Главная страница

«Использование нетрадиционных материалов для ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста»



Название«Использование нетрадиционных материалов для ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста»
страница2/3
Дата14.04.2016
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
1   2   3

2.Результативность опыта
В нашем детском саду проводится большая работа по развитию у детей творческих способностей в процессе занятий различными видами ИЗО-деятельности и ручным трудом. В методическом кабинете имеются пособия, литература. В каждой группе есть уголки ручного труда с разнообразными материалами.

Для осуществления поставленной перед собой цели, мной были разработаны занятия занимательного характера, несущие в себе интересное содержание, нетрадиционный материал. Использование такой технологии позволило занятиям художественным трудом стать более интересными, результативными. У детей были скудные знания об интересных техниках и материалах, применяемых в ручном труде. Они занимались традиционными видами труда, аппликации, конструирования из бумаги, а разработанные и проведенные занятия позволили развить у детей интерес к данному виду деятельности, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва. Детям очень понравилось работать с нетрадиционными материалами. Результативность таких занятий была достаточно высокой. Обучение техническим навыкам работы успешным.

Это все стало возможным благодаря систематичному, целенаправленному обучению на занятиях занимательного характера.

Кроме того, мной был составлен перспективный план, консультации для педагогов и родителей, конспекты занятий, накоплены стихи, пословицы, поговорки и о труде и о различных материалах.

За время моей работы наблюдаются следующие результаты:

1. положительная динамика развития мелкой моторики

воспитанников на конец года;

2. развиваются умственные способности, память, мышление, воображение;

3. у детей появилось желание экспериментировать с материалами, придумывать свои предметы - игрушки, изготавливать на занятиях и в свободное время.

Составлен план-прогноз по приоритетному направлению работы с детьми.
Перспектива в работе:

1. В результате диагностического обследования детей проблема, которая будет решена через приоритетное направление в работе с детьми.

2. Планирую в дальнейшем работу по данной теме.

3. Поделиться опытом работы с коллегами.

3. Библиографический список
1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).

2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997.

3. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома» -М.,Мозайка-Синтез, 2008.

4. Куцакова Л.В. « Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» -М.,Мозайка-Синтез, 2005.

5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Акцидент, 1996.

6. Каракулова О. «Рисуем» скотчем! // Обруч. – 2003. - № 5.

7. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

8. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

9. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов  по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) - М.: Просвещение, 1987.

10. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л.В. Русскова) - М.: Просвещение, 1986.

11. Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М.: Просвещение, 1987.

12. Петрова И.М. «Овечка» // Дошкольная педагогика. – 2002. -  № 5 (9).

13. Программа воспитания и обучения «Радуга». / Под ред. Дороновой Т.Н. - М.: 1993.

14. Буре Р.С. « Дошкольник и труд» - СПб, Детство-Пресс, 2004.

15. Программа воспитания и обучения в детском саду» .Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., Москва Мозаика-Синтез, 2008.

16. Художественно–эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) – Волгоград: Учитель, 2005.    

17. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Приложение.

4.1. Приложение № 1.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Роль использования нетрадиционных приемов работы с бумагой в развитии детского художественного творчества у старших дошкольников».
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Поэтому перед системой образования одна из основных целей формулируется как воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Формирование творческой личности - одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий - приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в детском саду. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Работы отечественных и зарубежных специалистов (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) свидетельствуют, что художественно-творческие деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности - это творчество. Известно, что детское творчество - явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества.

Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами. Постепенно вырабатывался правильный подход к этой проблеме. Психолог Л. Выготский отметил, что любая практика, любой опыт могут быть усвоены двумя путями. Один из них - воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий. А.А.Волкова, характеризуя творчество дошкольников, писала: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

Эти вопросы от своих воспитанников «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый, каждый, кто старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным им изделиям, в которых они находят все новые и новые привлекательные подробности.

И.Я.Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое. Как обычно учат знаниям и умениям.

Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, аппликации, художественном труде.

