Главная страница

Горбуновой Валентины Владимировны Рассмотрено на заседании шмо протокол № от 20 г. 2014-2015 учебный год пояснительная записка рабочая программа



Скачать 231.09 Kb.
НазваниеГорбуновой Валентины Владимировны Рассмотрено на заседании шмо протокол № от 20 г. 2014-2015 учебный год пояснительная записка рабочая программа
Дата17.04.2016
Размер231.09 Kb.
ТипПрограмма



«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР_________________

Ф.И.О./____________________/

«____»_____________20 __г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ с.Усть-Курдюм»

___________________ Чапова О.П.

« ____»_____________20___г.

Приказ № ____ от «___» _________ 20___ г.


Рабочая программа педагога
по биологии, 9 класса
Учителя биологии 1 категории

МОУ «СОШ с.Усть-Курдюм»

Горбуновой Валентины Владимировны

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №___ от «____»___________20 ___г.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

-Федерального Государственного стандарта,

- Примерной программы основного общего образования по биологии и

-Программы основного общего образования по биологии  для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В.Латющина, В.М  Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д.  Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2012,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Изменения

Так как в авторской программе В.В.Пасечника (2012 г) отсутствует  глава «Основы экологии», которая включает разделы: «Организм и среда, «Биосфера и  человек». Но эти  темы рекомендуются к изучению (требования  стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии), то они  внесены в содержание рабочей  программы

 В тему   «Популяционно-видовой уровень» добавлен урок «Приспособления организмов к различным экологическим факторам».

В тему «Экосистемы» добавлен урок «Типы взаимодействия разных организмов»

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Описание места учебного предмета биология в учебном плане.

Учебный предмет «Биология» относится к образовательной области «Естествознание».

Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному плану.

Цели и задачи:

развитие у обучающихся высокой биологической, экологической, природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости,  знакомство с теориями и законами биологии и их применение в различных областях.

     Задачи:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической    науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в  области   биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами,    справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические    эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических   экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в    природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за  растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий   своей деятельности по отношению к природной среде; для  соблюдения    правил поведения в   окружающей среде, норм здорового образа жизни.

Учебно-методический комплект:

 Учебник «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов. М., Дрофа, 2012г

Методическое пособие для учителя

Рабочая тетрадь на печатной основе

Батуев и др. Большой справочник для школьников. М., Дрофа, 2004

Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М., 1994

Реброва Л.В. Активные формы и методы обучения биологии. М., Прсвещение, 1997

Козлова Т.А. Биология в таблицах 6-11 классы. М., Дрофа, 2002

Е.А. Якушкина и др. «Биология 5-9 классы. Проектная деятельность учащихся». Волгоград. Учитель. 2009

Рабочая программа для 9-го класса рассчитана на 2 часа в неделю,,всего 68 часов

Требования к уровню подготовки учащихся:

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

-  вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

-  биологическую терминологию и символику;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

-  описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, Интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  соблюдения мер профилактики  вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;  оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологий (клонирование, искусственное оплодотворение).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение  (3ч).

Биология – наука о жизни. Особенности современной биологии. Биотехнология. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого.

Раздел I. Уровни организации живой природы (39 ч)

        Глава 1. Молекулярный уровень (10 ч).

 Общая характеристика молекулярного уровня. Биологическая система. Углеводы, их строение и функции. Липиды, их строение и функции. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты, их типы, строение, выполняемые функции. АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Ферменты. Коферменты. Вирусы, особенности их строения.

        Глава 2. Клеточный уровень (12).

 Клетка – элементарная единица жизни на Земле. Основные положения клеточной теории. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз. Ядро. Хромосомный набор клетки. Прокариоты. Эукариоты. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез. Фазы фотосинтеза. Гетеротрофы. Синтез белков  в клетке. Генетический код. Транскрипция. Деление клетки. Митоз.

Лабораторные работы:

1 «Изучение клеток растений и животных»

2 «Расщепление перекиси водорода»

  Глава 3. Организменный уровень (14 ч)

. Размножение организмов: бесполое и половое. Сущность мейоза. Гермафродиты. Понятие о конъюгации. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Понятие о генотипе и фенотипе. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. взаимодействие генов. Генетика пола. Закономерности изменчивости: модификационная, мутационная. Норма реакции. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Гибридизация. Решение генетических задач

Лабораторная работы: №3 «Выявление изменчивости организмов»

 Глава 4. Популяционно – видовой уровень (4 ч)

. Критерии вида. Популяции. Понятие о биотическом сообществе. Экология – наука об организации и функционировании надорганизменных систем. Демографические показатели.

