|
Протокол № от 2015 г. Председатель: Т. Е. Кокорина Согласовано Муниципальное образование город Ноябрьск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Аленький цветочек»
муниципального образования город Ноябрьск
Рассмотрено
на заседании Педагогического совета
Протокол № ___
от «_____» ___________ 2015 г.
Председатель:
____________ Т.Е.Кокорина
| Согласовано
Заместитель заведующего по ВМР: _______________ Я.А.Кондрашова
от «___» ___________ 2015 г.
| Утверждаю
Заведующий МБДОУ ДС «Аленький цветочек»
______________
Т.Е. Кокорина
от «____» __________ 2015 г.
|
Рабочая программа
образовательной области
«Познавательное развитие»
средней группы компенсирующей направленности
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
№6
Составитель: воспитатель
МБДОУ ДС « Аленький цветочек»
Шинкаренко Людмила Пантелеймоновна
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленький цветочек» является звеном муниципальной системы образования города Ноябрьска. Основное предназначение дошкольного учреждения – обеспечение помощи семье в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сохранение и укрепление здоровья детей, развитие их индивидуальных особенностей и осуществление необходимой коррекции нарушений развития.
Среднюю группу компенсирующей направленности № 6 посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата с такими основными диагнозами: сколиоз и плосковальгусные стопы.
Оптимальное развитие таких детей может происходить только при создании определенных, условий воспитания и образования в сочетании со специальными коррекционными методами и приемами.
При организации и проведении организованной образовательной деятельности к воспитателю предъявляются ряд организационно-педагогических требований: создание доброжелательной атмосферы общения, обеспечения каждому ребёнку близкой и понятной мотивации любой деятельности; широкое использование в организованной образовательной деятельности с детьми игровых приёмов обучения, моментов соревнования, дидактических игр, с целью поддержки интереса к процессу деятельности и получения задуманного результата; реализация в комплексе образовательных и коррекционных задач, которые сводятся к формированию навыков правильной осанки, укреплению мышечного корсета, развитию координации движений, компенсации деформаций и восстановление сводов стопы. Одним из основных условий при проведении организованной образовательной деятельности является смена статического положения, самомассаж, массаж стоп.
При составлении рабочей учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Познавательное развитие» адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Путь к здоровью».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса и дополнительной литературы:
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду./под.
ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой–М:МОЗАИКА-Синтез, 2003
Г.Н. Данилина «Дошкольник об истории и культуре России» М.: Мозаика-Синтез,
2003(методическое пособие)
Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомление с
окружающим миром для работы с детьми 3-7 лет» М.: Мозаика-Синтез, 2006 (методическое пособие)
О.А. Соломельникова «Занятия по формированию элементарных экологических
представлений» М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2007 (методическое пособие)
О.А. Соломельникова «Экологическое воспитание в детском саду. Программа и
методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет» М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2008 (программа методических рекомендаций)
О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
детского сада» М.: Мозаика – Синтез, 2007 (методическое пособие)
В. П. Новикова «Математика в детском саду. Конспекты занятий 3-6 лет» М.:
Мозаика-СИНТЕЗ, 2003 (методические рекомендации).
Дошкольник и рукотворный мир. Пед.технология. / М.В.Крулехт. – СПб.: Детство
Пресс, 2003.
Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т.В. Потапова – М: Сфера,2003. (Серия
«Вместе с дошкольниками»).
Н.И. Николаева «Экологическое воспитание»;
А.А. Вахрушев «Здравствуй, Мир!»;
В.И. Волчкова «Познавательное развитие».
Г. Н. Данилина «Дошкольник об истории и культуре России» м.: Мозаика-Синтез,
2005 (Методическое пособие).
Дошкольник и рукотворный мир. Пед.технология. / М.В.Крулехт. – СПб.: Детство
Пресс, 2003.
Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т.В. Потапова – М: Сфера,2003. (Серия
«Вместе с дошкольниками»).
Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. / О.В.Дыбина. –
М: Сфера, 2001.
Программа образовательной области «Познавательное развитие» рассчитана: на 72 часа в год (2 раза в неделю), длительность организованной образовательной деятельности составляет: 20 минут.
Программой предусмотрено проведение:
практических часов – 68
контрольно - диагностических – 4
Содержание данной программы направлено на формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития: формирование и совершенствование перцептивных действий; ознакомление и формирование сенсорных эталонов; развитие внимания, памяти; развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, через решение следующих задач:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Первичные представления об объектах окружающего мира:
создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность;
учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними;
поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине;
продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин-из металла, шины-из резины и т.п.);
помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов;
Сенсорное развитие:
продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов;
совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи;
продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый);
развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.);
формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности;
развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т.п.).
