический объект, осуществлять действия как с фрагментом, так и с рисунком в целом.
| Проверка практического дом. Зад.
Пр.р.4,5
Тест 2
| Тема 2.2 (практ)
Зад. 2.2-2.5
| 20.02.2013
| 23
| 10
| Практическая работа № 5 «Действия с фрагментами рисунка»
| 1
| УПЗУ
| Тема 2.1-2.3 (практ)
Зад. 2.6-2.9
| 27.02.2013
| 24
| 11
| Зачет №2 по теме «Графический редактор»
| 1
| КЗУ
|
| Знать: основные понятия по разделу «Графический редактор».
Уметь: создавать и редактировать любой графический объект, осуществлять действия как с фрагментом, так и с рисунком в целом.
| Зачет №2
|
| 06.03.2013
| 25
| 12
| Общая характеристика текстового процессора. Отличие редактора от процессора. Текстовый документ, его макет.
| 1
| УИНМ
| История обработки текстовых документов. Характеристики текстового процессора.
Редактирование и форматирование
| Знать: определение текстового процессора, его отличие от текстового редактора, иметь представление о макете текстового документа.
| Проверка дом. Зад.
| Тема 15
П. 4-6 Тема 3.1 (практ)
Стр. 84-88
| 13.03.2013
| 26
| 13
| Объекты текстового документа и их параметры.
| 1
| УИНМ
| Текстовый документ, его макет и объекты. Способы выделения объектов текстового документа.
| Знать: основные объекты текстовых документов и их параметры, технологию создания, редактирования и форматирования текстового документа.
| Проверка дом. Зад.
| Тема 3.1 (практ)
Стр. 89-96, вопр.
| 20.03.2013
| 27
| 14
| Практическая работа № 6 «Создание и редактирование текстового документа»
| 1
| УПЗУ
| Текстовый документ, его макет и объекты. Способы выделения объектов текстового документа.
| Знать: технологию создания и редактирования текстового документа, технологию копирования, перемещения и удаления фрагментов текста с помощью буфера обмена.
Уметь: создавать и редактировать текстовый документ
| Пр.р. 6
| Тема 3.2 (практ)
Зад. 3.3-3.6 (по выбору)
| 03.04.2013
| 28
| 15
| Практическая работа № 7 «Форматирование текстового документа»
| 1
| УПЗУ
| Текстовый документ. Форматирование текстового документа.
| Знать: технологию форматирования текстового документа.
Уметь: форматировать текстовый документ
| Пр.р. 7
| Тема 3.3.-3.4(практ)
Зад. 3.10
| 10.04.2013
| 29
| 16
| Вставка рисунков и таблиц в текстовый документ.
| 1
| УИНМ
| Текстовый документ.
| Знать: технологию вставки рисунков и таблиц в текстовый документ.
|
| Тема 3.5 (практ)
| 17.04.2013
| 30
| 17
| Оформление и печать документа. Практическая работа №8 «Оформление текста в виде таблицы и печать документа»
| 1
| КУ
| Текстовый документ, его макет.
| Знать: технологию работы с таблицами в структуре текстового документа, технологию подготовки текстового документа к печати.
Уметь: изменять параметры таблицы в текстовом документе, распечатывать документ.
| Пр.р. 8
Тест 3
| Тема 3.4 (практ)
Зад. 3.13, 3.14
| 24.04.2013
| 31
| 18
| Зачет №3по теме «Текстовый редактор»
| 1
| КЗУ
|
| Знать: основные понятия по разделу «Текстовый процессор».
Уметь: создавать, редактировать и форматировать текстовый документ, производить вставку рисунков и таблиц.
| Зачет 3
| Тема 15
Тема 1-3 (Практ) повт.
| 01.05.2013
| 32
| 19
| Контрольная работа № 3 «Программное обеспечение информационных технологий»
| 1
| КЗУ
|
| Знать: основные понятия по разделу «Программное обеспечение информационных технологий».
Уметь: рассказать о технологии работы в изученных прикладных средах, приводить примеры, иллюстрирующие свойства прикладных сред Windows.
| КР 3
|
| 08.05.2013
| Повторение (3 часа)
| 33
| 1
| Обобщающее повторение курса информатики 8 класса
| 1
| УОСЗ
|
| Знать: основные понятия курсу 8 класса.
