Главная страница

Особенности формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках технологии через проектную деятельность



Скачать 61.65 Kb.
НазваниеОсобенности формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках технологии через проектную деятельность
Дата18.04.2016
Размер61.65 Kb.
ТипДокументы

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Лазовская О.А., учитель технологии

МБОУ СОШ № 40 г. Белгорода

Яковлев Д.В., учитель технологии

МБОУ СОШ № 40 г. Белгорода
Современная статистика утверждает, что примерно через каждые 8–10 лет объем научных знаний в мире удваивается. Следовательно, содержание образования, которым овладевают учащиеся, быстро стареет и по многим параметрам нуждается в коррекции, поэтому конкурентоспособность будущего специалиста на рынке труда зависит от его активности, гибкости мышления, инициативности, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Отсюда возникла необходимость изменения самого подхода к образованию. Стандарты второго поколения учитывают эти изменения и ставят задачу - овладеть помимо знаний универсальными учебными действиями. Задача педагога - учить детей не накоплению объема информации, а умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, мыслить критически и системно применяя на практике полученные знания, чтобы успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям общества. Особую роль в решении этой задачи играет учебный предмет «Технология». Предметная область «Технология» - основная практико-ориентированная образовательная область, в которой интегрируются и реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, формируются навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые всем современным профессиям созидательного труда, то есть ключевые компетентности.

Целью изучения предмета «Технология» в рамках внедрения ФГОС является развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей. Для достижения поставленной цели целесообразно применять педагогику сотрудничества и гуманно-личностную технологию Ш. А. Амонашвили, организуя учебный процесс с учетом уникальной целостной личности ребенка, таким образом, решая проблему мотивации обучения через создание собственных «продуктов», что повышает стремление ученика получить необходимые знания и умения для качественного изготовления изделия, то есть является стимулирующим механизмом развития личности.

Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи) с успехом может использоваться учителем на этапе формирования новых знаний. Используя элементы монолитического изложения материала, педагог может вести со школьниками проблемный диалог, создавать проблемные ситуации. Применяя эвристический и исследовательский методы, он конструирует методическую систему проблем и проблемных задач, которые предъявляет учащимся, управляя их учебной деятельностью. Использование названной технологии способствует повышению интереса к учебному предмету, развитию логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы, умению анализировать, что необходимо для развития креативности.

Приоритетными методами преподавания технологии являются учебно-практические работы, выполнение творческих проектов. Метод проектов как педагогическая технология позволяет создавать естественную среду для формирования у учащихся ключевых компетентностей. Он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Главнейший основополагающий принцип метода проектов - исходить из интересов самого ребенка, интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества. Выполнение проекта дает возможность ученику проявить себя индивидуально или в группе, раскрыть свой творческий потенциал, попробовать свои силы, приложить свои знания и умения, принести пользу, создав оригинальный продукт и публично показать достигнутый результат. Для учителя метод проектов - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет объединить практическую и умственную деятельность обучаемых, создает условия для творческой самореализации детей, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллекта, самостоятельности, ответственности, умений выявлять проблему, ставить цели, планировать собственную деятельность, принимать решения, критически оценивать результаты.

Основываясь на исследованиях А.А. Карачева, В.В. Колотилова, О.А.Кожиной, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, можно сказать, что учебные проекты в рамках образовательной области «Технология» имеют свои отличительные особенности. Учебный проект по технологии предусматривает «определение потребностей людей, разработку идеи изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров». В процессе обучения предмету «Технология» наиболее целесообразно выполнять практико-ориентированные, творческие и игровые проекты. Например, практико-ориентированные краткосрочные проекты (изготовление раздаточного материала) нужно использовать в целях совершенствования учащимися практических предметных умений и навыков. Использование приемов и методов технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера - учебный мозговой штурм и прием экспертизы, способствуют развитию умений учащихся кратко и четко выражать свои мысли, критически подходить к оценке новизны своего проектного изделия, формируют навыки аналитической деятельности, повышают уровень развития творческого мышления.

В ходе игровых и ролевых проектов осуществляется развитие коммуникативных навыков учащихся. Проектным продуктом в данном случае является разработка семейного праздника или викторины для младших школьников, а главной целью – вовлечение детей и взрослых в работу по подготовке мероприятия. Участие в таких проектах имеет огромное значение для замкнутых, застенчивых учащихся, так как дает им возможность приобрести или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность, повысить свою самооценку.

Особое внимание необходимо уделять работе с учащимися при выполнении ими творческих проектов, которые предоставляют самый большой простор для развития творческих способностей, позволяют ученику проявить себя, создавая произведения декоративно-прикладного искусства и любого другого жанра. Творческие проекты учащиеся могут выполнять по группам или индивидуально. Преимущество индивидуальных проектов в том, что учителю представляется возможность учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности учащегося, личностные потребности и интересы, а, значит, появляется шанс точечно воздействовать не только на дефицит в знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности ученика в целом. Все творческие проекты, выполняемые учащимися должны иметь практическую значимость.

Групповые формы работы наиболее эффективны на уроках по разделу «Машиноведение» для усвоения учащимися большого объема теоретического материала по устройству механизмов. Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, возникновения коллективной познавательной деятельности.

При выполнении творческих проектов эффективно использование возможностей Microsoft office и графических редакторов CorelDraw, Photoshop, Acrobat, Adobe Rider, которые позволяют создавать профессионально выполненные документы c визуальным рядом – рисунками, фотографиями, чертежами, графиками. Используя возможности ИКТ, учащиеся обучаются навыкам структурирования информации, выделения главного, расчетам себестоимости проектного изделия, публичной защите работы. На этапе урока по изучению нового материала ИКТ дают возможность педагогу использовать видеоуроки, презентации моделей одежды и изделий декоративно-прикладного искусства, на этапе практической работы – инструкционные и технологические карты, на этапах закрепления и повторения изученного материала – компьютерное тестирование. Сочетание игровых и компьютерных технологий обучения позволяет перевести учащихся с уровня воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой. Использование педагогом ИКТ позволяет мобильно корректировать процесс обучения, оптимально сочетать индивидуальную и групповую работу на уроке. ИКТ на уроке способствуют формированию у обучающихся умений работать с информацией, развитию коммуникативных способностей.

Технологическое образование дает такие возможности для формирования ключевых компетентностей, которые не могут дать другие образовательные области. Всестороннее развитие личности немыслимо без совершенного технологического образования, которое выходит на новые перспективы.


Список литературы

Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.

Голуб Г.Б. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся»/ Голуб Г.Б., Чуракова О.В. – Самара, 2003.

Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005.

Е.С. Полат Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2012.