|
«Использование нетрадиционных материалов для ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста» [Введите текст]
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
«Детский сад комбинированного вида № 123»
350072, г. Краснодар Прикубанский округ, ул. Зиповская 9-А, тел./факс 257-04-42
ТЕМА: «Использование нетрадиционных материалов для ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста»
Автор опыта: Лебедева Наталья Сергеевна
Воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад № 123»
г. Краснодар 2014г. Содержание
Информация об опыте…………………………………………………………………….....3
Актуальность опыта ……………………………………………………………….....4
Технология опыта……………………………………………………………………..9
Результативность опыта ….………...…………………………….………………………..12
Библиографический список ……..…..….…………………………………………………13
4. Приложение ………………………………………………………………….……………....14
4.1. Приложение № 1. Консультация для воспитателей «Роль использования нетрадиционных приемов работы с бумагой (фольгой) в развитии детского художественного творчества у старших дошкольников»………….... …………...…………
4.2. Приложение № 2. Консультация для воспитателей «Требования к организации ручного труда в детском саду»...................………………………………………………..…..
4.3. Приложение № 3. Консультация для воспитателей «Занятия квиллингом в старшей группе»
4.4. Приложение № 4. Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребёнка дошкольного возраста»……………………...………………………………………………..………..…..
4.5. Приложение № 5.Консультация для родителей «Организация ручного труда в семье»
4.6. Приложение № 6. Консультация для родителей «Роль ручного труда в приобретении уверенности в себе»
4.7. Приложение № 7. Конспект комплексного занятия по художественному труду в старшей группе детского сада «Золотая рыбка»……………………………………..…...
4.8. Приложение № 8. Конспект комплексного занятия по рунному труду в технике квиллинг «Подарок маме»….……………………………….……
4.9. Приложение № 9. Мастер класс для воспитателей «Ёлочное украшение в технике квиллинг»
Информация об опыте.
В основу данного опыта положены наблюдения и экспериментирование, направленные на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности как на специальных занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности и в условиях семейного воспитания.
Опыт был накоплен и обобщен на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 123» с детьми старшего дошкольного возраста.
Работая над проблемой «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» были изучены методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного характера, свойства и возможности различных нетрадиционных материалов (гипс, тесто, ракушки, яичная скорлупа и т. д.). При выборе того или иного материала необходимо учитывать, что игрушки иногда получаются очень хрупкими, иногда колючими (например из шишек). Эти нюансы надо иметь ввиду, ориентируясь на возраст детей, их умения и навыки. Организация широкого экспериментирования с материалом, дала возможность детям открывать его новые свойства, придумывать свои приемы и способы работы с ним. При выборе исходного материала дети отдавали предпочтение неоформленным (бумага, нитки, фольга и др.) и полуоформленным (коробки, скорлупа, пробки и др.) его видам. Видоизменяя их, ребенок может создавать целостные формы и композиции.
Использование такой технологии позволило занятиям по ручному труду стать более интересными, результативными. У детей были скудные знания об интересных техниках и материалах, применяемых в процессе художественной деятельности. Разработанные и проведенные занятия позволили развить у детей интерес к данному виду творческой деятельности, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва. Детям очень понравилось работать с нетрадиционными материалами. Результативность таких занятий была достаточно высокой. Обучение техническим навыкам работы было успешным.
В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная, поэтому для достижения поставленных перед собой задач мной были разработаны занятия занимательного характера, так как несли в себе интересное содержание и нетрадиционный материал. Подготовлены консультации и фотоматериалы для коллег и родителей.
1.1. Актуальность опыта. Сегодня каждый ребенок воспринимается педагогом и родителями как уникальная личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействий с другими людьми.
Опыт показывает, что наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
По диагностическим данным, дети в 5-летнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов, в 7-летнем - 20%, а взрослые - лишь 2%. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.
Ручной труд - один из немногих видов художественно-эстетических занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребёнка. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.
