Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
КЛАССНЫЙ ЧАС «РЕМЕСЛО И ИСКУССТВО»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Составила
учитель русского языка и литературы
Лебедева Л.А.
Малиновка, 2010
Внеклассное мероприятие
КЛАССНЫЙ ЧАС «РЕМЕСЛО И ИСКУССТВО»
Цель мероприятия: организация профориентационной работы с учениками и их родителями, с учётом интересов к выбору той или иной профессии, а также выяснение имеющихся у них проблем.
Задачи мероприятия:
• расширять кругозор учащихся;
• развивать коммуникативные способности учащихся;
• прививать учащимся понимание ценности труда и ремесла
Участники: ученики 7 классов.
Место проведения: актовый зал.
Ведущий: учитель или ученики одного из классов
Подготовка к мероприятию: ученики готовят небольшие сообщения о профессиях своих родителей, отмечая достоинства и недостатки этой профессии; проводится анкета «МОЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Оформление: рисунки и иллюстрации по теме.
Цитаты:
«Не место красит человека, а человек место».
«Поработаешь до поту, так и поешь в охоту».
«Не то работа, что много работы, а то забота, как ее нет» .
«Без труда не вынуть и рыбку из пруда»
Ход мероприятия
I.Вступление.
Классный руководитель.
Профессий много на земле.
Есть плотник, есть маляр,
И трубочист - всегда в золе,
И в саже - сталевар...
- Кем быть? - всегда встает вопрос.
И вот, в один из дней,
Всем нужно будет дать ответ:
- Тебе, и мне, и ей...
Здравствуйте! Мы собрались сегодня не потому, что сегодня какой-то праздник, не потому, что произошло какое-то событие или происшествие, а потому, что хотелось бы поговорить с вами о вас. Каждый из вас окончит школу и будет выбирать свой дальнейший путь.
В анкетах, которые вы заполнили перед классным часом, многие из вас написали, что мечтают быть бизнесменами, банкирами, работать в частных предприятиях; отметили, что эти профессии помогут вам обеспечить себе достойную жизнь, сделать карьеру.
Всё это конечно, правильно, но это только ваши мечты. Я не отвергаю мечты, но верю всё таки в труд. Мечта мечтой, а когда мастер берётся за дело, когда руки его знают и умеют сделать точно, красиво, умно – дороже всякой мечты. И ещё – я не доверяю красивым словам. Мечта – слишком красивое слово. Слов красивых можно наговорить много, надо дела красивые делать, и хорошо бы побольше.
II. Игровая программа.
Классный руководитель.
- Я предлагаю вам игру «Чей инструмент?».
(Дети поочередно вынимают записанные на карточках загадки, отгадывают их и определяют, человеку какой профессии, какой специальности мог бы понадобиться этот инструмент (коротко рассказать об этой профессии, «плюсы» и «минусы» этой профессии)
Например: топор - плотнику, лесорубу; линейка - архитектору, учителю и т. д.)
1. Гостя примут от души: 5. Я люблю прямоту,
так обнимут-не дыши. Я сама прямая.
(Тиски.) Сделать ровную черту 2. Она с винтом Всем я помогаю
пустилась в пляс, Что-нибудь без меня
А он, крутясь, в доске увяз. Начертить сумей-ка!
(Отвертка.) Угадайте-ка, друзья,
3. В лес идет - домой глядит; Кто же я?..
домой идет - в лес глядит. (Линейка.)
(Топор.) 6. Зубастые, а не кусаются.
4. Грызть дрова - простое дело: (Грабли.)
Я опилочек поела, 7. Она бывает глубока,
Сок древесный попила! Она бывает и мелка
Кто такая я?.. Однако - это не река.
(Пила.) Зовут ее...
(Тарелка.)
Игра «Угадай профессию».Классный руководитель. - Вам необходимо изобразить какое-нибудь действие. Например: забиваете гвоздь, шьете, выжимаете белье... А ваши одноклассники должны определить, представителя какой профессии вы пытались изобразить. Тот, кто первым угадает, становится ведущим. Любая из специальностей - это труд.Игра «Какие пословицы?».(Участники игры должны составить пословицы, в которых встречаются попарно соединенные здесь слова.Слова выдаются каждой команде на отдельных листах. Выигрывает та команда, которая быстрее и при это правильно напишет пословицы).Таблички для отгадывания пословиц: Дело - безделье.
