|
Богашевская средняя общеобразовательная школа им. А. И. Федорова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Богашевская средняя общеобразовательная школа им. А.И.Федорова»
_____________________________Томского района____________________________ Соотношение традиционных и инновационных методов и технологий на уроках истории и обществознания при переходе на ФГОС.
Из опыта работы
Учитель: Юричева О.Д.
Педагогический стаж: 24 года I квалификационная категория
с. Богашево 2013
Потребность практики образования в инновационных изменениях, способствующих творческому росту учащихся, значительно возросла. Уже сейчас востребован и успешен человек мыслящий, творческий, созидающий и гуманный. Выпускник школы должен уметь самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
В условиях модернизации российского образования идет усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и обществознание, ценность которых неоспорима, так как они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции.
Каким образом вооружить выпускника необходимым инструментарием знаний для успешной социальной адаптации?
Процесс становления личности учащегося нового типа тесно связан с формированием мыслительных умений и навыков, развитие которых зависит от правильного выбора приёмов, средств, форм и методов обучения. Оттого, насколько успешно они сформированы у школьников, зависит эффективность учебного процесса в целом. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности, постепенно переходит в разряд неуспевающих.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения в сочетании с планомерным формированием мыслительных умений учащихся на основе овладения приёмами учебной деятельности.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
Качество исторического образования обеспечивается не просто предъявлением нового материала и его воспроизведением учениками. Преподавание курсов социально-гуманитарных дисциплин будет эффективным, если будут реализованы
следующие условия:
Не обучение учащихся, а развитие;
Использование активных методов обучения;
Отношения между учителями и учащимися будут строиться на основе педагогики сотрудничества;
диалоговые формы обучения.
Существуют интерактивные, альтернативные, креактивные (нестандартные) и традиционные формы уроков, которые являются составной частью концепции современного обучения. Они стимулируют познавательный интерес, разнообразят процесс обучения, раскрепощают личность ребёнка, позволяют проявиться его творческим способностям, помогают установить тесный психологический контакт между учителем и учеником.
В последнее время всё чаще различают понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения. Под активными методами обучения в большинстве случаев подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между учащимися, так и между учащимися и учителем.
Суть метода заключается в изменении субъектно-объектных отношений: - ученик из ведомого превращается в управляющего процессом познания, при этом активно задействуется природная любознательность учащегося, т.е. использование активных методов становится элементом положительной мотивации ученика.
Интерактивные методы обучения предполагают такое взаимодействие учителя и учащихся, которое ориентирует личность на развитие её творческих способностей, выработку умения выбирать ситуацию, нацеливают на деятельность стимулирующую «изобретательство» и «открывательство».
В последнее время достаточно широко вошёл в употребление термин «инновационные педагогические технологии». Слово «инновация» имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введение нового. В педагогической интерпретации «инновация» означает нововведение, которое улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесса.
Новое в педагогике – это идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях ещё не выдвигались или ещё не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, которое даёт возможность в ходе изменения условий и ситуаций эффективно решать задачи воспитания и образования.
Различают понятия «новация» или новый способ и «инновация», т.е. нововведение.
Новация – это само средство т.е.новый метод, методика, технология, программа и т.п., а инновация – процесс его освоения, педагогическая технология – совокупность приёмов, которые применяются в каком-либо деле, в частности, в деле обучения и воспитания, коррекции результатов деятельности ученика и обеспечения комфортных условий для ученика и учителя.
Индивидуальные, фронтальные формы обучения на уроке являются традиционными, а коллективные (групповые, парные) формы работы требуют активных, самостоятельных учащихся, способных решать поставленные перед ними задачи.
Традиционные методы и приёмы обучения учащихся, направленные на передачу знаний, умений, навыков от учителя к ученикам не предоставляют необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, а постоянно увеличивающийся объём информации теоретического характера ведет к перегрузке обучающихся…
Использование приёмов активных образовательных технологий в сочетании с планомерным формированием у школьников приёмов учебной деятельности и интеллектуальных умений способствуют развитию познавательного интереса учащихся, развивают способность к самостоятельному переносу знаний и усвоенных по образцу способов умственной деятельности, развивают мышление. Проблема
| Варианты решения
| Снижение познавательного интереса учащихся и мотивации к учебной деятельности
| Педагогика сотрудничества;
использование активных форм обучения, метода решения проблемных задач для повышения познавательного интереса к уроку.