 Лабораторная работа №4 «Изучение морфологических признаков»

 Глава 5. Экосистемный уровень (6 ч).

 Сообщество, экосистема, биогоеценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы.

№6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»

Глава 6. Биосферный уровень (3 ч).

 Биосфера. Среды жизни. Приспособленность организмов к обитанию в среде. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.

Практическая работа: №1 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»        

Раздел II. Эволюция органического мира (16 ч).

        Глава 7. Основы учения об эволюции (8 ч).

 Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин и основные положения его теории. Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция. Микроэволюция. Основные закономерности эволюции. Главные линии эволюции.

Практическая работа №2 «Выявление приспособленности к среде обитания»

        Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (8 ч).

 Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.

Обобщение (2 ч) Клетка – структурная и функциональная единица живого. Закономерности наследственности и изменчивости

Учебно- тематическое планирование:

Количество часов-68

В неделю-2 часа

Плановых:

Лабораторных работ-4

Практических-2

Тестов-5

Календарно-тематическое планирование курса «Биология. 9 класс»



Тема

Кол-во часов

Дата

Оборудование и материалы

Основные термины и понятия

Домаш.

задание




Введение (3ч.)
















1(1)

Введение

1










Стр3

2(2)

Биология –наука о жизни

1




Табл.с изобр. животных и раст.

Биофизика, биохимия, микробиология, генетика

П.1

3(3)

Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого

1







Научное исследование, научный факт, наблюдение, гипотеза, эксперимент, закон, теория

П.2,3




Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень (10ч.)
















1(4)

Молекулярный уровень общая хар-ка

1




Табл. « Уровни организаци»

Биологическая система, уровни организации, органические в-ва, биополимеры, мономер

П.1.1

2(5)

Углеводы

1




Табл. «Углеводы»

Моно-ди-полисахариды, рибоза, фезоксирибоза, глюкоза, крахмал, гликоген, хитин,мальтоза

П.1.2

3(6)

Липиды

1







Жиры, гормоны, функции липидов

П.1.3

4(7)

Состав и строение белков

1




Табл. «Белки», презентация

Протеины, простые и сложные белки, структуры белка

П.1.4

5(8)

Функции белков

1




Табл. «Белки»

Функции белков, гормон, фермент

П.1.5

6(9)

Нуклеиновые кислоты

1




Табл. «Нуклеиновые к-ты»

презентация

ДНК, РНК, азотистые основания, комплемент

Арность,нуклеотид,

П.1.6

7(10)

АТФ и другие органические соединения клетки

1




Табл. «Нуклеиновые кислоты»

АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь

П.1.7

8(11)

Биологические катализаторы

1







Катализатор, фермент, кофермент, активный центр

П.1.8

9(12)

Вирусы

1




Табл. «Вирусы»

Вирус, капсид

П.1.9

10(13)

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень»

1




Тест, табл. «Нуклеиновые к-ты», табл. «Вирусы»

АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь

П.1.1-1.9




Клеточный уровень (12ч.)
















1(14)

Основные положения клеточной теории Общие сведения о клетке .Клеточная мембрана.Л.Р.№1

Л,р.№2 «Расщепление Н О»

1




Табл. «Клетка», «Виды тканей»

Микроскоп, клеточная теория, ядро, цитоплазм

Органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз

П.2.1,2.2

2(15)

Ядро .Эндоплазматическая сеть. Рибосомы .Комплекс Гольджи

1




Табл. «Клетка»

Прокариоты, эукариоты,

Хроматин, ядрышки, хромосомы, кариотип, соматические ,ди-и гаплоидный наборы, ЭПС, рибосомы

П.2.3,2.4

3(16)

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

1




Табл. «Клетка»

Лизосомы, митохондрр, кристы, пластиды,граны

П.2.5

4(17)

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

1




Табл. «Клетка»,

Цитоскелет, микротрубо

Чки, центриоли, веретено деления, базальное тельце, клеточные включ

П.2.6

5(18)

Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

1




Табл. «Клетка»

Анаэробы, споры, ассимиляция, диссимиля метаболизм, синтез белка, фотосинтез

П.2.7,2.8

6(19)

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

1




Табл. «Клетка»

Анаэробы, споры, ассимиляция, диссимиля метаболизм, синтез белка, фотосинтез

П.,2.8

7(20)

Энергетический обмен в клетке

1




Табл.«Энергетический обмен»

Макроэргическая связь,

Неполное расщепление,

Гликолиз, клеточное дыхание

П.2.9

8(21)

Питание клетки.

