План – конспект урока химии с использованием ИКТ и ЦОР
в 9 классе по теме: «Фосфор» автор: Хиневич Татьяна Васильевна учитель химии и биологии
МОКУ «Сажинская сош» Тюкалинского района Омской области. Тип урока:
по основной дидактической цели: изучение нового материала.
по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
Цели урока:
образовательные:
познакомиться с фосфором как химическим элементом и простым веществом, его открытием, положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
рассмотреть зависимость свойств вещества от его состава и строения
развивающие:
расширение кругозора и развитие интереса к предмету через информационно – коммуникативные и проектные технологии
развитие критического мышления, способности к рефлексии;
обеспечение системности учения; умения анализировать.
развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельного химического
эксперимента с соблюдением правил по ТБ.
3. общеучебные:
а) учебно – организационные: составлять таблицы.
б) учебно – интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.
в) учебно – информационные: пользоваться компьютером.
4. воспитательные:
воспитание положительной мотивации учения,
воспитание правильной самооценки и чувства ответственности;
воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.
Методы урока:
по характеру познавательной деятельности: объяснительно –иллюстра-
тивный, проблемно – поисковые: проекты учащихся
2. по виду источника знаний: словесно – наглядные
3. по форме совместной деятельности учителя и уч - ся: рассказ, беседа
Средства обучения:
локальная компьютерная сеть, мультимедиа, мультимедийная презентация, таблицы,
Контроль результатов обучения:
а) по способу организации: индивидуальный
б) по способу подачи информации: компьютерный контроль с использованием ЦОР
Оборудование: ПК, медиапроектор, локальная компьютерная сеть, ЦОР Интернет
Средства обучения:
компьютерная презентация, тестовая компьютерная проверочная работа, видеофрагменты опытов.
Ход урока:
Организационный момент – 1 минута.
Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.
Этап мотивации и целеполагания– 5 минут.
Цель этапа: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса. Формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов. Слайд № 1.
«“...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
«Фосфор», - сказал я.
Ученики: Фосфор.
Учитель: Действительно, так описывает фосфор писатель Конан Дойль в своем произведении «Собака Баскервилей»
И тема нашего урока - «Фосфор». Открыли тетради, записываем тему урока. Слайд № 2 Цель урока: познакомиться с фосфором как химическим элементом и простым веществом. Скажите, пожалуйста, а что мы должны изучить у фосфора?
Ученики: Положение в периодической системе Д.И. Менделеева, открытие, происхождение названия, строение, аллотропные видоизменения, физические и химические свойства фосфора, применение. План изучения нового материала. Слайд № 3.
Положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, его характеристика.
Открытие фосфора и происхождение названия элемента.
Нахождение фосфора в природе.
Аллотропные видоизменения или модификации фосфора.
Химические свойства элемента.
Применение фосфора и его соединений
Этап актуализации опорных знаний - 3 минуты.
Цель этапа: активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.
Учитель: Скажите, а где находится фосфор в периодической системе Д.И. Менделеева.
Ученики: В 3 периоде, 5 группа.
Учитель: А есть в этой группе изученные нами элементы.
Ученики: Да. Это азот.
Учитель: Давайте вспомним его краткую характеристику по положению в периодической системе Д.И. Менделеева.
Ученики: 2 период, 5 группа, главная подгруппа. Порядковый номер 7, атомная масса 14, число протонов 7, число электронов 7, число нейтронов 7. Высшая валентность 5, степени окисления -3, +5, +4, +3, +2, +1. Число энергетических уровней – 2. Электроны располагаются на s и p подуровнях. Формула высшего оксида. Формула водородного соединения.
Этап изучения нового материала - 25 минут.
Цель этапа: формирование новых знаний о строении, структурах белка, их физических и химических свойствах, применении.
Положение фосфора в периодической системе химических элементов и его характеристика.
Учитель: Этот материал поможет нам при рассмотрении положения фосфора в периодической системе и его характеристики.
Для изучения этого вопроса давайте разобьемся на 2 группы: Алена, Оля, Саша, Яна выполнят интерактивную работу в цифровых образовательных ресурсах, делая записи в тетради, и сами оценят свои знания в индивидуальных оценочных листах. Вторая группа работать будет по плану на доске. Определить порядковый номер, период, группу, относительную атомную массу элемента, число валентных электронов, степени окисления, формулы высшего оксида и водородного соединения.
Слайд № 4.
Открытие фосфора и происхождение его названия.
