|
Мбоу «Никольская основная общеобразовательная школа» Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры
МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа»
Киселевой Ирины Валентиновны
«Приобщение учащихся к здоровому образу жизни посредствам уроков физической культуры и внеурочной деятельности ». Учителем физической культуры и ОБЖ работаю в данной школе с 2007 года. Общий педагогический стаж составляет 17 лет, стаж работы в данной школе – 8 лет.
В 2010 г присвоена 1 квалификационная категория.
Наличие теоретической базы опыта
С 2007года работаю над проблемой:«Приобщение учащихся к здоровому образу жизни посредствам уроков физической культуры и внеурочной деятельности ».
Уроки физической культуры планирую в условиях 3-х часовой нагрузки в неделю. В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к учащемуся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.
Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.
В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы.
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность проблемы, над которой я работаю, обусловлена тем, что сейчас трудно встретить абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психа -эмоциональные изменения. Главной целью моей педагогической деятельности является, сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности к здоровому образу жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, психологические, физиологические особенности обучающихся, наличие в школе соответствующего инвентаря и оборудования. На уроках руководствуюсь критериями: личная заинтересованность обучающихся, высокая общая и моторная плотность урока, взаимосвязь знаний с практическими действиями, чёткая постановка и выполнение учебных задач, взаимосвязь воспитания и обучения.
Регулярно на каждом уроке применяю игровые методики, здоровьесберегающие технологии, методику мониторинга. На занятиях учитываю интересы и склонности детей, их индивидуальные особенности. В своей педагогической деятельности использую здоровьесберегающий подход. В данном случае предполагается систематическое воздействие на организм школьника, регулярных специально организованных педагогических нагрузок, способствующих физическому и психическому развитию ребёнка. Результатом деятельности по укреплению здоровья обучающихся является снижение заболеваний в школе.
Во все времена здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью. Оно влияет на все сферы человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека в социальную реальность, реализации задуманных им планов, оно - залог активной насыщенной жизни и долголетия. Физические упражнения, используемые на уроках, позволяют «выравнивать» недостатки физической подготовленности обучающихся.
Здоровье - это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ жизни. Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: прежде всего, физическая культура и спорт, активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).
Перспективность моего опыта это, прежде всего, создание нового подхода к уроку физической культуры, базирующегося на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения, использование новых инновационных направлений на уроках физической культуры, которые формируют у учащихся мировоззрение здорового образа жизни, воспитывают культуру здоровья. Для этого организуются самостоятельные занятия со здоровьесберегающей направленностью, ведется большая внеурочная деятельность. Провожу комплексную диагностику физического здоровья учащихся, обрабатываю и анализирую для дальнейшего учебного планирования, результаты довожу до учащихся, их родителей. Все эти технологические подходы, в огромной степени повышают активность в этом процессе самих учащихся, успешно развивают и оздоравливают, достигая при этом высоких результатов в спортивной деятельности учащихся.
Оптимальность и эффективность средств.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. В своей работе применяю разнообразные методы и приемы обучения. Наряду с комбинированными уроками провожу нестандартные уроки с использованием элементов современного урока: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-состязания. На уроках отдаю предпочтение методу круговой тренировки с индивидуальным подходом. Основой этого метода является многократное выполнение определённых движений в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка её изменения и чередования с отдыхом. На таких уроках у школьников формируется устойчивый навык самоконтроля за деятельностью сердечно - сосудистой системы. Большое внимание уделяю внеурочной деятельности. В школе проводятся Дни здоровья, любимое мероприятие, где участвует вся школа. Туристические походы, проводимые в разные времена года, стали традиционными. Проводятся различные соревнования: «Веселые старты», турниры по настольному теннису, шашкам. Ежегодно проводится спортивно-патриотическая игра «Зарница», посвященная Дню Победы и Дню Защитника Отечества. Т.к.школа не имеет собственного спортивного зала, учащиеся посещают различные районные секции .
Педагогическая идея
Основной целью педагогической идеи я считаю создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников. Основной задачей учебной деятельности является:
-комплексная реализация базовых компонентов программы.
-решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.
При отборе содержания руководствуюсь комплексной программой по физическому воспитанию. Моя задача как учителя заключается в реализации базовых компонентов программы. Планируя учебный материал, руководствуюсь следующим:
-учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям программы, целям и задачам урока и ориентирован на конечный результат;
-беру за основу базовый уровень содержания образования, но в тоже время каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных способностей и состояния здоровья;
-обязательно планирую материал.
Именно в этом вижу создание здоровьесберегающего пространства на уроках физической культуры
Результативность опыта.
