Главная страница

Общие правила работы и меры безопасности в химической лаборатории



Скачать 230.15 Kb.
НазваниеОбщие правила работы и меры безопасности в химической лаборатории
Дата05.04.2016
Размер230.15 Kb.
ТипДокументы

ВВЕДЕНИЕ

Современная неорганическая химия тесно соприкасается с машиностроением. Правильная организация профессионального образования требует зна­ния химического состава сплавов и их свойств, представ­лений о способах их получения. Лабораторные работы по неорганической химии являются необходи­мым элементом при изучении одной из составных частей дисциплины «Неорганическая химия» и ведутся одновременно с изучением теоретиче­ского курса. В процессе выполнения опытов и экспериментов студенты ближе знакомятся со свойствами основных классов неорганических соеди­нений, с их реакционной способностью и на основании наблюдаемых экс­периментальных фактов могут делать выводы о структуре, химических свойствах основных классов неорганических соединений и закономерностях неорганической химии. Выбор опытов и экспериментов обусловлен не столько их внешним эффектом, сколько их познавательностью.

Каждый студент при подготовке к лабораторным занятиям должен проработать соответствующий теоретический материал (учебник, кон­спект лекций, практикум), внимательно изучить методику проведения ла­бораторной работы, познакомиться со свойствами веществ и техникой безопасности. По результатам работы оформить в специальной тетради отчет по определенной форме.

Особое внимание следует обратить на запись наблюдений в ходе выполнения эксперимента (отмечать изменения окраски, выпадение или растворение осадка, выделение газа, появление характерного запаха и т.д.), а также на составление выводов. Поскольку выводы - это самостоя­тельное обобщение результатов опыта (эксперимента), изложенные, как правило, в виде одного -двух предложений. Правильно сделанный вывод

свидетельствует об усвоении теоретического материала по данной теме. Наблюдения и выводы оформляются после проведения опыта(экспери­мента) в лаборатории, а все остальные записи делаются предварительно при подготовке к лабораторным занятиям.


ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

К работе в химической лаборатории допускаются только студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности, сдавшие зачет и распи­савшиеся в журнале инструктажа по технике безопасности.

Перед началом работы в лаборатории необходимо изучить инструк­ции по технике безопасности, ознакомиться с имеющимися средствами оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях и пожаро­тушении, а также правилами пользования ими.

К работе необходимо приступать только после полного уяснения всей техники (порядка) её выполнения:

- во время работы в лаборатории обязательно соблюдать правила техники безопасности, чистоту и порядок;

- в химической лаборатории запрещается работать одному человеку, в помещении должно быть не менее 2-х человек;

- все химические реактивы следует хранить в соответствующей посуде с четкими надписями и необходимых условиях;

- по окончании работы необходимо убрать рабочее место, нейтрали­зовать отработанные химические вещества, обезвредить посуду;

- запрещается сливать в раковины отходы химических реактивов, органических растворителей, водные растворы химических веществ. От­ходы выливаются в специальные сливы (бутылки).

В лаборатории на рабочем месте прием пищи и хранение пищевых продуктов недопустимы. Запрещается пить воду и пробовать какие-либо вещества на вкус. Определять запах вещества можно только при полной уверенности, что оно не ядовито.

При выполнении лабораторных работ рекомендуется использовать микрометод. Его преимущества заключаются в том, что реакции выпол­няются с минимальными количествами веществ (0,1-10 мг). Работа с ма­лыми количествами реактивов позволяет правильнее установить опти­мальные количественные соотношения между реагентами, а сами опыты проводятся более точно, поскольку дозировка по каплям не вызывает за­труднений даже у начинающих химиков. При работе по микрометоду су­щественно повышается безопасность лабораторных занятий по органиче­ской химии.

