|
«Хлеб всему голова!» Тема: «Хлеб — всему голова!»
Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представления о том, как хлеб пришёл к нам на стол;
донести до сознания детей, что хлеб — итог большой работы многих людей
развивать связную речь, обогащать словарь детей, познакомить с пословицами и поговорками о хлебе;
воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.
Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей, иллюстрации, колосья в вазе, выставка хлебных изделий.
Ход урока
Звучит песня «Гимн хлебу», музыка Тумашова, слова Кокова
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и цели
- Вступительное слово учителя
Дорогие ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда.
Звучит песня «Хлеб – всему голова!»
-Выступление учащихся
Ученица 1(старшеклассница)
Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». Что же касаеᴛся происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Хлебу нет цены.
Ученица 1-1кл.
Хлеб нужен всем, но относимся мы к нему по-разному. Один человек говорит просто «хлеб». А другой ласково произносит «хлебушек». И сразу становится ясно, кто из них знает настоящую цену.
Ученица 2-1кл.
Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. Он непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье редко обходятся без хлеба. И, пожалуй, нет другого продукта, который употребляли бы все народы мира.
-Инсценировка стихотворения «Булка» (ученики 1 класса)
Три паренька по переулку, Играя будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку И забивали ею гол. Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул И, на ребят почти не глядя, К той булке руку протянул. Потом, насупившись сердито, Он долго пыль с нее сдувал И вдруг спокойно и открыто При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети, Забыв на время про футбол. - Я пекарь!- человек ответил И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом И той особой теплотой, Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой.
-Работа по содержанию стихотворения
Что плохого делали ребята?
Какими еще словами можно назвать их поступок? Почему незнакомый человек, проходя мимо, остановился и вздохнул? Почему пожилой человек при всех поцеловал булку? Какой вопрос ему задали дети? Почему? Почему автор сказал, что слово «пекарь» запахло? Чем? Чему учит стихотворение?
Старшеклассница 2
-Святое дело вырастить хлеб. Даже при современной технике он не дается легко, а добывается в поте лица. Поэтому тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок.
Старшеклассница 3
Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ сложил поговорки: «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб - кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет». Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. Нелегок труд землепашца. День и ночь, в палящий зной и в дождь идет битва за урожай. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Помните, для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зерен.
-Знакомство с профессиями.
Учитель.
- А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор. (На доске-таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофёр, повар, тракторист, пекарь, учитель, комбайнёр, портной, механизатор, мельник, кондитер).
Старшеклассница 1
В годы войны в блокадном Ленинграде люди получали по 125 граммов хлеба в день. Посмотрите, какой это маленький кусочек! В голодную военную пору кроме этого кусочка, кушать было нечего! Готовили его из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей.
Звучит «Реквием» В.-А. Моцарта.
Ученик 1кл.
Мы вспомним хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды. В нём в каждой крошке, В каждой корке Был горький вкус людской беды. Помни, что были лихие года! Хлеб – это жизнь, а не просто еда!
-Работа по загадкам.
Золотист он и усат, В ста карманах – сто ребят. ( Колосок)
В долг зерно возьмёт, Каравай вернёт. ( Поле)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Кольцо не простое, Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье… Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог.)
Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины.)
-Игра «Собери пословицу»
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска. Посей в пору – будешь иметь хлеба гору. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Горька работа, да хлеб сладок. Каравай хлеба не свалится с неба. На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Чтение стихотворения (учащиеся 1 класса)
1.Вот он, хлебушек душистый, С хрупкой корочкой витой. Вот он тёплый, золотистый, Словно солнцем налитой.
2.В нём- здоровье наше, сила, В нём – чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло!
3.В нём – земли родимой соки, Солнца свет весёлый в нём. Уплетай за обе щёки! Вырастай богатырём!
Учитель:
Сегодня на нашем столе, на самом почётном месте, лежит хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, сдобный. Его испекли ваши мамы. Сколько фантазии, души, труда они в него вложили. (Конкурс хлебобулочных изделий)
Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
-Работа с пословицами.
Пословицы о хлебе:
Без печки холодно - без хлеба голодно.
Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
Нет хлеба - нет обеда.
Много снега - много хлеба.
Хлеб всему голова.
3. Подведение итога
Учитель:
Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.
Ученик:
Почет и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
(Звучит песня о поле, хлебе, пшенице «Расти, колосок», слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.)
-А сейчас угощайтесь, берите сушки, печенье, пряники. Ешьте, не стесняйтесь, здоровья набирайтесь и благодарите тех, кто их испек!
Список использованной литературы и источников
1. М.О. Володарская. Час общения.. – Х.: Изд-во «Ранок», 2011.- 176с. – (Классный руководитель).
2. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.
3. С. А. Могилевская. Девочки, книга для вас! – М., «Детская литература», 1974
4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/22/klassnyy-chas-na-temu-khleb-vsemu-golova
5. Алмазов Б. А. Хлеб наш насущный. – Л.: Лениздат, 1991
6. Ахияров К. Ш., Петрова З. П. Поклонимся хлебу. – Уфа: Баш. кн. изд – во, 1997
7. Кузнецов И. Хлеб – всему голова // Экология и жизнь. – 2007. - №5. – с.74 – 77.
8. Именем хлеба : Сборник/ Сост.: Л. В.Сушкова. – М.: Моск. рабочий, 1984 |
|
|