Дружба - служба.
Руки - скуки.
Труд - лень.
Дело - потеха.
Язык - дело.
Мастер - работа.
Ответы (полный текст пословиц):1. Маленькое дело лучше большого безделья.2. Дружба дружбой, а служба службой.3. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.4. Труд человека кормит, а лень портит.5. Делу время, потехе час.6. Не спеши языком, торопись делом.7. Каков мастер, такова и работа.III. Слово классного руководителя.Труд - великое слово. Профессия - ему под стать. Все, чем мы пользуемся, где живем, что едим, - создано руками человека. В наш век прогресса очень важно и профессию выбрать, и трудиться уметь, и характер иметь, чтобы успехов добиваться. Кто-то с детства мечтает о какой-то конкретной профессии, а кто-то находит свое дело, уже будучи совсем взрослым. Трудно выбрать профессию и не ошибиться, чтобы она тебе всю жизнь нравилась, но надо к этому стремиться. Потому что только когда дело делается с душой, только тогда оно настоящее и результаты дает хорошие. Любой труд может стать искусством. Единственным источником нашего благосостояния был и остается труд, ум и руки тех, кто варит сталь, добывает нефть, конструирует машины, строит электростанции, сеет и убирает хлеб. Профессий в жизни много, а выбрать нужно одну. Как же быть? Кто-то говорит: «Очень просто, послушай свою душу». Кто-то советует послушать родителей, а кто-то поискать выгоду. Но давно всем известно, что все лучшее в мире создавалось тогда, когда человек вкладывал в свое дело душу.Не зря на Руси давно уже существует фраза «золотых дел мастер». Дело, сделанное тобой, может быть золотым. Правда, на это надо потратить много усилий.Рассказывают, что в одной глухой сибирской деревушке жилдивились его изделиям, восхищались талантом, любовались искусными линиями орнамента. Чудо для них так и осталось чудом - ведь мастер хранил секреты своего ремесла. Но ведь его никто не учил, негде было почитать, негде подсмотреть. Но человек своим трудом достиг таких вершин.Человек, который умеет и трудиться, и учиться, может достигнуть небывалых результатов.Вспомним, многие наши знаменитости приходили к своей профессии, уже занимаясь каким-то делом. Труд - самый замечательный волшебник. Трудится человек - появляются чудесные машины, прекрасные дома, цветут сады, растут хлеба. Много замечательных вещей создали пытливый ум и золотые руки мастеров.Уже космические корабли становятся пассажирскими, и скоро люди на прогулку будут летать в космос, а компьютеры, сотовые телефоны и многое другое стали обычными предметами нашего быта. Но в любом случае, несмотря на технический прогресс человечества, ваш труд сейчас - это учеба. Потом встанет вопрос о вашей профессии. Но одинаково хорошо вы должны делать и то и другое.Ведь ваши родители трудятся сейчас, чтобы обеспечить вам счастливое детство и чтобы наша страна и мир стали лучше.Давайте поговорим о профессии ваших родителей. Кто начнет?IV. Беседа о профессиях.(Ребята по очереди рассказывают о профессиях своих родителей, рассказывают о «плюсах и минусах» этих профессий. ) А теперь вспомним тех, кто действительно делал свое дело мастерски, так, что его знает весь мир.- Пушкин и Лермонтов, которые сочиняли так, что много десятилетий их читает весь мир.- Серов и Шишкин - их произведениями мы любуемся по сей день.- Билл Гейтс. Благодаря ему мы работаем на компьютере. - Попов. Ведь до сих пор мы не можем обходиться без телефона, хотя он, конечно, очень изменился.- Харрисон Форд. Машины «Форд» до сих пор лучшие в мире. - Королев и Ильюшин - покорители неба. Учитель: Таких людей сотни и сотни. Мы гордимся ими.А сколько еще свершат люди, которые ум, душу будут вкладывать в дело.Людям всегда был нужен труд. Но, чтобы с уверенностью смотреть в будущее, надо знать, что человек может свободно выбирать себе профессию. Вы смело можете выбирать себе профессию, и это уже здорово.