Работа с малым количеством реактивов намного снижает возмож­ность возникновения несчастных случаев, но не может исключить их пол­ностью. В лаборатории всегда следует помнить, что неорганические соединения в той или иной мере токсичны, а многие из них огне- и взрывоопас­ны. Поэтому в процессе работы необходимо соблюдать чистоту, аккурат­ность, быть внимательным и осторожным, держать все вещества и раство­рители подальше от глаз, носа и рта, избегать вдыхания их паров и пыли, никогда ничего не пробовать на вкус. В лаборатории необходимо нахо­диться в застегнутом хлопчатобумажном халате, иметь защитные очки. При работе с вредными, едкими и токсичными веществами использовать защитные перчатки. Запрещается держать на лабораторных столах и в них личные вещи (сумки, портфели и другие посторонние предметы), вешать в лаборатории верхнюю одежду и ocтaвлять обувь.

Наиболее часто причинами несчастных случаев являются выбрасы­вание жидкости из пробирки, воспламенение металлического натрия, за­сасывание жидкости через газоотводную трубу, а также порезы стеклом.

Выбрасывание жидкости из пробирки при нагревании происходит вследствие частичного ее перегревания. Чтобы избежать этого явления, необходимо создать условия для равномерного нагревания, а именно вра­щать пробирку в ту или иную сторону, а иногда даже полезно осторожно встряхивать содержимое пробирки. Надо следить за тем, чтобы пробирка находилась не в вертикальном, а в наклонном положении. При этом брыз­ги удаляются о стенки пробирки и не вылетают наружу. Другой частой причиной выбрасывания жидкости является нагревание нерастворимых вводе веществ в плохо высушенной или сырой пробирке. Капли воды, на­ходящиеся под слоем органической жидкости, перегреваются и с харак­терным громким треском вылетают из отверстия, увлекая за собой содер­жимое пробирки. Поэтому, нагревая пробирку, необходимо помнить, что ее отверстие нужно направлять в сторону от себя и от окружающих. Вы­брасывание жидкости может также произойти при вспенивании реакци­онной смеси из-за чрезмерного сильного нагревания пробирки. В таких случаях нужно уменьшить нагревание и поддерживать его на таком уров­не, чтобы смесь равномерно кипела или выделение газа (пара) не было слишком бурным.

Засасывание жидкости через газоотводную трубку. При неправиль­ной работе на приборах, снабженных газоотводной трубкой, может про­изойти засасывание жидкости. Опасность этого процесса заключается в том, что холодная жидкость, попадая в нагретую пробирку, может вызвать

ее растрескивание, последующее разбрызгивание смеси и нередко ожоги лица и рук работающих. В результате этого опыт, естественно, будет ис­порчен. Во избежание этого нужно помнить, что прекращать нагревание пробирки можно только после того, как нижний конец газоотводной трубки удален из жидкости.­

В противном случае жидкость по газоотводной трубке начинает подниматься вверх. Заметив это, надо немедленно опус­тить пробирку вниз, чтобы уровень жидкости в ней стал ниже конца газо­отводной трубки, и одновременно продолжить нагревание пробирки с ре­акционной смесью. Когда выделение газа возобновится и жидкость будет вытолкнута из газоотводной трубки, можно вернуться к нормальному по­ложению.

Воспламенение металлического натрия происходит при его сопри­косновении с водой, кислотами, галогенопроизводными Т.д. Поэтому ра­бота с небольшими количествами этого металла требует повышенной ос­торожности. Он хранится в толстостенных стеклянных или металлических банках под слоем керосина или вазелинового масла. Перед употреблением кусочки натрия вынимают из банки пинцетом, обсушивают между листа­ми фильтрованной бумаги и очищают скальпелем от слоя оксидной плен­ки. Помещать кусочки натрия надо только в заведомо сухую пробирку. Пробирки, в которых проводят реакции с металлическим натрием, запре­щается нагревать на водяной бане. Непрореагировавшие остатки натрия уничтожают, заливая этиловым или изопропиловым спиртом. Категориче­ски запрещается выбрасывать остатки натрия в раковину. Загоревшийся натрий следует гасить сухим хлоридом натрия или песком.

