Предмет
| Литература
| Класс
| 6А
| Тема урока
| Молитва в стихотворениях русских писателей XIX века
| Цель урока (образовательная)
| С позиции учителя: углубление знаний о духовной литературе; совершенствование навыков анализа поэтического текста, знакомство со стихотворениями русских поэтов, в которых использованы библейские мотивы.
| Планируемые образовательные результаты:
предметные
| 1. расширение знаний о духовной литературе;
2. умение анализировать литературные произведения, понимать и формулировать тему, характеризовать героев;
3.приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
| Метапредметные
| 1. формирование умения работать с информацией;
2. формирование навыков устной и письменной, монологической и диалогической речи.
| Личностные
| совершенствование духовно-нравственных качеств личности учащегося.
| Решаемые учебные проблемы
| Роль молитвы в стихотворениях русских поэтов XIX века
| Основные понятия, изучаемые на уроке
| Литературоведческие термины: духовная литература, лирика, притча, житие;
Культурологические термины: вера, молитва.
| Вид используемых на уроке средств ИКТ
| Презентация, видеоролик.
| Методическое назначение средств ИКТ
| 1. Презентация – наглядное сопровождение хода урока, ситуативные задания, теоретический материал для ребят, испытывающих сложности в восприятии информации в устной форме;
2. Видеоролик – обращение к личному опыту учащихся, определение слова «молитва»
| Используемые дидактические материалы и пособия
| Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 6 класс.
| Средства для фиксации достижений учащихся
| Пятибалльная система оценивания.
| Основной вид учебной деятельности обучающихся
| 1. Анализ лирических произведений, сопоставление, интерпретация;
2. Применение на уроке ранее полученных знаний по предметам «Литература», «История»;
3. Формирование устных и письменных связных высказываний, соответствующих теме урока.
| Основные виды деятельности учителя
| 1. Контроль знаний;
2. Управление ходом урока, сопровождение обучающихся;
3. Корректировка знаний;
4. Мотивация и поддержка обучающихся.
| Методы обучения
| Объяснительно-иллюстративный
| Формы организации деятельности учащихся
| Фронтальная, в группах.
| ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Молитва в стихотворениях русских поэтов XIX века»
Организационный момент: проверка готовности к уроку. Деление класса на группы.
Определение цели урока.
Учитель: Дорогие друзья, прежде чем начать наш урок, я хотела бы рассказать вам небольшую историю. Жил один старик. Был он старым, неграмотным, работал в поле, чтобы было ему пропитание. Каждый день и после тяжелой работы, и принимая пишу, и, просыпаясь по утрам, говорил он «Спасибо». Слово это было простым, но исходило из самого сердца.
Однажды, проснувшись рано утром, старик вышел из своей лачуги, умыть лицо перед работой и вкусить свой скудный завтрак. К нему подошел странник и попросил поделиться с ним хлебом. Разделив пропитание на двоих, старик быстро съел свой хлеб, произнес по привычке «Спасибо» и хотел уж и попрощаться со странником, но тот спросил его, что он сказал? Старик ответил, что за каждый прожитый день, за каждый съеденный кусок хлеба, за каждый урожай он говорит «Спасибо».
Странник сказал: «Послушай, ты ведь неправильно молишься, хочешь, я научу тебя?» И стал странник учить старика. Нелегкая это была работа – научить неграмотного старика молитве. Много времени прошло, но научил странник старика одной молитве.
Пришло время прощаться, и странник ушел, думая, что сделал доброе дело. А старик, позабыв свое душевное спасибо, стал каждый день произносить выученную молитву, он очень старался, с трудом произносил незнакомые слова и старался не перепутать фразы. Тяжело ему давалось это непонятное повторение, да и времени совсем не хватало, и решил он бросить это непосильное занятие, прекратил произносить молитву, и совсем позабыл свое душевное «спасибо». Учитель: Как вы думаете, ребята, о чем эта история?
О молитве.
Учитель: Не просто о молитве, а о молитве в стихотворных произведениях поэтов XIX века. В нашем учебнике нет этой темы, как вы думаете, почему я выбрала именно ее для нашего сегодняшнего разговора?
Скоро пасха – один из самых главных и самых светлых православных праздников.
Учитель: А знаете ли вы что-то об истории этого праздника?
Юлия Раввина подготовила для вас небольшое сообщение.
Пасха – это праздник воскрешения Иисуса Христа. К Пасхе готовятся заранее. Самому главному празднику предшествует семинедельный пост – время покаяния и духовного очищения. Непосредственно празднование начинается с участия в пасхальном богослужении. На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» – приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!» и отвечают «Воистину Воскресе!». Празднование Пасхи продолжается сорок дней – ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Он вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе – самой торжественной – люди ходят друг к другу в гости, дарят куличи и крашеные яйца. По преданию, обычай красить яйца восходит к апостольским временам, когда Мария Магдалина, прибывшая в Рим для проповеди Евангелия, преподнесла в дар императору Тиберию яйцо. Нищая проповедница не могла купить более дорогой подарок. С приветствием «Христос воскресе!», Мария вручила яйцо императору и пояснила, что Христос восстал из гроба, как цыпленок, который вылупится из этого яйца. «Как может мертвый воскреснуть? – последовал вопрос Тиберия. – Это все равно, что яйцо сейчас превратилось бы из белого в красное». И на глазах у всех произошло чудо – яичная скорлупа стала ярко-красного цвета, как бы символизируя Кровь, пролитую Христом. Учитель: Ну что же, вернемся к нашему уроку. Обратите внимание на то, что сегодня вы работаете в группах. Работая в группах нужно помнить ряд правил, напомните, пожалуйста, нам эти правила. В прошлом году мы знакомились с подобными произведениями. Давайте вспомним, что вам уже известно об этой литературе. Выполняют задание № 1.
