Главная страница

Кузнецова Наталья Васильевна «Урок истории и культуры Санкт-Петербурга: проблемы целеполагания»



Скачать 59.21 Kb.
НазваниеКузнецова Наталья Васильевна «Урок истории и культуры Санкт-Петербурга: проблемы целеполагания»
Дата14.04.2016
Размер59.21 Kb.
ТипДокументы

Выступление на научно-практическом семинаре

22 февраля 2013г.

подготовила воспитатель ГБДОУ №46

Василеостровского р-на

Кузнецова Наталья Васильевна
«Урок истории и культуры Санкт-Петербурга:

проблемы целеполагания »

Преемственность программы изучения

истории культуры Санкт-Петербурга между детским садом и школой.

В школьную программу введен курс изучения истории и культуры Санкт-Петербурга. Однако знакомство с городом возможно начать и раньше, до школы. Дети-дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. В старшем дошкольном возрасте происходит активное становление интереса к различным областям и объектам действительности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.А.Люблинская, Н.Н.Поддъяков и др.) Среди этого многообразия особое значение имеет история и культура нашего города. Это позволяет формировать у дошкольников живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя петербуржцем.

Именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения знаниями краеведческого материала в силу особой чуткости к историческим явлениям, интереса к осмыслению полученной информации, общению. Следовательно, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга ребёнка в ДОУ и ученика в школе, преемственность в работе по данному направлению – актуальные задачи воспитательно-образовательного процесса в детском саду и школе.

Работа по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга должна стать одним из направлений в сотрудничестве между дошкольным образованием и обучением в школе, т.к. материал для изучения детьми интересен, доступен, обширен и требует дальнейшего изучения в школьной программе.

Детский сад – первая ступень в системе образования ребёнка. Следующая ступень – начальная школа. Важно помнить о необходимости реализации принципа преемственности между детским садом и школой в целом, в том числе и в изучении краеведческого материала, т.е.в овладении знаниями связанными с историей и культурой Санкт-Петербурга . Такой принцип обозначен в программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Вопрос преемственности является важнейшей проблемой российского образования. Практические работники считают, что преемственность и непрерывность между звеньями образования на начальном этапе понимаются либо узко и формально, либо вообще на деле такая преемственность отсутствует.

Основная цель дошкольного образования – всестороннее общее развитие ребёнка, задаваемое государственным стандартом в полном объёме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детской психологии, самого ценного периода в жизни человека, что обеспечивает общую и специальную готовность ребёнка к переходу к школьному обучению. В начальной школе цель – это продолжение всестороннего развития детей с учётом возросших возможностей, спецификой школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности. Все написано правильно. Почему тогда возникает проблема?

Целевая установка школьного курса "Истории и культуры Санкт-Петербурга" - помощь учащимся в становлении их духовно-ценностной и практической ориентации в мире города, то какой должна быть целевая установка петербурговедения в ДОУ, чтобы соблюдалась идея преемственности "детский сад-школа" ? Над этим вопросом следует задуматься всем участникам образовательного процесса. Размышляя ,необходимо определить степень важности изучения этой дисциплины в дошкольном возрасте, и возможности ее дальнейшего изучения в школьном курсе. Для ответа на этот вопрос необходимо определить, что является приоритетным в данном направлении. Следовательно для изучения курса петербурговедения в ДОУ необходимо соблюдать ряд требований, основываться на целеполагании данного курса в школе, стремясь поддержать интерес дошкольников к Санкт-Петербургу.

Дошкольное детство- время становления личности. Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу. Чувство патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Дети дошкольного возраста не могут осознать суть исторических событий и их последовательность, многие сведения для них либо формальны, либо недоступны для понимания. Представляется целесообразным знакомить детей с городом, используя локальный материал, то есть привлечь внимание дошкольников к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают, и на что не обращают внимания. Целенаправленное развитие интереса к истории и культуре родного города открывает уникальные возможности для первоначальной ориентации ребёнка в мире культуры, становления его творческой индивидуальности. Для этого необходимо особым образом отобранное содержание , доступное пониманию детей дошкольного возраста , пробуждающее их воображение и фантазию. Изучение истории города необходимо начинать с "собирательного образа" Санкт- Петербурга, у которого как и у ребёнка есть имя, день рождения, ангел-хранитель, настроение и лицо. Учитывая склонность дошкольников к очеловечиванию города, и их небольшой жизненный опыт, реализация этого подхода позволит установить эмоциональную связь с городом и положительный настрой детей на его познание.

Изучение данного курса способствует решению задач по развитию интегративных качеств, и формированию навыков и умений во всех образовательных областях. Знакомство с городом должно осуществляться систематически, последовательно, в разных образовательных областях и в разных направлениях, и должно начинаться с воспитания любви к своей семье, детскому саду, району, в котором живешь , городу, а затем и к своей Родине. Сложный материал, особенно связанный с историей города, архитектурой и скульптурой, надо давать доходчиво, эмоционально и наглядно, начиная с ближайшего окружения (дом, улица, район), то есть с того места, где живет ребёнок, которое он может ежедневно наблюдать. Постепенно расширяя круг знаний о городе, следует обращаться к истории его возникновения, знакомить с архитектурой, её красотой и многообразием.
Изучая историю города, дети получают широкие возможности сформировать пласт понятий о родном городе ( город, улица, проспект, памятник, скульптура, архитектор), развивать способности к творческому мышлению, умения и навыки продуктивной деятельности.
Заинтересовать каждого ребенка, затронуть его воображение, подобрать к каждому индивидуальный подход, чтобы он захотел узнать о Санкт-Петербурге -это и есть цель данного направления по развитию дошкольников, которая найдет свою реализацию в школьном курсе изучения данного учебного предмета. «Петербурговедение» как направление расширяющее кругозор детей дошкольного возраста должно решать следующие задачи:
-познакомить дошкольников с достопримечательностями Санкт-Петербурга;
-дать начальные знания о людях, которые жили и творили в нашем городе;
-приобщить дошкольников к современной жизни города;
-способствовать формированию этики поведения петербуржца.

В целях приобщения детей дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности могут быть выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления, которые найдут отражения в дальнейшем изучении истории и культуры Санкт-Петербурга.

-создание целеполагающей, педагогически обоснованной, развивающей среды в группе детского сада, направленной на ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;

-разработка и внедрение системы петебурговедческого образования в условиях ДОУ;

-приобщение воспитанников к различным видам национального, в т. ч. петербургского, искусства – архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;

-планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;

-воспитание культуры юного петербуржца в условиях семейного социума.

Решать эти задачи необходимо в детском саду, организуя целенаправленную и тщательно продуманную работу с детьми и через активное привлечение к ней родителей - первых, и самых важных воспитателей ребёнка. В культуре, в частности педагогической, выработано многообразие средств, которые адекватно решают поставленные задачи. Это разные виды занятий с дошкольниками, игры, чтение литературы, экскурсии, совместная деятельность детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении, которые не потеряют своей актуальности в школьном программе. Но следует признать, что все они требуют уточнения применительно к конкретному возрасту и постоянного обновления содержания с учетом особенностей современных детей.