Порезы стеклом. В лаборатории чаще всего наблюдаются порезы рук, происходящие из-за неосторожного обращения со стеклянными при­борами. Перед обработкой раны спиртовым раствором йода нужно убе­диться в том, что кусочки стекла не попали в нее. Удалить кусочки стекла можно пинцетом или сильной струей воды. При небольшом ранении по­сле обработки ранки 5% спиртовым раствором йода накладывают сте­рильную повязку или закрывают лейкопластыpем. для остановки крово­течения можно приложить вату, смоченную 3% раствором перекиси водорода. При сильном кровотечении надо временно перетянуть руку эластич­ным жгутом. После остановки кровотечения жгут немедленно снимают.

Первая помощь npи термических и химических ожогах. При терми­ческих ожогах нужно наложить на обожженную поверхность кожи ком­пресс из ваты или марли, смоченный 5% раствором танина в 40% водном растворе этанола. При ожогах кислотами или щелочами следует Немед­ленно промыть обожженный участок большим количеством воды, а затем наложить компресс из ваты или марли, смоченный 1 % раствором гидро­карбоната натрия (для нейтралИзации кислоты), либо 2% раствором бор­ной кислоты (для нейтрализации щелочи).

Основные правила работы со спиртовкой. В негазифицированных химических лабораториях одним из распространенных нагревательных приборов является спиртовка. Наибольшее применение получила простая спиртовка объемом около 100 мл. Несмотря на простоту конструкции, при неосторожном обращении или нарушении правил работы спиртовки могут стать источником возгорания. Во избежание несчастных случаев необхо­димо строго соблюдать правила безопасной работы со спиртовками. За­жигать спиртовку следует только спичкой или лучинкой, но никогда не использовать для этих целей другую горящую спиртовку, так как при ее наклоне может пролиться и вспыxнyть спирт. Регулировать размеры пла­мени спиртовки можно путем выдвигания фитиля из трубочки или, наобо­рот, его выдвиганием. для этого спиртовку следует погасить, вынуть труб­ку из резервуара и передвигать фитиль пинцетом в нужном направлении. Фитиль не должен входить в трубочку слишком туго, так как это затруд­няет всасывание спирта, и спиртовка будет плохо гореть. Фитиль должен быть ровно обрезан ножницами и не слишком сильно выдвинут, иначе края его начинают обгорать. Этого следует избегать, чтобы не расходо­вать фитиль. Нагреваемый предмет следует помещать в верхней трети пламени, где наиболее горячая ее часть. Необходимо строго следить за на­личием спирта в спиртовке. Когда его количество составит 1/4 резервуара и меньше, доливают спирт через воронку. Если при проведении опыта пла­мя спиртовки уменьшается, а края начинают тлеть, то это указывает на от­сутствие спирта в резервуаре. В этом случае спиртовку нужно погасить и долить спирт через воронку. При тушении спиртовки категорически запрещается дyть на пламя, необходимо закрывать его только колпачком. для этого нужно поднести колпачок сбоку и быстро накрыть им пламя. Обращаться со спиртовкой следует как можно осторожнее, чтобы ее не уронить, не опрокинуть и не разбить.

Уход за посудой. Стеклянная посуда должна быть всегда хорошо вымыта и высушена. Категорически запрещается проводить какой-либо эксперимент в грязной посуде. Водорастворимые вещества отмывают во­дой, растворами мыла или моющего порошка. Нерастворимые в воде ве­щества удаляют подходящим органическим растворителем. Труднорас­творимые загрязнения удаляют с помощью щеток и ершей, которые при­меняют только при работе водными растворами.

