Малые фольклорные жанры в формировании
речи у детей раннего возраста на занятиях
и в повседневной жизни.
С искусством народа мы знакомимся в первой, услышанной в детстве, колыбельной песне. Она наполнена материнской любовью. За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками, прибаутками. Пестушка незаметно переходит в потешку.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, помогает нам установить контакт с ребенком. Многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Мы используем различные потешки в адаптационный период, такие как, например: Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка. Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший!
Ванечка – пригожий!
Работая с детьми раннего возраста прихожу к выводу: организовать режимные моменты, провести игру-занятие, успокоить не в меру «расходившихся» малышей могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные, созданные русским народом в течении веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали-поехали») вызывают у ребенка потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослыми. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит.
Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Любой воспитатель понимает, что сон для малыша необходим. Но как помочь ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир как можно спокойнее? На помощь нам приходит колыбельная песня, ведь она пронизана любовью, нежностью и лаской. Поэтому, когда я начинаю петь, дети даже не понимая многих слов, слушают, успокаиваются и засыпают. Ты собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Мою Катю не буди. Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стал Ванюша крепко спать.
Дети проснулись, впереди умывание и здесь на помощь приходят следующие потешки: Мыли мылом ручки.
Вот такие ладушки,
Ладушки – ладошки. Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели….
Удачно подобранная потешка может помочь во время кормления: Все по стульчикам сидят,
Кашу масляну едят. Прилетели гули,
Коровку подаили,
Молочком напоили.
Время гулять. Но сначала одеваться. Это трудно. А вот с потешками легко, весело: Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошики:
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки,
Вот так хорошо!
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Оденем на ножки
Красные сапожки.
На прогулке наблюдаем за природными явлениями: Ты с морозами пришла. Будет травка гуще. Взойди поскорей,
Освяти,обогрей,
Телят да егнят ,
Еще маленьких ребят. Незаменим фольклор и при организации игр: На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот –
Разобьет весь хоровод.
Чтобы заставить детей двигаться, мы используем такие потешки:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет. Шли по дороге.
Топ – топ – топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке.
Топ-топ-топ-топ.
Топ-топ-топ-топ.
Более сложной формой работы являются фольклорно-игровые занятия. Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают мне активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям. Поэтому они занимают огромное место на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, продуктивным видом деятельности, на занятиях по физической культуре.
«Сорока-ворона»
«Петушок-петушок»
«Наши уточки с утра»
«Лиса по лесу ходила»
«Гуси-гуси, га-га-га…»
Мы учим малышей слушать не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребенка. Среди сказок выделяются три разновидности:
Бытовые («Курочка-Ряба», «Репка» );
Волшебные (чудесные) «Лягушка царевна» - старшая группа;
Сказки о животных: главные герои в них – звери и птицы, наделенные человеческими чертами и действуют как люди («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса»);
Мы используем разные виды знакомства со сказкой: чтение книг, настольный театр, пальчиковый театр, фланелеграф и даже теневой театр. Дети с удовольствием принимают участие в рассказывании сказок.
Наша задача, как педагогов – заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «добро» и «зло», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.
Через сказку, потешку, песенку у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так «Репка», «Огуречик» не обыкновенный предмет, а источник труда человека.
Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию слов.
Использование потешек, скороговорок, считалок дает потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы мы используем при проведении артикуляционной, дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, закрепления произношения появившихся у детей раннего возраста звуков гласных и простых согласных. Потерял пастух ду-ду,
А я дудочку нашла
Пастушку отдала.
Ранний возраст для ребенка – это только начало жизненного пути. И пусть этот путь в самом начале будет освещен солнцем народного поэтического творчества. Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. |