Главная страница

«Путешествие в страну гласных звуков»



Название«Путешествие в страну гласных звуков»
Дата08.08.2016
Размер52.8 Kb.
ТипДокументы

Тема: «Путешествие в страну гласных звуков».

Цель:

Учить правильно артикулировать гласные звуки (а, о, и, у); научить определять место гласного звука в словах;

Упражнять в придумывании слов с гласными звуками;

Учить составлять предложения по картинкам;

Развивать зрительное и слуховое восприятие;

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование:

Демонстрационный материал: символы гласных звуков, игрушки (собака, кошка, мышка, медведь, Колобок), сюжетные картинки, кукла в коляске, дорожка для Колобка, красный мяч.

Раздаточный материал: красные бейджики, предметные картинки в конвертах, картинки на гласные звуки, спрятанные под цветными полосками, пеналы.


  1. Орг. момент


Л: Дети, мы с вами надели красные бейджики. Давайте посмотрим друг на друга и удивимся (дети поднимают брови).

Л: Наверное, нас ждёт что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады (дети улыбаются).

Л: К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода. Давайте посмотрим в окно и нахмурим наши брови (дети нахмуривают брови).

Л: А теперь повторим ещё раз:

Мы умеем удивляться,

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем хмуриться.


  1. Постановка цели.


Л: Ребята, сегодня мы отправимся в страну гласных звуков. Вход туда всегда свободен. Мы подготовились к путешествию и надели красные бейджики. А почему мы выбрали именно красный цвет для бейджиков?

­– Д: Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаются красным цветом.

Л: Все готовы?

Л: Итак, мы отправляемся в путь!

(Неожиданно появляется плачущая кукла)

Л: Дети, посмотрите, здесь плачет чья-то кукла. Вспомните, какой гласный звук нужно произнести, чтобы успокоить её.

Д: Гласный звук [ а ].

(Предлагают успокоить куклу нескольким детям, пропев звук [ а ]).

Л: Посмотрите, кто это катится по дороге?

Д: По дороге катится Колобок.

Л: Правильно, это Колобок катится по дорожке и весело поёт. Кто догадался. Какой звук поёт Колобок?

Д: Гласный звук [ и ].

(Один из детей двигает по дорожке Колобка, остальные дети длительно произносят звук [ и ])

(Звучит фрагмент музыки из произведения С. С. Прокофьева “Петя и Волк”)

Л: Послушайте музыку и угадайте, какому животному подходит этот музыкальный отрывок?

(Дети слушают и определяют, что прозвучавшая музыка подходит Волку)

Л: Как вы думаете, что делает волк?

Д: Идёт, воет.

Л: Какой гласный звук ему подходит?
Д: Гласный звук [ у ].

Л: Давайте покажем , как волк идёт и воет.

(Дети изображают волка и произносят звук [ у ])

Л: Ой, да от такого воя медведь в берлоге проснулся и застонал. Покажите, как застонал медведь?

(Дети изображают медведя и длительно произносят звук [ о ])

Л: Вспомните, какие гласные звуки мы сейчас с вами произнесли?

Д: [а, у, и, о].

Л: Как называются эти звуки?

Д: Гласные.

Л: Чем они отличаются от согласных?

Д: Гласные можно петь и тянуть!


  1. Формирование направленного длительного выдоха.


Л: Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, а здесь “заколдованы” какие-то картинки. Давайте попробуем их “расколдовать”.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок,

Угадай картинку,

Милый мой дружок!

(Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками)

Л: Дети, поднесите “заколдованную” картинку к своим губам, положите язык на нижнюю губу и подуйте на неё так, чтобы картинка открылась Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука.

«Игра с мячом»

Д: У меня абрикос – первый гласный звук [ а ]. А у тебя что?

(ребенок называет свою картинку и катит мяч другому)

Л: Молодцы, ребята. Теперь возьмите свои картинки и поставьте их на доске.(дети садятся)

А какие картинки можно было бы добавить в эти ряды? Я начинаю, а вы продолжайте.

На [ а ] – автобус, аптека, антенна, автомат, азбука, аист…

На [ у ] – умница, усики, утюг, улитка, удод, улица…

На [ о ] – обувь, окна, одуванчик, огурец, олень…

На [ и ] – избушка, игрушка, изюм, игла, икра, ириска…

  1. Физминутка.


Л: Чтобы выполнить следующие задание, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

а) “Натянем умную шапку”.

б) “Позеваем”.

в) “Покажем умную сову”.

Совушка – сова,

Большая голова,

На суку сидит,

На всех глядит.
(Каждое упражнение 3 – 4 раза).

(Дети садятся за столы)


  1. Проговаривание эмоционально окрашенных чистоговорок.


Л: Дети, посмотрите на картинки и определите, чем похожи и чем отличаются эти мальчики?

Д: У мальчиков разное настроение (радость, грусть, испуг).

Л: Давайте повторим следующие чистоговорки.

У – У – У – Я домой пойду!

О – О – О – Вот моё пальто!

А – А – А – Спать уже пора!
Л: Угадайте, кто из изображённых мальчиков мог так сказать?
Пальчиковая игра «Смешные человечки».


  1. Определение гласного звука в середине слова.


Л: Ребята, в нашу страну гласных звуков пришло странное письмо от собачки.

Эта добрая собачка

Нам отправила письмо.

Пишет нам, что Звукоежка

Лишил голоса её.

Кошка Мурка замолчала,

Слышно только “Мр” да “Мр”,

А мышонок пискнул только,

А потом совсем притих.
Л: Как вы думаете, что натворил Звукоежка?

Д: Звукоежка взял и съел все гласные!

Л: Дети, давайте вернём все гласные звуки животным. Как лает собачка? Какой гласный звук слышится в её крике.

Д: (показывают символ звука [ а ]).

Л: Мышонок по имени Пик, просит и ему помочь. Какой гласный звук живёт в его имени? Давайте выложим из квадратиков имя мышонка (Выкладывают слово Пик).

Л: А почему кошка перестала мурлыкать? Какой звук съел Звукоежка? (Показывают символ звука [ у ]).

Л: Молодцы ребята! Спасибо вам за то, что вернули голоса Мышонку, Собачке и Кошке. Теперь вы поняли, что без гласных звуков нельзя. Это очень важные звуки.

Л: А теперь откройте свои конверты и определите, какие гласные звуки живут в названии ваших картинок?


  1. Развитие произвольного внимания и пространственной ориентировки.


Л: Назовите части лица, в названии которых есть звук [ о ].

Д: Лоб, нос, рот, брови.

Л: Повторяйте за мной и не ошибитесь.

(Игра “Путаница”).


  1. Составление предложений по картинкам.


Л: Придумайте имена детям так, чтобы они начинались с гласного звука, а потом составьте предложение.


  1. Итог занятия.


Л: Вот и подошло к концу наше путешествие по стране гласных звуков. Молодцы, ребята, вы хорошо занимались!