Разнообразие каналов передачи информации;
рефлексия. Я понял…, я узнал…, я научился…, мне пригодится в жизни…
| Отказ от чтения текста учебника при приготовлении домашнего задания.
| Систематизация сложного теоретического материала на уроке;
комментированное чтение текста учебника;
заполнение таблицы «Знаю- Хочу знать- Узнал- Что хочу узнать ещё».
| Перегрузка учащихся.
| Введение в структуру урока этапов, позволяющих активизировать деятельность учащихся по развитию мыслительных умений,
широкое использование специально подобранных заданий с учетом возрастных особенностей мышления,
опора на развивающие методы обучения,
использование возможностей компьютера.
| Разный умственный потенциал детей, обучающихся в одном классе.
| Личностно-ориентированное обучение, опора на субъективный опыт учащихся.
| Слабый уровень развития мыслительных умений учащихся: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение и т.д.
| Обучение учащихся овладению основными приёмами учебной деятельности на основе составления памяток, обобщающих опорных конспектов, планов, таблиц, логических схем.
|
Основная цель моей работы заключается в создании педагогических условий на уроке для успешного развития мыслительных умений, на основе овладения приёмами учебной деятельности через вовлечение школьников в творческую деятельность, приносящую радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.
Задачами: обеспечить мотивацию и познавательный интерес учащихся к учебной деятельности через активные образовательные технологии и педагогику сотрудничества;
определить реальную картину познавательных возможностей учащихся посредством анализа ответов учеников (объём информативной памяти, степень воображения, уровень логического мышления, аналитические и синтетические способности, уровень развития смысловой памяти, способность выделять существенные признаки и обобщать однородные факты, критичность мышления); разработка и отбор системы рациональных приёмов, формирующих мыслительные умения учащихся, развивающих их речь; подготовка алгоритма учебных действий для поэтапной отработки мыслительных умений (анализа, синтеза, сравнения, умения делать выводы, классификации, абстрагирования), на основе овладения приёмами учебной деятельности (составление плана, анализ картины, карты, таблицы и т.д.).
Как правильно развивать мыслительные умения. С чего начать? Я поняла, что нужно что то изменить в традиционной системе обучения, где учащийся является не субъектом, а объектом деятельности. Только самостоятельное добывание знаний поможет ученикам их по-настоящему «присвоить», уметь применять в будущей взрослой жизни, наполненной решением самых различных проблем. Как выйти из роли учителя- транслятора знаний? Как актуализировать уже имеющиеся у ученика знания? Как раскрыть его мышление? Как научить размышлять и анализировать свой собственный рост? Как побудить ученика к самостоятельному обучению и как выбрать для этого эффективный способ? Опираясь на психологические исследования российских учёных, я выбрала путь управления развитием мыслительных умений через овладение приёмами учебной деятельности и использование методов активных образовательных технологий. Сущность активного обучения выражается в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы. За приёмами учебной деятельности как бы скрыты приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, формулирование выводов, понятий.
Какие же учебные умения я хочу сформировать у учащегося, чтобы он стал самостоятельной личностью?
а) познавательные:
работа с учебной и научно- популярной литературой, современными средствами коммуникации, а на этой основе умения самостоятельно приобретать знания;
умение осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, творчески применять исторические данные;
б) предметные:
измерение, вычисление, построение и анализ диаграмм, таблиц, графиков;
чтение различных схем, исторических карт;
Определение понятий;
Составление сложного плана, отражающего ход событий;
Соотнесение года с веком, века с тысячелетием и дат событий с определённым периодом истории;
Составление хронологических и синхронистических таблиц исторических событий, процессов;
в) организационные: предусматривают формирование навыков
пошагового планирования своей деятельности: цель-результат, а также умения
контролировать свое поведение, выполнение действий и операций, из которых
складывается учебная деятельность.
г) оценочные: умения обоснованно оценивать изучаемые события, общественные
явления, деятельность социальных групп и партий, опираясь на теоретические
знания, полученные в курсах истории.
В целях последовательного изложения способов формирования отдельных мыслительных умений я рассмотрю процесс овладения ими изолированно на основе овладения конкретными приёмами учебной деятельности.
