|
«Путешествие в страну гласных звуков» Тема: «Путешествие в страну гласных звуков».
Цель:
Учить правильно артикулировать гласные звуки (а, о, и, у); научить определять место гласного звука в словах;
Упражнять в придумывании слов с гласными звуками;
Учить составлять предложения по картинкам;
Развивать зрительное и слуховое восприятие;
Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом. Оборудование:
Демонстрационный материал: символы гласных звуков, игрушки (собака, кошка, мышка, медведь, Колобок), сюжетные картинки, кукла в коляске, дорожка для Колобка, красный мяч.
Раздаточный материал: красные бейджики, предметные картинки в конвертах, картинки на гласные звуки, спрятанные под цветными полосками, пеналы.
Орг. момент
– Л: Дети, мы с вами надели красные бейджики. Давайте посмотрим друг на друга и удивимся (дети поднимают брови).
– Л: Наверное, нас ждёт что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады (дети улыбаются).
– Л: К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода. Давайте посмотрим в окно и нахмурим наши брови (дети нахмуривают брови).
– Л: А теперь повторим ещё раз:
Мы умеем удивляться,
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем хмуриться.
Постановка цели.
– Л: Ребята, сегодня мы отправимся в страну гласных звуков. Вход туда всегда свободен. Мы подготовились к путешествию и надели красные бейджики. А почему мы выбрали именно красный цвет для бейджиков?
– Д: Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаются красным цветом.
– Л: Все готовы?
– Л: Итак, мы отправляемся в путь!
(Неожиданно появляется плачущая кукла)
– Л: Дети, посмотрите, здесь плачет чья-то кукла. Вспомните, какой гласный звук нужно произнести, чтобы успокоить её.
– Д: Гласный звук [ а ].
(Предлагают успокоить куклу нескольким детям, пропев звук [ а ]).
– Л: Посмотрите, кто это катится по дороге?
– Д: По дороге катится Колобок.
– Л: Правильно, это Колобок катится по дорожке и весело поёт. Кто догадался. Какой звук поёт Колобок?
– Д: Гласный звук [ и ].
(Один из детей двигает по дорожке Колобка, остальные дети длительно произносят звук [ и ])
(Звучит фрагмент музыки из произведения С. С. Прокофьева “Петя и Волк”)
– Л: Послушайте музыку и угадайте, какому животному подходит этот музыкальный отрывок?
(Дети слушают и определяют, что прозвучавшая музыка подходит Волку)
– Л: Как вы думаете, что делает волк?
– Д: Идёт, воет.
– Л: Какой гласный звук ему подходит? – Д: Гласный звук [ у ].
– Л: Давайте покажем , как волк идёт и воет.
(Дети изображают волка и произносят звук [ у ])
– Л: Ой, да от такого воя медведь в берлоге проснулся и застонал. Покажите, как застонал медведь?
(Дети изображают медведя и длительно произносят звук [ о ])
– Л: Вспомните, какие гласные звуки мы сейчас с вами произнесли?
– Д: [а, у, и, о].
– Л: Как называются эти звуки?
– Д: Гласные.
– Л: Чем они отличаются от согласных?
– Д: Гласные можно петь и тянуть!
Формирование направленного длительного выдоха.
– Л: Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, а здесь “заколдованы” какие-то картинки. Давайте попробуем их “расколдовать”.
Вышли на полянку,
Сели все в кружок,
Угадай картинку,
Милый мой дружок!
(Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками)
– Л: Дети, поднесите “заколдованную” картинку к своим губам, положите язык на нижнюю губу и подуйте на неё так, чтобы картинка открылась Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука.
«Игра с мячом»
– Д: У меня абрикос – первый гласный звук [ а ]. А у тебя что?
(ребенок называет свою картинку и катит мяч другому)
– Л: Молодцы, ребята. Теперь возьмите свои картинки и поставьте их на доске.(дети садятся)
А какие картинки можно было бы добавить в эти ряды? Я начинаю, а вы продолжайте.
На [ а ] – автобус, аптека, антенна, автомат, азбука, аист…
На [ у ] – умница, усики, утюг, улитка, удод, улица…
На [ о ] – обувь, окна, одуванчик, огурец, олень…
На [ и ] – избушка, игрушка, изюм, игла, икра, ириска…
Физминутка.
– Л: Чтобы выполнить следующие задание, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.
а) “Натянем умную шапку”.
б) “Позеваем”.
в) “Покажем умную сову”.
Совушка – сова,
Большая голова,
На суку сидит,
На всех глядит. (Каждое упражнение 3 – 4 раза).
(Дети садятся за столы)
Проговаривание эмоционально окрашенных чистоговорок.
– Л: Дети, посмотрите на картинки и определите, чем похожи и чем отличаются эти мальчики?
– Д: У мальчиков разное настроение (радость, грусть, испуг).
– Л: Давайте повторим следующие чистоговорки.
У – У – У – Я домой пойду!
О – О – О – Вот моё пальто!
А – А – А – Спать уже пора! – Л: Угадайте, кто из изображённых мальчиков мог так сказать? Пальчиковая игра «Смешные человечки».
Определение гласного звука в середине слова.
–Л: Ребята, в нашу страну гласных звуков пришло странное письмо от собачки.
Эта добрая собачка
Нам отправила письмо.
Пишет нам, что Звукоежка
Лишил голоса её.
Кошка Мурка замолчала,
Слышно только “Мр” да “Мр”,
А мышонок пискнул только,
А потом совсем притих. – Л: Как вы думаете, что натворил Звукоежка?
– Д: Звукоежка взял и съел все гласные!
– Л: Дети, давайте вернём все гласные звуки животным. Как лает собачка? Какой гласный звук слышится в её крике.
– Д: (показывают символ звука [ а ]).
– Л: Мышонок по имени Пик, просит и ему помочь. Какой гласный звук живёт в его имени? Давайте выложим из квадратиков имя мышонка (Выкладывают слово Пик).
– Л: А почему кошка перестала мурлыкать? Какой звук съел Звукоежка? (Показывают символ звука [ у ]).
–Л: Молодцы ребята! Спасибо вам за то, что вернули голоса Мышонку, Собачке и Кошке. Теперь вы поняли, что без гласных звуков нельзя. Это очень важные звуки.
–Л: А теперь откройте свои конверты и определите, какие гласные звуки живут в названии ваших картинок?
Развитие произвольного внимания и пространственной ориентировки.
– Л: Назовите части лица, в названии которых есть звук [ о ].
– Д: Лоб, нос, рот, брови.
– Л: Повторяйте за мной и не ошибитесь.
(Игра “Путаница”).
Составление предложений по картинкам.
– Л: Придумайте имена детям так, чтобы они начинались с гласного звука, а потом составьте предложение.
Итог занятия.
– Л: Вот и подошло к концу наше путешествие по стране гласных звуков. Молодцы, ребята, вы хорошо занимались! |
|
|