Перед вами слова, вспомните, что они обозначают. Используя слова и их определения, составьте рассказ. Подумайте, как эти термины связаны с темой нашего урока.
Духовная литература, Библия, книга книг, ветхий завет и новый завет, притчи Иисуса Христа, жития. Примерный план ответа:
Духовная литература – это литература, которая вобрала в себя все духовные знания о Боге, мире, человеке.
На что опирается духовная литература?
На священное писание (Библию) и священное предание.
Как вы считаете, почему Библию называют книгой книг?
Потому что эта книга происходит от самого Бога.
По какому принципу Библия делится на новый завет и ветхий завет?
До рождения Иисуса Христа и после его рождения.
Что такое притчи Иисуса Христа?
Притчи – короткие поучительные истории, которые Иисус Христос рассказывал своим ученикам.
Какие жанры духовной литературы вам уже известны?
Жития – повествования о жизни человека, посвятившего свою жизнь Богу, соблюдающего библейские заповеди.
Изучение новой темы.
Учитель: Молодцы!
Предмет нашего разговора сегодня – духовная поэтическая литература, основная цель нашего урока, узнать какова роль молитвы в стихотворениях русских поэтов XIX века.
Но что же такое молитва? Для того, чтобы вы смогли ответить на этот сложный вопрос, давайте посмотрим небольшой видеоролик.
Просмотр видеоролика.
Отвечают на вопросы: Что такое молитва? Для чего мы обращаемся к Богу? Почему так назван фильм? Учитель: Дорогие друзья, вера – это сложный и сугубо индивидуальный вопрос, это нравственный выбор каждого человека. Главное – понимать, что молитва – это не просто обращение к Богу со своими проблемами и желаниями, но, в первую очередь, духовное единение с Богом.
Какая молитва самая главная? Отче наш.
«Отче наш» - первые слова молитвы, которой сам Иисус Христос сам научил своих учеников. Перед тем, как научить своей молитве, Иисус говорит о том, что молиться нужно искренне, не для виду, а полностью уходя от мира в глубину своей души. Молитесь же так:
Отче наш, иже еси на небеси,
Да святится имя твое,
Да прибудет царствие твое,
Да будет воля твоя,
Яко на небеси и на земли,
Хлеб наш насущный даждь нам днесь,
И остави нам долги наши,
Якоже мы оставляем должникам нашим,
И не введи нас во искушение,
И избави нас от лукавого,
Ибо твое есть царство, и сила, и слава
Во веки веков, аминь. В этой молитве лишь все самое важное, самое существенное для всех людей, кем бы они ни были. Учитель: Как вы думаете, а это молитва: "Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас"!..
Что отличает это произведение от настоящей молитвы?
(интонация, рифма). Это стихотворение А.С. Пушкина. Многие факты из жизни А.С. Пушкина свидетельствуют о том, что он часто опирается в своих произведениях на текст Святого писания, на жития святых. Все чаще в его стихах звучат отголоски молитв. По свидетельству Вяземского «он был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их». Таким образом, Библия является не только источником отдельных произведений Пушкина, но и ключом к мировосприятию поэта.
Практическая работа.
Учитель: Молитва – это не только церковное слово или молитва перед иконой. Это переводы, стихи, фрагменты эпоса, картины, иконы (образ молитвы), песнопения.
А.С. Пушкин не единственный поэт, размышляющий в своих произведениях о вечном, о предназначении человека, о вере в нашей жизни. Давайте познакомимся с другими произведениями на эту тему.
Перед вами стихотворения разных поэтов, прочитайте их и выполните следующие задания:
Определите тему стихотворений;
Выпишите ключевые слова;
Охарактеризуйте лирического героя;
Определите, что сближает эти стихотворения.
Выступления команд. Подведение итогов.
Учитель: Как вы считаете, почему разные поэты в разные периоды их жизни обращаются к Богу, приходят к вере?
В жизни человека порой наступают моменты, когда он может полагаться только на себя и на Бога.
Учитель: Подведем итоги нашей работы. Я понимаю, что порой о таких вещах, как вера, личный внутренний мир говорить вслух очень сложно, поэтому я попрошу вас написать несколько предложений о том, как вы думаете, в чем же заключается «неугасающая сила молитвенного слова» и почему многие поэты обращаются в своих произведениях к этой теме?
Домашнее задание.
|