Классификация учебных умений и их взаимосвязь с мыслительными операциями:
№
| Учебный приём
| познаватель- ные
| практичес - кие
| организационные
| оценоч-ные
| Приёмы мышления
| 1
| Составление различных типов плана: простого, сложного, тезисного.
| +
|
| +
|
| Анализ
синтез
| 2
| Устанавливание последовательность, длительности и синхронности исторических событий.
| +
| +
| +
|
| Анализ
Синтез
Абстрагирование
| 3
| Определение несложных понятий
| +
|
| +
|
| Обобщение
абстрагирование
| 4
| Устанавливание основных причин и значения отдельных исторических событий на основе анализа фактов.
| +
|
| +
|
| Анализ
Синтез
Абстрагирование
Суждения
Умозаключения
| 5
| Определение по карте географического положения страны
| +
| +
| +
|
| Анализ
синтез
| 6
| Соотнесение года с веком, века с тысячелетием
| +
| +
| +
|
| Анализ
синтез
| 7
| Составление хронологических и синхронистических таблиц исторических событий, процессов
| +
| +
| +
|
| Анализ
Синтез
Сравнение
обобщение
| 8
| Определение и характеристика изучаемых общественных явлений, выдающихся исторических деятелей, памятников культуры
| +
| +
| +
| +
| Анализ
Синтез
Сравнение
Обобщение
Выводы
Суждения
умозаключения
| 9
| Использование содержания исторической карты в рассказе о событиях, их причинах, следствиях
| +
| +
| +
|
| Анализ
Синтез
абстрагирование
| 10
| Обоснование оценивать изучаемые события, общественные явления, деятельность социальных групп и партий в конкретных исторических условиях, опираясь на теоретические знания
| +
|
| +
| +
| Анализ
Синтез
Абстрагирование
Обобщение
| 11
| Локализация исторических событий и процессов во времени на основе знания научной периодизации истории
|
| +
| +
|
| Анализ
Синтез
Абстрагирование
Обобщение
| 12
| Сравнение однородных исторических явлений, выявление их общих причин и последствий
| +
|
| +
|
| Анализ
Синтез
Абстрагирование
Обобщение
сравнение
| 13
| Чтение и анализ тематических карт, систематизация их данных и применение при характеристике исторических событий и процессов
| +
| +
| +
|
| Анализ
Синтез
Абстрагирование
Обобщение
сравнение
| 14
| Формулирование выводов
| +
|
| +
|
| Анализ
Синтез
Абстрагирование
Обобщение
сравнение
|
Из приведённой таблицы видно, что все мыслительные процессы взаимосвязаны. Овладение учебными умениями предполагает одновременное выполнение целого ряда мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, формирования понятий, умения делать выводы. И также взаимосвязано формируются их мыслительные умения.
Для достижения поставленных целей и задач я в своей работе использую как традиционные, так и инновационные методы и технологии, которые позволяют мне наиболее успешно организовать учебно-познавательную деятельность школьников, особенно, с ограниченными возможностями здоровья.
Какие же методы и приёмы, используемые на уроке, обеспечивают развитие активной деятельности учащихся?
Ведущими или традиционными методами преподавания:
рассказ с элементами беседы;
беседа, сопровождающая демонстрацией наглядных пособий;
работа со схемами, рисунками, таблицами;
поисковая беседа с целью разрешения проблемной задачи;
самостоятельные наблюдения, опыты;
самостоятельные работы с учебником, рабочими тетрадями, картами;
лабораторные работы и практические работы с контурными картами;
кинофильмы, видеофильмы, DVD фрагментарно через использование ТСО (телевизор, компьютер, ноутбук).
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной.
Основной формой организации обученияявляется-урок. В настоящее время можно выделить 9 типов уроков, но самым распространённым (традиционным) считается комбинированный урок.
При рассмотрении структуры комбинированного урока можно выделить следующие его элементы (этапы):
Организация начала урока (оргмомент);
Проверка выполнения домашнего задания (проверка знаний учащихся, т.е. опрос);
Подготовка к основному этапу урока, усвоение новых знаний (изучение нового материала);
Первичная проверка понимания;
Закрепление знаний и способов действий;
Обобщение и систематизация знаний;
Подведение итогов урока;
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
Оценка знаний.
Структура комбинированного урока должна быть чёткой и гибкой в зависимости от характера класса и индивидуальных особенностей аномальных детей. Однако переход от одного этапа урока к другому предусматривает не только традиционный подход (опрос, изучение нового материала, закрепление), а шаги, обусловливающие движение к поставленным целям урока, т.е. усвоения его содержания.
