Главная страница

«Хлеб всему голова!»



Скачать 65.71 Kb.
Название«Хлеб всему голова!»
Дата14.04.2016
Размер65.71 Kb.
ТипДокументы

Тема: «Хлеб — всему голова!»

Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представления о том, как хлеб пришёл к нам на стол;

донести до сознания детей, что хлеб — итог большой работы многих людей

развивать связную речь, обогащать словарь детей, познакомить с пословицами и поговорками о хлебе;

воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей, иллюстрации, колосья в вазе, выставка хлебных изделий.

Ход урока

Звучит песня «Гимн хлебу», музыка Тумашова, слова Кокова

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

1.Организационный момент

2.Сообщение темы и цели

- Вступительное слово учителя

Дорогие ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда.

Звучит песня «Хлеб – всему голова!»

-Выступление учащихся

Ученица 1(старшеклассница) хлеб

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». Что же касаеᴛся происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Хлебу нет цены.

Ученица 1-1кл.

Хлеб нужен всем, но относимся мы к нему по-разному. Один человек говорит просто «хлеб». А другой ласково произносит «хлебушек». И сразу становится ясно, кто из них знает настоящую цену.

Ученица 2-1кл.

Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. Он непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье редко обходятся без хлеба. И, пожалуй, нет другого продукта, который употребляли бы все народы мира. хлеб2

-Инсценировка стихотворения «Булка» (ученики 1 класса)

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,


Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

-Работа по содержанию стихотворения

Что плохого делали ребята?

Какими еще словами можно назвать их поступок?
Почему незнакомый человек, проходя мимо, остановился и вздохнул?
Почему пожилой человек при всех поцеловал булку?
Какой вопрос ему задали дети? Почему?
Почему автор сказал, что слово «пекарь» запахло? Чем?
Чему учит стихотворение?

Старшеклассница 2

-Святое дело вырастить хлеб. Даже при современной технике он не дается легко, а добывается в поте лица. Поэтому тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок.

хлеб1

Старшеклассница 3

Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ сложил поговорки: «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб - кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет». Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. Нелегок труд землепашца. День и ночь, в палящий зной и в дождь идет битва за урожай. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Помните, для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зерен.

-Знакомство с профессиями.

Учитель.

- А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор. (На доске-таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофёр, повар, тракторист, пекарь, учитель, комбайнёр, портной, механизатор, мельник, кондитер).

Старшеклассница 1

В годы войны в блокадном Ленинграде люди получали по 125 граммов хлеба в день. Посмотрите, какой это маленький кусочек! В голодную военную пору кроме этого кусочка, кушать было нечего! Готовили его из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей.

хлеб3

Звучит «Реквием» В.-А. Моцарта.

Ученик 1кл.

Мы вспомним хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
Помни, что были лихие года!
Хлеб – это жизнь, а не просто еда!

-Работа по загадкам.

Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. ( Колосок)

В долг зерно возьмёт,
Каравай вернёт. ( Поле)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)

-Игра «Собери пословицу»

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Горька работа, да хлеб сладок.
Каравай хлеба не свалится с неба.
На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

Чтение стихотворения (учащиеся 1 класса)

1.Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

2.В нём- здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

3.В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки!
Вырастай богатырём!

Учитель:

 Сегодня на нашем столе, на самом почётном месте, лежит хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, сдобный. Его испекли ваши мамы. Сколько фантазии, души, труда они в него вложили.
(Конкурс хлебобулочных изделий)

Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

-Работа с пословицами.

Пословицы о хлебе:   

Без печки холодно - без хлеба голодно.

Покуда есть хлеб да вода, всё не беда. 

Нет хлеба - нет обеда. 

Много снега - много хлеба. 

Хлеб всему голова.

3. Подведение итога

Учитель: 

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Ученик: 

Почет и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

(Звучит песня о поле, хлебе, пшенице «Расти, колосок», слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.)

-А сейчас угощайтесь, берите сушки, печенье, пряники. Ешьте, не стесняйтесь, здоровья набирайтесь и благодарите тех, кто их испек!

Список использованной литературы и источников

1. М.О. Володарская. Час общения.. – Х.: Изд-во «Ранок», 2011.- 176с. – (Классный руководитель).

2. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

3. С. А. Могилевская. Девочки, книга для вас! – М., «Детская литература», 1974

4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/22/klassnyy-chas-na-temu-khleb-vsemu-golova

5.  Алмазов Б. А. Хлеб наш насущный. – Л.: Лениздат, 1991

6.  Ахияров К. Ш., Петрова З. П. Поклонимся хлебу. – Уфа: Баш. кн. изд – во, 1997

7.  Кузнецов И. Хлеб – всему голова // Экология и жизнь. – 2007. - №5. – с.74 – 77.

8.  Именем хлеба : Сборник/ Сост.: Л. В.Сушкова. – М.: Моск. рабочий, 1984