Главная страница


Использование метода моделирования при ознакомлении дошкольников с природой



Скачать 79.73 Kb.
НазваниеИспользование метода моделирования при ознакомлении дошкольников с природой
Дата14.04.2016
Размер79.73 Kb.
ТипДокументы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ

Т.В.Зацепина, Е.Е.Морозова

МДОУ «Детский сад № 116» Октябрьского района г.Саратова

В практике дошкольного обучения формирование образов об объектах природы, как правило, оценивается по характеру словесного описания объекта изучения. Вместе с тем отчетливые образы объекта у дошкольников иногда выражаются упрощенно из-за отсутствия у них необходимых умений и навыков. Дошкольник может иметь отчетливый образ объекта, но не может воплотить его на рисунке, плане, схеме, модели. Ряд авторов (7;11;12) полагают, что создание внутреннего образа и его внешнее выражение это две стороны единого процесса развития образа, без взаимодействия которых в ходе обучения невозможно его полноценное формирование.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю не только реальный мир, но и мир условностей различных знаков, схем, моделей, обозначающих реальные вещи и явления.

Особенности мышления и восприятия детей дошкольного возраста подталкивают делать больший упор на наглядные и практические методы обучения. К таким методам можно отнести метод моделирования. Моделирование - это метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов или явлений посредством их моделей (2).

В данной работе мы уделили особое внимание использованию метода моделирования при ознакомлении дошкольников с природой, как необходимое условие для развития у них умения формировать отчетливые образы об объектах природы.

Многие авторы (10;6;8) отмечают огромную роль моделирования в организации курса ознакомления дошкольников с природой:

  1. Моделирование помогает глубже усвоить логическую сущность природоведческих понятий. С помощью моделирования дети более ясно и отчетливо понимают научные понятия, процессы и отношения объективной действительности, что позволяет формировать правильный материалистический взгляд на изучаемые понятия.

  2. Моделирование дает возможность продемонстрировать структуру формируемого понятия: охарактеризовать свойства или функции какого-либо предмета или явления; выделить из всех признаков предмета главные, существенные; выводить из единичных закономерностей общие; объяснить сложные явления; вскрывать основные связи и отношения в изучаемых объектах.

  3. Моделирование активизирует умственную работу детей и позволяет правильно организовать их познавательную деятельность, сделать ее более продуктивной.

  4. Моделирование вносит в обучение экологическую направленность: позволяет объяснить причины сложных природных явлений, помогает в установлении связей между живой и неживой природой.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются различные виды моделей:

  1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий в миниатюре водоем. Самой простой предметной моделью является заводная игрушка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении объекта.

  2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения объектов представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета, можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке - при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) - при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений - листьев, стеблей и т.д.

  3. Графические модели (графики, схемы и т.д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных объектов и явлений. Предметом такой модели могут служить календари погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т.д.

Однако, несмотря на важность метода моделирования, его универсальность в сравнении с другими, методика моделирования до конца не проработана. Отмечено, что в ходе освоения метода моделирования дети продвигаются от обозначения простых объектов к более сложным; от кодирования целых предметов к обозначению их признаков; от кодирования единичных объектов к обозначению их последовательностей и систем. При этом обучение моделированию воспитатель осуществляет в следующей последовательности:

1) предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели;

2) организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, последовательно отбирает и выкладывает на панно модели, заменяющие признаки изучаемых объектов;

3) увеличивает количество сравниваемых объектов до трех - четырех и продолжает обучение моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);

4) осуществляет руководство самостоятельным созданием моделей элементарных понятий таких, как: «рыба», «птицы», «домашние животные», «дикие животные», «растения», « живое», «неживое» и т.д. (3).

Лучшим результатом работы по моделированию можно считать такой, когда ребенок начинает сам придумывать модели как иконические, так и произвольные (знаки, похожие на обозначаемый объект; знаки, не имеющие сходства с предметом) обосновывает способы их использования. (9).

Среди разнообразных программ по ознакомлению детей с природой выделяется программа С.Н. Николаевой " Юный эколог ", где разработана технология экологического воспитания дошкольников в условиях детского сада. В технологии широко представлены занятия с использованием метода моделирования. Строя свою работу по обучению детей моделированию в МДОУ «Детский сад № 116» Октябрьского района г. Саратова мы опирались на «Программу воспитания и обучения в детском саду» А.С. Васильевой , по которой долгое время работает и наше учреждение, и дополняли нашу деятельность использованием материалов программы «Юный эколог» . Основной формой организации познавательной деятельности дошкольников были занятия. Занятия были построены таким образом, что к каждому из них была предусмотрена работа с моделями. (6).

Первоначальная работа с моделями была предусмотрена на занятиях в средней группе, где вводилась готовая модель (как правило, предметная ) для подачи нового материала. В старшей группе работа с моделями углублялась. Дети сравнивали два объекта между собой с выявленьями признаков различий, и сходства при помощи предметно-схематической и графической модели. В подготовительной группе была уже поставлена задача научить детей самостоятельно моделировать элементарные обобщенные понятия с помощью моделей различного типа.

Для того, чтобы определить способствует ли работа с моделями лучшему усвоению детьми природоведческих понятий, нами на завершающем этапе обучения были разработаны контрольные задания. В первой экспериментальной серии контрольных заданий детям предлагалось составить описательные рассказы о природных объектах по готовой модели. Было, получено 23 описания, из которых 20 оказалось достаточно точными и полными. Во второй части эксперимента детям предлагалось составить описательный рассказ без использования моделей. Было получено 23 описания из которых 15 описаний были практически неузнанны и лишь 7 описаний, несмотря на неточность, вырисовывали в целом узнаваемый образ. В третьей экспериментальной серии дошкольникам предлагались игры-задания на карточках, построенные по принципам моделей и выявляющие умение выделять существенные признаки в том или ином объекте умение сравнивать, сопоставлять и анализировать признаки объектов природы. Проанализировано 23 работы, из них задания без ошибок выполнили 21 человек.

Можно отметить, что использование моделей при составлении описательных и сравнительных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связанной речью. Наличие зрительного плана делает описательные рассказы детей четкими, связанными, полными, последовательными и узнаваемыми.

В целом работа по использованию метода моделирования при ознакомлении дошкольников с природой способствует не только лучшему усвоению детьми основных представлений и понятий об объектах и явлениях окружающего мира, но и развивает внимание детей - помогает переключать и сохранять устойчивость внимания на протяжении всего занятия; позволяет увеличить количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени; дает возможность концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.


Литература

  1. Васнльева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007

  2. Грушевская Т.Г., Садохин А.П. Концепция современного

естествознания. М., Высшая школа, 1998.

  1. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Маневцова Л.М., Терентьева Е.Ф. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., Просвещение, 1992.

  2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2005. - 319 с.

  3. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М., Новая школа, 1993.

  4. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – с. 119.

  5. Пускаева Т.Д. Формирование способов анализа, обеспечивающих создание целостного образа изучаемого объекта // Психологические особенности формирования у школьников способов учебной работы в процессе усвоения знаний. М 1997, с. 95-114.

  6. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 5. - с. 26-34.

  7. Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г. Путешествие в мир знаков // Начальная школа. 1998, № 10, с. 38-41.

  8. Хайдурова И.А., Саморукова П.Г., Кондратьева Н.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь, 1992.

  9. Ю.Шехтер М.С. Целостность восприятия и опознавательные навыки // Вопросы психологии.- 1985.- № 5.- с. 17-29.

  10. П.Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления. М., 1980.