|
Статья: «Реализация межпредметных связей и роль химического эксперимента при изучении химического равновесия в 11 классе» Статья: «Реализация межпредметных связей и роль химического эксперимента при изучении химического равновесия в 11 классе»
ISBN 978-5-4386-0565 ФГКОУ СПБ СВУ РФ, 2014
Издательство ФГКОУ СПБ СВУ РФ
«… под равновесием мы понимаем состояние, в
котором свойства системы, определенные
экспериментально, не претерпевают дальнейшего
изменения даже по истечении определенного
периода времени. Однако это не значит, что
отдельные частицы остаются неизменными».
Г. И. Льюис и М. Рандэл, 1923 г. Как показывает практика, межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Часто при изучении темы: «Обратимые химические реакции. Химическое равновесие. Способы смещения химического равновесия, принцип Ле-Шателье.» не уделяется должного внимания химическому эксперименту. В то время как умелое использование химического эксперимента дает возможность содействовать повышению мотивации обучения, эффективному формированию качественных знаний, умений и навыков учащихся посредством представления учебного материала в интересной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для обучающихся форме.
План конспект урока по теме:
«Обратимые химические реакции. Химическое равновесие.
Способы смещения химического равновесия. Принцип Ле Шателье.»
ЦЕЛИ:
-создать условия для изучения темы урока;
- продолжать формирование понятий о типах химических реакций по признаку
обратимости;
- сформировать представления о химическом равновесии как частном случае единого
закона природного равновесия, стремления к компенсации, устойчивости;
- рассмотреть значение темы в природе, жизни, химическом производстве;
-дальнейшее развитие общеучебных и предметных умений (анализировать, сравнивать,
делать выводы, составлять уравнения химических реакций, развивать логическое
мышление и память, научный химический языка);
-развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;
-воспитывать культуру умственного труда.
Содействовать повышению мотивации обучения, эффективному формированию качественных знаний, умений и навыков учащихся посредством представления учебного материала в интересной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для учащихся форме. Поддержать инновационную деятельность учащихся в использовании мультимедиа технологий в образовательном процессе. Актуализировать интеллектуальные и творческие способности суворовцев. Использование межпредметных связей с биологией, физикой, обществознанием.
ЗАДАЧИ:
Формирование предметных компетенций, основанных на знаниях, умениях и навыках в рамках раздела “Химическая реакция” при подготовке к ЕГЭ по химии.
Формирование информационных компетенций, умение анализировать, сравнивать, делать выводы при выполнении химического эксперимента.
Развитие коммуникативных способностей учащихся (сотрудничество, обмен мнениями при выполнении виртуальной лабораторной работы и компьютерных тестов) МЕТОД: беседа, самостоятельная работа суворовцев, демонстрации, лабораторный
эксперимент.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: средства ТСО, таблицы, дидактический материал, химические реактивы, химическое оборудование, мультимедиа презентация.
Х о д у р о к а
N/N
n/n
|
ЭТАПЫ УРОКА
|
ВРЕМЯ
|
РАБОТА СУВОРОВЦЕВ
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
| Проверка подготовленности.
Вопросы повторения:
- По каким признакам можно
классифицировать химические реакции?
- Перечислите типы химических реакций.
- Дайте определения реакциям соединения,
разложения, замещения, обмена.
- При каких условиях реакции
идут до конца?
- Перечислите признаки химических
реакций.
Демонстрация реакций обмена с
образованием осадка, газа,
малодиссоциирующего вещества.
Матрица.
Объявление темы и учебных целей урока.
Объяснение нового материала.
Рефлексия.
Задание на самоподготовку
Подведение итогов, выставление оценок
| 5 мин.
1- 2 мин.
30 мин.
5 мин.
1- 2 мин.
1- 2 мин.
|
Устные ответы.
Демонстрация опыта. Устные ответы.
|
ПЛАН:
1. Актуализация темы.
Понятие о химическом равновесии, как и понятие о скорости химических реакций –
химической кинетике, имеет большое значение для решения практических вопросов
увеличения выхода продукта в химическом производстве, а так же в понимании
многих физических и биологических процессов.
2. Так как тема первоначально изучалась в 9 классе, изучение идет по опорному
конспекту.