1




Табл. «Фотосинтез»,

табл. с изображением животных

Автотрофы, гетеротроф

Хемотрофы, световая и темновая фазы, фотолиз,

хемосинтез, нитрифици

рующие бактерии, серобактерии,сапрофиты

П.2.10


9(22)

Фотосинтез и хемосинтез.

1




Табл. «Фотосинтез»,

табл. с изображением животных

Хемотрофы, световая и темновая фазы, фотолиз,

хемосинтез, нитрифици

рующие бактерии, серобактерии,сапрофиты

П.2.11

10(23)

Гетеротрофы

1




Табл. с изображением животных

Хемотрофы, световая и темновая фазы, фотолиз,

хемосинтез, нитрифици

рующие бактерии, серобактерии,сапрофиты

П 2.12

11(24)

Синтез белков в клетке

1




Табл. «Белки»,презентация

«Синтез белков»

Ген, генет. код, триплет

кодон, транскрипция

антокодон, трансляция

П2.13.

12(25)

Деление клетки

1




Табл. «Делении клетки», презентация

Митоз, интерфаза, профаза, метафаза, анаф

Аза, телофаза, редуплика

ция, хроматиды, центром

ера, веретено деления

П.2.14




Организменный уровень (14ч.)
















1(26)

Бесполое размножение организмов

1




Табл. «Вегетативное размно-

жение», «Гидра»,комн. растения

Почкование, деление тел

А, споры, вегетативное

размножение

П.3.1

2(27)

Половое размножение организмов.

1




Табл. «Двойное оплодотв.у цветковых»

Гербарий растений

Гаметы, гермафродит,

Семенники, яичники, пер

Иоды размножения, рост

А, созревания, коньюгац

Ия, направительное тельц

П.3.2,

3(28)

.Оплодотворение

Л.р,№3 «Выявление изменчивости»

1




Табл. «Двойное оплодотв.у цветковых»

Гербарий растений

Семенники, яичники, пер

Иоды размножения, рост

А, созревания, коньюгац

Ия, направительное тельц

П3.3

4(29)

Индивидуальное развитие организмов Биогенетический закон

1




Табл. «Индивид. развитие ланцетника»

Герб растен,, комн. растения

Онтогенез, эмбрион. И постэмбрион. Периоды, эктодерма, энтодерма,

Нейрула, прямое и непря

Мое развитие

П.3.4

5(30)

Закономерности наследова

ния признаков, установлены

е Менделем

1




Презентация,табл. «моно- и дигибридн. скрещивание»

Гибридологический мето

д, чистые линии, аллельные гены, гомо- и гетерозиготные организм

ы, доминантные и рецес

сивные признаки

П.3.5

6(31)

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

1







Неполное доминировани

е, фенотип, генотип, ана-

лизирующее скрещиван

ие

П.3.6

7(32)

Дигибридное скрещивание. З-н независимого наследования


1




Табл. «Дигибридное .скрещивание»

Ди- и полигибридное скрещивание, решетка Пиннета, з-н независ. наследования

П.3.7

8(33)

Сцепленное наследование признаков. З-н Моргана

1







Сцепленное наследовани

я. Локус гена, перекрёст

П.3.8

9(34)

Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

1




Табл. «Генетика пола»

презентация

Кодомирование, компле

ментарное взаим., эпистаз, плейотропное,

аутосомы, половые хро

мосомы, гомо- и гетерог

пол

П.3.9

10(35)

Сцепленное с полом наследование

1





Табл. «Генетика пола»

презентация

аутосомы, половые хро

мосомы, гомо- и гетерог

пол

П,3.10

11(36)

Решение генетических задач


1













12(37)

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

1




Табл. «Мутационная изменчивость», «Полиплоидия»

Генные, хромосомные,ге

Номные мутации, делеци

И, дупликации, полиплои

Дия, колхицин, мутаг.в-ва

П.3.11

13(38)

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова

1




Табл. «Центры происхожден

культурных растений»

Центры многообразия,

З-н гомологичесих рядов


П.3.12

14(39)

Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов

1




Коллекция «Породы домашних животных»

презентация

Гибридизация, массовый

Отбор, индивидуальный

Чистые линии, гетерозис

Межвидовая гибрид,

биотехнология

П.3.13




Популяционно-видовой уровень (4ч.)
















