|
№ урока Тема урока Примечание Домашнее задание
Тематическое поурочное планирование курса «Экономика», 11 класс
№
урока
|
Тема урока
|
Примечание
|
Домашнее задание
|
| Экономическое устройство России (5 часов)
|
|
| 1
| К какой категории относится экономика России. Основные показатели оценки состояния экономики страны
|
| §1
| 2
| Государство как основа российской экономики
|
| §2 (1 часть)
| 3
| Изменение роли государства в ходе экономических реформ
|
| §2 (2 часть)
| 4
| Особенности российских предприятий и их приватизаций. Последствия приватизации в России
|
| §3
| 5
| Обобщение и повторение по теме «Экономическое устройство России»
|
| Повторение пройденного материала
|
| Хозяйство России в начале XXI века (2 часа)
|
|
| 6
| Промышленность России: незавершённая цепь реформ
|
| §4
| 7
| Сельское хозяйство России: вопросы без ответов
|
| §5
|
| Основы истории экономических учений. Эволюция современной экономической мысли. Многообразие теоретических школ (9 часов)
|
|
| 8
| Экономическая мысль древности. Древний Восток
|
| Конспект в тетради
| 9
| Экономические проблемы в европейской этике
|
| Конспект в тетради
| 10
| Экономическая мысль Средневековья
|
| Конспект в тетради
| 11
| Меркантилизм. Физиократы
|
| Конспект в тетради
| 12
| Либерализм. Маржинализм
|
| Конспект в тетради
| 13
| Историческая школа Германии. Институционализм
|
| Конспект в тетради
| 14
| Кейнсианство. Неолиберализм
|
| Конспект в тетради
| 15
| Обзор экономических концепций в России в XIX-XX веках
|
| Конспект в тетради
| 16
| Тестирование по теме «Многообразие теоретических школ»
|
| ---
|
| Закономерности спроса (6 часов)
|
|
| 17
| Типы товаров и особенности формирования спроса
|
| §6
| 18
| Общерыночные факторы формирования спроса
|
| §7
| 19
| Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос
|
| §8
| 20
| Эластичность спроса, её виды и причины существования
|
| §9
| 21
| Практикум. Решение задач
|
| Решение задач в тетради
| 22
| Тестирование по теме «Закономерности спроса»
|
| ---
|
| Закон предложения и поведения фирм (4 часа)
|
|
| 23
| Цели деятельности фирмы
|
| §10
| 24
| Индивидуальное, рыночное и совокупное предложение
|
| §11
| 25
| Эластичность предложения и её факторы формирования
|
| §12
| 26
| Практикум. Решение задач
|
| Решение задач в тетради
|
| Фирма на конкурентном рынке (3 часа)
|
|
| 27
| Экономическая эффективность фирм
|
| §13
| 28
| Экономическое значение конкуренции
|
| §14
| 29
| Тестирование по темам «Закон предложения и поведения фирм», «Фирма на конкурентном рынке»
|
| ---
|
| Монополия и защита конкуренции (4 часа)
|
|
| 30
| Поведение фирмы в условиях монополии
|
| §15
| 31
| Барьеры, защищающие монопольный рынок.
|
| §16
| 32
| Методы антимонопольного регулирования
|
| §17
| 33
| Тестирование по темам «Фирма на конкурентном рынке», «Монополия и защита конкуренции»
|
| ---
|
| Рынок финансового капитала (4 часа)
|
|
| 34
| Сбережения и их превращения в капитал
|
| §18
| 35
| Устройство рынка капитала
|
| §19
| 36
| Формирование цен на рынке капитала
|
| §20
| 37
| Практикум. Решение задач
|
| Решение задач в тетради
|
| Рынок земли и природных ресурсов (3 часа)
|
|
| 38
| Частная собственность на землю и её экономическое значение
|
| §21
| 39
| Особенности функционирования рынка земли
|
| §22
| 40
| Рынок природных ресурсов
|
| §23
|
| Банковская система (7 часов)
|
|
| 41
| Причины появления банков. Виды банков
|
| §24
| 42
| Коммерческие банки: формирование ресурсов и основные показатели деятельности
|
| Конспект в тетради
| 43
| Банковское кредитование: сущность и форма кредита. Принципы кредитования
|
| §25, Конспект в тетради
| 44
| Банки и структура денежной массы
|
| §26
| 45
| Как банки создают деньги
|
| §27
| 46
| Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны
|
| §28
| 47
| Тестирование по теме «Банковская система»
|
| ---
|
| Экономический рост (4 часа)
|
|
| 48
| Понятие экономического развития
|
| §29
| 49
| Факторы ускорения экономического роста
|
| §30
| 50
| Экономическое развитие. Порочный круг слаборазвитости
|
| §31
| 51
| Цикличность экономического роста и методы её регулирования
|
| §32
|
| Основы маркетинга (2 часа)
|
|
| 52
| Понятие, организация и объекты маркетинга
|
| Конспект в тетради
| 53
| Маркетинговые исследования
|
| Конспект в тетради
|
| Основы бизнеса (4 часа)
|
|
| 54
| Субъекты, объекты и типы бизнеса
|
| Конспект в тетради
| 55
| Принципы профессионального предпринимательства. Система предпринимательского бизнеса
|
| Конспект в тетради
| 56
| Виды предпринимательского бизнеса
|
| Конспект в тетради
| 57
| Тестирование по темам «Основы маркетинга», «Основы бизнеса»
|
| ---
|
| Организация международной торговли (7 часов)
|
|
| 58
| Причины возникновения международной торговли. Главные концепции теории внешней торговли
|
| §33
| 59
| Регулирование внешней торговли и протекционизм
|
| §34
| 60
| Валютный рынок и конвертируемость валют
|
| §35
| 61
| Внешняя торговля России и проблемы её развития
|
| §36
| 62
| Мировой рынок товаров и услуг
|
| Конспект в тетради
| 63
| Характеристика основных мировых экономических организаций
|
| Конспект в тетради
| 64
| Тестирование по теме «Организация международной торговли»
|
|
|
| Экономика мирового хозяйства (4 часа)
|
|
| 65
| Глобальные экономические проблемы конца XX – начала XXI века