Занимаясь ручным трудом, ребенок расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Поэтому, важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач государства - воспитание культурного, нравственного, ответственного, инициативного, компетентного и творческого гражданина, ориентированного на общечеловеческие ценности. Эта цель обусловлена новыми социальными запросами, отражающими переход России в информационное общество, основанное на глубоких знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий предъявляют новые требования к системе образования уже на первой его возрастной ступени - дошкольном детстве.
Новые федеральные государственные требования (ФГТ) предусматривают быстрый переход к проектированию образовательного пространства на основе принципов фундаментальности и культуросообразности. Подобный переход принципиально изменяет содержание образовательного процесса, в котором возможно и необходимо:
выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста; обеспечение ресурсов для самореализации детей, подготовка их к достижению жизненных успехов, приучение к самоконтролю и саморегуляции;
содействие трансляции культуры, передача детям опыта предшествующих поколений, «вооружение» культурными инструментами, позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать;
обучение детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми, подготовка к успешному осуществлению функций; соответствующих тем ролям, которые человек играет в обществе как гражданин государства, член семьи, профессиональной группы и полноценный участник образовательного процесса.
Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели предоставляет такая образовательная область как «Ручной труд».
Ручной труд - это творческая, социально мотивированная деятельность ребенка, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего утилитарные и эстетические свойства. Прикладным результатом ручного труда выступают рукотворные игрушки и книжки, сувениры и подарки, различные предметы для обустройства игрового и жизненного (бытового) пространства. Но наиболее значимым результатом является опыт освоения культуры и создания культуры на основе универсальных способностей, позволяющих человеку быть успешным в любой деятельности.
Ручной труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака - польза и красота в их гармоничной согласованности. Множество важных дел наполняют жизнь детей эмоционально значимыми событиями, создают «поле» для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми.
Ручной труд - это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие действия или операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, резание, скручивание, свивание, моделирование и т.д. При этом ручной труд - это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией на уровне подлинного творчества.
Ребенок играет, рисует, лепит, поет, танцует только потому, что ему интересно это делать, и это вызывает у него радость. Радость дает возможность передышки, позволяет восстановить затраченную энергию, открывает новые перспективы, которые вновь пробуждают интерес, воодушевляют, стимулируют творческую активность. Хотя радость нельзя считать чисто социальной эмоцией, можно предположить, что в основе эмоции радости лежит и некий социальный компонент, что социальные взаимодействия или социальные отношения являются наиболее надежным источником радостных переживаний. Конструктивное взаимодействие эмоций интереса и радости с наибольшей наглядностью проявляется в детской игре и художественном творчестве. Именно эти две эмоции, взаимодействуя друг с другом, составляют мотивационную основу детской художественной деятельности.
В процессе художественно-эстетической деятельности, связанной с восприятием и созданием художественных образов, у детей развиваются и совершенствуются механизмы, определяющие смысл слова. Эти процессы, более сложные по генезису, структуре и социальной значимости для ребенка, организуются и контролируются передними ассоциативными лобными областями коры головного мозга ( по данным Т.П.Хризман). Исследования в этой области показали что в сознании дошкольников формируются смысловые поля, позволяющие более активно, целенаправленно, избирательно осваивать, интерпретировать и оценивать познавательную информацию.
Творчество, как известно, обладает целительной силой. Создание игрушек помимо диагностического и воспитательного может иметь терапевтическое и коррекционное значение. Работа, рассчитанная на терапевтический эффект, строится с учетом таких факторов, как возраст ребенка и его реальные возможности. В процессе работы детям предоставляется право на активную позицию при выборе подходящего для них вида и содержания поделки, материалов, времени и темпа осуществления задуманного. Ребенок может сам определять степень сотрудничества со взрослым или своим ровесником: он может заниматься изготовлением игрушки самостоятельно, выполнять часть работы или помогать кому-то, может просто наблюдать за деятельностью других детей.