С этих позиций важно проанализировать:
Какие методы и приёмы я буду использовать на уроке для актуализации речевой и интеллектуальной деятельности школьника;
Какие коррекционно-развивающие задания буду использовать для компенсации недостатков восприятия памяти, внимания, мышления, речи, моторики;
Как буду использовать дидактический материал;
Как организую коммуникативную направленность урока (соотношение объёма речи педагога и учащихся, вербальных и невербальных методов обучения). Главным критерием качества комбинированного урока является не только его особая организация труда, но личные достижения учащихся, их опыт, степень их самостоятельности и осознанности процессом обучения. Немаловажное значение имеет культура учителя, его внешний вид, интеллектуальный и нравственный облик. Всё это вместе и будет являться важным условием эффективности комбинированного урока.
Но всё таки, в своей работе я отдаю предпочтение активным методам обучения. Применяю для этого на различных этапах урока приёмы создания проблемных ситуаций, эвристических бесед, игр, дискуссий. Технологии критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяю три основных этапа:
I . Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
II . Осмысления содержания ( получение новой информации)
III . Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Приемами технологии критического мышления являются:
Кластер ( графическая организация текста) Напишите ключевое слово темы или предложение в середине большого листа бумаги.
Начните записывать слова или предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой.
По мере того, как у вас возникают идеи и вы записываете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам покажутся подходящими.
Трёхчастный дневник или «Инсерт»
Ученики делят тетрадь на 3 колонки, озаглавленные соответственно: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал». На 1 этапе урока заполняется только первая колонка, остальные две по мере продвижение от одного этапа урока к другому.
Тема «В городе богини Афины» 5 кл. Что мы уже знаем по этой теме? Заполняем первую колонку. О чём мы ещё не говорили, что касалось бы жизни в Афинах? (заполняем вторую колонку)
Итак, в результате работы с документами, беседы, просмотра слайдов что вы узнали нового для себя? ( заполняем третью колонку)
Знаю
| Хочу знать
| Узнал
| 1
| Афины- полис в Аттике
(средняя Греция)
| архитектура города
| Храмы- Парфенон, Эрехтейон, Ники Бескрылой, Пропилеи, колонны трёх стилей- ионического, дорического, коринфского.
| 2
| В Афинах установилась демократия в результате реформ Солона
| Скульптура
| статуя богини Афины, статуя Ники бескрылой и т.д.
| 3
| Афины- главный организатор борьбы с персами
| Ремесло
| Краснофигурные и чернофигурные сосуды
| 4
| Категории населения Афин- граждане, метеки, рабы
| Городские достопримечательности
| Агора, Акрополь, Керамик
| Синквейн: нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, причем этот дидактический прием может использоваться как на этапе изучения понятия, так и на этапе рефлексии. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к историческому событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги размышления по проблеме. Первая строчка- тема ( существительное).
Вторая строчка- описание темы в двух словах ( два прилагательных).
Третья строчка- описание действия ( три глагола).
Четвёртая строчка – фраза, крылатое выражение ( 4-5 слов).
Пятая строчка – ассоциация, синоним темы ( обычно существительное)
Пример
«Реформа» «Толерантность»
Прогрессивная, либеральная. Великодушная, сострадательная.
Изменяет, вводит, совершенствует. Понимай, прощай, мирись.
Реформа- мирное преобразование. Возлюби ближнего своего!
Преобразование. Терпение. Считаю, что творческие методы и приёмы обучения существенно расширяют способности к поиску и созданию нового, активизируют творческий процесс. Одним из важных моментов своей методической системы считаю так называемый «вход» в урок.
Педагогические приёмы вовлечения учащихся в урок: Привлекательная цель. Сообщаю учащимся 6-го класса, что на уроке мы будем оборонять древнерусский город от врагов. Страшным оружием для поражения врага будут служить наши правильно выполненные задания.
Решение проблемной ситуации.
Тема «Родовые общины охотников и собирателей» в 5 классе.
- Однажды, говорю я, в одной пещере археологи нашли скелет первобытного мужчины с одной рукой. Ему было 50 лет, а руку он потерял в 25. могло ли такое быть? Ведь в ту эпоху даже с двумя руками выжить было сложно. И самое интересное, что это было правдой. Как же он выжил?
Тема урока «Ассирийская держава». Объясните название темы урока. Почему она не называется более просто : «Ассирия» или «Ассирийское государство»?
Отсроченная загадка.
Тема «Феодальная раздробленность на Руси».
- Мы уже знаем о тех бедствиях, которые несли людям Древней Руси княжеские усобицы и набеги кочевников. А какая от них была польза? К концу урока подвели итог: грозная опасность привела восточных славян к пониманию необходимости государственного единства.
Интеллектуальная разминка.
Предлагаю найти быстрые ответы ряд коротких вопросов устно или письменно, можно в виде кроссворда, ребуса и т.д.
