|
Урок по теме: «Реакции разложения» Урок по теме: «Реакции разложения» Цель урока: Изучить механизм реакций разложения. Познакомиться с понятиями «катализатор», «фермент». Отработать навыки составлять уравнения химических реакций.
Задачи:
Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, определять реакции замещения, делать выводы и обобщения.
Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Оборудование. Мультимедийная установка
Методы и приемы. Демонстрация видеороликов, самостоятельная работа.
Ход урока. I. Организационный момент. Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений и навыков
II. Мотивационный момент
Слайд 1.
Учитель. На уроках биологии вы неоднократно обсуждали процессы дыхания, питания. Что происходит с кислородом в нашем организме? Как происходит распад белков, жиров и углеводов в организме? Что происходит с веществами дальше?
Наш организм представляет собой огромный химический завод. Для протекания химических реакций в каждой клеточке нашего организма необходим кислород. В результате сложных реакций окисления выделяется энергия, необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения, для мышления, т.е. для жизни.
Да, действительно, без химических реакций невозможна жизнь. Различаются ли химические реакции друг от друга; могут ли некоторые реакции в чем-то быть схожими? Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций необходимо знать типы химических реакций.
Сегодня мы начнем знакомство с классификацией химических реакций по изменению числа исходных и конечных веществ. Разберем первый тип реакций – реакции разложения.
III. Актуализация опорных знаний
Учитель. Но прежде чем перейти к новой теме, необходимо определить исходный уровень знаний о химических реакциях, их признаках и условиях течения.
Какие два вида явлений вы знаете?
Какие явления называются физическими? Приведите примеры.
Какие явления называются химическими? Приведите примеры.
Как по-другому называют химические явления?
Назовите признаки химических реакций?
Каковы же условия течения химических реакций?
Можно ли условно записать химическую реакцию?
Что называют химическим уравнением?
Какие реакции называются экзо- и эндотермическими?
Сформулируйте закон сохранения массы веществ. Кем и когда был открыт? В чем его сущность?
IV. Изучение нового материала
Приступим к изучению реакций разложения. Поможет нам в этом компьютер. Вы должны внимательно слушать, смотреть и записать увиденное, после чего мы обсудим с вами вопросы. Чтобы вам было легче отвечать на поставленные вопросы, мы будем заполнять таблицу на доске и в тетради.
№
п/п
| Исходные вещества
| Условия реакции
| Признаки
реакции
| Продукты реакции
| Уравнение реакции
| 2.
| Сu2(OH)2CO3
| Нагревание
| Выделение газа. Изменение цвета.
| CuO, H2O, CO2
| Сu2(OH)2CO3 → 2CuO + H2O + CO2↑
| Демонстрация ролика «Разложение малахита» Вопросы.
Сколько веществ вступило в реакцию?
Сколько веществ образовалось?
Какие признаки химических реакций вы наблюдаете?
При каких условиях осуществляются реакции.
К каким реакциям «по признаку поглощения или выделения теплоты» относятся данная реакция?
Демонстрация ролика «Разложение угольной кислоты»
№
п/п
| Исходные вещества
| Условия реакции
| Признаки
реакции
| Продукты реакции
| Уравнение реакции
| 3.
| H2CO3
| Нагревание
| Выделение газа. Изменение цвета индикатора.
| H2O, CO2
| H2CO3 → H2O + CO2↑
|
Вопросы.
Сколько веществ вступило в реакцию?
Сколько веществ образовалось?
Какие признаки химических реакций вы наблюдаете?
При каких условиях осуществляются реакции.
К каким реакциям «по признаку поглощения или выделения теплоты» относятся данная реакция?
Учитель. Рассмотрите заполненную таблицу.
Что общего в этих химических реакциях?
Сформулируйте определение понятия «реакция разложения».
Запишите определение в тетрадь.
Учитель. Для закрепления понятия «реакция разложения» выполните лабораторный опыт «Разложение гидроксида меди (II)». Результаты опыта запишите в таблицу.
Вспомнить правила ТБ.
Учитель. Химические реакции протекают с разными скоростями. Из известных на сегодняшний день реакций самая быстрая протекает в 1040 раз быстрее, чем самая медленная. Превращение графита в алмаз в недрах Земли - очень медленная реакция. А взрыв смеси кислорода с водородом происходит практически мгновенно.
Тема скорости химических реакций актуальна, так как вокруг нас постоянно происходят разные процессы и скорость их различна. Эти процессы важны и происходят во всех уголках природы, жизнедеятельности людей.
Так вот, химическая реакция проходит путь от исходных веществ до продуктов реакции. А время, за которое этот путь пройден, характеризует скорость химической реакции.
Для того чтобы разобраться с понятием «катализатор» обратимся к компьютеру и посмотрим видеоролик. Вы должны внимательно всё посмотреть, а затем ответить на вопросы.
Демонстрация ролика «Влияние катализатора на скорость химической реакции» Вопросы:
Что вы наблюдали?
С какой скоростью выделялся кислород в начале опыта?
Что способствует быстрому выделению кислорода?
Участвует ли оксид марганца (IV) в реакции?
Сформулируйте определение понятия «катализатор».
Что происходит с ранкой, если её обеззаразить перекисью водорода?
Где вы впервые встретились с понятием «фермент»?
Что такое фермент?
Какова биологическая роль ферментов?
Как можно назвать реакцию, протекающую с участием катализатора?
Как можно назвать реакцию, протекающую с участием фермента?
Допишите предложения:
Скорость химической реакции – это_________________________
Катализатор – это_________________________________________
Фермент – это___________________________________________
V. Закрепление изученного материала.
1. Из предложенных ниже уравнений химических реакций выберите те, которые относятся к реакциям разложения:
а) 2HgO = 2Hg + O2
б) PbCl2 + Zn = Pb + ZnCl2
в) Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O
г) 2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2
д) SO3 + H2O = H2SO4
е) MgCO3 = MgO + CO2
ж) Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + Fe
з) H3PO4 + 3KOH = K3PO4 +3H2O
и) 2KClO3 = 2KCl + 3O2
к) 2Mg + O2 = 2MgO
2. Соотнесите левые и правые части уравнений реакций. Расставьте коэффициенты:
I. H2SiO3 →
| А. NaNO2 + O2↑
| II. NaNO3 →
| Б. C + H2↑
| III. NaHCO3 →
| В. SiO2 + H2O
| IV. C2H6 →
| Г. Na2CO3 + CO2↑ + H2O
|
3. О каких веществах идет речь в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»?
«Ты знаешь газ легчайший – водород.
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассвете!»
Напишите формулы данных веществ. Составьте уравнение реакции разложения. Назовите каждое вещество.
Ответ. 2Н2О = 2Н2 +О2
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель. Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Еще раз прочитайте цели, поставленные в начале урока. Попробуйте каждый для себя определить достигнуты ли они.
Мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Ответьте на предложенные вам вопросы:
Чем тебе понравился урок?
Что было сложного для тебя на этом уроке?
Что на уроке усвоено хорошо?
VI. Домашнее задание.
§ 29; упр.4, стр. 155.
|
|
|