В результате использования вышеописанных подходов в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- привлечь к здоровому образу жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
- научить учащихся быть более уверенными в себе;
- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;
- повысить качество знаний учащихся.
Уровень обученности по физической культуре составляет 100%. Качество знаний – от 85% до 100%. На каждом уроке уделяю внимание выполнению правил техники безопасности.
Мои учащиеся становятся победителями и призерами районных и республиканских соревнований, как в личном первенстве, так и в командном зачете.
Алямкин Александр- многократный призер районных соревнований. Является призером республиканских соревнований по бегу и спортивной ходьбе , посвященных памяти Героя соц.труда А.А.ПАХОМОВОЙ на дистанции 3км.
Тютякова Олеся- многократный победитель и призер районных соревнований. Является призером республиканских соревнований по бегу и спортивной ходьбе, посвященных памяти Героя Советского Союза М.П.ДЕВЯТАЕВА на дистанции 1км.
Карпушов Вадим- многократный победитель и призер районных и республиканских соревнований по настольному теннису. Является призером летней детской и юношеской спартакиады по теннису на призы ООО«Газпром трансгаз Нижний Новгород» г.Нижний Новгород.
Якин Николай- призер по тайскому боксу в республиканских соревнованиях. Так по результатам этих побед школа заняла в районном первенстве : «Спартакиада здоровья»:
«Спартакиада здоровья-2009»-3 место
«Спартакиада здоровья-2010»-3 место
«Спартакиада здоровья-2011»-3 место
«Спартакиада здоровья-2013»- 2 место
Спортивные достижения в зачет «Спартакиады здоровья- 2013»
по 3 группе
I место в районных соревнованиях по настольному теннису, посвященных памяти Героя Советского Союза Г.Е.Резяпкина
III место в районных соревнованиях «Чудо-шашки»
II место в районном первенстве по мини-футболу, посвященном памяти Героя Советского Союза П.Т.Павлова
I место в районных соревнованиях «Веселые старты»
III место в районных соревнованиях по лыжным гонкам, посвященных памяти Героя Советского Союза маршала С.Ф.Ахромеева
II место в районной легкоатлетической эстафете 10*1000м, посвященной памяти ЗРФК, МС А.С.Грачева
III место в районных соревнованиях по легкой атлетике
II место по «Спартакиаде здоровья-2013»
3 место в районных соревнованиях «Аты-баты, шли солдаты…» по 2 группе
Спортивные достижения учащихся-2014г
Районный открытый турнир по настольному теннису
1 место-Карпушов Вадим(2000 и мл)
2 место –Сетяев Алексей(2000 и мл)
3 место –Чернышов Андрей(1999-97)
2 место- Тютякова Олеся (1999-97)
Спортивные достижения в зачет «Спартакиады здоровья- 2014»
I место в районных соревнованиях по настольному теннису, посвященных памяти Героя Советского Союза Г.Е.Резяпкина
II место в абсолютном первенстве по настольному теннису
II место в районных соревнованиях «Чудо-шашки»
II место в абсолютном первенстве по шашкам
Спортивные достижения учащихся-2014г
Районный турнир по настольному теннису на призы Торбеевского ЛПУ МГ –филиала ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» :
1 место-Карпушов Вадим(2000 и мл)
2 место –Сетяев Алексей(2000 и мл)
1 место –Чернышов Андрей(1999-97)
Абсолютное первенство:
1 место-Карпушов Вадим
3 место –Чернышов Андрей
Летняя детская и юношеская спартакиада по теннису на призы ООО«Газпром трансгаз Нижний Новгород» г.Нижний Новгород
2 место –Карпушов Вадим
3 место в районных соревнованиях «Аты-баты, шли солдаты…» по 2 группе
Спортивные достижения в зачет «Спартакиады здоровья- 2015»
II место в районных соревнованиях по настольному теннису, посвященных памяти Героя Советского Союза Г.Е.Резяпкина
III место в абсолютном первенстве по настольному теннису
II место в районном первенстве по мини-футболу, посвященном памяти Героя Советского Союза П.Т.Павлова
III место в районных соревнованиях «Веселые старты»
Спортивные достижения учащихся-2015г
Районный открытый турнир по настольному теннису ,посвященный памяти тренера-преподавателя ДЮСШ А.Г. Воробьева
2 место-Карпушов Вадим(2000 и мл)
3 место –Сетяев Алексей(2000 и мл)
Открытое первенство по тайскому боксу «Открытый ринг» г.Саранск
2-место –Якин Николай(2002)
Наличие приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися
Презентация: « Физическая культура- здоровые дети» представлена на сайте школы и на сайте http://nsportal.ru/kiselewaiw |
|
|