Высушивание посvды. Простейшая сушилка представляет собой укрепленную на стене доску с деревянными колышками, на которые размещают вымытую стеклопосуду. При сушке посуды в сушильном шкaфy ее

раскладывают на листах фильтрованной бумаги и выдерживают при тем­пературе 110-140С до высыхания. Нельзя класть мокрую посуду в уже на­гретый сушильный шкаф, особенно если уже лежит горячая посуда. Кате- горически запрещается сушить посуду в пламени спиртовки или на элек­троплитке.
Лабораторная работа № 1.

«Изготовление моделей различных молекул и определение вида химической связи в тех или иных веществах».

Цель: Закрепить знания учащихся по определению вида химических связей; ее электронной природе, валентности и степени окисления; об электроотрицательности химических элементов; закрепить умение изготовлять модели различных молекул.

Оборудование: набор для изготовления шаростержневых моделей.

Вариант 1.

Задание 1. В каких из приведенных ниже веществ химической связь полярна, а в каких нет:

а)Н2, б)Н2О в)Сl2 г)НС1

Задание 2. Укажите, какие электроны атомов водорода и брома участвуют в образовании химической связи в молекуле НВг. Определите тип связи, покажите схему образования молекулы НВг. Изготовьте модель молекулы.

Задание 3. Какая из химических связей: Н - С1, Н - Вг является наиболее полярной? Укажите, в какую сторону смещается общая электронная пара?

Задание 4. Какой тип кристаллической решетки (связи) будет характерен для КВг в твердом состоянии? Изобразите фрагмент кристаллической решетки, состоящей из 8 атомов.


Вариант 2.

Задание 1. В каких из приведенных ниже веществ химическая связь полярная, а в каких нет:

а) О 2, б) Н 2 S , в)Br2 , г) HF

Задание 2. Укажите, какие электроны атомов водорода и хлора участвуют в образовании химической связи в молекуле НС1.

Задание 3. Какая из химических связей: Н - I, Н - Р является наиболее полярной? Укажите, в какую сторону смещается общая электронная пара?

Задание 4. Какой тип кристаллической решетки (связи) будет характерен для НВг в твердом состоянии? Изобразите фрагмент кристаллической решетки.

Вариант 3.

Задание 1. Как изменяется прочность химической связи в молекулах следующих веществ:

а)НF, б)НС1, в)НВг, г)HI.

Задание 2. Укажите, какие электроны атомов водорода и серы участвуют в образовании химической связи в молекуле Н2S

Задание 3. Какие типы химической связи существуют в следующих веществах:

а) К2 О, б)Н2 S, в)O2,, г)Na.

Задание 4. Какой тип кристаллической решетки (связи) будет характерен для графита (С)? Изобразите фрагмент кристаллической решетки с координационным числом 4.

Вывод по работе.

Лабораторная работа 2. Решение экспериментально-расчётных задач на приготовление растворов различной концентрации.

Цель: научить взвешивать вещества; приготовить раствор соли заданной концентрации.

Оборудование: стакан химический, стеклянная палочка, измерительный цилиндр (мензурка), весы с разновесами, кристаллический хлорид натрия, хлорид калия, нитрат

Инструкция: Состав растворов обычно выражают в массовых долях растворённого вещества или через молярную концентрацию растворов.

Массовая доля растворённого вещества - это отношение массы растворённого вещества в общей массе раствора: W=m(в-ва)/ m(р-ра)

Массовую долю растворённого вещества выражают в долях единицы или в процентах. натрия.Молярная концентрация — это отношение количества (моль) растворённого вещества к объем;

раствора (л):

с(Х)= п(Х), моль/л,

где: с(Х) - молярная концентрация вещества X; п (X) - количество растворенного вещества, моль; V -объем раствора, л. Единицу молярной концентрации обозначают буквой М. Например, запись 0,2 М означает, что молярная концентрация равна 0,2 моль/л.

В отчете о проделанной работе нужно привести решение первой задачи, кратко описать ход работы при приготовлении раствора; необходимо также представить решения второй и третьей (четвертой) задач.

Вариант 1

1. Приготовьте раствор нитрата натрия массой 160 г с массовой долей соли 8%.