Считаю, что ёщё один важный этап урока- рефлексия.
Критически относиться к деятельности других людей, исследовать других, чужую деятельность дети довольно часто умеют делать, но при этом они, как правило, не умеют критически относиться к собственной. Эффективность обучения заметно возрастет, если ребенок начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить.
Проблемные задания – особый вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика и требующего их пополнения для решения поставленной задачи. В процессе ее выполнения ученики овладевают опытом творческой деятельности.
Проблемное обучение направлено на проникновение в суть исторических фактов, но отличаются уникальной возможностью обогащать учащихся опытом творческой деятельности на теоретическом уровне, раскрывая и развивая их творческие способности.
Проблемная ситуация- состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостоверностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем
Некоторые методические приемы создания проблемных ситуаций:
1. ситуация неопределённости
2. Ситуация неожиданности;
3. Сталкивание противоречий;
4. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
5. Рассматривание явления с различных позиций;
6. Побуждать делать сравнения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
7. Ставятся проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными
данными;
Как это сделать на практике?
(ситуация неопределённости)
Почему первые патентные бюро появились в России почти на 200 лет позже, чем в Англии? Учащиеся идентифицируют социально-экономические условия развития Англии XVII в.Они объясняют, почему здесь успешно разрабатывались и внедрялись научно-технические изобретения. Далее, сопоставляют социально-экономическое развитие Англии и России, объясняют почему в России ни помещики, ни государство не были заинтересованы в научно-технических открытиях.
Ситуация противоречия
Приведу пример решения проблемной задачи, предложенной учителем.
На уроке обществознания в 8 классе по теме: «Психологический климат в семье» предлагаю учащимся задуматься над следующим противоречием: в давние времена на Руси девушки выходили замуж часто против собственной воли, рыдали, прощаясь с жизнью в родительском доме. Сегодня браки заключаются по обоюдному согласию молодых, невесты на свадьбах радуются. Почему же в Астраханской области за 2006 год на 1000 свадеб пришлось 400 разводов, а в древние времена на Руси разводов не было совсем? Создать ситуацию неожиданности.
Тема «Родовые общины охотников и собирателей» 5 кл.
Даю условие проблемной задачи:
В посёлке родовой общины обычно строились большие, вместительные дома площадью 150-200 кв.метров. Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?
Подвести к противоречию и предложить ученикам самим найти способ разрешения.
Тема «Отечественная война 1812 г.». 8 кл. При изучении Бородинского сражения знакомлю учащихся с различными мнениями
о результатах и последствиях этого сражения:
а) Бородинская битва завершилась поражением русской армии, которая не смогла
воспрепятствовать дальнейшему продвижению Наполеона.
б) Русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было ус-
пехом Кутузова.
в) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны
позднейшие успехи русской армии.
Ребята высказывают свои суждения, сравнивают планы Наполеона и Кутузова перед
сражением, спорят. В споре рождается истина. Они приходят к выводу, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, его армия понесла невосполнимый моральный урон, была потеряна половина войска.
Заканчивая данный урок, определяем коллективно причины победы России в войне
1812 года.
-Некоторые считают основной причиной поражения Наполеона русскую зиму. Так
ли это?
-Закончите слова Н.Г. Чернышевского о причинах победы в войне 1812 г: «Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаны…».
Учащиеся должна аргументировать свой вариант ответа. Дискуссия- очень действенный метод технологии проблемного обучения. Применяю его на обобщающих уроках. Пример: тема «Великая Отечественная война: уроки и итоги»
Подвожу учащихся к проблеме с помощью изложения следующих фактов:
Российский историки и политики не перестают упрекать И.В. Сталина, правительство СССР за то, что фашистская Германия внезапно напала на СССР, что повлекло за собой огромные людские и материальные потери. Армия США также была внезапно атакована на Перл- Харборе японцами и также понесла ощутимые потери. Какой возникает вопрос? Американские историки не ищут виновных, а объявленную политиками победу США во Второй мировой войне успешно внедряют в сознание американской и мировой общественности. Почему российские историки, вместо акцентирования внимания на победах Советской Армии над фашизмом, до сих пор ищут просчёты и поражения, хотя у них гораздо больше, чем у американских коллег, прав во весь голос заявить, что главный победитель в войне- это СССР, а далеко не США?
В ходе дискуссии происходит повторение и обобщение теоретического материала ( просчёты правительств США и СССР, потери и затраты в её ходе, соотношение сил и средств на Западном и Восточном фронтах, о необоснованности попыток американцев приписать себе чрезмерные заслуги в победе над фашизмом).
