Главная страница

Использование мнемонических приёмов запоминания при подготовке к егэ по русскому языку



Скачать 129.92 Kb.
НазваниеИспользование мнемонических приёмов запоминания при подготовке к егэ по русскому языку
Дата07.04.2016
Размер129.92 Kb.
ТипЗадача

Использование мнемонических приёмов запоминания

при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся — задача не из легких. Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок, поэтому очень важно, как работает учитель, какие использует приемы и методы, способствующие выработке устойчивых орфографических навыков.

Более 400 правил содержит русская орфография, в школьном курсе изучается 71. Виды орфограмм не поддаются строгой систематизации по какому-либо одному признаку - так они разнородны. Наряду с написаниями проверяемыми есть и такие, которые необходимо запомнить. Часть написаний совпадает с произношением, но их усвоение тоже представляет большие трудности.

Как ученику сориентироваться в огромном количестве правил? Найти орфограмму? Совершенствование методики орфографии продолжается и сегодня. Наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы, школа использует и новые, дающие положительные результаты.

При обучении учащихся русскому языку необходимо учитывать дидактические принципы, к числу которых относятся доступность материала и наглядность в обучении. Не менее важным требованием я считаю и интерес к предмету как со стороны ученика, так и со стороны учителя. А этому во многом способствуют нетрадиционные способы и приемы формирования знаний, поэтому наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы и формами уроков, я использую и новые, дающие положительные результаты. Одной из наиболее приемлемых форм для запоминания считаю мнемотехнику.

Мнемозина — это древнегреческая богиня памяти, мать муз. В ее честь многие из понятий, имеющие отношение к аспектам запоминания, называются мнемоническими. (mnemynicas).

Мнемоника (греч. τα μνημονιχα) — искусство запоминания.

Мнемотехника— совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Замена абстрактных фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление.
Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно в большинстве случаев исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Мнемоника не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

Помимо повышения уровня запоминания мнемонические приемы помогают вызвать интерес к предмету со стороны учащихся.

Наконец, использование мнемоники позволит сделать процесс постижения русской орфографии интересным и ярким, создаёт необходимый для успешного овладения знаниями благоприятный эмоциональный фон и так необходимую каждому ситуацию успеха.

С улыбкой и удовольствием даже взрослые люди вспоминают фразу, помогающую запомнить цвета спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Спустя годы, многие помнят знаменитые «пифагоровы штаны», которые, как известно, «во все стороны равны», или «биссектрису-крысу, которая бегает по углам и делит угол пополам»,

Много мнемонических приемов разработано и в области русского языка. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию. Часть из них составлены известными психологами, многие придумали учителя и ученики, какие-то являются на сегодняшний день «школьным фольклором», о некоторых способах мы узнаём в процессе общения с коллегами.
Фонетика.

Для запоминания глухих согласных:.


СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!
ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ?

Для запоминания звонких согласных:

Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГ ДРуГа!
ГДе ЖиЗНь БыЛа В МиРе + Й

Лимон – рай!

Все согласные – только звонкие, непарные по звонкости/глухости.

Очень много ошибок допускают дети в области произношения.

Орфоэпия.

Очень удобны для запоминания группы слов со сходным ударением.

Договор – приговор – разговор.
Каталог – диалог – некролог.
Шофёр – монтёр.
Облегчить – полечить.
Звонит – говорит.
Столяр – маляр.
Документ – инструмент – медикамент.
Портфель – щавель.
Средства для детства.

Баловаться - улыбаться.

Включит - трещит.

Ещё один приём – стихотворные тексты с интересным сюжетом, которые многие дети запоминают очень хорошо и с удовольствие применяют при выполнении упражнений по орфоэпии.

Надеваю шо'рты,

Чтобы кушать то'рты.

Коль будильник зазвони'т -

У меня ужасный вид.

Если классная звони'т –

Папа за ремнем спешит.

Не звони'те, не звони'те,

Пощадите, пощадите.

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

Пусть неду'г

Обойдет твоих подруг.

Выполняя договОры,

Инженеры и шофЁры,

Столяры и маляры-

Потрудились все на славу,

Чтоб за месяцы зимы

Возвести домов квартАлы.

Заболел вчера малЯр,

Заменил его столЯр!

Танцовщик с танцовщицей любят
Своих малышей баловать.
На кухонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.

Мы с шофером пустились по грязи
И, подолгу буксуя в грязи,
Прорвались к отделению связи -
Нам типограф прислал жалюзи.