Художественная деятельность ребенка приобретает художественно - творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов - представлений и овладений способами изображения. Продуктом художественно - творческой деятельности является выразительный образ. С самого начала ребенка надо учить правильно, пользоваться разными изобразительными материалами.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами. Я бы хотела остановиться, немного конкретнее на бумаге. В своей работе с детьми я часто использую ее нетрадиционный вид – фольгу. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики», бумагокручения, чеканки. Бумагокручение основано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Очень нравится детям игра в « кузнецов», ведь фольга напоминает металл, но мягкий и пластичный. Дети экспериментируют с фольгой, создают изделия ручным способом и с помощью детских молотков. Задача педагога показать способы работы.

1) ручная формовка: скатывание в шар или цилиндр, скручивание в жгут, сгибание, сминание, сплющивание (задание «разогнуть подкову);

2) формовка с помощью молота: удержание листа фольги левой рукой с помощью клещей или в перчатке и придание формы с помощью молотка – сплющивание, скручивание, сворачивание, сминание и др. (с имитацией нагрева в горне);

3) резание «листовогожелеза» (куска фольги) ножницами;

4) отливка: сминание фольги (имитация плавления) и заполнение формы (формочки для игр с песком);

5) скульптурный способ: оборачивание различных предметов фольгой и превращение в металлические скульптуры (можно создать парк скульптур);

6) гравирование: нанесение на фольгу рисунка с помощью карандаша, выкалывание узора зубочисткой;

7) рельефный способ: оборачивание монет и других предметов с рельефным рисунком, разглаживание поверхности для проявления рельефа;

8) тиснение – техника «принт» - отпечатки на фольге, лежащей на мягкой или упругой поверхности.

Работа с нетрадиционными техниками бумаги позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользования иглой, клеем и т.д., приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».


4.2. Приложение № 2.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Требования к организации ручного труда в детском саду».
Содержание поделок обязательно должно предусматривать применение тех конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических (сгибание бумаги, соломки, перевязывание, плетение, склеивание) навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые способы соединения деталей, находят новое композиционное решение, воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата;

Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;

В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы;

В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок;

Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием;

При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса. Истинно художественное народное произведение удовлетворяет не только эстетические интересы. Оно теснейшими узами связано с действительностью, на почве которой возникло. Сохранение и возрождение декоративно-прикладного искусства свидетельствует об истинном понимании глубокой роли традиционной народной культуры, его большом социально эстетическом значении в жизни общества, в решении проблемы оптимального использования ручного творческого труда в современную эпоху.

Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Декор - от латинского слова decoro: украшаю. Произведениями декоративно - прикладного искусства могут быть различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, украшения, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника. Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в далекое прошлое, в нем истоки художественной культуры народа. Этот вид искусства является не только свидетельством уровня материальной культуры общества, но и результатом его духовной эволюции. Созданное трудом человека для удовлетворения его насущных потребностей, существующее как одна из граней среды обитания. Оно в свою очередь оказывает повседневное воздействие на людей, формируя их сознание, эстетические запросы, взгляды, вкусы. Поэтому выработка у детей умение понимать и чувствовать утилитарные и эстетические свойства образцов декоративно - прикладного искусства играет огромную роль в развитии их художественного вкуса, мировосприятия, внутренней культуры, а в конечном счете - культуры быта, взаимоотношений между людьми.

Творцами народного искусства были крестьянские умельцы и посадские ремесленники. Но цели их творчества были неисходными, поэтому и характер изделий различен. Крестьянские мастера создавали нужные в хозяйстве и быту вещи, И их особенности во многом определял размеренный ход жизни, близость к природе.

Творчества нехудожественного народ не знал! Всему придавалась красота линий, формы, узора, цвета – и сохе, и прялке, и полотенцу, и посуде. Жизнь народа всегда была слита с природой, которая давала доступный материал (глину, кость, дерево, лен, металл) и подсказывала способы его обработки, а также служила источником содержания искусства, влияла на его мотивы, эмоциональный строй. Крестьянские изделия – деревянная утварь, мебель, орудия труда, одежда, вышивка, ткани, игрушки - поражают красотой и совершенством форм, гармонией узоров. Но особенно красивы вещи праздничного обихода и предназначенные для детей. Первые, наряду с песней, танцами музыкой играли важную роль в дни праздников, гуляний, во время исполнения обрядов и различных ритуалов. Женщины надевали нарядную одежду и красочные головные уборы, украшали избу вышитыми или ткаными полотенцами, коврами ручной работы, праздничной утварью; еда гостям подавалась на расписных блюдах, напитки в долбленных расписных ковшах в виде ладьи или утки, в керамических сосудах. И сейчас все эти квасники, прялки, лукошки, дуги, подзоры, ковры, кокошники, пряничные доски рассказывают нам о мудрой простате взглядов и вкусов многих поколений крестьян и хранятся в музеях как образцы высокого народного искусства.