2. Вычислите массу воды, в которой нужно растворить 25 г сахара, чтобы получить раствор с массовой долей сахара 10%.

3. В воде растворили гидроксид калия массой 11,2 г, объем раствора довели до 200 мл. Рассчитайте молярную концентрацию полученного раствора.

Вариант 2

1. Приготовьте раствор хлорида калия массой 180 г с массовой долей соли 5%.

2. Аммиак объемом 20 л (н. у.) растворили в 400 г воды. Вычислите массовую долю аммиака в полученном растворе.

3. В 1 л раствора содержится 42,5 г нитрата натрия. Рассчитайте молярную концентрацию раствора.

Вариант 3

1. Приготовьте раствор хлорида натрия массой 220 г с массовой долей соли 7%.

2. Какой объем (н.у.) аммиака потребуется для получения 500 мл его 10%-ного раствора (пл. 0,96 г/мл)?

3. Вычислите массу серной кислоты, которая необходима для приготовления 600 мл 2 М раствора.

Вывод по работе.

Лабораторная работа № 3. «Ознакомление с химическими свойствами металлов».

Цель: практически доказать химические свойства металлов; закрепить умения составлять уравнения реакций, электронный баланс реакций ОВР.

Оборудование и реактивы: : штатив для пробирок, пробирки (по 4 пробирки), держатель для пробирок, растворы- CuSO4, , H2SO4, H2O, HCI, CuCI2, металлы-Na, K, Fe, Cu, Zn, индикаторы - фенолфталеин.

Техника безопасности: 1.Растворы кислот и щелочей переливайте только над лотком.2.При разливе кислот и щелочей сообщите об этом преподавателю или лаборанту. 3. Приведите в порядок рабочее место после завершения работы.

Вариант 1.

Опыт 1. В одну пробирку опустите кусочек натрия, в другую кусочек железа, прилейте к ним 2-3 мл воды. После этого растворы испытайте раствором фенолфталеина. В какой пробирке протекает реакция? Составьте уравнение реакции. К какому типу относится реакция? Определите окислитель и восстановитель.

Опыт 2. Составьте уравнение реакция взаимодействия металлов цинка и кальция с неметаллами (O2, F2, S, N2). Покажите переход электронов.

Опыт 3. В пробирку опустите кусочек железа (мелкие гвозди), прилейте к ним 3-4 мл раствора соляной кислоты. Какой газ выделяется? Составьте уравнение реакций. Составьте электронный баланс.

Опыт 4. Отношение к солям. Поместите в голубой раствор хлорида меди (П) железный гвоздь. Какие изменение вы видите. Напишите уравнение реакции.

Ответьте на вопросы

1. Какое характерное свойство для всех металлов?

2. Назовите особенные химические свойства?
Вариант 2.

Опыт 1. В одну пробирку опустите кусочек калия, в другую - медь, прилейте к ним 2-3 мл воды. После этого растворы испытайте раствором фенолфталеина. В какой пробирке протекает реакция? Составьте уравнение реакции. К какому типу относится реакция? Определите окислитель и восстановитель.

Опыт 2. Составьте уравнение реакция взаимодействия металлов натрия и калия с неметаллами (O2, F2, S, N2). Покажите переход электронов.

Опыт 3. В пробирку опустите кусочек цинка, прилейте к ним 3-4 мл раствора

серной кислоты. Какой газ выделяется?

Составьте уравнение реакций. Составьте электронный баланс.

Опыт 4. Отношение к солям.

Поместите в голубой раствор сульфата меди (II) железный гвоздь. Какие изменение вы видите. Напишите уравнение реакции.

Ответьте на вопросы.

1. Какое характерное свойство для всех металлов?

2. Назовите особенные химические свойства?

Вывод по работе.

Лабораторная работа №4 Экспериментальное решение задач по теме «Металлы».

Цель работы: закрепить умение определять соединения металлов по анионам и катионам, осуществлять превращения, составлять уравнения реакций, получать соединения металлов из предложенных веществ и делать выводы.