Групповой метод, или кооперативное обучения, - это способ общего решения проблем. У каждого ученика важно выработать умение слушать других, помогать, выяснять, проверять, понимать, расспрашивать. Эти умения помогают решать конфликты и решать проблемы, усиливают коммуникабельность, доверие, учат руководить. Дидактическая игра представляет собой активную эмоциональную деятельность учащихся. О роли и значении игры на уроках написано много, но мне хотелось бы остановиться на следующем моменте – в процессе игры осуществляется жизненный баланс между ребенком и взрослым человеком. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, обучающего, ведущего. Ребенок, соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это становится стереотипом отношений. Участвуя в игре, ребенок создает собственную реальность, творит свой мир. Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в ходе которой создается определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди- участники исторической драмы. В качестве примера я хотела бы привести следующие игры:
« Рекламный проспект»:
Эта игра может быть проведена при закреплении, повторении и обобщении исторического материала. Ученикам предлагается составить рекламный проспект по предложенной учителем теме. Например, государства раннего средневековья. Выполняя задания, ученики стараются подчеркнуть особенности той или иной страны, находят дополнительный материал по теме. Желательно, чтобы реклама была красочно оформлена. Данное игровое задание позволяет ребятам лучше запомнить ранее изученный материал, расширить свои знания.
Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса и потребности этого вида деятельности. Определяется стремление учеников к самостоятельному поиску, заинтересованность в познании нового, нетрадиционного, выходящего за рамки школьных учебников, материала. Он эффективен при изучении материала, представляющего собой логическое завершение ранее изученного и при условии доступности для самостоятельного поиска. Большой интерес у учеников вызывают различные развивающие задания, требующие не только точного ответа, но и дающие возможность рассуждать, пофантазировать. Так, например, в пятом классе при изучении Древнего Египта успехом пользовалось такое задание, как «Продолжить сказку». Ребята прослушали начало сказки, а закончили ее самостоятельно, учитывая при этом особенности культуры и обычаев древних египтян. Восьмиклассники с успехом справились со следующим заданием: выступить в роли журналиста и написать статью, в которой отражались основные события экономического развития России первой четверти XIX века. Были написаны интересные работы. Одним из средств формирования интереса к предмету является выполнение творческих заданий. В 7 классе предлагаю сочинить «письмо» из деревни, в которой только что провели ревизию.(18 в.). Учащиеся должны в содержании «письма» раскрыть особенности социально-экономической жизни российской деревни в эпоху петровских реформ, использовать опорные понятия: крепостники, подушная подать, ревизия, сказки, двор, царь Антихрист и т д. От имени автора письма выразить отношение к петровской ревизии.
Для того чтобы стимулировать познавательно-поисковую активность обучающихся, используется прием «Архивариус». Учащиеся получают на дом «любопытные вопросы», на
которые им необходимо найти ответ. Например: кого на Руси называли зернышками, что значит «кавалерственная дама», откуда в русский язык пришло слово «маршал» и другие. Первый, кто находит ответ на вопрос, получает «5». Обязательное требование - указание на то, откуда почерпнуты сведения. Ценится информация, «добытая» из энциклопедий, справочников, пособий, периодических изданий и художественной литературы. Интересным приемом использования исследовательского метода можно назвать ученические проекты. В основу учебных проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Данный прием всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Он же органично сочетается с групповым подходом к обучению. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
При обобщении материала по разделу «Раннее средневековье» (6 класс) ребятам было предложено подготовить проекты по истории изученных государств, таких как Англия, Византия, государство франков, арабов, славян.
На этапе подготовки проекта:
- было дано задание всему классу - подготовить экскурсионные листы по наиболее понравившемуся государству раннего средневековья. По результатам представленных работ, я предложила подготовить проекты.
Класс был разбит на группы. Принцип деления был следующим: я назначила командиров, а они уже сами подбирали себе помощников.
Предложена основная и дополнительная литература.
Были определены сроки выполнения задания (две недели).
На этапе выполнения проекта мною: проводились консультации по выполнению задания, оказывалась помощь по оформлению проекта, рецензировались выступления ребят.
Каждая группа подошла творчески к выполнению своего задания. Были представлены проекты в виде экскурсий, сообщений, «свитков», макетов средневекового замка. Оценивание проводилось и учителем, и самими ребятами по ранее разработанным номинациям:
- познавательная ценность материала;
оригинальность в подходе к его оформлению;
красочность, яркость самого выступления.