Чтобы поддержать интерес ребёнка к созданию игрушки, можно предложить ему помощь (пришить, приклеить, раскрасить детали). С другой стороны, необходимо всячески приветствовать его личную инициативу, желание сделать по- своему. Ведь действия на основе стереотипов, ограничений уничтожают в человеке творческое начало. Одной из самых замечательных является способность ребенка к неожиданному, интуитивному и яркому решению образа игрушки.
При этом взрослому нужно помнить, что создание игрушки дошкольником лишь внешне напоминает аналогичную деятельность взрослого мастера. Техническая сторона исполнения отодвигается на второй план. Усилия направляются на раскрытие через игровой образ своего отношения к нему, к ожидаемому результату.
Ребенку доставляет удовольствие не только работа, но и рассказ о ней, о задуманном образе. Облик созданного персонажа является не только образным, но и информативным еще до того, как ребёнок начинает его озвучивать. То есть игрушка способна сообщить нам о внутреннем состоянии ее создателя, о мотивах, побудивших его именно так передать образ. Изготовление игрушки и есть тот «первичный язык», с помощью которого можно выразить свои чувства, сомнения, отразить конфликтные моменты. Благодаря игровой ситуации у ребенка появляется возможность поведать о своих переживаниях, а взрослому - узнать о них.
Детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Вхождение ребенка в человеческий мир - это непрерывная цепочка «открытий для себя». Но благодаря этим «открытиям» через деятельность подрастающих поколенийосуществляется глобальное воспроизводство творческих способностейв масштабах всего общества. Именно это часто давало повод считать ребенка олицетворением общечеловеческого, богочеловеческого, а то и божественного творческого начала, на которое следует ровняться взрослому творцу. По словам английского философа Ф.Бэкона, чтобы войти в науку, мы должны уподобиться детям. Вторя ему, русский философ П.А.Флоренский писал, что секрет творчества -в сохранении юности, а секрет гениальности - в сохранении детства на всю жизнь.
Творчеству дошкольника свойственно неразрывное единство воображения и мышления (с возрастом наблюдается известная дифференциация этих процессов); отличает яркий и подвижный эмоциональный характер, под час преобладающий над рациональными моментами. Элемент творчества в качестве ведущего содержат все виды деятельности, особенно художественная. Поэтому разумно организованное обучение и воспитание начинается не с передачи «готовых» знаний, умений и навыков, а создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решения которых эти способности формируются. Умелое сочетание воспитательных приемов, направленных на формирование представлений, чувств и умений детей с возможностями выбора и решением определенной проблемы, позволяют правильно решать вопрос развития у детей элементов творчества.
Основу творческого потенциала образует продуктивное (творческое) воображение (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов).
Воображение дошкольника - это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя.
Вся художественная деятельность строится на активном воображении и творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт.
Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией.
Творческое воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.
Интересы имеют большое значение в жизни человека. Поскольку они проявляются в положительных эмоциях человека, то вызывают чувство удовлетворения от работы, позволяют легко сосредоточить внимание, увеличивают работоспособность. И для развития ребенка очень важно формирование многих интересов.
Вопрос гармоничного развития и творческой самореализации становится, чуть ли не самым главным вопросом для современного человека. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. В процессе художественной деятельности каждый ищет свое решение, свой способ выражения. Задание требует от ребенка определенных усилий и напряжения. Награда за это – создание собственного «мира», где хозяин - он. Это повысит самооценку, поднимет жизненный тонус.
Развитие воображения помогает создать персонажи, которых на самом деле не существует. Появляется возможность конструировать свои реальности, моделировать ситуации, в которых можно опосредованно, через придуманных героев выразить собственные переживания, снять стресс.
Нужно отметить, что ручной труд, как и другие виды творчества - не праздное развлечение, а именно труд.
Развитие творчества, воображения, трудолюбия в дошкольном возрасте представляет собой наиболее оптимальный и надежный путь формирования психологической и интеллектуальной готовности к развивающему школьному обучению.