Учитель: любой элемент периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева имеет свою историю открытия. Есть она и у фосфора. Записываем в тетради вопрос: Открытие фосфора и происхождение его названия. Так называется проект Шулеповой Ольги. Давайте познакомимся с ним. Запишем в тетради, кто и когда открыл фосфор, от какого слова происходит название элемента.
Слайды № 5, 6.
Нахождение фосфора в природе и его получение.
Учитель: Особенности строения фосфора влияют на нахождение его в природе и получение. Записываем вопрос в тетради. Этот проект выполняла Клеменцова Алёна. Давайте послушаем. В тетрадь записываем в каком виде фосфор находится в природе, как его получают.
Слайды № 7, 8, 9.
Аллотропные видоизменения или модификации фосфора.
Учитель: В зависимости от строения выделяют несколько аллотропных видоизменений или модификаций фосфора, обладающими определёнными физическими свойствами.
Слайды № 10, 11.
Давайте эти особенности запишем в таблицу «Особенности аллотропных модификаций фосфора» Слайды № 12.
Аллотропные видоизменения или модификации фосфора
| Особенности строения
| Физические свойства
| Белый
|
|
| Красный
|
|
| Черный
|
|
|
Слайды № 13, 14, 15.
Белый фосфор. Имеет молекулярную кристаллическую решётку, состоящую из молекул P4 в форме тетраэдра. Это легкоплавкое t(пл)=44,1ºС, t(кип)=275ºС, мягкое, бесцветное с желтоватым оттенком воскообразное с чесночным запахом вещество. Хорошо растворяется в сероуглероде и ряде других органических растворителей. Ядовит. В измельченном состоянии воспламеняется при обычной температуре, светится в темноте. Хранят его под слоем воды.
Красный фосфор имеет формулу Рn и представляет собой полимер со сложной структурой: тетраэдры Р4 связаны в бесконечные цепи . В зависимости от способа получения и степени дробления красного фосфора, имеет оттенки от пурпурно-красного до фиолетового. Нерастворим в воде, а также в бензоле, сероуглероде. Температура плавления 585-600º С. Не ядовит. Не светится в темноте.
Чёрный фосфор Кристаллический черный фосфор имеет несколько модификаций. Ромбическая модификация построена из гексагональных колец Р6, упакованных в слои и кубическая модификация Р4. Этот фосфор представляет собой чёрное вещество с металлическим блеском, жирное на ощупь и весьма похожее на графит, и с полностью отсутствующей растворимостью в воде или органических растворителях. Поджечь чёрный фосфор можно, только предварительно сильно раскалив, в атмосфере чистого кислорода до 400 °С. Чёрный фосфор проводит электрический ток и имеет свойства полупроводника. Температура плавления чёрного фосфора 1000 °С под давлением 18×105 Па. Красный и черный фосфор получают из белого. Но при нагревании красного в пробирке, закрытой ватным тампоном, он превращается в белый фосфор, который вспыхивает при соприкосновении с воздухом. видеоопыт (цор) Слайды № 16.
Химические свойства фосфора.
Учитель: Строение фосфора определяет и его химические свойства. Записываем вопрос в тетради.
1. Взаимодействие с металлами
3Mg + 2P = Mg3P2
2. Взаимодействие с неметаллами
а) с кислородом (воспламеняется на воздухе и сгорает с образованием оксида фосфора (V) Слайд № 17
4Р + 5О2 = 2Р2О5
Белый фосфор светится за счет того, что при медленном окислении из Р получается оксид фосфора(III). Считается, что от этого происходит “свечении моря”. Позднее ученые открыли, что причиной является свечение жгутиковых одноклеточных организмом обитающих в морях. видеоопыт (цор)
4Р + 3О2 = 2Р2О3
б) с серой 2P + 3S → P2S3, Учитель: Ваша задача, в записанных примерах химических реакций проставить степени окисления и определить какие свойства окислительные или восстановительные проявляет фосфор при взаимодействии с простыми веществами, осуществить взаимопроверку, оценки выставить в свой индивидуальный лист. На работу - 3 минуты. Слайд № 18 в) с водородом
P + H2 → не взаимодействует
Но РН3↑ фосфин такое соединение существует. Слайд № 19 Его получают путем взаимодействия фосфидов с водой и кислотами.
Мg3Р2 + 6Н2О = ЗМg(ОН)2 + 2РН3↑,
2АlР + 6НСl = 2АlСl3 + 2РН3↑.
Учитель: Это очень ядовитый бесцветный газ с чесночным запахом. На воздухе самовоспламеняется. Вы наверное слышали о блуждающих огнях на кладбищах и болотах. Например, вот такое описание в литературе: «На кладбище мы встретили массу вертящихся над могилами прозрачных огоньков. Иные были ростом с аршин. При первом дуновении ветерка огоньки заколыхались, быстро помчались вперед». Вы можете объяснить эти явления?
