Главная страница


Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения



Скачать 95.24 Kb.
НазваниеИндивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения
Дата14.04.2016
Размер95.24 Kb.
ТипДоклад

МДОУ «Детский сад «Колокольчик»

ДОКЛАД

на тему:

«Индивидуальная работа с детьми

по воспитанию чистого и правильного произношения»

Подготовила:

логопед

Кудашева Е.В.

г.Новоульяновск

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов, и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.

Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения и от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков. Задача воспитателя – развивать у детей подвижность языка (умение поднимать язык вверх, отодвигать вглубь рта и т.д.), губ (умение их открывать, вытягивать вперед и т.д.), регуляцию движений нижней челюсти.

Так как речь связана с движениями речевого аппарата большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Обычно она включает в себя 3-5 упражнений в зависимости от звуков, которые нарушены, от степени сложности речевого дефекта. М.Ф.Фомичёва в своих методических пособиях предлагает такой «набор» артикуляционных упражнений: «трубочка-улыбка», «качельки», «часики», «маляр», «заведи моторчик» и т.д.

Дополнительно применяются упражнения по развитию мелкой моторики рук, своеобразная пальчиковая гимнастика:

-сборка картинок пазлов;

-построение цветовой композиции с помощью мозаики;

-игра с конструктором (типа «Лего»);

-игры с игрушками-тренажерами: матрёшки, резиновые ёжики и пр.;

-верёвки капроновые плетёные для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;

-самомассаж с прищепками;

-упражнение «клювы», «колечки» и т.д.

Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование.

Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук «р» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении «р». Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, нарушения плавности речи и т.п. Для развития речевого дыхания используют такие игры, как «Чей одуванчик раньше улетит?», «Чей паровоз лучше гудит». Очень полезны упражнения дыхательной гимнастики («Крылышки», «Поймаем бабочку», «Цветок распускается»), пропевание гласных звуков с движениями («Рубим дрова», «Пускаем облачко», «Поймаем лучик» и т.д.).

Ребёнка нужно научить правильно применять целесообразные движения, т.е. предъявлять определённые требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть работы по устранению недостатков звукопроизношения. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать» своё произношение к произношению окружающих. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Условно можно выделить 6 этапов формирования у детей дошкольного возраста правильного произношения:

1 этап - от 0 до 1 года;

2 этап - от 1 до 3 лет. В этот период у детей быстро увеличивается словарный запас. Для улучшения произносительной стороны речи необходима систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения:

а) игра «Кто пришёл в гости» (животные)-на развитие слухового внимания;

б) дуть на кораблик в тазу с водой, произнося звук «ф» - тихо плывёт, звук «п-п-п» - при сильном ветре - на развитие речевого дыхания. Здесь необходимо следить за тем, чтобы дети не надували щёки.

в) игра «Позови мишку играть с собой» - следить, чтобы ребёнок говорил громко, а не кричал –на развитие силы голоса.

г) на одном выдохе произносить 3-4 слога (ко-ко-ко, мяу-мяу, га-га-га).

3 этап - 3-4 года. В этом возрасте у детей непрерывно увеличивается словарный запас. Наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых. На этом этапе большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса:

а) игра «Лошадка» - на развитие дыхания. Во время игры нужно следить, чтобы ребёнок произносил звук длительно.

б) «Хоботок», «Улыбочка» - на артикуляцию.

в) «Угадай, кто сказал» - на развитие речевого слуха.

4 этап - 4-5 лет. К 4 годам активный словарь достигает 2000 слов. Речь становится более связной, совершенствуется способность к восприятию и произношению слов. Важно развивать речевое дыхание, научиться различать ротовое и носовое дыхание:

а) упражнение «Ныряльщики» - на развитие дыхания;

б) «Вкусное варенье» - научить поднимать широкий передний край кверху. Губы и челюсть остаются неподвижными.

в) игра «Поезд» - обратить внимание, что при произношении звука «т» кончик языка стучит в верхние зубы, но не высовывается между зубами.

г) игра «Вьюга» - изменение силы голоса.

