|
Использование приема коллажирования в работе с учащимися при реализации фгос Использование приема коллажирования
в работе с учащимися при реализации ФГОС
Куришкина Л.А. – к.п.н.
Коллажирование – это новое дидактическое средство для обучения детей и взрослых. Понятие «коллаж» обозначает прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; произведение, исполненное в этой технике.
Системно-деятельностный подход, реализуемый в условиях ФГОС, сопровождается сложным процессом технологизации, который может быть развернут по нескольким направлениям. Учитель, включенный в инновационную работу, при освоении образовательных стандартов, получает возможность активного использования интерактивных форм работы с детьми, формируя универсальные учебные действия личностного и метапредметного характера.
В период обучения ученик перерабатывает и усваивает знания, которые могут быть объемными, сложными и труднодоступными для быстрого и полного осознания учебной проблемы. Именно это приводит учителя к поиску средств эффективной работы с обучающимися. Можно обратиться к технологии поэтапного формирования умственных действий, опорным сигналам и т.д., которые позволяют создавать наглядные ориентировочные основы обучения людей. Какими им быть зависит от творческого характера учителя.
Для повышения уровня качества образования, эффективного внедрения ФГОС, необходимы адекватные методические инструменты, позволяющие осуществлять процесс обучения школьников и использования ими функциональных умений различного плана. В этой ситуации можно использовать проектирование и моделирование изучаемых на учебных занятиях процессов, явлений, объектов с помощью коллажирования. Этот вид учебной деятельности может создавать учебную ситуацию как дидактическую единицу урока и решать проблему формирования метапредметных универсальных учебных действий.
Наглядность как дидактическая основа учебной деятельности может стать инструментом в освоении и осознании учителем новшеств, внедряемых в образовательный процесс. Наглядность в виде коллажа обеспечивает педагогу наглядно оформленную информацию, включающую в себя предметную, словесную и модельную наглядность. Но и сами обучающиеся могут стать авторами тематических коллажей, которые удобно использовать на этапах усвоения новых знаний, постепенно собирая коллаж; на этапе обобщения учебного материала; при систематизации полученных знаний; выполняя творческие проекты и задания.
Дидактические функции коллажа определены в схеме 1 (1).
Коллаж как системная наглядность Виды наглядности Функции наглядности Результат
коллажирования 1. Представление изучаемого объекта, явления, процесса (рисунки, фотографии и т.д.)
2. Ориентировочная основа действий 1. Представление знаний на языке
2. Поддержка предметной наглядности 1. Моделирование процессов, явлений и т.д. для целостности восприятия
2. Вербальная основа восприятия
Функции наглядности при работе с детьми расширяются при использовании коллажа. Происходит управление усвоением информации об изучаемом объекте через наглядную, речевую деятельность и моделирование, что обеспечивает системно-деятельносный подход на учебном занятии и идею информатизации знаний.
Физиологическим основанием для создания коллажей является активизация работы правого полушария, обеспечивающее образное мышление человека (2). Именно сочетание активной работы полушарий мозга приводит к целостности восприятия изучаемого процесса, явления или объекта.
Схема 2
МЫСЛИ-СЛОВА МЫСЛИ-ОБРАЗЫ
Моделирование
Коллаж является дидактическим инструментом для поддержки интерактивной учебной деятельности школьников, т.к. представление информации на естественном языке изображения, речи и модели в свернутой, образно-вербальной форме, работая в группе, отвечают природосообразности человека.
Представим методику формирования коллажа (3).
Осознание сути процесса, явления, объекта при изучении информации.
Выявление в ходе ее анализа некоторой упорядоченности, взаимосвязей структурных компонентов изучаемого.
Осознание многомерности изучаемого (признаки, свойства, характеристики).
Подбор наглядности для характеристики представляемого в коллаже.
Выявление ключевых слов, фраз, характеристик. Их печать или написание на отдельных бумажных листках (их фон может быть отличен от фона основы).
Подбор основы как каркаса для коллажирования (белые или цветные листы ватмана).
Предварительное расположение картинок, рисунков, фотографий и написанных на отдельных листках слов или фраз, обеспечивающих создание единого образа изучаемого.
Для создания целостности этого образа информации необходимо продумать некую модель, объединяющую все единицы наглядной и речевой информации (дом, земной шар, корабль, поезд и т.д.)
Закрепление всех элементов наглядности и дополнительное рисование стрелок, линий, и т.д.
После изготовления коллажа имеет смысл подготовить его презентацию. Необходимо для начала определить рабочую группу учащихся по составлению коллажа, заранее ознакомить ее с информацией, которая будет представлена другим ученикам, например, на этапе проверки домашнего задания, объяснении нового материала или закрепления. Данная группа школьников может выполнять коллаж прямо перед участниками образовательного процесса, подобрав все необходимое оборудование, т.е. коллаж «рождается» на глазах учеников. Форма презентации может продумываться заранее.
Освоить этот прием означает преодолеть ряд трудностей:
психологический барьер, связанный с новизной работы;
стереотип одномерности изучаемого;
освоение техники логизации и структуризации многомерного представления изучаемого при размещении его на какой-либо основе;
управление собственной деятельностью.
Значение использования коллажирования в работе с учениками очень велико, т.к. оно позволяет обеспечить закрепление и обобщение изучаемых процессов, явлений, объектов и на первых же этапах освоения учебного материала осознавать их сущность. В этой ситуации ученики обогащают образовательную среду урока, активно развиваясь и реализуя свои творческие способности.
Используемая литература.
Пайтберг О.Х., Рихтер П.Х. Образы комплексных динамических систем. Пер. с анг. . – М. – Мир. – 1993.
Штейнберг В.Э. Семантические фракталы штейнберга для технологии обучения. //Школьные технологии. - №1. – 2002.
Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. – М. – Вече. – 1997
|
|
|