|
Использование мультимедийных презентаций на логопедических занятиях Учитель-логопед
Использование мультимедийных презентаций на
логопедических занятиях
Учитель-логопед:
Горчакова А.В.
В последние годы увеличивается количество детей с тяжелыми речевыми нарушениями, например, такими как общее недоразвитие речи (ОНР). При ОНР нарушены все структурные компоненты речи: лексика, грамматика, фонетика и фонематика. И эти нарушения речи все чаще становятся сочетанными, поэтому постоянно приходится учиться новому, искать современные и эффективные средства обучения. Одним из таких средств, используемых мной на занятиях с целью повышения качества обучения детей, является мультимедийная презентация.
Мультимедиа - это технология, позволяющая объединить текстовые данные, звук, графику и анимацию. Термин "мультимедиа" - можно перевести с английского языка как "многие среды" (от multi - много и media - среда), или, говоря более понятным языком, множество различных способов хранения и представления разных видов информации: числовой, текстовой, логической, графической, звуковой и видео информации. У термина " презентация" (от лат. praesento— передаю, вручаю или англ. present— представлять) два значения— широкое и узкое. В широком смысле слова презентация — это выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта, представление на обсуждение рабочего проекта, результатов внедрения и т.п. В узком смысле слова презентации — это электронные документы особого рода. Они отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (может быть автоматическим или интерактивным).
Мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения логопедических занятий. Стремительное развитие и масштабность их применения в сфере образования объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования мультимедиа. К ним относятся:
1) Информационная емкость
Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием. Возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации.
2) Компактность
В качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты или электронные визитные карточки, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения. Мини-диск, USB-карта или USB-часы можно носить в кармане, портмоне или даже на руке, при этом в каждом из носителей может быть размещено до нескольких десятков мультимедийных презентаций, что избавляет педагога от трудоемкого процесса изготовления наглядных пособий и определения места для их хранения. Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда логопеда и в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия. Компьютерная презентация не сможет целиком заменить собой работу педагога с доской, но она значительно упростит работу по предоставлению наглядности. Мы приносим с собой на занятия рисунки, схемы, диаграммы, аудио и видео записи (к которым необходимо еще и оборудование для их воспроизведения). Все это заполоняет наш рабочий стол. Компьютерная презентация помогает упорядочить наглядные пособия и выстроить их, следуя логике изложения материала на занятии, а также хранить их в одном файле. Сохранность наглядных материалов и возможность их корректирования также важна для логопеда.
3) Доступность
Достоинства презентации в том, что ее просто сделать. Картинки сканируются из книжек, либо ищутся в интернете, после чего вставляются как слайды.
4) Наглядность и эмоциональная привлекательность
Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность - это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций. Хорошо известно, что человек воспринимает информацию с помощью органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. По данным исследований более 90 % информации поступает к нам через зрительный и слуховой анализаторы. Зрение и слух - самые мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма информации. Чем ярче и разнообразнее будет представление информации, тем эффективней будет процесс ее усвоения. Отличительные особенности, специфические свойства изучаемых предметов и явлений можно предельно реалистично продемонстрировать именно с помощью современных графических и видео технологий мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации. Использование мультимедийных презентаций способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Действительно, презентации облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, гербарных материалов. Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов. Еще одно преимущество — проигрывание аудиофайлов. Все вместе это обеспечивает "эффективность" восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно. Во-вторых, преимуществом мультимедийных презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков и т. п. В-третьих, презентации дают возможность показать структуру занятия. Конечно, практически все указанные преимущества можно обеспечить и без презентации, а с помощью обычной доски. Однако при этом информация не будет столь наглядной, на изображение схем, рисунков и графиков уйдет значительно больше времени. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации.
Анимация - очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечет внимание дошкольников, и они заострят свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения логопеда будут услышаны и увидены детьми.
Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью логопеда.
5) Мобильность
Все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер, телевизор или даже карманный компьютер. Оптимальным решением может стать презентация в сочетании с ноутбуком.
6) Интерактивность
Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их интерактивность, т. е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя. Пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля.
7) Многофункциональность
Следует учитывать возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации. Однажды созданная презентация может иметь до десятка различных способов использования, начиная от применения мультимедиа для проведения занятий с детьми, открытых мероприятий, при обмене опытом с коллегами, воспитателями, организации консультаций с родителями.
Презентационные материалы применяются для:
- автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
- дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
развития фонематического восприятия; развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
- усвоения лексических тем;
- развития навыков словообразования и словоизменения;
- развития связной речи и познавательных способностей и т.д.
Все это приводит к таким результатам:
• Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме;
• Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным;
Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением;
• Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
К сожалению, в работе существует и трудности, не позволяющие в полном объеме пользоваться мультимедийными презентациями - это отсутствие специального оборудования, которое необходимо для просмотра презентаций, используемых на фронтальных занятиях. Но хочется надеяться, что в скором времени это оборудование станет неотъемлемой частью образовательного процесса во всех учреждениях. Таким образом, использование мультимедийных презентаций дисциплинирует педагога, постоянно повышает методическое мастерство, а именно оно является одним из главных условий повышения качества обучения детей, а повышение качества обучения детей и является целью логопеда. |
|
|