Задание суворовцам для самостоятельной работы.
1. Изучить текст параграфа и ответить на вопросы (самостоятельная работа с учебником):
- Какие реакции называются обратимыми?
- Почему обратимые реакции не доходят до конца, а достигнув определенного предела
как бы прекращаются?
2. Изучите график «Достижение состояния химического равновесия» и дате определение
химическому равновесию. (Что такое равновесие?)
В чем особенность химического равновесия?
3. Химическое равновесие при неизменных условиях может сохраняться сколь угодно
долго.
Смещение химического равновесия, т. е. переход от одного равновесного состояния к
другому подчинятся принципу динамического равновесия, который сформулировал французский ученый Ле Шателье и носит его имя.
Обратитесь к тексту параграфа и сформулируйте принцип Ле Шателье (устный ответ). 4. Для выяснения влияния изменения внешних условий на смещение химического
равновесия обращаемся к химическому эксперименту.
I. Демонстрационный и лабораторный химический эксперимент по теме:
«Обратимые химические реакции».
1. Демонстрационный опыт. (ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ)
2NO2 N2O4 + Q Смещение химического равновесия экзотермической реакции при
понижении температуры (видеофрагмент).
2. Демонстрационный опыт.
Co(H2O)62+ + 4Cl- ↔ CoCl4 2- + 6H2O - Q
розовый синий
Смещение химического равновесия эндотермической реакции при повышении температуры (видеофрагмент).
Суворовцы делают вывод о направлении смещения химического равновесия,
результаты заносят в опорный конспект.
II. Выполнение лабораторной работы по группам. ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНИЯ ТЕПЕРАТУРЫ
Группа №1
В водном растворе аммиака существует равновесие:
NH4ОН NH4+ + OH- + Q
Методика эксперимента: в пробирку налить 2 - 3 мл дистиллированной воды и добавить 1 каплю концентрированного раствора аммиака. Прибавить 1 – 2 капли раствора фенолфталеина и нагреть. Наблюдается исчезновение окраски. Затем в стакане охладить колбу под водой - красное окрашивание появляется вновь.
Почему при повышении t0 красное окрашивание исчезает, а при охлаждении появляется вновь?
Группа №2
В пробирку налить 3 – 4 мл раствора крахмала и добавить 3 – 4 капли раствора йода до
появления синей окраски. Нагреть пробирку. Что наблюдаете? Затем охладить пробирку
под водой. Что наблюдаете?
Определите тепловой эффект реакции:
йод + крахмал (бесцветный) йодкрахмал(синий)
Подведение итогов лабораторных опытов, оформление опорного конспекта.
Дополнительный вопрос:
1. Как происходит терморегуляция организма при охлаждении и перегревании организма? ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ
Группа №3
В растворах, содержащих шестивалентный хром, существует равновесие:
2CrO42- + 2H+ Cr2O72- + H2O
хромат-ион дихромат-ион
(желтый цвет) (оранжевый цвет)
Изменение концентрации ионов водорода смещает это равновесие.
Методика эксперимента: в химический стаканчик на 100 мл налить небольшое количество раствора хромата калия K2CrO4. К этому раствору по каплям добавить концентрированную серную кислоту. Когда раствор станет оранжевым, добавить по каплям концентрированный раствор щелочи, наблюдается появление желтой окраски. После этого можно снова прилить кислоту и получить оранжевую окраску.
Каким образом изменение концентрации ионов водорода смещает равновесие? Группа №4
В реакции FeCl3 + 3KCNS Fe(CNS)3 + 3KCl
(желтый цвет) (красный цвет) (бесцветен)
существует равновесие Fe(CNS)3 Fe3+ + 3CNS-.
Всякое изменение концентрации Fe(CNS)3 сказывается на изменении окраски раствора. Это позволяет наблюдать в каком направлении сдвигается равновесие при изменении концентрации реагирующих веществ.
Получен красный раствор Fe(CNS)3, в который добавили столько воды, чтобы окраска из кроваво-красной стала желтой. При добавлении воды диссоциация роданида железа (III) усиливается, наступает момент полной диссоциации, когда в растворе находятся ионы Fe3+ и CNS-, поэтому исчезает красная окраска, характерная для молекул Fe(CNS)3.