Наше время - это время перемен, и сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современное массовое обучение еще, порой, сохраняет не творческий подход к освоению заданий. Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. В то время как роль педагога не только дать определенные умения и навыки, но и, главное, помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества.
Занимаясь творчеством, ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождается положительными эмоциями. А это напрямую связано с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.
В будущем, в подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта - образ желаемого будущего.
Творческое воображение значимо в личном плане и для взрослого человека. Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями. Важность этого вопроса, а также его актуальность на сегодняшний день заставили меня начать работу над этой проблемой.
1.2. Технология опыта Ручной труд - это преобразующая творческая деятельность, направленная на создание реальных предметов, гармонично сочетающих утилитарную и эстетическую функции (гармония пользы и красоты).
Содержание ручного труда в дошкольном учреждении - это запечатленный в различных видах искусства духовный опыт всего человечества, раскрывающий вопросы бытия человека и смысла его жизни с эстетических позиций.
Цель занятий ручным трудом - направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эстетического отношения к окружающему миру средствами практической целесообразной деятельности. Основополагающая идея состоит в том, что детская художественная деятельность на всех ее уровнях - восприятие, исполнительство, творчество - организуется как вхождение ребенка и общечеловеческую культуру.
Эту цель раскрывает ряд принципиальных теоретических положений.
Первое. Ручной труд предстает перед детьми как универсальный способ приобщения к человеческой культуре. При этом принципиально меняется традиционное понимание методики как системы способов, методов и приемов, искусственно привнесенных педагогом «извне». Образовательный процесс начинает строиться «изнутри» в форме культуроосвоения, когда каждый ребенок не только переживает, но и ««порождает» содержание на уровне культурных и личностных смыслов, проходя и свернутом виде через «эстетическое ускорение» путь развития общечеловеческой культуры. Методика, в свою очередь, выступает способом образной конкретизации универсального содержания культуры, на деле осуществляя принцип приоритета содержания по отношению к методам.
Второе. Центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а проблемы как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире, в соответствии со спецификой предметного содержания проблемы выражены эстетическими категориями в форме бинарных оппозиций: красиво/некрасиво, добро/зло, правда/ложь, живое/неживое, реальность/фантазия, форма/содержание и многие др. Эти понятия предстают как проблемное поле культуры, которое дети осваивают в активном творческом процессе на основе мышления и воображения.
Третье. Проблемное поле культуры персонифицируется в образе человека (народного мастера, художника, дизайнера, педагога), который передает выкристаллизовавшийся опыт человечества и учит смотреть на мир «глазами человека». Человек как носитель культуры формирует у ребенка разноплановый опыт общения с предметами культуры и разных видов искусства: восприятие, исполнительство, творчество (по вектору «от жизни - к искусству»).
Содержание художественного образования должно быть таким, чтобы мир открывался ребенку в его конкретной творческой деятельности и вчувственных ощущениях, которые вызывают эмоциональную реакцию, что приводит к ответному осмысленному и практическому действию по принципу «эстетического переживания пережитого» (А.П. Ларьков).
Четвертое. Проектирование содержания ручного труда в условиях интеграции художественно-продуктивной и познавательной деятельности возможно при соблюдении ряда условий:
• необходима трансформация материала (содержания), которая открывает в нем внутренние, скрытые, существенные связи и отношения, в результате чего дети самостоятельно проходят путь «открытия» знания или способа действия;
•в качестве знания выступает не «застывшая» информация, а процесс ее выведения (принцип моделирования художественного процесса, Л.В. Школяр);
•выведение, «порождение» знания протекает как творческий процесс реального или мысленного экспериментирования с материалом в целях «порождения» в сознании каждого ребенка культурных и личностных смыслов.
Изучив научно-теоретические аспекты данного вопроса целью своего конкретного опыта работы я определила:формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей посредством ручного труда. Достижение цели осуществляется через решение следующих задач: раскрыть природу и сущность ручного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего свой быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты и разумного порядка.