Использование электронных ресурсов; В нашей школе у каждого учителя в кабинете находится компьютер и мультимедийный проектор, стало возможным проведение уроков, в том числе и уроков истории, с использованием компьютерных технологий. За 2 года работы в этом направлении мне удалость создать тематические подборки уроков-презентаций в каждом классе. Использую учебные презентации на каждом уроке, отрабатываю все учебные умения с использованием компьютера и мультимедийного проектора. Показ анимированных схем сражений и исторических карт повысил интерес учащихся к теме урока. Моими учениками составляются учебные презентации к урокам МХК, истории и обществознания. Применение возможностей компьютера на уроках приводит к следующим результатам:
повышение уровня использования наглядности на уроке;
повышение производительности урока;
установление межпредметных связей с основами информатики;
возможность организации проектной деятельности учащихся на основе создания учебных презентаций;
чёткое логическое построение презентации положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
ученики овладевают навыками работы на компьютере, некоторые учат историю только ради этого;
Какие педагогические приёмы организации познавательной деятельности на сонове компьютера я использую:
Работа с электронными пособиями;
Создание электронных презентаций;
Тестирование в электронном варианте;
Работа с изображениями в графическом редакторе Paint. ( создание аппликаций, работа с контурной картой, оживление карты, путём нанесения знаков, составление кроссвордов).
Чтобы создать атмосферу свободного творчества на уроке, увлечь новым материалом, я стараюсь использовать приемы воздействия на эмоциональную сферу учеников, основанные на учете их возрастных и психологических особенностях и направленные на повышение мотивации обучения. К этой группе можно отнести прием использования музыкальных фрагментов на уроках истории. Например, урок по теме « Древнегреческий театр» начинался с музыкального вступления. При подготовке к самостоятельным работам обязательно использую прием внушения, психологической поддержки, поощряя, таким образом, учеников и снимая их напряжение.
Структура учебного материала ориентирована на самостоятельное и обоснованное добывание знаний учащимися на основе использования и обобщения их опыта. Важна ориентация на процесс обучения, а не только на результат.
Первая встреча с пятиклассниками сразу позволяет сделать выводы об их интеллектуальном уровне на основе метода наблюдения. Далее, я предлагаю им письменно составить план по первой же теме «Древний человек», а также сравнить два предмета- копьё и палку-копалку. С первым задание справляются практически все- навык начальной школы, а со вторым - сложность в том, что школьники сразу не могут составить упорядоченный план сравнения. Обратимся к формированию учебных умений
Анализ картин, рисунков.
Из многих видов анализа и синтеза ученикам 5-го класса наиболее доступны элементарные- анализ предметов в наглядной ситуации. С большим трудом школьники переходят к умственному анализу и синтезу, связанному с опорой на ранее усвоенные знания. В среднем звене обучения ещё велика роль наглядных опор. В 5 классе я знакомлю учеников с простейшим приёмом анализа – мысленным расчленением предмета на части, предлагаю рассмотреть в учебнике рисунок «Охота древнего человека», и определить, из каких орудий труда состояло их боевое вооружение.
Ученики: В руках одного воина заострённое копьё, другие держат дубинки.
Учитель: Недостаточно только перечислить предметы вооружения, надо разобрать, для чего служил каждый.
Ученики: Копьё- кидали, дубинкой добивали зверя или врага. Ещё эти виды вооружения могли служить орудиями труда для ловли рыбы, проверки птичьих гнёзд и т.д.
Итог: анализ завершился синтезом. Учащиеся описали орудия труда и охоты древнего человека.
Понятие «анализ» ввожу и объясняю его смысл школьникам. Далее анализируем древнейшие орудия труда: из чего сделаны, какие работы ими выполнялись, затем переходим к анализу ткацкого станка и рассматриваем его устройство.
Учитель: станок состоит из деревянной рамы, двух вбитых в землю упоров и уложенной на них перекладины. Натянутые вертикально нити с грузиками на концах – основа ткани, её нить ткач переплетал поперечной нитью с помощью челнока – заострённой палочки, на которую эта нить наматывалась.
Вывод: путём анализа мы установили, из каких частей состоит предмет, как они взаимодействую между собой, каковы основные свойства предметов.
Работа с картой.
1 этап- умение ориентироваться по карте. Я объясняю учащимся где находятся стороны горизонта и предлагаю совершить экскурсию по заданному маршруту. При этом я говорю идём на север, поворачиваем на северо-запад, далее возвращаемся на юг. Куда мы попали?