Изделия декоративно - прикладного искусства содержат в себе, как правило, богатство жизненных обобщений, остроту впечатлений, отмечены оригинальностью, мастерством и вкусом художника. Знакомство с народно-прикладным искусством на занятиях по ручному труду помогает детям почувствовать свою причастность к тому, что делается в его родном доме.

Совместная деятельность всегда доставляет детям радость и удовлетворение. Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях по ручному труду, так и вне занятий. Совершенствование трудового воспитания дошкольников в детском саду формирует у детей положительное отношение к труду: обучаются трудовым навыкам, формируются знания о труде, организации трудовой деятельности. Овладение трудовыми навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, что позволяет ребенку ставить и достигать цель.

Трудовое обучение и трудовое воспитание в детском саду необходимо решать в тесной взаимосвязи. От одной возрастной группы к другой усложняется содержание различных видов навыков: формируются продуктивные действия, навыки планирования, организации «рабочего места» самоконтроля в процессе деятельности, поиска наиболее рациональных приемов работы, бережного отношения к материалам. Трудовое воспитание формирует у дошкольников нравственные чувства: доброжелательность, сочувствие, совесть, гордыню, стыд и т. д., а также моральные черты личности: бережливость, трудолюбие, правдивость, сознательность. Большое место в трудовом воспитании имеет моральная сторона труда дошкольника: значимость его труда, бережное отношение к результатам труда, орудиям, материалам, заботливое отношение к природе. В художественной литературе дети знакомятся с трудом взрослых, с красотой родной природы, с сезонными изменениями в природе. Ознакомление детей с трудом взрослых осуществляется в разных формах: не только нужны наблюдения за трудом или чтение рассказов о труде, но и организация совместной деятельности со взрослыми.

Детям импонирует роль помощника взрослого, но основной смысл такой организации - непосредственное общение с тружеником, во время которого ребенок «заражается» трудовым энтузиазмом, подражает действиям взрослых. Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от проявления интереса к деятельности. Это является одним из условий, обеспечивающим включение детей в труд, успешное выполнение заданий педагога. На характер деятельности детей, их инициативу, активность, творчество влияют познавательная направленность интереса, его эмоциональная окраска.

Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу положительных взаимоотношений между детьми, особенно выполнение коллективных работ. У дошкольников формируются навыки взаимопомощи, способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой деятельности. Накапливается положительный опыт участия в коллективной трудовой деятельности. Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях, так и вне занятий, во время самостоятельной деятельности. Целью обучения детей художественному труду являются изготовления предметов, имеющих значение для самого ребенка, его сверстников, близких людей. Например, дети на занятиях делают игрушку - домик. Они впервые приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает сделать домики и подарить их малышам. Все его приемы направлены не на поддержания данного общественного мотива, а на реализацию главной цели занятия - сформировать навыки изготовления поделки.

На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку» Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа - умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Это необходимо при выполнении поделок из бумаги, соломки, засушенных растений. Усвоив последовательность рассматривания образцов, дети могут придерживаться выработанного умения, особенно если педагог на занятии подчеркивает значимость анализа (рассматривание) «научитесь рассматривать и тогда вы сами сумеете рассмотреть игрушку (картинку), которую вы захотите сделать в уголке труда». Обучая конструированию из соломки (объемных фигур: девочка, ангел, звезда) можно использовать схемы, где изображена последовательность изготовления поделки. Чтобы дети во время художественного труда смогли самостоятельно выполнить поделку по чертежу, они должны усвоить определенные обозначения, из которых дети должны понять, в каком месте согнуть соломку, где перевязать шпагатом, какое место смазать клеем. Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда.


4.3. Приложение № 3.
Консультация для воспитателей
1   2   3