1(40)

Критерии вида.Л.р.№4 «Изучение морфолог. Критерия»

1




Табл. «Критерии вида», гербарий растений

презентацмя

Критерии вида, ареал

П.4.1

2(41)

Популяции

1




Табл. «Популяции»

презентация

Популяция, самопроизво

Дство, биотические с-ва

Экология, демограф. пок

П.4.2

3(42)

Биологическая классификация

1




Гербарий раст, плакаты животных

презентация

Систематика, двойное название, систематичес

Кие категории, естествен

Ная классификация

П.4.3

4(43)

Приспособления организмов к различным экологическим факторам

1




Табл «Приспособленность

Организмов»

Приспособленность,отно

сительность приспособ

ленности







Экосистемный уровень(6)
















1(44)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

1




Табл. «Биоценоз водоёма», «Дубравы»

Биотические сообщества

Биоценоз, экосистема

Биогеоценоз, биосфера

П.5.1

2(45)

Состав и структура сообщества

1




Табл. «Биоценоз водоёма», «Дубравы»

Видовое разнообразие, состав, автотрофы, гетер

отрофы, продуценты, ко

нсументы, редуценты,

виды-средообразователи

пищевая цепь, жизненные формы

П.5.2

3(46)

Потоки вещества и энергии в экосистеме

1




Табл. «Биоценоз водоёма», «Дубравы»

Пирамида чесленности и

биомасса

П.5.3

4(47)

Продуктивность сообщества

1




Табл. «Биоценоз водоёма», «Дубравы»

Продуктивность, чистая, первичная, вторичная продукция, дыхание

П5.4.

5(48)

Саморазвитие экосистемы Практическая работа №1«Анализ и оценка деятельности человека»

1




Презентация «Сукцесии»

Сукцессия, равновесие

Первичная сукцессия

П.5.5

6(49)

Типы взаимодействия разных органиэмов

1







Хищничество,паразитизм,







Биосферный уровень (3ч.)
















1(50)

Биосфера .Среда жизни

1




Табл. «биосфера»

Биосфера, водная,наземн

О-воздушная , почвенная среда,организм-среда об

П.6.1

2(51)

Средообразующая деятельность организмов

1




Табл. «биосфера»

Механическое, физико-химич. Воздействие, гумус, фильтрация

П.6.2

3(52)

Круговорот веществ в биосфере Практическая работа№2 «Анализ и оценка деятельности человека»

1




Табл. «биосфера»

Биогеохим. Цикл, биоген

Ныев-ва, микротрофные и макротрофные в-ва

П.6.3




Эволюция органического мира .Основы учения об эволюции (8ч.)
















1(53)

Развитие эволюц.учения Ч.Дарвина

1




Презентация, портрет

Дарвина

Изменчивость, отбор. Передовые св-ва, борьба за существование

П.7.1

2(54)

Изменчивость организмов

1




Гербарий растений

Ненаследственная , насле

дственная изменчивость

генофонд, генотип, фено

тип

П.7.2

3(55)

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения

1




Табл «Популяции»

Популяционная генетика,

Генетическое равновеси

П.7.3

4(56)

Борьба за существование и естест.отбор. Формы естеств. отбора

1




Табл. «Борьба за существ», «Естественный отбор»

Борьба за существование

Естественный отбор, при

способленность

П.7.4

5(57)

Изолирующие механизмы

1







Репродуктивная изоляци

я, изол. механизмы

П.7.6

6(58)

Видообразование

1




Табл. «Экологическое

Видообр»,«Географическое»

Микроэфолюция, геогра

фическое видообраз,

барьеры, полиплоидия

П.7.7

7(59)

Макроэволюция

1







Макро- и микроэволюци

филогенетические ряды

П.7.8

8(60)

Основные закономерности эволюции

1







Параллелизм, конверген

ция, дивергенция, гомол

огия, анология, идиодапт

ация, дегенерация

П.7.9




Возникновение и развитие жизни на Земле (8ч.)
















1(61)

Гипотезы возникновения жизни

1







Креационизм, самопроиз

вольноезарожд, гипотезы

П.8.1

2(62)

Развитие представл.о происхождении жизни .Гипотезе Опарина- Холдейна. Современнве гипотезы происхожд.жизни

1




презентация

Кооцерваты, пробионты


П.8.2,8.3

3(63)

Основные этапы развития жизни на Земле .Развитие жизни на Земле .Эра новой жизни

1




презентация

Гипотеза симбиотическо

Го происхождения, проге

Нот, эубактерии, архебак

терии

П.8.4

4(64)

Развитие жизни на Земле .Эра новой жизни

1




презентация

Гипотеза симбиотическо

Го происхождения, проге

Нот, эубактерии, архебак

терии

П.,8.5

5(65)

Развитие жизни в протерозое и палеозое

1




презентация




П.8.6

6(66)

Развитие жизни в мезозое, кайнозое

1




презентация

Триас, юра, мел, динозав

ры, сумчатые и плацентарные животные

П.8.7,8.8

7(67-68)

Резервное время

2