5 этап - 5-6 лет. К 5 годам в активном словаре ребёнка появляются обобщающие слова. По мере употребления слов совершенствуется их произношение. В этот период продолжается работа по совершенствованию произносительной стороны речи, воспитанию речевого слуха, речевого дыхания, произношения, а также по развитию фонематического слуха: ребёнок учится различать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

а) игра «Лес шумит» - развитие дыхания;

б) «Угадай, что в руке»;

в) «Шар лопнул».

6 этап - 6-7 лет. К 6 годам словарь ребёнка увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарём, неточное употребление слов. На этом этапе продолжается работа по звукопроизношению, развитию фонематического слуха и звукового анализа речи.

а) игра «Угадай, кто поёт». Обязательно нужно обращать внимание на положение кончика языка при произнесении звуков, а также их звучание.

Формирование правильного произношения у детей - это очень сложный процесс. В основе системы работы лежит индивидуально-дифференцированный подход. При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребёнка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру.

На протяжении занятия у ребёнка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин боли позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряжённость в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Поэтому нужно применять в работе систему расслабляющих упражнений, которые помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти. Материал для тренировки мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции преподносится детям в виде сказок, весёлых полянок, стишков, загадок. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

На индивидуальных занятиях полезно учить детей воспроизводить ритмический рисунок хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне, игрой на дудочке, свистке, используя для этого несложные музыкальные произведения. Например, использовать задания типа «Узнай по движению, кто это» (ребёнок под музыку показывает движения какого-либо животного, остальные угадывают, кто это). Или имитировать действия людей (стирать, кататься на лыжах, сгребать снег, играть в снежки, подметать пол). Все движения выполняются ритмично, под музыку.

Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками.

Мелодия помогает плавному движению руки, улучшает слуховое внимание.

Для стимулирования речи используется и изобразительная деятельность, которая как музыка и движения, обладает определённым ритмом (повторяемость, чередование тех или иных элементов рисунка). Постепенно у детей развиваются точность и плавность движений пальцев. При рисовании используется ритмическое сопровождение: пословное, слоговое, звуковое, ритмический орнамент с комментариями, приговоркой: «топ-топ», «кап-кап», «рисуйте и думайте про те цветы, которые вы видели». При рассматривании игрушек-образцов (например, дымковских) используются загадки, стихотворения, песни - потешки в сочетании с движениями («Жил-был у бабушки серенький козлик» - воспитатель читает, ребёнок выполняет движения).

Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах используются считалки, в которых ритмический акцент сопровождается движением руки.

«Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была».

Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки - исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков.

Таким образом, проводя систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков (начиная со 2 младшей и кончая старшей группой), а также по дифференциации часто смешиваемых звуков (в подготовительной группе), мы одновременно осуществляем большую работу по подготовке детей к обучению грамоте, направляем их внимание на звуковую сторону языка, на отрабатываемые звуки, воспитываем активность фонематического восприятия.

Список используемой литературы

1.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.-М.:АСТ, 2000.-48с.

2.Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.-М.:ТЦ Сфера, 2009.-64 с.

3.Бородич А.М. Методика развития речи детей.-М.:Просвещение, 1981.-255с.

4.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика.-СПб.:Детство-Пресс,2006.-64с.

5.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.-М.:ГНОМ и Д, 2001.-16с.

6.Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение.-СПб: Литера, 2007.-96 с.

7.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя.-М.:Мозаика-Синтез, 2006.-176с.

8.Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев.-М.:АСТ,2006.-93с.

9.Развитие речи детей дошкольного возраста./Под ред.Ф.А.Сохина.-М.:Просвещение, 1979.-223с.

10.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии.-Екатеринбург:ЛИТУР, 1999.-208с.

11.Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников.-М.:ТЦ сфера, 2008.-56с.

12.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.:Просвещение, 1977.-239с.

13.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.-М.:Просвещение, 1980.-240с.

14.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.-СПб.:Лань, 1997.-32с.

15.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.-М.:Просвещение, 1988.-64с.