Главная страница

Конспект занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи



Скачать 64.92 Kb.
НазваниеКонспект занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи
Дата14.04.2016
Размер64.92 Kb.
ТипКонспект


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 66»

КОНСПЕКТ

занятия по формированию звукопроизношения

и обучению грамоте в подготовительной к школе группе

для детей с общим недоразвитием речи
«Звук и буква Р».


Учитель - логопед

Ярославова Ольга Викторовна.

г.Череповец, 2009год
Коррекционно-образовательные задачи:


  1. Закреплять навык правильного произношения звука Р.

  2. Познакомить детей с буквой Р.

  3. Продолжать формировать навык звуко-буквенного анализа, синтеза, языкового анализа, определять место звука в слове.

  4. Совершенствовать фонематический слух, просодическую сторону речи.


Развивающие задачи:
1. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, словесно-логическое мышление.

2. Развивать общую, мелкую моторику рук.
Воспитательные:


  1. Воспитывать самоконтроль.

  2. Воспитывать желание работать в коллективе, оказывать помощь друг другу.


Оборудование: Коробки одна в другой; письмо, зеркала; Картинки: рысь, роза, баран, повар; схемы – деньги, предметные картинки соответствующие этим схемам: сорока, тигр, сыр, арбуз, роза, шар, рыба, рак, барабан, корова, радуга; предметные картинки: роза, рак, ручка, рожки, сыр, трон, тройка, кран, град, пар, рот); картины демонстрационные: Вагончики, замок, с парусом, похожим на Р; разрезная буква Р на каждого; курица, 2 корзины с яйцами (в одной – буквы из разрезной азбуки, в другой – сюрприз).

Ход занятия.

1. Организационный этап

Дети здороваются с гостями. Встают около логопеда.

Логопед: Ребята нам прислали посылку. В посылке письмо от Ивана-Мастера и игра. Читаю письмо: Сыграть в игру вы сможете, если выполните 4 задания от Ивана-Мастера. Справимся?

Итак, 1-е задание: Слушайте внимательно, все ли правильно тут написано, если заметите ошибку, исправьте меня:

В некотором царстве,

В волшебном государстве,

Не на небе – на земле,

В голоде, а не в селе (в городе)

Жил Ванюша…Щи хлебал,

Черствой колкой заедал. (коркой)

Зная множество наук,

Не жалел Ванюша лук, (рук)

В дело вкладывал все силы –

От работы жалко было: (жарко)

В поле ложь посеял сам, (рожь)

Выстроил красивый хлам! (храм)

Сделал иглы малышам… (игры)

Подарил вот эту вам!

Логопед: Молодцы! С первым заданием Ивана-Мастера мы справились. Тихонько садимся на места и я вам расскажу, какое следующее испытание приготовил для нас Иван-Мастер.

2. Обучающий этап. Сообщение темы.

Логопед: Второе испытание—

Трудное задание,

Отгадайте- ка, ребятки

Ивана-Мастера загадки!
Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь.

Дети угадывают: Рысь. Логопед выставляет картинку на доску.
Вот чудесные цветы

Небывалой красоты,

Яркие, пахучие...

Ай-ай-ай! Колючие!

Дети угадывают: Роза. Логопед выставляет картинку.

По горам, по долам

Ходит шуба, да кафтан.

Дети: Баран. Логопед выставляет картинку.
Кто такие вкусные

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты?

Дети: Повар. Логопед выставляет картинку.
Логопед: Что общего у слов: рысь, роза, баран, повар? Какой звук повторяется?

Давайте перед зеркалом 3 раза произнесем громко звук Р, 2 раза тихо, 1 раз неслышно.

