Использование нестандартных форм и приемов работы: Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении иностранному языку в среднем звене через проектную деятельность (выступление на заседании МО от 13.12.10)
В методике обучения иностранному языку в последнее время наметилась стратегия в отношении коммуникативной направленности, в практической цели обучения – овладение языком как средством общения в устной и письменной формах. Учащийся должен получить готовность включаться в профессиональную деятельность, а учитель – обеспечить воспитание социально активной личности.
Залог успеха учителя и ученика в учебном процессе складывается из их взаимоотношений. Учителю важно попытаться понять каждого ученика, научить его учиться, развивать его творческую активность, желание включаться в активную мыслительную и речевую деятельность, а это не всегда легко. К сожалению, бывает такое, что взаимные положительные отношения не складываются на протяжении долгого времени, и от этого страдает усвоение материала. Ученик накапливает пробелы в знаниях и становится неуспевающим, как в моей практике, например, получается с учениками 3б класса, где нет помощи от родителей и, главное – желания родителей помочь собственному ребенку, так и с 10а классом, в котором мало заинтересованности в учебе практически по всем предметам, но много лени. Поэтому в создавшейся ситуации лучший способ, с моей точки зрения, не оттолкнуть ребенка полной не успешностью от предмета – это дать возможность поработать в группе, где основную работу чаще всего берут на себя более сильные и знающие ученики, либо индивидуально по заданию (хотя и здесь могут быть исключения, ведь не секрет, что можно получить хорошую оценку за чужой счет).
Виды деятельности и формы работы в классе разнообразны (ролевые и ситуативные игры, задания на развитие наблюдательности и памяти, соревнования между рядами и группами, работа над проектами и защита их перед классом), как и контроль ЗУН. Контроль умений и навыков результативен, если проводится в интересной форме с элементами соревнования, чтобы ученик мог показать, на что он способен и чему научился лучше других.
Основной материал, подлежащий усвоению и представленный в учебнике, запоминается лучше через речевую ситуацию, ролевую игру, через наглядность и яркие примеры. Например, учащиеся могут по очереди разыгрывать роли в соответствии с ситуацией: врач, турист, риелтор по продаже квартир, агент по продажам или туризму.
Большой популярностью у ребят пользуется работа над проектами. Под проектами можно подразумевать все что угодно: составление меню, карты местности, брошюры и проспекта, написание жалобы либо отчета о мероприятии, посещении города, участии в соревновании и т.д. В младших классах составляли меню на все дни недели, рисунки-подсказки для описания домашних питомцев(3класс), перед новогодними праздниками ребят ждет еще один проект – новогодняя игрушка (2кл.) и ингредиенты праздничного салата(3кл.), описание своей комнаты (4кл.).
На уроках в среднем звене уже удается выполнять групповые проекты, а это не просто, поскольку многие хотят быть лидерами. Так, шестиклассники защищали проекты по животным дикой природы, по городам России и Англии, 5-е классы готовили расписание идеальной школы, дизайн своей комнаты, а семиклассники разрабатывали экскурсионные маршруты по Лондону и Москве, рекламу достопримечательности Жигулевска.
Познавательным и интересным можно сделать знакомство со степенями сравнения прилагательных в 9-х классах, закрепление знания прошедшего времени глаголов в 6-х, если подготовить проект по аналогиям данных грамматических форм в виде сказки или путешествия со знакомыми «незнакомцами».
В стремлении активизировать мыслительную и речевую деятельность каждого ученика оптимально использую приемы и формы работы, позволяющие этого достичь.
Чижова Л.Г. |