|
| §37
| 66
| Экономика и экология: проблемы взаимодействия
|
| §38
| 67
| Обобщающее тестирование по курсу Экономики 11 класс
|
| ---
| 68
| Итоговый урок
|
| ---
|
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по экономике составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень). Но, так как данной программой отводится на изучение экономики 35 часов в год (1 час в неделю), то рабочая программа, составленная для профильного обучения, предусматривает 2 часа в неделю, в ней увеличен объём часов и изменен порядок изучения некоторых тем. Рабочая программа предназначена для учащихся старшей школы, занимающихся по программе профильного курса экономики.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
человек и фирма;
человек и государство;
экономика домашнего хозяйства.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
Цели:
Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Экономика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
В соответствии с учебным планом МБОУ Гимназия №23 г.Химки в 2011/2012 уч. году на изучение экономики предусмотрено 105 часов в год, т.е. 3 часа в неделю, существует необходимость существенно расширить данную программу до указанного объёма. Стоит отметить, что одним из способов, который позволяет ученикам в лучшей степени освоить новый материал, являются, так называемые, деловые игры, которые представлены в количестве 5 часов. Данный вид занятий позволяет в игровой, т.е. весьма интересной и разнообразной форме, закрепить пройденный материал по той или иной теме. Плюс к этому, большое внимание уделяется и анализу данных игр, что позволяет учащимся всё лучше усваивать специфику изученных тем.
В данной рабочей программе на отдельно взятую тему даётся большее количество уроков, тем самым появляется возможность подробно изучить весь материал, проанализировать какие-либо научные статьи, посмотреть видеоматериал или что-либо другое, что, безусловно, даёт наилучший эффект для учеников и вырабатывает у них улучшенный понятийный аппарат по проблематике урока.
Количество учебных часов в темах «Экономика мирового хозяйства» и «Банковская система» было увеличено путём добавления дополнительных уроков на изучение отдельных тем. Это, например, Мировой рынок товаров и услуг, Мировой рынок рабочей силы, Характеристика международных экономических организаций. Также увеличено количество часов на изучение Банковского кредита, т.к. эти знания в данное время необходимы в жизни каждого гражданина нашей страны.
В данной рабочей программе было увеличено количество уроков, посвящённое решению задач по определённым темам. Это способствует не только теоретическому усвоению материала, но и возможности применения его на практике, что, определённо, пригодится в реальной жизни каждому ученику.
При составлении рабочей программы весьма не малое количество часов было отведено на такие темы, как История экономических учений, Основы менеджмента, основы маркетинга, основы бизнеса. Изучение таких разделов для учащегося 11 класса важно, т.к. это во многом увеличит их шансы при поступлении в экономические ВУЗы, поможет им при обучении там, да и в общем расширит их кругозор.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения и оценки экономической информации;
составления семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
«Согласовано»
Руководитель ШМО
Гимназии №23
_____/______________
«____» ________2012г.
«Согласовано»
Зам. директора
Гимназии №23
____________
С.В.Долматова
« ____» ________2012г.
Тематическое планирование курса «Экономика»
11 класс
№ п/п
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| Экономическое устройство России
| 5
| 2
| Хозяйство России в начале XXI века
| 2
| 3
| Основы истории экономических учений. Эволюция современной экономической мысли. Многообразие теоретических школ
| 9
| 4
| Закономерности спроса
| 6
| 5
| Закон предложения и поведения фирм
| 4
| 6
| Фирма на конкурентном рынке
| 3
| 7
| Монополия и защита конкуренции
| 4
| 8
| Рынок финансового капитала
| 4
| 9
| Рынок земли и природных ресурсов
| 3
| 10
| Банковская система
| 7
| 11
| Экономический рост
| 4
| 13
| Основы маркетинга
| 2
| 14
| Основы бизнеса
| 4
| 15
| Организация международной торговли
| 7
| 16
| Экономика мирового хозяйства
| 4
|
| Итого
| 68
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №23
г. Химки
«Утверждаю»
Директор Гимназии №23
______ М.А.Перепёлкина
«___»_________2012г.
Рабочая программа
по экономике
для 11 класса
Составитель: Азаров Михаил Михайлович
Учитель экономики и географии
2012-2013 учебный год «Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор Зам. директора Руководитель ШМО
Гимназии №23 Гимназии №23 Гимназии №23
_______/М.А.Перепёлкина ____________ _____/______________
« ____» __________ 2012г. С.В.Долматова «____» ________2012г.
« ____» ________2012г.
Поурочное планирование по экономике
11 класс
Предмет: экономика
Класс: 11 «А»
Учитель: Азаров Михаил Михайлович
Количество часов: в неделю – 2 часа; в год – 68 часов Учебник: Липсиц И.В., «Экономика» для 11 класса общеобразовательных учреждений, в 2-х кн. Книга 2 – 8-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2007г. Дополнительная литература:
Савицкая Е.В., Рабочая тетрадь по экономике, часть 1,2, 5-е изд., Вита-Пресс, 2006 год.
|
|
|