Содействовать формированию эстетического отношения к ручному труду как проявлению жизни человека во всем многообразии ее граней (природной, материальной, социальной, духовной); раскрыть специфику результата ручного труда - единство пользы и красоты.
1. Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека.
2. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное мышление, художественные способности.
3. Обогащать опыт художественно - продуктивной деятельности на всех уровнях: восприятие-исполнительство - творчество;
4. Содействовать освоению художественных техник (технологий) и общей ручной умелости на основе интеграции интеллектуальной и художественной деятельности.
Создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, изобразительными техниками.
1. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способа изображения.
2. Создать условия для полноценного личностного роста каждого ребенка.
Художественно-продуктивное творчество по своей внутренней сущности является особым способом поиска человеческого смысла и его передачи другим людям. Этот момент должен быть учтен и в ходе развития художественно-продуктивной деятельности ребенка, тем более, если речь идет о культивировании ее личностно развивающих форм.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста, их художественно - творческая деятельность.
Предметом исследования являются нетрадиционные формы занятий в технике квиллинг и бисероплетения в старшем дошкольном возрасте.
Следуя вышесказанному я выдвинула гипотезу: развитию воображения и художественного творчества дошкольников способствует проведение занимательных занятий ручным трудом с использованием нетрадиционных материалов и техник.
Работа по развитию творчества у дошкольников средствами интересных занятий ручным трудом проводилась с помощью основных методов исследования.
Метод наблюдения представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным материалом или данными.
Беседа как метод воспитания постоянно присутствует в дошкольном учреждении. Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Беседа - это привлечение самих воспитанников к формированию у них определенных суждений, оценок. По своему содержанию беседа может быть этической, эстетической, затрагивающей явления общественной жизни, а также о фактах науки.
Педагогический эксперимент специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы. В отличие от изучения реально сложившегося опыта с помощью методов, регистрирующих лишь то, что уже существует. Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть предполагаемое и проверяемое, педагогическое нововведение. Основным условием применения педагогического эксперимента является проведение его без нарушения нормального хода учебно-воспитательного процесса, когда есть достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения и воспитания. Такой эксперимент получил название естественного.
Анализ собранных данных, их теоретическое осмысление и обобщение. На этом этапе исследователь старается определить случайное и частное от необходимого и существенного, стремясь обнаружить регулярность или порядок, которому следует основная масса индивидуальных случаев, вскрыть внутренние связи между ними, установить некоторую закономерность.
Метод математической статистики.
Применение этого метода анализа собранных данных помогает более точно оценить результаты экспериментов, повышает надежность выводов из них и дает больше оснований для дальнейших творческих обобщений.
Самое важное после завершения исследования - внедрение его результатов в практику.
ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ - опыт является поисково-изобретательским, так как при разработке форм и видов работы мной применялись новые сочетания известных методик и приемов. Работа направлена на развитие личности ребенка: умение сравнивать и обобщать, видеть и понимать красоту, совершенствовать речь, мышление, творческие способности и воображение.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Художественная продуктивная деятельность детей 4-7 лет направлена на практическое освоение, творческое осмысление, самостоятельное создание индивидуальной картины мира в процессе ручного труда и располагающая высоким потенциалом для формирования эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Ручной труд рассматривается как специфическая детская активность, в которой ребенок обретает «господство» над материалами, овладевает различными человеческими орудиями (художественными инструментами), создает оригинальный (субъективно новый) эстетический и при этом полезный (унитарный) продукт, реализует и познает свое «Я», выражая тем самым эстетическое отношение к миру и самому себе. В грамотно организованной педагогом художественно-продуктивной деятельности ребенок распредмечивает свое знание-представление о мире на уровне культурных и личностных смыслов.
Настоящий опыт накапливался в течение трех лет с детьми, посещающими детский сад и предназначен для воспитателей ДОУ, детей, родителей и преподавателей кружковой работы.
|
|
|