Но ваша профессия всегда должна приносить пользу людям. В фильме «Валерий Чкалов» показан момент приземления русских летчиков на Американском континенте. Кто-то из иностранных корреспондентов спросил нашего прославленного летчика: Богаты ли вы, мистер Чкалов? - Очень, — ответил, улыбнувшись, он.И каков же ваш капитал? 170 миллионов! Долларов, фунтов, рублей?Нет, 170 миллионов человек, которые работают на меня так же, как я на них.Достойный ответ, не правда ли. Любой труд может стать искусством. Любой. Только старание и умения, творчество и состояние души, доброту и радость надо вложить. И тогда все получится. Неважно, какую профессию выберете вы, станете или нет знаменитыми, главное - хорошо делать свое дело и гордиться этим. V. Заключительное слово.В заключении я хочу пожелать вам всего, что вам удачу принесёт в вашем деле. Пусть профессия будет вашим счастьем, радостью и удачей. АНКЕТА« МОЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР»1. Какую профессию вы хотели бы получить? Кем хотели бы стать? Ученым; 10) учителем;
писателем; 11) художником;
журналистом; 12) программистом;
моделью; 13) инженером;
артистом; 14) музыкантом;
владельцем банка; 15) военным;
экономистом; 16) бизнесменом;
юристом, адвокатом; 17) затрудняюсь ответить.
врачом;
2. Чем вас привлекает эта профессия, это занятие? Это модно;
это престижно;
она дает хороший заработок;
позволяет сделать карьеру;
это доступно;
затрудняюсь ответить.
3. Какой уровень образования вы считаете достаточным для реализации своих жизненных целей? Общее среднее образование;
профессиональное образование;
высшее;
два высших;
можно обойтись совсем без образования;
затрудняюсь ответить.
4. От чего для вас зависит, прежде всего, возможность получения хорошего образования? От помощи семьи, наличия необходимых средств;
от собственного усердия;
от наличия нужных знакомств;
от удачи;
затрудняюсь ответить.
5. Где бы вы предпочли работать в будущем? На государственном предприятии
на частном предприятии;
в иностранной фирме;
затрудняюсь ответить.
6. Бывают ли у вас свои личные деньги? 1)Да; бывают время от времени;
чаще всего не бывают.
7. На что вы больше всего предпочитаете тратить свои личные деньги? На досуг;
на образование;
3)собираю коллекцию; на подарки;
на книги;
на модную одежду;
на косметику;
на диски;
на еду;
на другое.
Результаты анкетирования « МОЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР»По результатам анкетирования выяснилось, что учащиеся 7-ых классов ещё неосознанно выбирают будущую профессию (многие называют 2 -3 профессии), в основном полагаются на мнение родителей, старших товарищей. Основными критериями выбора предполагаемой профессии считают престижность и хороший заработок, зато больше половины считаю, что для достижения цели необходимо, в первую очередь, собственное усердие. Личные же деньги с большим удовольствием потратят на досуг, а не на книги и образование. Итак, хотят быть - владельцами банков, программистами, экономистами, моделями, актёрами – по 20% - дизайнерами, художниками, бизнесменами – по 25% - врачами, психологами – по 15% - юристами, адвокатами – 10% - ветеринарами – 20% - затрудняются ответить – 15% профессия привлекает- хорошим заработком – 35% - возможностью сделать карьеру – 25% - профессия интересная, модная, престижная – по 25% - профессия – доступная – 10% - советуют родители, старшие товарищи – 35% - затрудняются ответить - 5% для достижения цели считают достаточным- высшее образование – 40% - два высших образования – 15% - общее среднее образование – 20% - профессиональное образование – 10% - затрудняются ответить – 15% возможность получить хорошее образование зависит- от собственного усердия – 65% - от помощи семьи – 25% - наличия нужных знакомых – 10% - удачи – 20% - наличия необходимых средств – 20% - затрудняются ответить – 10% в будущем предполагают работать- на частном предприятии – 65% - на государственном предприятии – 25% - в иностранной фирме – 10% предпочитают тратить свои личные деньги- на досуг – 50% - на образование – 10% - на книги – 10% - на подарки – 5% - на диски, телефон – 20% - на еду – 5% |