Кто может рассказать, какой это звук? (Дорожка к замку- характеристика звука).
3. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Третье задание Ивана –Мастера: «В нашем королевстве пронесся смерч (гимнастика для глаз). Разрушил дворец и все драгоценности поднял высоко в небо. Плывут по небу тучи. Они роняют на землю то клад, то град. Если падает КЛАД – подставляйте ладошки, а если ГРАД – поскорее прячьтесь под «зонтики» - соедините пальцы рук над головой (Дети встают около своих стульев):

ГРАД, ГРАД, КЛАД, ГРАД, КЛАД,

ГРАДусник, КЛАДовка, виноГРАД, наГРАДа, сКЛАД, доКЛАД, преГРАДа, заКЛАДка, сКЛАДки… Молодцы!
4. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопед: Четвертое задание: «Ураган унес не только драгоценности из замка, но и картинки из его любимой игры, в названии которых есть звук Р. Пришлите мне, пожалуйста, картинки со звуком Р.» Давайте отправимся на ярмарку, купим такие картинки и отправим Ивану-Мастеру. Но ведь без денег на ярмарку не пойдешь. Откройте свои пеналы. Там лежат схемы слов. Это и будут деньги. Купить можно только ту картинку, к которой подойдет схема.

(Дети подходят к прилавку и обменивают схемы на картинки).
5. Определение места звука в слове.

Логопед: Отправим картинки Ивану-Мастеру в поезде: если звук Р в начале слова – помещаем ее в первый вагон, в середине – во второй и в конце – в третий. (Дети выполняют задание).

Молодцы, все задания мы выполнили и теперь сможем поиграть в игру, которую прислал нам Иван-Мастер, а чтобы выиграть нужно размяться.


  1. Физ. Минутка.

У Ивана-мастера вся работа спорится,

У Ивана-мастера никогда не ссорятся:

С рубанком пила,

а с делом игра,

Наш Иван не белоручка –
Все в руках игла и ручка
У Ивана даже роза

Не зачахнет от мороза.

Даже хитрый хитрый крот

Не протянет к ней свой рот.

ходьба на месте

повороты корпуса вправо влево

провести одной ладонью по другой, (наоборот) ребром ладони провести но руке

рубить с плеча

рукопожатие, одной кистью игла другой ручка

присесть, встать руки через стороны вверх

обхватить себя копать погрозить пальцем прикрыть рот ладонями

Дети садятся на стулья.

6. Автоматизация звука Р в словах. Развитие фонематического анализа и синтеза. Игра «Слова с начинкой».

На доске раскладываются картинки: роза, рак, ручка, сыр, трон, тройка, кран, град, пар, рот. Дети их называют по очереди.

Логопед: я буду называть длинные слова, внутри которых «спрятаны» короткие слова, нарисованные на картинках. Например, я говорю слово «дРАКон», вы поднимаете руки, если услышали короткое слово РАК внутри длинного. Кто первый поднимет руку определит наш судья Марина Васильевна и выдаст фишку за правильный ответ. Побеждает обладатель наибольшего количества призовых фишек.

эКРАН, паТРОН, угРОЗА, кРОТ, белоРУЧКА, новосТРОЙКА, ПАРус, ГРАДусник, наПАРник, баРАК, пРОЗА, наобоРОТ, СЫРой, коРОТкий, повоРОТ, СЫРник, ПАРтия, мРАК,

Подведение итогов игры. Вручение медали.


  1. Знакомство с буквой Р.

Логопед: ребята, а вы знаете букву, которая обозначает звук Р. Правильно эта бука Р.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывёт, небес касаясь.

Логопед: На что еще похожа буква Р? Давайте соберем букву Р из конструктора. (Конструирование буквы Р)
9. Звуко-буквенный анализ и синтез.

Логопед: Вам понравилась игра, которую вам прислал Иван- мастер? А ему понравилось, какие вы умные стали. И он прислал вам сюрприз – курочку, и попросил придумать ей имя, в котором есть звук Р твердый.

Дети: Пеструшка.

Логопед: Курочка снесла яйца, не простые а волшебные. (Дети тащат из корзинки яйца, в них задания – сложить слова из азбуки разрезной).

  1. Подведение итога. С каким звуком знакомились? Какой это звук? Какую новую букву узнали? Что понравилось? Что было трудно?

Логопед: Пока вы выполняли задания курочка Пеструшка приготовила для вас еще один сюрприз (Логопед показывает вторую корзину с яйцами – в них конфетки).