Уметь: приводить примеры к изученным понятиям
| фронтальный опрос
| Повт. темы 1-7, 15-20
| 15.05.2013
| 34
| 2
| Итоговый тест по курсу 8 класса.
| 1
| КЗУ
|
| Знать: основные понятия курсу 8 класса.
Уметь: приводить примеры к изученным понятиям
| Тест 4
| Повт. темы 1-7, 15-20
| 22.05.2013
| 35
| 3
| Повторение.
| 1
| УОСЗ
|
| Знать: основные понятия курсу 8 класса.
Уметь: приводить примеры к изученным понятиям
|
| Повт. темы 1-7, 15-20
| 29.05.2013
|
Требования
Знать/понимать:
понятие информации, её видов, свойств, форм и языка представления, единицы измерения количества и скорости передачи информации;
виды информационных процессов, роль технических средств в информационных процессах;
основные устройства компьютера и их назначение, условия безопасной работы с компьютером;
понятие программы и программного обеспечения ПК, представление чисел в компьютере,
представление графической информации в компьютере, графический редактор: среда и принцип работы, основные объекты обработки;
представление текстовой информации в компьютере, текстовый редактор: среда и принцип работы, основные объекты обработки.
Уметь:
приводить примеры различной информации, источников и приемников информации, информационной деятельности человека, использования технических средств при работе с информацией, информационных процессов в различных средах
работать в программе Проводник и стандартных средах, выполнять стандартные действия с файлами и папками, запускать и составлять приложения или документы, рассказать как проявляется в прикладных средах принципы наглядности, многозадачности;
работать в среде графического редактора, используя его инструментарий, производить перенос и копирование фрагментов рисунка, пользоваться другими возможностями редактора Paint;
работать в среде текстового процессора, используя его инструментарий, создавать различные виды текстовых документов (деловое письмо, поздравительная открытка), производить вставку в документ дополнительных объектов и производить его редактирование, свободно работать на клавиатуре.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 9 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 9 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Организация образовательного процесса
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Предусматривается применение следующих технологий обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
ИКТ
Преобладающие формы организации учебной работы учащихся: фронтальная, реже индивидуальная, групповая. Текущий контроль осуществляется с помощью опросов, самостоятельных, тестовых и контрольных работ. Учебно-методический комплекс и средства обучения:
Рабочая программа по информатике в 8 классе реализуется по учебнику «Информатика и ИКТ 8-9» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2008г. с использованием учебно-методического комплекта: Программа по информатике и ИКТ (системно - информационная концепция) - СПб.: Питер 2008г.
«Информатика и ИКТ 8-9 Практикум» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2008г.
Методическое пособие для учителей в трех частях Н.В.Макарова – СПб.:Питер, 2009 г.
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2012./Под ред. Ф.Ф.Лысенко, Л.Н.Евич – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
ele-koblashova.pldetstva.edusite.ru/|p28aa1.html
Журнал «Информатика в школе»
Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» https://festival.1september.ru
Набор ЦОР: 1) методические материалы;
2) файлы – заготовки;
3) демонстрационные работы;
4) текстовые файлы с дидактическими материалами;
5) презентации по отдельным темам;
6) интерактивные тесты;
7) логические игры;
8) виртуальные лаборатории.
Технические средства обучения:
- Персональные компьютеры;
- Принтеры: матричные, струйные, лазерные;
- Программное обеспечение;
- Сканер;
- Модем;
- Локальная вычислительная сеть. «Информатика и ИКТ 8-9 Практикум» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2008г.
«Информатика и ИКТ 8-9» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2008г.
Мир информатики: Базовое учебное пособие / Под ред. Могилева А. В. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
ЦОР
Контрольно – измерительные материалы:
Информатика. 9-11 классы: тесты(базовый уровень)/ авт.-сост. Е.В.Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Комплексные тестовые упражнения по информатике/С.Е.Щикот, С.О.Крамаров, В.В.Перепелкин. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 8 класс /Сост. Н.А.Сухих, М.В.Соловьёва. – М.: ВАКО, 2012.
Темы для творческих проектов учащихся:
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
«Электронное портфолио – шаг в 21 век»
Информационные модели.
Информация вокруг нас.
Состав ПК.
Первые персональные компьютеры.
История и развитие систем счисления.
Виды языков программирования.
|
|
|