Полученный раствор разлит Fe(CNS)3 в два стакана. В один стакан добавьте раствор FeCl3, в другой – KCNS. Что наблюдаете?
Почему окраска раствора стала кроваво-красной?
Группа №5
Просмотрев видеофрагмент на персональном ноутбуке «Влияние изменения концентрации на смещение химического равновесия», ответьте на вопрос: «Почему при добавлении KCl раствор меняет цвет с розового на синий?»
Co(H2O)62+ + 4Cl- CoCl42- + 6H2O
розовый синий Всякое изменение концентрации сказывается на изменении окраски раствора. Это позволяет наблюдать в каком направлении сдвигается равновесие при изменении концентрации реагирующих веществ.
Подведение итогов лабораторных опытов, оформление опорного конспекта.
Дополнительный вопрос:
Механизм отравления угарным газом и первая помощь при отравлении.
Hb•O2 + CO ↔ Hg•CO + O2
Кислород проходит через легкие и не поступает клеткам.
Угарный газ может стать причиной отравления людей в боевой обстановке при нахождении в зоне горения огнеметно зажигательных средств, при мино – подрывных работах, при стрельбе из закрытых и полузакрытых помещений, при прогревании двигателей автомобильной и бронетанковой техники в зимних условиях в закрытых хранилищах, при нахождении в палатках и других помещениях, отапливаемых печами.
Первая помощь – обеспечить доступ кислорода, уменьшить концентрацию угарного газа. Почему? III. Влияние изменения давления на смещение химического равновесия.
Прочитав текст параграфа, ответить на вопрос.
Как влияет повышение и понижение давления на смещение равновесия в реакции:
N 2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q Устный ответ суворовца. Дополнительные вопросы:
1. Будет ли влиять изменение давления на смещение равновесия в реакции:
N2 + O2 ↔ 2NO – Q ?
2. Будет ли катализатор влиять на смещение равновесия? 3. Посмотрев видео фрагмент, ответьте на вопрос «Почему изменилась окраска газа в
реакции 2NO2 ↔ N2O4 бурый газ бесцветный газ
Вопрос: Почему система при изменении внешнего воздействия смещает равновесие?
Вывод. При изменении внешнего воздействия система смещает равновесие, так как
стремится вернуться в состояние равновесия.
IV. Сообщение с уворовца о научной деятельности ЛеШателье.
Анри Луи ЛЕ ШАТЕЛЬЕ
Henri Louis Le Chatelier, 1850–1936
Французский химик. Родился в городе Мирибель-лез-Эшель в семье ученых. Получил образование в престижной Парижской политехнической школе. Был профессором в Высшей горной школе и в Сорбонне, позже был назначен Генеральным инспектором шахт и рудников Франции (до него этот пост занимал его отец). Ле Шателье изучал химические реакции, связанные с несчастными случаями на шахтах и в металлургическом производстве, участвовал в исследовании детонации рудничного газа. Разработал термоэлектрический пирометр (оптический прибор для определения температуры раскаленных тел по цвету) и гидравлические тормоза для железнодорожных составов; изобрел кислородно-ацетиленовую сварку.
5. Установление межпредметных связей.
А) С производством.
Знание закономерностей протекания химических реакций позволяет управлять химическими реакциями. Располагая знаниями о химическом равновесии и применяя
на практике принцип Ле Шателье, можно выбрать оптимальные условия для многих химических производств.
Слайд – выбор оптимальных условий реакции синтеза аммиака (устные ответы суворовцев)
Б) С физикой.
Приведите примеры физических процессов, при которых устанавливается динамическое равновесие?
1.Равновесие между водой и водяным паром при постоянной температуре. В определенный промежуток времени испаряется столько же молекул воды, сколько конденсируется молекул пара.
2. Электронное облачко над поверхностью металла.
3. Равновесие в электролитах.
4. Видеофрагмент «Изменение температуры кипения воды при понижении давления»
В) С биологией.