Ученики: Фосфор как элемент входит в состав живых организмов, при гниении и разложении останков животных, человека образуется РН3 – фосфин, фосфороводород, который самовоспламеняется.
Применение фосфора Слайд № 20, 21.
Учитель: Откройте в учебнике §27 прочитайте применение фосфора. Затем сделайте краткие записи в тетрадях. Этап первичного закрепления знаний и умений – 2 + 6 минут.
Цель этапа: репродуктивное воспроизведение изученного материала, его систематизация, контроль. Вначале урока я поставила цель: Изучить фосфор как химический элемент и простое вещество. Достигли мы этой цели? Давайте, систематизируем изученное.
Выполнение проверочного теста. (индивидуально за компьютером)
Работа по вариантам 2 – х уровневая.
По истечению отведённого времени ученики проверяют задание. Этап подведения итогов занятия. Рефлексия - 2 минуты.
Цель этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, оценить адекватность самооценки учащегося. Этап постановки домашнего задания. 1 мин Слайд № 22
Цель этапа: разъяснение, постановка домашнего задания.
Итак, на следующем уроке мы с вами рассмотрим соединения фосфора. А сейчас в дневники записываем домашнее задание.
1 группа - §27 № 4 создать презентацию по теме Фосфор 8-10 слайдов
2 группа - §27 рис 36 описать круговорот фосфора в природе.
Учитель: Сдаем свои оценочные листы. Пока я выставляю отметки, ответьте на такой вопрос: А собака Баскервилей - это реальность или вымысел автора произведения. Оценки за урок. Спасибо всем ребятам за работу. _________________________________________________________________________
Проект «Открытие фосфора и происхождение его названия»
Отставной солдат Хённиг Бранд из Гамбурга, подобно другим алхимикам, упорно пытался отыскать волшебный философский камень, который возвращал бы больным старикам молодость и здоровье, а все металлы обращал в золото. Как и другие алхимики, Бранд действовал вслепую, подвергая разнообразные вещества химическим операциям – перегонке, выпариванию, прокаливанию. Однажды ему пришло в голову выпарить воду из мочи, которая в большом количестве скапливалась в ямах около солдатских казарм. Сказано – сделано. И вот получен сухой остаток от выпаривания. Бранд смешивает его с углем и песком, прокаливает и... в реторте оказывается удивительное светящееся в темноте вещество, которое он назвал «холодным огнем». Полученный Хённигом Брандом в 1669 году фосфор не превращал серебро в золото, но обогатил своего первооткрывателя: за большие деньги алхимик показывал таинственное вещество знатным и богатым особам...
В руках алхимиков впервые В подвале мрачном засиял.
И чудесами всех факиров Он многие века снабжал.
_________________________________________________________________________
ПРОЕКТ «Нахождение фосфора в природе и его получение»
Содержание в земной коре 0,10 % по массе, что значительно превосходит содержание, например, азота. В свободном виде в природе фосфор не встречается, но он входит в состав 200 различных минералов.
В теле человека массой 70 кг содержится около 780 г фосфора. В виде фосфатов кальция фосфор присутствует в костях. Входит он также в состав белков, фосфолипидов, нуклеиновых кислот. Фосфорсодержащие белки присутствуют в мышцах, мозговой ткани и нервах. Но особенно много фосфора содержат кости и зубы: их химический состав почти точно совпадает с формулой минерала фосфорита Ca3(PO4)2. Ежедневная потребность человеческого организма в фосфоре составляет 1,2 г. Основное его количество мы потребляем с молоком и хлебом. Наиболее богаты фосфором рыба, фасоль, некоторые виды сыра. Для правильного питания необходимо соблюдать баланс между количеством потребляемого фосфора и кальция: оптимальное соотношение этих элементов в пище составляет 1,5 : 1. Избыток богатой фосфором пищи приводит к вымыванию кальция из костей, а при избытке кальция развивается мочекаменная болезнь.
В промышленности фосфор получают из фосфоритов и апатитов, нагревая их в электрической печи без доступа воздуха в присутствии оксида кремния (IV) и угля.
Ca3(PO4)2 + 3SiO2 + 5C = 3CaSiO3 + 2P + 5CO
_____________________________________________________________________________
ПРОЕКТ «Применение фосфора и его соединений» Применение фосфора зависит от таких свойств, как химическая активность, способность к воспламенению, горючесть. Красный фосфор применяют в производстве спичек. Его вместе с тонко измельчённым стеклом и клеем наносят на боковую поверхность коробка. При трении спичечной головки, в состав которой входят хлорат калия и сера, происходит воспламенение.