Сегодня – тошнота, вчера – в костях ломота.
К тому ж дремота не пускает за ворота.
И лавки заняты и печка занята. 
Ворота отперты, а дверь не отперта. 

Ворожея', да жаль – не я.

Довольно удобно запоминание на основе логических ассоциаций.
Ударение с слове красивее мы запоминаем по ноте си♪.

Красивее – ноту си выделяй, произноси.

Грамматика.

Достаточно трудно для запоминания правильное образование формы имён существительных Родительного падежа множественного числа.

В детской сказке колобок по траве катиться мог

Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.

Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,

Баклажанов — грядок пять, помидоров — не собрать.

Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,

У таджиков и армян, у монголов и цыган.

У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,

У киргизов и грузин, у бурят и осетин.

Традиции англичан и армян, хазар и цыган,

Башкир, бурят и болгар,

Грузин, лезгин и осетин,

Румын, туркмен и турок

Отличаются от традиций

Калмыков и киргизов, коряков и монголов,

Таджиков и узбеков, тунгусов, чукчей,

Бедуинов, хакасов и хорватов.

Употребление Ь после шипящих как показателя грамматической формы.

Стало невмочь, потому что любишь ты царскую дочь. Лишь откроешь ты настежь окно, ночь и тишь там всегда заодно.

Среди немыслимых задач, обрушившихся на нас неудач, по-прежнему свеж и певуч сыгранный нами туш.

Орфография.

Написание производных предлогов.


 Слитно пишутся предлоги: НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
Ещё НАПОДОБИЕ,
Знаю все наперечет: ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ. 


Навстречу, вроде, несмотря, насчет, ввиду и вместо —

В предлогах пишем вместе.

Вследствие - «из-за» — ясно вполне:

Слитно напишем, конечная е.

Написание приставок.


Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз- , из- , через- , раз- и без- .
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой с.
Глухие звуки — это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.

Не забудьте про приставки раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-.

Пред согласными глухими быстро сменят з на с.

Пусть никто никогда не забудет, что з приставкой не была и не будет.

-десь, -доровье, -дание — нет в них содержания.

Обрати внимание

На " Здесь", "Здоровье", "Здание".

3 - нельзя в них отделить,

Чтобы смысл не повредить.
Здесь должно быть здание с вывеской «Здоровье», но ни зги не видно.

Иноязычные приставки, которые пишутся слитно:


АвтоМотоВелоФотоТелеРадиомонтёр

Написание гласных в корне.

Чередование о-а.


Правописание чередующихся гласных Е и И в корнях -бер-/-бир- , -дер-/-дир- , -мер-/-мир- , -пер-/-пир- , -тер-/-тир- , -блест-/-блист- , -жег-/-жиг- , -стел-/-стил- , -чет-/-чит можно запомнить с помощью простых стихотворений.


Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — вытИрай!
Собирать, стирать, задира,
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.

Или на то же правило есть мнемоническое правило Ослика ИА: пиши в корне И, если за корнем А.

Чередующиеся гласные А и О в корнях -гар-/-гор- , -твар-/-твор- , -клан-/-клон- поможет запомнить мнемоника.

Горению творца поклоняйся.

–лаг - и - лож-

- Гуси, гуси!

-Га, га, га!

- Перед г пишите а.

-раст-, -ращ- , но –рос-

Если в корне т и щ (а) –

Стопроцентно пиши а!

Исключенья не забудь:

Отрасль, росток, Ростислав, ростовщик, Ростов - и в путь!

Правописание О — Ё после шипящих, слова-исключения.

Шорох, чокаться, трущоба,

Жом, изжога и чащоба,

Шов, крыжовник и обжоры,

Шомпол, чопорный и шоры,

Шоу, джоуль, корнишон,

Рожон, боржоми и пижон,

Капюшон, мажор и шорты,

Шок, харчо, анчоус, джонки,

Трещотка, джокер, чох, вечор —

Запомни весь этот набор.

После шипящей не спеши,

В рифмовку входит? О пиши!

Шоколад, шофер, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба,

Шорох, чопорный, трущоба.

В иноязычных словах,

Без сомнения,

О мы напишем...

И в исключениях.

Запоминаем слова с Ё.

Пишем Ё в словах: дешевка,

Бечевка, ночевка и раскорчевка,

Тяжелый, сгущенный, стажер, ухажер,

Печенка, тушенка и дирижер.

Спряжение глаголов.

Ко второму же спряженью

Отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на -ИТЬ,

Исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ,

И ещё 11 глаголов-исключений:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Суффиксы.


Н, НН В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Отличить - ан - (-ян -) от - енн-

Не составит нам проблем.