2 этап- знакомство с легендой карты, расшифровка картографической информации.
Работа с документами (кейс-стади) Учащиеся знакомятся с различными типами источников.
1 этап- поиск и вычитывание в тексте ответов на заданные вопросы. Это развивает наблюдательность, осмысленное чтение.
Анализ текста поэмы Гомера «Илиада».
1. Какие сведения из жизни греков можно почерпнуть?
2. Каким общественным строем жили греки:
- Кто трудился?
- Кому принадлежали богатства?
- Что сохранилось от родовых отношений, что изменилось?
Действия уч-ся должны соответствовать схеме анализа документа, которую я даю в виде памятки:
Определите тип документа.
Когда и кем он был написан?
При каких условиях он был написан?
Каковы его главные мысли, тезисы?
Интересы какого социального слоя нашли отражение в позиции автора?
Соответствует ли позиция автора реальности7
Ваше отношение к документу.
Анализ восстаний, революций (работа по алгоритму)
Здесь начинается глубокий анализ, для более успешного усвоения я предлагаю инструкции-памятки.
Предпосылки, причины и повод к началу революции.
Движущие силы революции.
Основные события.
Итоги и значение.
Сравнительная характеристика.
Сопоставление природных условий двух стран: географическое положение, природные условия, реки, моря, почва, климат и т.д.
В 5 классе предлагаю на основе карты, картин сравнить природные условия Древнего Египта и Древней Греции.
Выделите существенные признаки природных условий Древнего Египта и Древней Греции и расположите их по степени значимости.
Ученики: Египет- река, почва, влажность, солнце
Греция- море, горы, реки, почва
Оформляем план сравнение в виде таблицы:
вопрос для сравнения
| Древний Египет
| Древняя Греция
| 1. Полноводная Река
| +
| -
| 2. Плодородная почва
| +
| -
| 3. Горы
| +-
| +
| 4. Море
| -
| +
| 5. Влага
| -
| + -
| 6. Солнце
| +
| +
|
Делаем вывод: Общего в природных условиях было немного. Горы в Египте не играли как в Греции такой роли в жизни людей. Египет был единым государством, а Грецию именно горы превратили в страну государств-полисов, где плодородных почв было очень мало. Такой полноводной реки как Нил в Греции не было, поэтому вся надежда греков была на дождь, но засуха была частым явлением. В жизни греков огромную роль играло море, а в жизни египтян река Нил. Все эти различия нашли своё отражение в религии. У греков был главным богом Зевс- бог грома и молнии, а у египтян- бог Нила Хапи. Таким образом, благополучие греков зависело от дождя, а египтян от разливов Нила. Главная ошибка- отдельный рассказ об одном явлении, затем о другом. Я предупреждаю, что главное условие – рассказ сначала об одном факторе в обеих странах, затем о другом. Главная цель- перечислить в чём сходство событий, явлений, затем отличия. Лишь после этого сделать вывод, т.е подвести итог всему, о чём узнали при сравнении.
Разнообразные традиционные и инновационные приёмы и методы не только поддерживают и усиливают интерес к изучаемому материалу, но и помогают развивать мыслительную деятельность учащихся, корректировать недостатки психофизического развития детей с ОВЗ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.:
Просвещение, 1985.
2. Возрастная и педагогическая психология. – М.- Просвещение 1973.
3. Вяземский Е.Е.Как сегодня преподавать историю.//Вяземский Е.Е.,Стрелова О.Ю.Как
сегодня преподавать историю.-М.:Просвещение,1999;
4. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания
истории.- М., 19785. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. С. 217–233.
6. Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное
развитие учащихся.- М., 1968.
7. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. /
Приложение к « Директору школы»/
8. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Образовательный центр « педагогический
поиск», 1999.
9.Лучшие страницы педагогической прессы. № 4 - М. 2003.
10. Махмутов М.И.Современный урок.-М.:Просвещение,1985;
11. Немов Р. С. Психология – М.- Владос. 2001.
12.Никитина Н.Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. « Основы профессионально-
педагогической деятельности. - Ульяновск.2002
13.Петровский А. В. Ярошевский М. Г. Психология.- М.: Издательский центр « Академия»,
2000.
14.Панасюк В.П. Школа и качество выбор будущего. – СПб.: КАРО, 2003.
15.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:
Народное образование, 1998.
16.Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и
методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество
России, 2000.
17. Елисеев В.В. Основина В.А. Управление образовательным процессом в школе. –
Ульяновск. 2002. |
|
|