Оборудования и реактивы: штатив для пробирок, пробирки (по 4 пробирки), держатель для пробирок, спиртовка, растворы- NaOH, FeSO4, BaCI2, H2SO4, FeCI3, Na2CO3, AI2(SO4) 3, AI.

Техника безопасности: 1.Растворы кислот и щелочей переливайте только над лотком.2.При разливе кислот и щелочей сообщите об этом преподавателю или лаборанту. 3.Зажечь спиртовку после проверки фитиля спичкой. 4.Тушить спиртовку колпачком. 5.Приведите в порядок рабочее место после завершения работы.

Вариант I.

Задача 1. В какой из выданных вам пробирок содержится раствор сульфата железа (II) и хлорида бария.

Инструкция.

1. Проведите теоретический анализ. Напишите уравнение реакций.

2. Отберите реактивы, которые вам потребуются для решения экспериментальной задачи.

3. Составьте план эксперимента. Осуществите его.

4. Опишите и объясните наблюдения.

5. Сформулируйте вывод.

Задача 2. Получите оксид железа (III), имея в качестве исходного вещества хлорид железа (III).

Инструкция.

1. Подумайте, какое вещество подразумевается под знаком "?" в схеме FеС1з→?→ Fе2Оз. Как это вещество получить и какое его свойство можно использовать для получения оксида железа (III)? Напишите уравнения реакций.

2. Проведите соответствующие опыты. Опишите и объясните наблюдения.

Задача 3. Докажите опытным путем наличие иона Fе3+ в растворе хлорида железа (III).

Инструкция.

1. Проведите теоретический анализ. Подумайте, какие реактивы вам потребуются для решения задачи. Напишите уравнения реакции.

2. Выполните соответствующие опыты. Опишите и объясните наблюдения.

Вариант П.

Задача 1. В какой из выданных вам пробирок содержится раствор карбоната натрия и сульфата алюминия.

Инструкция.

1. Проведите теоретический анализ. Напишите уравнения реакций.

2. Отберите реактивы, которые вам потребуются для решения экспериментальной задачи.

3. Составьте план эксперимента. Осуществите его.

4. Опишите и объясните наблюдения.

5. Сформулируйте вывод.

Задача 2. Исходя из алюминия, получите гидроксид алюминия.

Инструкция.

1. Подумайте, какое вещество подразумевается под знаком "?" в схеме А1 ? А1(ОН)з. Как это вещество получить и какое его свойство можно использовать для получения гидроксида алюминия? Напишите уравнения реакций.

2. Проведите соответствующие опыты. Опишите и объясните наблюдения.

Задача 3. Докажите опытным путем наличие иона CI- в растворе хлорида бария.

Инструкция.

1. Проведите теоретический анализ. Подумайте, какие реактивы вам потребуются для решения задачи. Напишите уравнения реакций.

2. Выполните соответствующие опыты. Опишите и объясните наблюдения.

Вывод по работе.

Литература:

1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11класс М. «Дрофа» 2005

2.Демидов В.А.Химия. Практикум. 8-11классы М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2006

3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 11класс М. «Просвещение» 2009

4.Чернобельская Г.М. Практические занятия и экспериментальные задачи для ПТУ. М. «Высшая школа» 2005.

Приложения Таблица 1.

Таблица 2.

Таблица 3.Качественные реакции на некоторые катионы

Катион


Реактив


Наблюдаемая реакция


AI3+


С\-


. Аg+ + СI- - -> АgС1

белый творожистый осадок


Са2+


СОз2--


Са24 + СОз2' -> СаСОз!