Этот принцип универсален. Умение смещать равновесие очень важно для химических и
физических процессов, но иногда оказывается не менее важным умение сохранять
равновесие. Если равновесие будет нарушено, это приведет к катастрофическим последствиям для всего живого. При изучении данной темы всегда хочется привести пример стремления всего живого к равновесию, компенсации. Например: изменение численности популяции мыши -ореховый год-корма для мышей много, популяция мышей быстро растёт. С ростом численности мышей уменьшается количество пищи, в результате скопления грызунов начинается рост различных инфекционных заболеваний среди мышей, поэтому происходит постепенное уменьшение численности популяции грызунов. Через какой-то период времени наступает динамическое равновесие численности рождающихся и погибающих мышей, сдвиг этого равновесия может произойти в ту или другую сторону под влиянием внешних, благоприятных или неблагоприятных условий. Г) С экономикой.
Принцип Ле Шателье прекрасно действует и в тех случаях, которые не имеют никакого отношения к химии. В нормально действующей экономике общая сумма находящихся в обращении денег находится в равновесии с теми товарами, которые можно на эти деньги купить. Что будет, если «внешним воздействием» окажется желание правительства напечатать денег побольше, чтобы рассчитаться с долгами? В строгом соответствии с принципом Ле Шателье, равновесие между товаром и деньгами будет смещаться таким образом, чтобы ослабить удовольствие граждан от обладания большим количеством денег. А именно, цены на товары и услуги вырастут, и таким путем будет достигнуто новое равновесие. Другой пример. В одном из городов США было решено избавиться от постоянных пробок путем расширения магистралей и строительства транспортных развязок. На некоторое время это помогло, но затем обрадованные жители начали покупать больше автомобилей, так что вскоре пробки возникли вновь, – но при новом «положении равновесия» между дорогами и бóльшим числом автомобилей. Д) Вопросы экологии.
Биологическое разнообразие продолжает сокращаться, а экологическое равновесие все еще подвергается изменениям. Около 60% экологической системы деградирует или используется безрассудно, что ведет к потере биологического разнообразия и тяжелым последствиям, которые в ближайшие 50 лет могут усугубиться.
Африканский белый пеликан (исчезающий вид) Всемирный союз охраны природы выделяет семь основных факторов, способствующих потере биологического разнообразия:
Утеря и фрагментация естественной среды;
Конкуренция со стороны инвазивных видов;
Загрязнение окружающей среды;
Глобальные климатические изменения;
Опустынивание;
Рост населения и чрезмерное потребление;
Безрассудное использование природных ресурсов. 6. Рефлексия. Тестирование.
7. Подведение итогов. Выставление оценок. Задание на самоподготовку.
Ухлинова Л.Н.
Опорный конспект по теме: «Обратимые химические реакции. Химическое равновесие. Способы смещения химического равновесия. Принцип Ле Шателье Брауна.»
Что изучить?
| Как изучить?
| 1. Определение. Какие реакции называются обратимыми?
2. Что такое химическое равновесие?
3. В чем заключается особенность химического равновесия?
4.Сформулируйте принцип Ле Шателье.
5.Способы смещения химического равновесия.
| §16 , ст.137
§16, ст.138
§16, ст.138
§16, ст.139
Выполнение лабораторных опытов. Результаты внести в таблицу.
| ТАБЛИЦА
Уравнение химической реакции.
| Внешнее воздействие
| Направление смещения химического равновесия.
| 1. 2NO2 N2O4 + Q 2. В водном растворе аммиака существует
равновесие: NH4ОН NH4+ + OH- + Q 3. йод + крахмал (бесцветный) йодкрахмал(синий)
4. В растворах, содержащих шестивалентный
хром, существует равновесие:
2CrO42- + 2H+ Cr2O72- + H2O
хромат-ион дихромат-ион
(желтый цвет) (оранжевый цвет)
5. В реакцииFeCl3+3KCNS F e(CNS)3+3KCl
(желтый цвет) (красный) б/ц
существует равновесие:
Fe(CNS)3 Fe3+ + 3CNS-.
6. 2NO2(бурый газ) N2O4(бесцветный газ).
| Понижение температуры
Повышение температуры
Повышение температуры
Понижение температуры
Повышение температуры
Понижение температуры
Повышение концентрации ионов Н+
Понижение концентрации ионов Н+
Повышение концентрации ионов Fe3+
Повышение концентрации ионов CNS-
Повышение давления
Понижение давления
| Определите тепловой эффект химической реакции.
| Задание на самоподготовку §16, упр. 5,6
|
|
|