Проектная деятельность:
Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
Дидактические игры:
учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы);
совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»);
помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).
Коррекционно-развивающие задачи:
учить детей как с помощью цветовой гаммы можно контролировать правильную осанку, во время организованно-образовательной деятельности.
Приобщение к социокультурным ценностям
создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход);
расширять представления о правилах поведения в общественных местах;
формировать первичные представления о школе;
продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения;
дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т.д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда;
формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода;
познакомить детей с деньгами, возможностями их использования;
Коррекционно-развивающие задачи:
в ходе экспериментальной деятельности познакомить с внешними частями тела; учить ценить свое тело, знать основные правила заботы о нем, устанавливать связи между строением органа и его назначением.
По формированию элементарных математических представлений
Количество и счет:
дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну»;
учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три —всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4,4-4,4-5, 5-5;
формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»;
формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3»;
учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну —3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»);
отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика);
на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина:
совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее —короче, шире —уже, выше —ниже, толще —тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине);
учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего);
устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка —самая высокая, эта (оранжевая)-пониже, эта (розовая)-еще ниже, а эта (желтая)-самая низкая» и т. д.).
Форма:
развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.);
познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны;
формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой-маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка-круг, платок — квадрат, мяч —шар, окно, дверь —прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве:
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо —налево, вверх —вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева —окно, сзади на полках —игрушки).
Познакомить с пространственными отношениями: далеко —близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени:
Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь).
Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Коррекционно-развивающие задачи:
учить контролировать координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем; использовать понятия о временных представлениях для выполнения коррекционных упражнений (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, вечерний самомассаж); развивать пространственные ориентировки по формированию правильного стереотипа ходьбы и правильной осанки.
По ознакомлению с миром природы
расширять представления детей о природе;
знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.);
знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает);
расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка);
продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.);
закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними;
учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.);
рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня;
организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой;
расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.);
учить детей замечать изменения в природе;
рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).Привлекать к участию в сборе семян растений.
Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Коррекционно-развивающие задачи:
рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью); познакомить со способами профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата (правильно сидеть за столом, носить правильную обувь, делать специальные коррекционные упражнения, выполнять самомассаж, чередовать активные движения и отдых и др.).
В программу включены следующие задачи национально-регионального компонента:
Знать и называть животных, обитающих на Ямале: звери (горностай, песец, тюлень, морж, бурундук); птицы: (кулик, кедровка, глухарь, чайка, баклан); рыбы (ерш, окунь, щука, язь); рептилии (змея, живородящая ящерица, лягушка).
Различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам: деревья (ель, сосна, кедр, осина, береза); кустарники (багульник, ива, карликовая береза); травянистые растения (пушица, хвощ, подорожник, ягель, мох, пижма); ягоды (черника, голубика, брусника, клюква, морошка); грибы (сыроежки, подберезовик, боровик. маховик).
Иметь представление о жизни и быте коренных народов Ямала: ненцы кочуют в тундре, значение оленя в жизни людей (кормит и одевает людей), отношение людей к природе, вещам.
Знать и называть природные богатства Ямала и их значение в жизни людей. Иметь представления о труде людей по освоению Севера и истории Ноябрьска
Эти задачи включены в 9 часов непосредственно образовательной деятельности, как ее часть и 6 часов как 100% их реализация.
В каждую форму непосредственно образовательной деятельности включен компонент дошкольного образовательного учреждения, направленный на реализацию коррекционно-развивающих следующих задач: дать знания детям о правилах, способствующих формированию правильной осанки:
учить сохранять правильную позу при работе за столом:
не наклоняться низко, сидеть свободно, не напрягаясь;
учить детей координировать движения рук в процессе продуктивной деятельности;
использовать все группы мышц руки при работе с изобразительным материалом.
Данные задачи реализуются в форме специальных коррекционных игр и игровых
упражнений.
Содержание работы по освоению образовательной области «Познавательное развитие» в рабочей программе представлено календарно-тематическим планированием, в котором указаны: разделы и темы в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы и календарем праздников. В данном плане тезисно представлено содержание изучаемого материала, требования к овладению необходимыми умениями и навыкам (Программные задачи), включен национально-региональный компонент и компонент ДОУ, раскрыты формы и методические приемы, используемые в ходе организованной образовательной деятельности.