В 1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. В те времена спички были весьма опасны: мало того, что зажигались они очень легко, а порой и неожиданно, в них содержался сильно ядовитый белый фосфор.
Доза фосфора в 0,05–0,15 г для человека смертельна. Профессиональным заболеванием рабочих первых спичечных фабрик был фосфорный некроз – поражение челюстей.
Белый фосфор применяют для изготовления трассирующих боеприпасов, как дымообразующее и зажигательное средство. Войска США использовали зажигательные фосфорные бомбы во время военной операции вблизи иракского города Эль-Фаллуджа в 2004 году. По словам представителя Пентагона, белый фосфор использовали как огневое средство против боевиков и для освещения поля боя. В то же время один из итальянских телеканалов сообщал, что среди жертв фосфорных бомб были женщины и дети. Попадая на кожу, белый фосфор даёт тяжелые ожоги.
Тест «Фосфор» 2 вариант 1. Как переводится с греческого фосфор? а) рождающий воду б) желтый в) светоносный 2.Какие степени окисления характерны для фосфора?
а) +3 б) -3 в) +2 г) + 5 3. Какие аллотропные модификации фосфора вы знаете? а) красный б) пластический в) белый г) черный 4. Какие свойства проявляет фосфор в данной реакции?
3Са + 2P = Са 3P2 а) восстановитель б) окислитель
5. Назовите области применения фосфора. а) производство спичек б) производство лекарств в) производство взрывчатых веществ г) производство мыла
Таблица ответов
Номер вопроса
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Вариант ответа
|
|
|
|
|
|
Тест «Фосфор»
1 вариант
1. В каком году и кем был открыт фосфор?
а) 1769 г б) 1563г в) 1669г г) Аррениусом д) Брандтом е) Авогадро
2. Соотнесите степени окисления фосфора и его соединения.
а) +3 б) -3 в) + 5 1) Р2О5 2) Na 3 P 3) РН3 4) Са 3P2
3. Почему белый фосфор хранят под слоем воды?
а) светится б) взаимодействует с кислородом воздуха в) испаряется
4. Какие свойства проявляет фосфор в данной реакции?
3 K + P =K 3 P а) восстановитель б) окислитель
5. Чем объясняется своеобразие свойств фосфора?
а) получением б) химическим знаком в) строением
Таблица ответов
Номер вопроса
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Вариант ответа
|
|
|
|
|
|
Инструкция по работе с цифровыми образовательными ресурсами
Выйдите в Интернет.
Введите цор или цифровые образовательные ресурсы.
Выберите предмет – химия.
Выберите класс – 9
Выберите автора учебника – О.С. Габриелян.
Выберите тему- Фосфор и его соединения
Выберите вопрос Характеристика фосфора по положению в периодической системе. Откройте и приступайте к работе с цор.
Индивидуальный оценочный лист
ученика 9 класса МОКУ «Сажинская сош» _________________________________
Вопрос
| Тип проверки
| Оценка
| Характеристика фосфора по положению в периодической системе.
| Самооценка
|
| Расставить степени окисления элементов в уравнении и определить проявление свойств восстановителя или окислителя.
| Взаимооценка в парах
|
| Компьютерный тест.
| Оценка учителя
|
| Критерии оценки работы №1
Количество ошибок
| Оценка
| 1
| 5
| 2
| 5-
| 3
| 4
| 4
| 4-
| 5
| 3
| 6
| 3-
| 7
| 3--
| 8
| 2
|
Критерии оценки работы №2
Поставлены степени окисления всех простых и сложных веществ. Определены свойства фосфора (окислитель, восстановитель) во всех уравнениях.
| 5
| Поставлены степени окисления всех простых и сложных веществ. Не определены свойства фосфора в 1 уравнении.
| 4
| Поставлены степени окисления всех простых и сложных веществ. Не определены свойства фосфора в 2 уравнениях.
| 4-
| Степени окисления простых и сложных веществ поставлены, верно.
| 3
| Степени окисления простых и сложных веществ поставлены с помощью товарища
|
|
Критерии оценки работы №3 Компьютерный тест
Количество ошибок
| Оценка
| 1
| 4
| 2
| 4-
| 3
| 3
| 4
| 3-
| 5
| 2
|
Муниципальное образовательное казённое учреждение «Сажинская средняя общеобразовательная школа» Тюкалинского муниципального района Омской области
|