белый осадок


Ва2*


SO42-


Ва2+ + S042- -> ВаS04^

белый крнст. осадок


Сu2+


Щелочь ОН-


Си2* + 20Н- -» Си(ОН)г ^

голубой осадок


А1»*


Щелочь ОН-(амфотерные свойства гид-роксида)


А1" +ЗОН- -» А1(ОН)з^

белый хлопьевидный осадок

А1(ОН)з растворяется в избытке щелочи


Ре2*


1. Щелочь ОН-


Ре" + 20Н' -> Ре(ОН)г 1

зеленоватый осадок




2. Красная кровяная соль Кз[Ге (CN)6]


Ре(ОН)г буреет на воздухе ЗРе2* + 2[Ре(СN)6]^ -> Рез[Ре(СН)б]21

СИНИЙ ОСАДОК

(турнбулева синь)


Ре3*


1. Щелочь ОН-

2. Роданид аммония NН4СNS


Ре3+ + ЗОН- -» Ре (ОН)з

бурый осадок

Ре3* +CNS-- -> Ре(CNS)з1

кроваво-красный раствор




3. Желтая кровяная соль К4.[Ре(CN)б]


4Ре3* + 3[Ре(CN)6]4- -» Ре4[Ре(СN)6]3 1

осадок темно-синего цветя (берлинская лазурь)


МН4*


1. Щелочь ОН-



Выделение газа (аммиака) с резким запахом:

МН4* + ОН- -» NH3 + Н2О



Таблица 4. Качественные реакции на некоторые анионы

Анион


Реактив


Наблюдаемая реакция


С1-


Нитрат серебра Аg*


СI- + Аg* -> АgС1 , белый (творожистый) осадок


Вг-


Нитрат серебра

Аg*


Вг- + аg* -» АgВг

желтоватый осадок


I-


Нитрат серебра Аg*


I- + Аg* -> АвI

желтый осадок


СОз2-


Растворы кислот Н*


СО32- + 2Н --> Н2О + CO2

выделение газа без запаха, вызы­вающего помутнение гидроксида бария:




Ва(ОН)2


СОэ2- + Ва2+ + 20Н --> ВаСОз + Н20

белый осадок


S2-


Нитрат свинца (II) Рb(N0з)2


S2- + Pb2+ -» РЬS

черный осадок


S042-


Соли бария Ва2*


S042+ + Ва2* -» ВаS04

белый осадок


N03 -


HNO3 ( конц ) + Си ->


Си + N03- + 2Н* -> Си 2+ + Н20 + N02

выделение бурого газа N02


РO4з-

Сг042-


Нитрат серебра Аg*

Соли бария Ва2+


PO4 3- + ЗАg* ~+ Аg 3 Р04

ярко-желтый осадок

Сг042- + Ва2+ -> ВаСг04

желтый осадок


SNC


Нитрат серебра, сульфат меди (II)


Аg*+SNC- -> Аg SNC

осадок белого цвета

Си 2++ 2 SNC- -> Си(SСN )2

осадок черного цвета


N02-


Иодид калия К1

в кислой среде


2I- + 2 N02- + 4Н* -> Iг + 2Н20 + 2NО

I2 окрашивает раствор в бурый цвет

(или образуется темно-серый осадок)


СНзСОO-


Хлорид железа (III)

Ре СI3


ЗСНзСОО- + Ре3+ -> Ре(СНзСОО)з

красно-бурый раствор

Ре(СНзСОО)з+2Н20 -> Ре(ОН)2СНзС00 + 2СНзСООН

Осадок основной соли




СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………..3

1. Общие правила работы и меры безопасности

в химической лаборатории ………………………………4

2. Лабораторная работа № 1.

«Изготовление моделей различных молекул и

определение вида химической связи в тех или

иных веществах»………………………………………….9

3.Лабораторная работа 2.

Решение экспериментально-расчётных задач на

приготовление растворов различной концентрации…..10

4. Лабораторная работа № 3. «Ознакомление с

химическими свойствами металлов»…………………...12

5. Лабораторная работа №4. Экспериментальное

решение задач по теме «Металлы»……………………..13

6.Литература………………………………………………16

7. Приложение…………………………………………….18