При проведении организованной образовательной деятельности используются такие формы работы, как: исследовательская деятельность, игры-эксперименты, экскурсии, решение проблемных ситуаций, демонстрационные опыты, дидактические игры, наблюдение, просмотр и анализ видеофильмов, рассказ, беседы, чтение, проектная деятельность, дидактические игры, наблюдение.
Определение результатов освоения программы направлено на целевые ориентир, где у ребенка:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
сформированы первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах
и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.);
сформировано правильное восприятие пространства, целостное восприятие
предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательная координация для подготовки к овладению навыками письма; развиты познавательные процессы, обогащен опыт ориентировки в окружающем, сенсорном развитии, сформированы любознательность и познавательная мотивация, творческая активность, воображение;
развиты психические процессы: восприятие, внимание, память, а также наблюдательность, умение и способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Приобщение к социокультурным ценностям:
обогащен опыт с окружающим социальным миром, сформированы представления о целостной картине мира;
сформированы первичные представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
сформированы элементарные представления о планете Земля, как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы:
обогащен опыт с природой и природными явлениями.
развиты умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, правильно вести себя в природе.
сформированы первичные представления о природном многообразии планеты Земля, элементарные экологические представления; понимание того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
Формирование элементарных математических представлений:
сформированы элементарные математические представления, первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
развиты умения сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.
Программа состоит из следующих разделов:
Пояснительная записка
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
Перечень методической литературы
Тематический план
Месяц
| Тема праздников
Темы организованно образовательной деятельности
| Кол-во часов ООД
| Кол-во практических мероприятий
| Сентябрь
| Мониторинг
|
| 2
| До свидания, лето, здравствуй, детский сад!
| 8
|
| Детский сад. Игрушки
Объединение в группы
Едет с поля урожай (овощи)
Больше, меньше, равно
Что растет в саду (фрукты)
Больше, меньше, равно
Осень – художница
Число и цифра 1
| 1
1
1
1
1
1
1
1
|
| Октябрь
| «В мире природы»
| 8
|
| Перелетные птицы
Счет до 2
Что растет в лесу? (грибы)
Счет в пределах 3
Ягода- малина
Ориентировка во времен
Многоэтажный лес
Счет до 3
| 1
1
1
1
1
1
1
1
|
| Ноябрь
| «Поздняя осень»
| 8
|
| У бабушки в деревне (домашние животные)
Порядковый счет до 3
У бабушки в деревне (домашние животные)
Образование числа 4
Кто живет в лесу?
Порядковый счет до 4
Как животные готовятся к зиме
Образование числа 5
| 1
1
1
1
1
1
1
1
|
| Декабрь
| «Новогодние кружева»
| 8
|
| Здравствуй зимушка-зима»
Порядковый счет до 5
«Зимующие птицы»
Равенство и неравенство двух групп
Зимний лес. Деревья
Знакомство с цилиндром
Новогодний карнавал
Геометрические фигуры
| 1
1
1
1
1
1
1
1
|
| Январь
| «Зимушка - зима»
| 4
|
| Одежда. Обувь
Пространственное отношения
Игры во дворе
Сравнение по величине
| 1
1
1
1
|
| Февраль
| «Защитники Отечества»
| 8
|
| Будем в армии служить
Сравнение по длине
Мой друг Светофорыч
Ориентировка в пространстве
Путешествие по разным дорогам
Сравнение предметов
Он бежит себе в волнах
Сравнение ширины
| 1
1
1
1
1
1
1
1
|
| Март
| «Весна - красна»
| 8
|
| К нам весна шагает
Ориентировка в пространстве
Мамин день. Семья
Равенство, неравенство
Посуда. Продукты питания
Сравнение по высоте
Мебель. Бытовые приборы
Счет предметов не зависит от расстояния
| 1
1
1
1
1
1
1
1
|
| Апрель
| «Земля – наш общий дом»
| 8
|
| Уголок природы
Сравнение цилиндра с шаром
Дружат небо и земля
Счет не зависит от формы расположения предметов
Мы на Севере живем
Количественный и порядковый счет до 5
Мой город
Счет на слух и ощупь
| 1
1
1
1
1
1
1
1
|
| Мониторинг
| 1
| 2
| Май
| «Я помню! Я горжусь!» «Здравствуй, лето!»
| 8
|
| На параде с дедушкой
Величина предметов
Цветущий подоконник
Части суток
Как избежать неприятностей
Счет предметов по названому числу
Лето красное идет. Насекомые
Уравнение неравных групп предметов
| 1
1
1
1
1
1
1
1
|
|
| Всего
| 68
| 4
| 72
|
|
|
|