Если в слове есть значение

"Сделанный из...", "предназначенный для...",

То напишем без сомнения

-ан - (-ян -), ведь так, друзья.

ВоробьИНый, соловьИНый.

КомарИНый, бекасИНый.

Суффикс - ин- с одною Н

Мы напишем без проблем.

Что кому принадлежит.

То с этим суффиксом бежит.

ЛуННый, камеННый, осеННий

НН напишем без сомнения.

Первая Н из корня идет.

Вторую Н суффикс несет.

И еще НН напишем.

Если суффикс -онн- иль -енн-.

Например,

торжествЕННый, огнЕННый, обществЕННый.

Ученик, не ошибись!

Здесь НН писать стремись!

СмышлеНый надо писать с одной Н, он и так умный, ему и одной хватит.

МошеННик у тружеНика одну Н украл.

Н в отглагольных прилагательных.

Труженице гостиницы на масленицу подарили румяна и пудреницу, угостили пряником и вареником.

Смышлёный жених.

В прощёное воскресенье, в последний день Масленицы, смышлёный жених, известный всем ветреник и бессеребреник, вместе с посажёным отцом и названым братом рассматривали приданое невесты, писаной красавицы. (Для неё они были незваными и непрошеными гостями). Тут были и домотканые скатерти, и златокованые сундуки, и свежемороженые свиные окорока для свадьбы.

Сказка о возлюбленном, или Н-НН на слух.

Был он неслыханный, невиданный, нежданный негаданный, нечаянный, желанный, как будто богом обещанный, лелеянный. Стал священным, для меня нетленным. Но чеканным шагом прошёлся он по моей любви. И стал отчаянным, жеманным, чванным, медленным, окаянным, дубинноголовым. И всё это увидело моё недрёманное око поздно. (Ещё штукатуренный и пеклеванный).

Юный извозчик.

Юный извозчик, чуть пьяный и румяный от мороза, на рьяном буланом коне вёз пряную свиную тушёнку в зелёных и багряно-синих коробках.

Ветреный гусар.

Не то на вороном, не то на буланом коне ветреный гусар непрошеным и незваным гостем влетел в гостиную залу, где кружили в вальсе посажёный отец и юная невеста.

Правописание суффиксов глаголов.

Если я -УЮ-ЮЮ, то надо -ОВА-ЕВА,

Если я -ЫВАЮ-ИВАЮ, то надо -ЫВА-ИВА.

Правописание суффиксов имён существительных.

А сыночек, открыв замочек, взял ножичек, подарочек и мешочек.

Без замочка не было бы у сыночка ни ножичка, ни подарочка, ни мешочка.

Взяв из карманчика ключик и открыв ларчик, мальчик-с-пальчик взял оттуда огурчик и помидорчик.

А не было бы ключика от ларчика, не было бы ни огурчика, ни помидорчика.

ОНК, - ЕНК-:


Девчонка смотрит в окно — под ударением буква О.

Правописание суффиксов имён прилагательных

Красивый, слегка игривый и ленивый, но правдивый молодой человек взял эмалевый сиреневый таз для боевых игр. Исключения: милостивое отношение к юродивым.

Дефисное написание.


-Либо, кое-, -то, - нибудь надо черточкой стянуть!

И при -таки, -ка, и -де
Ставьте черточку везде!
Но в частицах ЛИ, ЖЕ, БЫ
Дефис не надо бы.


-Либо, кое -, -ка, - нибудь, –
-То, - таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
(Из-за, из-под)


помощь пришла мнемоника. Была найдена
^ Рекомендации по использованию мнемонических приемов:

1. Использование любых произвольных ассоциаций помогает лучше запомнить материал и правильно писать слова.

2. Ритмичные речёвки позволяют провести физкультминутки, подчиняя их теме урока, т.е. не тратится время урока впустую.

3.При запоминании материала задействованы различные виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, слуховая, зрительная, что помогает лучше усвоить материал детям с различными видами памяти, различным уровнем восприятия.

4. Данные приемы помогают осуществлять разноуровневое обучение.

5. Мнемонические приемы помогают оживлять урок, делая его более интересным, запоминающимся.

6. При использовании рифмовок и речёвок учитель должен всегда проговаривать с учениками вместе, задавая им темп и ритм.

Конечно, мнемонические приемы не заменят понимания языка и процессов, происходящих в нем, они имеют второстепенное значение. Но если мнемотехника дает возможность облегчить запоминание и увеличить объем памяти, то честь ей за это и хвала.