|  | «Хлеб всему голова!»| Тема: «Хлеб — всему голова!»
 
 Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представления о том, как хлеб пришёл к нам на стол;
 
 донести до сознания детей, что хлеб — итог большой работы многих людей
 
 развивать связную речь, обогащать словарь детей, познакомить с пословицами и поговорками о хлебе;
 
 воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.
 
 Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей, иллюстрации, колосья в вазе, выставка хлебных изделий.
 
 Ход урока
 
 Звучит песня «Гимн хлебу», музыка Тумашова, слова Кокова
 
 Ведь не сразу стали зерна
 
 Хлебом тем, что на столе,
 
 Люди долго и упорно
 
 Потрудились на земле!
 
 1.Организационный момент
 
 2.Сообщение темы и цели
 
 - Вступительное слово учителя
 
 Дорогие ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда.
 
 Звучит песня «Хлеб – всему голова!»
 
 -Выступление учащихся
 
 Ученица 1(старшеклассница)
  
 Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». Что же касаеᴛся происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Хлебу нет цены.
 
 Ученица 1-1кл.
 
 Хлеб нужен всем, но относимся мы к нему по-разному. Один человек говорит просто «хлеб». А другой ласково произносит «хлебушек». И сразу становится ясно, кто из них знает настоящую цену.
 
 Ученица 2-1кл.
 
 Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. Он непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье редко обходятся без хлеба. И, пожалуй, нет другого продукта, который употребляли бы все народы мира.
  
 -Инсценировка стихотворения «Булка» (ученики 1 класса)
 
 Три паренька по переулку,
 Играя будто бы в футбол,
 Туда-сюда гоняли булку
 И забивали ею гол.
 Шел мимо незнакомый дядя,
 
 
 Остановился и вздохнул
 И, на ребят почти не глядя,
 К той булке руку протянул.
 Потом, насупившись сердито,
 Он долго пыль с нее сдувал
 И вдруг спокойно и открыто
 При всех ее поцеловал.
 
 - Вы кто такой?- спросили дети,
 Забыв на время про футбол.
 - Я пекарь!- человек ответил
 И с булкой медленно ушел.
 
 И это слово пахло хлебом
 И той особой теплотой,
 Которой налиты под небом
 Моря пшеницы золотой.
 
 -Работа по содержанию стихотворения
 
 Что плохого делали ребята?
 
 Какими еще словами можно назвать их поступок?
 Почему незнакомый человек, проходя мимо, остановился и вздохнул?
 Почему пожилой человек при всех поцеловал булку?
 Какой вопрос ему задали дети? Почему?
 Почему автор сказал, что слово «пекарь» запахло? Чем?
 Чему учит стихотворение?
 
 Старшеклассница 2
 
 -Святое дело вырастить хлеб. Даже при современной технике он не дается легко, а добывается в поте лица. Поэтому тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок.
 
 
  
 Старшеклассница 3
 
 Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ сложил поговорки: «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб - кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет». Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. Нелегок труд землепашца. День и ночь, в палящий зной и в дождь идет битва за урожай. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Помните, для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зерен.
 
 -Знакомство с профессиями.
 
 Учитель.
 
 - А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор. (На доске-таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофёр, повар, тракторист, пекарь, учитель, комбайнёр, портной, механизатор, мельник, кондитер).
 
 Старшеклассница 1
 
 В годы войны в блокадном Ленинграде люди получали по 125 граммов хлеба в день. Посмотрите, какой это маленький кусочек! В голодную военную пору кроме этого кусочка, кушать было нечего! Готовили его из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей.
 
 
  
 Звучит «Реквием» В.-А. Моцарта.
 
 Ученик 1кл.
 
 Мы вспомним хлеб, военный, горький,
 
 Он весь почти из лебеды.
 В нём в каждой крошке,
 В каждой корке
 Был горький вкус людской беды.
 Помни, что были лихие года!
 Хлеб – это жизнь, а не просто еда!
 
 -Работа по загадкам.
 
 Золотист он и усат,
 В ста карманах – сто ребят. ( Колосок)
 
 В долг зерно возьмёт,
 Каравай вернёт. ( Поле)
 
 Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
 В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
 В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
 
 Кольцо не простое,
 Кольцо золотое,
 Блестящее, хрустящее,
 Всем на загляденье…
 Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
 
 В печь сперва его сажают,
 А как выйдет он оттуда,
 То кладут его на блюдо.
 Ну, теперь зови ребят!
 По кусочку все съедят. (Пирог.)
 
 Что на сковородку наливают
 Да вчетверо сгибают? (Блины.)
 
 -Игра «Собери пословицу»
 
 Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
 Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
 Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
 Горька работа, да хлеб сладок.
 Каравай хлеба не свалится с неба.
 На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
 
 Чтение стихотворения (учащиеся 1 класса)
 
 1.Вот он, хлебушек душистый,
 С хрупкой корочкой витой.
 Вот он тёплый, золотистый,
 Словно солнцем налитой.
 
 2.В нём- здоровье наше, сила,
 В нём – чудесное тепло.
 Сколько рук его растило,
 Охраняло, берегло!
 
 3.В нём – земли родимой соки,
 Солнца свет весёлый в нём.
 Уплетай за обе щёки!
 Вырастай богатырём!
 
 Учитель:
 
 Сегодня на нашем столе, на самом почётном месте, лежит хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, сдобный. Его испекли ваши мамы. Сколько фантазии, души, труда они в него вложили.
 (Конкурс хлебобулочных изделий)
 
 Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
 
 -Работа с пословицами.
 
 Пословицы о хлебе:
 
 Без печки холодно - без хлеба голодно.
 
 Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
 
 Нет хлеба - нет обеда.
 
 Много снега - много хлеба.
 
 Хлеб всему голова.
 
 3. Подведение итога
 
 Учитель:
 
 Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.
 
 Ученик:
 
 Почет и честь вам, хлеборобы!
 
 За ваш прекрасный урожай,
 
 За то, что родине вы дали
 
 Душистый хлеба каравай!
 
 (Звучит песня о поле, хлебе, пшенице «Расти, колосок», слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.)
 
 -А сейчас угощайтесь, берите сушки, печенье, пряники. Ешьте, не стесняйтесь, здоровья набирайтесь и благодарите тех, кто их испек!
 
 Список использованной литературы и источников
 
 1. М.О. Володарская. Час общения.. – Х.: Изд-во «Ранок», 2011.- 176с. – (Классный руководитель).
 
 2. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.
 
 3. С. А. Могилевская. Девочки, книга для вас! – М., «Детская литература», 1974
 
 4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/22/klassnyy-chas-na-temu-khleb-vsemu-golova
 
 5.  Алмазов Б. А. Хлеб наш насущный. – Л.: Лениздат, 1991
 
 6.  Ахияров К. Ш., Петрова З. П. Поклонимся хлебу. – Уфа: Баш. кн. изд – во, 1997
 
 7.  Кузнецов И. Хлеб – всему голова // Экология и жизнь. – 2007. - №5. – с.74 – 77.
 
 8.  Именем хлеба : Сборник/ Сост.: Л. В.Сушкова. – М.: Моск. рабочий, 1984
 | 
 |  |